Полосатый рейс

Часть I

Дело было лет пятнадцать назад. А может и семнадцать.
Я девочкой гостила у бабулек на Кубани. У меня много родни в станицах. Так вот, уже под занавес лета начали мои дядья собирать арбузы. У них была бахча километров за двадцать от станицы. Взяли они меня за компанию в свои Жигули-"копейку".
Приехали. Набрали самых спелых арбузов. Загрузили полный багажник да так, что крышка не закрывается. Сняли заднее сидение и туда под крышу. В ноги переднего сидения тоже несколько штук. Села я справа поджав ножки, а один из дядек за руль и поехали. Другой остался на бахче со сторожем.
Едем в Краснодар. Там надо арбузы у родственников разгрузить. Вечереет. Машина смотрит фарами в небо. Дорогу если вытянуть шею можно разглядеть немножко.
Вдруг завиляли и прямиком к обочине. Дядька тормозит, а арбузовоз останавливаться не хочет ни в какую. Так и заехали правыми колёсами в канаву.
Но не перевернулись. Ангел вовремя прилетел.

Оказывается, лопнуло заднее колесо. То ли от перегруза, то ли от прокола.
Вышли. Совсем смеркнулось. Тьма вокруг египетская. Машина лежит на пузе на откосе обочины.
Что делать? Мобильники ещё тогда были не у всех.

Дядька решил сначала попробовать поддомкратить авто и сменить колесо. Достал гидравлический домкрат. Подкопал, пристроил и качает. А машина не поднимается. Когда до упора накачал, то понял, что домкрат в авто ушёл полностью. Вместе с железом. И торчит как пятая нога.
Начали разгрузку полосатиков. Прямо в канаву. А их дофига оказалось. В общем умаялась я.
Жигули дяденька поднял, колесо таки снял. Но запаску-то он оставил на бахче...
Приключения начинаются... Вокруг не видно ни зги. Отчасти ещё и потому, что дорога даже не асфальт, а простая просёлочная с покрытием из тончайшей кубанской пыли. И эта пыль после проезда авто висит в воздухе ещё полчаса, покрывая всё толстым-претолстым слоем пудры.

А до Краснодара километров сорок, а до бахчи примерно десять...
А вокруг поля, лесопосадки и стрекотуны вовсю заливаются. Звёзд из-за висящей в воздухе пыли почти не видать. Зато хорошо слышно как лягушки занимаются горловым пением в соседних лужах.

