Дым - библейские образы и этимология

Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный ДЫМ
Столбом восходит голубым
Евгений Онегин. А.С. Пушкин


Дым в древнем мире воспринимался как продукт горения древесины (ежедневный процесс – приготовление пищи, обогрев жилища), чтобы дерево загорелось, его нужно нагреть до температуры воспламенения, источником тепла служить что-либо еще, способное быстро воспламеняться и нагревать древесину до режима горения  (сухая трава или лучина - растопка). Когда температура достигнет 120-150°С - происходит обугливание дерева, с образованием самовоспламеняющегося угля, при температуре 250-350°С, начинается термическое разложение древесины на составляющие. На поверхности дерева появляется видимый обугливающийся слой, который начинает тлеть (гореть без пламени), при этом из обуглившегося слоя начинает выделяться белый (бурый) ДЫМ. Наличие дыма говорит о том, что поверхность древесины уже прогрелась, и началось ее разложение на газообразные составляющие, белый  ДЫМ  - продукты термического разложения древесины, с дозой ВОДЯНОГО ПАРА.

Горение древесины связано со многими факторами, главными являются: ее ВЛАЖНОСТЬ (при горении на влажном дереве образуются пузырьки влаги), мощность внешнего источника нагрева и плотность материала дерева; легкая, пористая ольха и тополь воспламеняются быстрее, чем древесина дуба. Сплавная древесина имеет влажность 70% и практически не горит, свежесрубленная - 33-50% влажности и трудно воспламеняется, необходимо израсходовать дополнительное количество теплоты на испарение воды, таким образом, водяной ПАР (белый ДЫМ) естественный процесс при сгорании древесного топлива.

1) А как воспринимали ДЫМ на русском ономастическом пространстве?

а) Словарь русского языка XI-XVII., Академия Наук, М., 1977
ДЫМЪ, м. 1. Дым. И взиде дымъ от студенца яко дымъ пещи великы горяща.
Апокал., 43. XI I в. … || Пар, испарение. Вышеноснии же суще дыми (и) воздухообразьни, на высоту идаг въ главная места въместяться. Пч., 257. XIV—XV вв. со XIII в.
2. Очаг, дом, двор как окладная единица.  И реша козари: платите намъ дань. Съду-
мавше (же) поляне и вдаша от дыма мечь. (Пов. врем, лет.) Лавр, лет., 17. 

б) Словарь Академии Российской 1789 г. (то же в Словаре…1847)
ДЫМЪ. 1. Густой ПАР исходящий из веществ горящих… От сырых дров густой ДЫМ бывает… 2. В Святом Писании значит иногда ПАР, бывающих от влажных тел, когда они по какой-нибудь причине нагреваются. Взыде ДЫМ от студенца. Апокал. 9:2,3.

В примерах древнерусского летописания  и в просвещенных толкованиях  XVIII-XIX вв. очевидно просматривается связь с иудеохристианской религиозной литературой (её образами), понятие ДЫМЪ отчетливо связывают с понятием ПАР. 

2) Существующая этимология
а) Викисловарь, ДЫМ
Значение - возникающая в процессе горения летучая субстанция, которая распространяется в воздухе, мешая видеть и дышать; множество мелких твёрдых частиц, находящихся во взвешенном состоянии в воздухе или другом газе, обычно выделяющихся в процессе горения и делающих воздух непрозрачным.

Этимология по Максу Фасмеру
Ближайшая этимология: род. п. дыґма, укр. дим, др.-русск. дымъ, ст.-слав. дымъ kapnТj (Супр.), болг. дим, сербохорв. ди?м, словен. dim, род. п. diґma, чеш. dyґm, слвц. dym, польск., в.-луж., н.-луж. dym.
Дальнейшая этимология: Родственно лит. dіґmai мн. "дым", лтш. du~mi, др.-прусск. dumis, др.-инд. dhіmaґs "дым", лат. fіmus -- то же, греч. quЇmТj "мужество, страсть", д.-в.-н. toum "дым, туман, пар"; см. Бернекер 1, 250.

б) В других толковых словарях – аналогично.

в) Обобщение и вывод
Макс Фасмер не объясняет ПРОИСХОЖДЕНИЕ понятие ДЫМ, а лишь перечисляет территории, где оно применялось примерно в одно и то же время.
Вывод
Проверить понятие Дым на связь с терминологией иврита и образами иудаизма (материнской религии).

2) Метод
Приведем термин ДЫМЪ  в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – ДЫМЪ = ДЫ+МЪ.
Как произносилась конечная русская буква «Ъ» ЕР исследователи не знают, версии гласят, что в старославянском языке она звучала как О, а с XII века не обозначала никакого звука.
В древней кириллической  и церковнославянской азбуке буква Ы носит название еры (ц.-сл.), смысл которого неизвестен, предполагают, что обозначала звук Й, И различной долготы. Гласная буква "Ы"  составная, считает Лев Успенский (По закону буквы, М., 1978) = Ь (е) + I (и); эти данные он видимо почерпнул из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (ст. Ы): «Ы — двадцать восьмая буква русской азбуки, восходящая к старославянскому (древнеболгарскому) кириллическому составному знаку   (ер (е) + и, откуда и древнее название ее еры)».

Если исходить из догадки Льва Успенского и Сергея Булича (автор ст. в ЭСБЕ, 1859-1921) то тогда термин ДЫМЪ принимает форму – Д+Ь (е)+I (и) + М +Ъ (без звука) = ДЕ +ИМ, что есть подобного в иврите?

Читая слово слева направо и манипулируя знаками, мы не получим никакого результата – бессмыслица, но стоит нам прочесть слово наоборот – справа налево, сразу же «проявляется» связь с понятиями иврита – у термина появляется СМЫСЛ.

3) Этимология иврита и библейские  образы

ДЫМ = ДЕ+ИМ = наоборот МИ+ЕД.

а) МИ = ивр. МЕИ воды (и в составных понятиях), от МАИМ вода

Бытие 7:7: «И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод (МЕИ) потопа».

Бытие 7:10: «Чрез семь дней воды (МЕИ) потопа пришли на землю».

Числа 8:7: «а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою (МЕИ)», и т.д.

б) Иврит - ЕД, ИДА  газ, пар, парообразование.

Бытие 2:6: «но пар (ЕД) поднимался с земли и орошал все лице земли».

Таким образом, проанализировав русское понятие ДЫМЪ, мы пришли к выводу, что оно является транслитерацией (перевод термина с одного алфавита на другой, отличный) двух корней иврита прочитанных наоборот – ДЫМ = ДЕИМ = МИ+ЕД = МИ вода + ЕД пар; т.е. ВОДЯНОЙ ПАР.

Термин был сформирован неизвестными нам  лингвистами IX-X вв., которые очевидно были евреями, понятие «сложено» на основании библейских образов, терминологии иврита, знания  физических и химических (алхимических) законов. В русском языке (и прочих) является – ИСКУССТВЕННО созданным словом, его распространению могла способствовать только мощная идеологическая организация – христианская церковь, через богослужебную литературу и своих представителей на местах – священников, пропагандистов слова Божьего.


Рецензии