К юбилейной выставке нижегородской художницы

          Вера Тимченко - член Союза художников России с 1990 года  и Международной Ассоциации изобразительных искусств (ЮНЕСКО).

        Родилась  на Дону, в деревне  Засосенка Липецкой области.  Закончила Лебедянское педагогическое училище, а затем  в  1965 г. -   художественно-графический факультет ЛГПИ   им. Герцена. Живет и работает в Нижнем Новгороде.

       Художнице подвластно многообразие техник:  графика - пастель, акварель;   живопись, в том числе на коже  и горячая эмаль, которую художница освоила недавно.   
   
       Вера Тимченко обращается  к родным корням, так рисунок "Кружевница" - это портрет матери, а  на акварели "Река Сосна"  -  малая родина художницы. Мы видим   пейзажи Нижнего Новгорода  -  пастели "Волга",  "Стригино" и "Улица Пешкова" (холст, масло).

       Работы  Веры Тимченко  это поэзия, выраженная то в нежнейших спокойных, то ярких, возбуждающих красках. Поэтичны названия полотен «Фея сирени», «Звуки музыки», «У зеркала», «Улыбка осени», «Надежда лета». 
       Глядя на работу "Голубая роза" (пастель)  невольно вспоминаешь  объединение художников, отразивших эстетику символизма  в начале прошлого века,  с таким  же поэтичным названием и  о выставке   1907 года "Голубая роза", в которой приняли участие С. Судейкин,   М Сарьян,  П. Уткин и другие.   Это они выплескивали на полотно   эмоции и душевные переживания и стали,  по сути,  предтечей авангарда.   В творчестве Веры Тимченко каждая картина чувственна и трепетна: натюрморт, портрет, пейзаж -  всегда  всплеск эмоций.
   
       На  картине «Воспоминания»  чистота белых цветов выделяется  на красочном фоне, женский лик в картине  «За облаками» -  как прекрасный  цветной сон,  а «Аромат осени» - насыщенная краска сочной мякоти арбуза перекликается с букетом красных цветов.  У художницы  сочетается лирическое восприятие  мира с экспрессивностью  письма.

       Долгие годы Вера Тимченко жила в Казахстане. И естественным образом  экзотический горный край переместился на пейзажи - "Аксайское ущелье", "Талгарский заповедник" и другие картины.

       Портреты её  психологичны.  Суров  и прекрасен  облик волжанки в одноименной пастели!
       В портрете «Памяти Марины Цветаевой» (пастель, бумага) -   напряженная  поза поэта  и  нарастающее  предвкушение трагедии.
       «Сюжет надежды» (пастель) - портрет молодой Риммы Казаковой, любимой поэтессы  художницы. Светящийся изнутри возвышенный образ поэтессы доведен до   психологического обобщения.  В 2000 году художница выпустила буклет  своих работ, сопровождая их стихами   поэтессы. Весной 2008  года произошла долгожданная встреча художницы с поэтессой.  Римма Казакова пообещала придти на уже планируемую тогда выставку Веры Тимченко, чтобы посмотреть  ее работы и свой портрет.  Его она так и не увидела,  не успела…   неожиданно ушла  из жизни. 

        Натюрморты художницы  это желание показать возможности разных направлений:   пастель  "Раки" - в стиле  кубизма, яркие бескомпромиссные краски и жесткие прямые линии, а натюрморты с букетами, отражающие сиюминутными впечатлениями  от цветовых переливов  и ароматов цветов, ближе импрессионизму.
      Небольшие эмали - предмет нового увлечения художницы "Раки" и "Незнакомка" приковывают внимание яркостью и  внутренним свечением.

      Хочется обратить внимание на философскую направленность отдельных работ автора. Интересны её композиции на философские темы - серия работ "Путь наверх","Из века в век"  и др.
      Интересны  монотипии художницы. Так,  на триптихе "Невесомость"  завораживают образы,  возникающие по воле художницы из сплетения цветовых пятен и необузданности линий.    Невозможно оторвать взгляд от полотна  в поисках все новых и новых  видений, всплывающих из    небытия. Хочется созерцать и созерцать...

       Кстати, во время моего пребывания в Н-Новгороде, в Художественном музее Кремля проходила выставка контемплятивной  живописи (contempl - созерцание) объединения художников, созданного в 2003 году в Гамбурге. Сегодня они воспринимаются как новый, спустя столетие,  виток авангарда - созерцание цветовых пятен, объединенных под философскими сентенциями авторов. 

       А монотипии Веры Тимченко, на самом деле,   располагают именно к созерцанию...
       Работы Веры Тимченко находились в Риме на открывшейся 20 сентября 2007 года выставке «Художники за мир в Европе», посвященной  Св. Анастасии, родившейся в           г. Сремска Митровица.  Эта выставка также экспонировалась в Сербии и Белграде. 

       Начиная с 1977 года  В. Тимченко участница более ста выставок  в России и за рубежом (при этом 30 персональных),  Международных выставок,  ряда персональных выставок в городах:  Алма-Ата 1990, 1993, 1999 г.г., Нижний Новгород  2000, 2002, 2004, 2005 г.г.,  выставка "Большая Волга"  Ярославль 2003 г.;    "Золотая палитра" и Единение" 2007 г.; Москва и Александров  2007 г.  совместно с Валерием Колесовым «Сюжет Надежды, Веры и Любви» (живопись),   Москва 2008 г.; в   клубе «Жизнь замечательных людей» под названием  «Весеннее настроение», Москва  2008 г.; выставка "Поэзия русской усадьбы", Москва  2008 г.; Всероссийская художественная выставка "Наука  и космос на службе мира", Рязань 2011 г.;  Международная выставка,  Москва, ЦДХ 2013 г.

        Её картины находятся в частных и корпоративных  коллекциях в нашей стране и за рубежом,  в музеях городов: Москва, Нижний Новгород, Александров, Ярославль (Россия), Алматы (Казахстан),  Лекио (Италия),  Вашингтон (США).

 На стене мастерской многочисленные благодарности, в том числе в 2012 году благодарность Министра культуры  РФ "за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу".

       Три ночи, проведенные в мастерской художницы - это шелест листвы на её  пейзажах, несмолкаемый  шепот людей на портретах, ароматы фруктов и цветов на натюрмортах,  таинственное  всхлипывание лампы дневного света среди ночи (оказалось, просто, неисправна) и непостижимое  таинство творчества.... Непостижимое таинство...

                12. 10. 2013 г.


Рецензии