Часть II

Разрезал дядя один арбуз на скибки (дольки). На газетке разложил. Сидим. Едим. На зубах пыль скрипит. Ну и к сладким местам на лице и руках прилипает.
"Хорошо, - думаю, - что не день и мухи спят".
Как говорится "не поминай чёрта к ночи"...
Из пыльной темноты выныривает автотазик марки ВАЗик с орущей музыкой.
- Шуганись в посадку, - говорит дядька.
Я бегом в кусты акации. Заодно подол сарафана о колючки порвала. Аж трусы видать.
Сижу на корточках, сквозь кустики на действо гляжу.
Дядька о чём-то говорит с мужчинами из авто. Разговор явно не напряжённый. Смеются. Потом водитель выходит из машины и достаёт из багажника запаску. Помогает дядьке её поставить.
Из машины вышли ещё трое. Чернявенькие такие, смуглые. В свете фар и переноски плохо видно.
Я сижу в кустиках. Как зайка трусишка. Жду что будет дальше.
Смотрю - мужики набрали бурьяна и закидали наши арбузы в канаве. Садятся в свою машину.
Дядька кричит:
- Сашка, выходи!
Я осторожненько выбираюсь из акации. Попутно ещё раз поцарапавшись.
Сажусь в авто.
- Сашка, сейчас поедем к цыганам.
Я как-то напряглась. Сразу вспомнила всё что знала. Хорошего почему-то в памяти не было.
- Не бойся. Я их хорошо знаю. Это оседлые. В Старолеушковской живут. Колесо нам дали. Но надо с ними поехать. Нельзя отказывать раз приглашают.
Ну знакомые так знакомые. Хоть умоюсь. А то лицо и руки липкие от арбуза.
В общем едем. А ночью на Кубани да без фонарей куда едешь только по автопилоту можно понять. А где он в Жигулях? Короче, дядька идет "по приборам" вслед за проглядывающими впереди в пыли фонариками цыганской кибитки.
Въезжаем в станицу. Петляем немного и сразу во двор вслед за проводниками. А вокруг много народа. И все как на подбор арийцы из Индии. То есть ромалы.
Дети, женщины окружили, галдят, смеются. Дядька к мужикам подошёл, курит. А меня схватили за руки, потащили в дом. Подтолкнули к зеркалу...
"Мамочка родная! Ну и ну!"- из зеркала на меня смотрела смуглая всклокоченная оборванка. Мордаха в потёках и покрыта пылью, волосы торчат и серого цвета. Сарафан порван, руки в царапинах.
Все вокруг смеются и теребят меня. Но весело, не зло.
- Как зовут? - спрашивают, - ты не рома?
- Саша, - отвечаю, - нет, казачка.
- Да ладно, не верим. Кто у тебя рома был в родне?
В общем женщины повели меня в душ. Летний. На улице. Дали с собой полотенце и какую-то одежду. Блузку и длинную юбку.
Помылась быстрёхонько, причесалась пятернёй. Надела блузку и юбку. Сарафан в комочек смотала. Выглядываю через щелку.
А на дворе свет горит, все суетятся, столы расставляют. Беготня.
Вижу дядьку своего в окружении мужчин. Я к нему. Он тоже умыт.
- Слушай, - говорит, - у них завтра свадьба. Готовятся. Это дом невесты.
- Может домой поедем? - я ему.
- Нет, надо с утра наше колесо починить, им их запаску отдать, машину подварить. А сейчас все не работают. Остаёмся. Тебя с девчонками спать положат. А я в машине. Нашим позвонил. Они в курсе.

Ночь - полночь. Окружили меня девчонки примерно моего возраста. Галдят, расспрашивают. Я им рассказываю про себя. Они про то, что завтра свадьба. Невесту приедут выкупать. А вся свадьба дня три будет.
- Оставайся, - говорят, - Скажем, что ты наша дальняя родственница. Ночью приехала.
Уговаривают остаться. Видно им интересно стало, девчонкам. Обычные, весёлые. Хохотушки. Говорят, что я внешне за цыганку сойду - смуглая, кареглазая. Тёмненькая.
- Петь умеешь? - спрашивают.
- Да, и на гитаре играю.
Немедленно суют гитару. Я училась в музыкальной школе по курсу семиструнной гитары и на так меня не возьмёшь. Пою "Нанэ цоха" из "Табор уходит в небо".
Восторг в публике полный. Но вижу шепчутся на меня поглядывая.
- Врёшь, - опять говорят, - рома ты! Есть хочешь?
- Ну рома, так рома, - говорю... - спать хочу!

Ладно. Постелили на полу в комнате летнего домика матрасов, одеял. Простыни, подушки. Наверное девчонок восемь включая меня расположились. Шепчутся, хихикают. А я уже в сон уезжаю... Из открытых окошек слышен гомон со двора. Готовятся.
Заснула. Вдруг пихают меня в бок. Хихикают.
- Жених твой пришёл!
Вижу в окошке торчит кудрявая мужская голова. В темноте лица не видно.
- Саша! - говорит при всех, - иди за меня замуж!
Что делать? Ведь "оженят"! Я вообще-то подумала: заорать? А смысл?
Схватила свой тапок и зафинтилила в голову. Голова исчезла. Девчонки одобрительно захихикали.
Угомонились, наконец заснули.

