Гобелены Людмилы Афониной из Опалихи

      Впервые гобелены поразили моё воображение почти тридцать лет тому назад. Это было в Вильнюсе во Дворце художественных выставок: тканые конструкции, насыщенные цветом и фантазией художников, были выполнены литовскими мастерами.  Гобелены   прикреплялись к потолку, разделяя помещение на отдельные пространства,  и композиционно связывались  со светильниками и люстрами.

      Нет, конечно, я  и раньше видела громадные шпалеры  фламандских мастеров, хранящиеся в Эрмитаже. По художественному замыслу они не уступали живописным произведениям, служили картинами, скрывающими холодные каменные стены замков.   В те времена картоны (эскизы в натуральную величину) выполнялись великими художниками. Так, известны картоны к ватиканской серии шпалер «Деяния Апостолов», написанные Рафаэлем. Материалом могла служить   шерсть различных оттенков, шёлк, иногда - золотая или серебряная нить. Гобелены с золотой нитью я встречала в музее Краковского королевского дворца.

      Шпалеры - безворсовые настенные ковры с сюжетными композициями - стали изготовлять в Европе в ХI-ХII веках. До сих пор ценятся работы ткачей Франции из Королевской мануфактуры гобеленов в Париже, названной по имени известных ещё  с ХV века красильщиков и ткачей Гобеленов.

     В 1716-1717 годах была основана первая русская шпалерная мастерская. Талантливые русские ткачи изготавливали шпалеры на самые различные сюжеты: батальные сцены, например, «Полтавская битва», портреты, декоративные композиции и т.п.

      Знаю, что  московские мастера и сегодня ткут сюжетные безворсовые плоские гобелены. В культурном центре «Красногорье» увидела украшавший сцену гобелен, который поразил меня.  Он был выполнен в русском национальном стиле. Автор  изобразил мать с ребёнком. Они стоят на земле, вокруг поле с растущим льном и берёзовая роща. Земля с проросшими в нее корнями. У женщины в руках   полотенце, на котором хлеб, соль. Всё это пронизано светом и одухотворено талантом. Гобелен, как я узнала позже, назван художницей «Пусть берёзы украшают землю, а не могилы павших сыновей». Вот такой философский подтекст у этого поэтического гобелена.

      Я заинтересовалась автором гобелена, и мне представили  женщину, скромно сидящую в зале. Так началось моё знакомство с талантливым художником, трудолюбивым человеком, искусным мастером, который изготавливает гобелены по своим эскизам.
               
      Это жительница Опалихи Людмила Романовна Афонина. Мы легко перешли на «ты», что со мной происходит крайне редко. Видно, встретились родственные души.

      Людмила Романовна училась в Московском полиграфическом институте и одновременно посещала вечерний класс   графики   Суриковского института. Изготовлением гобеленов она увлеклась давно.
      У Людмилы Афониной  уже более десяти  полотен, выполненных в разнообразных техниках.
       Искусный мастер выполняет около одного квадратного метра шпалеры в год. Эта работа требует от ткача высокого мастерства, чувства цвета, знания рисунка и большого художественного вкуса.

      И вот, наконец, смотрю   работы Л. Афониной. Я была потрясена, глядя на них. Поверила  рассказу Людмилы, что женщина, пережившая горе, увидев один из её гобеленов, опустилась на колени перед художницей.

       Гобелен «Волна» выполнен в пастельных тонах.  Как-будто стоишь на борту брига, а панораму моря скрывают канаты и снасти. Набежавшая волна  сейчас захлестнёт парусник. Жёлтое солнце, совсем как у М.К. Чюрлёниса  на картине «Соната солнца», окунулось в воду. В небе парят птицы: белая и чёрная, олицетворяющие борьбу двух начал. Кажется, слышишь музыку из симфонической поэмы «Море» литовского композитора.

      Небольшой гобелен «Вечность»: из чёрного небытия зарождается жизнь, и  цветовая гамма меняется на солнечную и радостную. Ребёнок, как символ жизни, тянется к матери. Плоскостная живопись тканого полотна сочетается с объёмным решением пространства за счёт разной техники узлов, и гобелен наполняется воздухом и светом.

      На другом гобелене чёрная и страшная ночь,  перепуганные дети склонились над водой, отражающей одинокую луну. Кажется, вода сейчас выплеснется на нас. Оторопь сковала детей: один из них тянется к воде, другой застыл в страхе, третий  в ужасе оглядывается. Может быть, на этом гобелене художница отразила   наши детские страхи.

      Гобелен «Рябиновый звон» радостен и возвышен. Решён он в красно – бордовых тонах. На полотне изображены ветки красной рябины в открытом окне, на фоне куполов московских церквей. Золотая осень, паук сплел паутинку в окне. И тоненькие её нити тянут взгляд за собой  вдаль, дорисовывая перспективу.   

     В другой работе Людмила  Афонина доходит до философских обобщений, показывая нашу маленькую и беззащитную планету на крыльях громадной белой птицы. В абрисе земли Мадонна, склонившаяся над ребёнком, поля и леса, вода и воздух – наша жизнь. «Берегите её, люди», - говорит нам скромная женщина – художница Л.Р. Афонина.

      Хочется  продолжать  описывать   её   работы,  но  ещё  лучше  их
смотреть. К сожалению, выставок в полном объёме, показывающих творчество талантливого художника - нашего земляка, было не так уж много. Ведь у  неё  не только  гобелены,  но и  графика, монотипии, росписи по дереву и т. д.               
               
               
 
      От акварели «Хризантемы» может закружиться голова, словно оказываешься в водовороте этого видения.   Лист бумаги для художницы - это пространство и глубина для будущей картины.
     От гобелена «Лесная фантазия» (автопортрет) невозможно отвести взгляд. Из лесной заросли выглядывает женское лицо с глазами–озёрами. Завораживающий взгляд следит за тобой, взгляд художницы-колдуньи.

      Людмила Романовна не продаёт свои гобелены. «Это мои дети.    Я не могу с ними расстаться», - говорит она.

     Э.А. Бурдель, французский скульптор, писал: «Материал - это сущность. Необходимо мыслить в камне, гипсе, бронзе, в том материале, которому ваша мысль должна придать форму…». Мысли и руки Людмилы Афониной при ткачестве придают своеобразную форму нитям, используя при этом узлы, подчас собственного изобретения. Каждый её гобелен - это процесс познания и самовыражения. Таким образом, она раскрывает свой внутренний мир, несёт людям красоту, нежность своей души, тревогу и озабоченность. Почти на каждом гобелене - дети.
             
     Я была в гостях у Люды. Однокомнатная квартира. Комната эта и столовая, и спальня, в которой лежит очень больная и старенькая  мама. Здесь же мастерская. Удивительно, что в таких условиях создаются оригинальные художественные произведения. Её мама сказала: «Люда тихо родилась и так же тихо живёт».

     Производство гобеленов – процесс трудоёмкий. На один гобелен, даже небольшой, уходит у Люды, как правило, год. Сейчас на стене натянуты нити - основа для новой работы. Они заняли половину стены. Красочный картон – эскиз уже готов. Я сама пыталась делать гобелены и знаю, что это достаточно вредная для здоровья работа,  связанная с выделением   ворсовой пыли от нитей.

     Хотелось бы, чтобы нашёлся меценат или спонсор, как принято сегодня говорить, а  может, руководство района поможет художнице с организацией мастерской.
      Уверяю вас, что меня никто не просил об этом обращении. Это стон моей души.

     Так хотелось написать гимн   творчеству, да вдруг завязла в быте.   2003 г.


Рецензии