Часть III

Разбудили меня девчонки ни свет ни заря. Нашли мой тапок под окном. Посмеялись. Быстро умылись. Собрали все постели, под руководством взрослой цыганки убрали всё на место и стали завтракать. А едят у цыган женщины отдельно от мужчин. Ничего специфического на завтрак не было. Салат, правда, был замечательный, вроде "лутика" называется, и овощное рагу. Хлеб, чай. Пирог с яблоками. Всё очень чисто и опрятно. Вымыто и блестит.

Пошла искать дядьку. Оказалось, что он уехал чинить машину и колесо.
Что делать? Спросила у девчонок. Они говорят: "Помогай!". Да нет проблем.
Стала с ними столы накрывать, ложки-вилки раскладывать. А время ещё раннее - шести утра нет.
Пока работали девчонки мне нашептали, что на цыганскую свадьбу чужих не зовут. Не принято. Но они с тётками договорились, что я как-бы родственница. Тем более, что в блузке и длинной юбке я совсем своя, смуглявая (загорела потому что дочерна за лето).
Короче, невесту в доме готовят к выданью ближайшие родственницы и подружки. Ей, оказывается, примерно столько же как и мне лет пятнадцать. В ЗАГС пойдут позже, а сейчас невеста окончательно переезжает в дом жениха.
Ну вроде со своей работой управились, сидим на лавочках.  Женщины постарше на кухне возятся - мясо готовят. Трещим. Я им про себя подробнее рассказываю, они - про жениха и невесту. Про обычаи.
Цыгане на Кубани православные, поэтому благославляют и жениха и невесту иконами родители. Основная свадьба - в доме жениха. Там самые главные гости и подарки туда носят. А в доме невесты вся родня с её стороны.
За невесту дают семье выкуп. Суммы разные, но на эту свадьбу родители жениха решили не деньги, а дом подарить. Кирпичный. Сумма немалая.
Тут подходит цыган и говорит:
- Девушка, пойдём со мной, баро зовёт, - показывает на бородатого дядечку, который с мужчинами покуривал трубку в тенёчке. Баро - это самый главный и уважаемый в таборе. А есть ещё типа барон типа цыганского короля. Но он в Краснодаре живет.
Оглядываюсь на девчонок: "Иди, иди!" - машут руками.
Ну подхожу:
- Здравствуйте, - говорю.
- Здравствуй, Саша. Что ж не рассказываешь о себе? Говорят у тебя цыганская кровь есть? Поёшь хорошо?
Ну зачем мне врать. Стою, рассказываю всё как есть.
- Принесите гитару, - говорит, - спой и мне.
Присела рядышком на маленькую табуреточку, взяла гитару и сбацала им весь свой цыганский репертуар из "Табора..."
Наверное удачно.
- Знаешь, Саша, а когда за невестой приедут споешь им "Нанэ цоха" и "Дуй дуй".

Я понимаю, что это большое доверие и в общем-то честь для меня. Конечно же не отказываюсь.
- Но вот, - говорю, - танцевать я не умею по-цыгански.
- Ты, главное пой, дочка, а сплясать мы и сами можем, - улыбается.
Я собралась отойти, но он пальцем к себе поманил.
- Тут, - говорит баро, - один наш рома на тебя глаз положил. Но не бойся. У нас не положено так жениться.

Немного успокоилась. Мне показали место, где я должна на гитаре играть. На крылечке. Цыганку ко мне приставили. А весь дом уже цветами украсили, шариками и лентами.
Вот все загалдели по-своему: "Едут, едут!"
Все высыпали за ворота на улицу. Я стою на крыльце с гитарой как приклеенная. Волнуюсь ужасно. Аж в туалет захотелось. А нельзя.
С крыльца вижу - подъезжает бричка, запряжённая двумя белыми лошадьми. Круто. Вся в лентах. Гривы тоже украшены лентами и цветами. В бричке парни в костюмах. Аж блестят от красоты.
А толпа их в ворота не пускает - наверное выкуп требует. По-своему кричат. Парни деньги в толпу кидают. Им что-то говорят и пропускают.
Тут ко мне двое парней с гитарами подходят. Они в жениховом кортеже были. Шепчут: "Мы подыграем, давай пой".
Ну что делать. Надо изображать театр "Ромэн"...

Начала играть и петь... Парни классно подыгрывают. Видно всем понравилось и приплясывая окружили крыльцо. Отыграла я свой репертуар - две песни. На крыльцо родители невесты вышли. Жениха в дом позвали. Через некоторое время он вышел об руку с невестой. В белом платье. Точно моего возраста. Но гораздо цыганистей на внешность.
Парни сами что-то играют. Народ кричит, радуется.
Родители вынесли из дома икону , покрытую рушником, благословили молодых. И всех за стол приглашают.

Молодых - за отдельный, мужчины все перед ними сели. Женщины - за стол в сторонке. Девчонки и я кучкой за женским столом стоим.
Но не все сели. Много женщин бегают, еду приносят горячую. Мужчины тосты начали говорить. Приехали ещё музыканты. Со скрипкой и флейтой. Наёмные. Музыка играет.
Пляски начались. Меня тоже снарядили помогать у столов. Совсем своя стала.
Так посидели часа два. Начали собираться к жениху.
Под музыку посадили молодых в бричку. С ними баро поехал. Следом - куча разных машин. В основном белые иномарки.
Немного поутихло. Но часа через полтора стали приезжать родственники невесты и снова рассаживаться за столами.
Свою свадьбу допразднывать. Я обратила внимание, что откровенно пьяных не было никого.

Тут смотрю и мой дядёк образовался.
Подхожу. Он уже "принял". Но немного.
- Щас, -говорит, - за нами приедут.
- А арбузы где? - спрашиваю.
- Я их подарил на свадьбу, - отвечает.
Смех да и только. Рассказывает, что пока ему машину ремонтировали он на "Газели" сгонял за арбузами и отвёз их в дом жениха. В подарок. Тем более, что "Газель" была кого-то из родственников жениха.

Тут к нам подходит дядька-цыган и говорит:
- Очень Саша моему сыну Мише понравилась. У него первая жена умерла при родах. Холостой сейчас.
Мой дядька аж побледнел.
- Да вы что, мы ж не ваши, не цыгане, - отвечает.
Цыган не отстаёт.
- Ваша Саша очень баро понравилась, он ей цепочку золотую просил передать в подарок. Он может разрешить свадьбу.
И достаёт бумажный пакетик и даёт дядьке.
- Может мы сватов зашлём?
Я чуть не опИсалась стоя рядом. Тем более, что давно до ветру не бегала.
Дядька мой тоже не в своей тарелке.
- Ну у нас так не принято, - говорит, - молодая она ещё.
Я тихонько пячусь и бегом на улицу.
Перебежала на противоположную сторону, за тутовое дерево спряталась. Выглядываю, где дядька.
Смотрю выходит и оглядывается. Я рукой ему машу.
Он подходит. Даёт мне пакетик.
- На, заработала. А с баро мы потом переговорим. Я знаю где он живёт.

И пошли мы с ним в автомастерскую. Авто уже наладили, а тут и наши приехали ещё на одной машине. Выходят дядя с тётей и начинают громко смеяться. На меня глядя. Я в цыганском наряде.
Так под смех и отчалили к себе в станицу.
А Мише этому лет двадцать пять тогда было. И двое деток. Вот бы меня припахал на хозяйство. Забыла бы про гитару напрочь.
Дядьки к баро съездили через неделю. Приехали очень довольные.
- Молодец, Сашка, - говорят,  - отличное нам знакомство сделала. О важных делах договорились.
О каких не сказали, да мне и не интересно было.

А цепочка оказалась очень высокой пробы, хоть и тоненькая как паутинка. Лежит у меня в коробочке как замечательная память о несостоявшейся цыганской судьбе...

© Саша Лиса 2013


Рецензии
Вот так история!
Очень понравилась!
И смех, и грех, что называется...
:)))))

Татьяна Лаврова -Волгоград   28.03.2022 09:08     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв)))

Саша Лиса   29.03.2022 19:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.