Познание, истина и Истина

        Некоторую ясность в представление об истине и Истине - относительной или абсолютной, может внести моя публикация "Образ мiра, или почему все против всех" на Проза.ру и уж совсем всё разъяснит глава "От знания к вере. О двух типах сознания и восприятия" в книге Б.В. Раушенбаха, Д.С. Лихачёва, Ю.К. Макеева "ПРОСТРАНСТВА ЖИЗНИ" изд."Наука",М.,2000.  В ней приведены основные вторичные критерии относительной истины без которых критерий практики не работает. Они используются в большой науке и философии:1.Критерий экономии и простоты(И.Ньютон, Э.Мах); 2.Критерий красоты(А.Пуанкаре, П.А.Дирак); 3.Критерий здравого смысла(Ф.Бэкон); 4.Критерий предсказательности - способность теории, парадигмы предсказывать новые явления, факты. 5.Критерий наибольшей вероятности(Г. Рейхенбах), т.е. наибольшего согласования с фактами по сравнению с другими теориями. 6.Критерий наименьшей вероятности(К.Поппер, Б.Рассел) - верна та теория, которая прелагает пути своего опровержения. 7.Критерий "безумия" - несоответствия здравому смыслу.      
       Семантическая теория истины А.Тарского основана на обязательном удовлетворении истины двум критериям - материальной адекватности и формальной непротиворечивости. Научное знание, давая даже значительный практический эффект, в принципе не может претендовать на какую-либо достоверность, истинность в описании "объективной реальности", довольствуясь лишь созданием различных ее моделей, стимулирующих дальнейшее развитие науки. Эта условность, относительность научного знания становится особенно очевидной при рассмотрении научных критериев истины. Давно и основательно показано, что опыт, практика, эксперимент чаще всего не могут служить единственным критерием истины, хотя бы и относительной. Кроме того, любой критерий истины требует себе своего критерия истины, тот, в свою очередь, своего и т.д. до бесконечности. Бесконечный регресс относительных истин!
     На снобистско-патетический вопрос прокуратора Иудеи Понтия Пилата "что есть истина?" Иисус Христос не счёл нужным дать ответ, хотя отвечал в своей земной жизни на самые каверзные вопросы. Формулировка вопроса Пилата была некорректной, т.к. он -образованный римский патриций не мог не знать, что ещё за 5 веков до этого дня Протагором и др. античными философами было сказано: "человек есть мера всех вещей", или - его сознание есть критерий истины. Т.е. истина - личностна. Поэтому более корректной была бы формулировка "кто есть истина?" Но и она далека от совершенства, т.к. может ли человек - существо преходящее, часто меняющее свои взгляды, подверженное деградации, распаду и смерти претендовать на роль истины в последней инстанции, абсолютной Истины?! Какая же иная личность могла бы являться Истиной с заглавной буквы, абсолютной Истиной? Только Господь Бог, творец всех миров, существующих до тех пор, пока Он их мыслит. Поэтому вопрос надо было формулировать следующим образом:"Кто есть Истина?". И эта Личность, абсолютная Истина смиренно стояла перед прокуратором в образе Богочеловека Иисуса Христа. Спаситель своей жизнью, смертью и Воскресением дал ответ Пилату и всем нам - "Аз есмь Путь, Истина и Жизнь".         
    В общем всё не так просто, как хотелось бы дилетантскому восприятию нашей гиперсложной феноменальной реальности, не говоря уж о реальности ноуменальной.

                Кто ищет, тот обрящет,
                Кто обрящет, тот будет изумлен,
                Кто будет изумлен, тот умалится,
                Кто умалится, тот прозрит,
                Кто прозрит, тот станет Светом для окружающих.

                Из Кумранских свитков.


Рецензии
Здравствуйте, Юрий.

"...Кто ищет, тот обрящет,
Кто обрящет, тот будет изумлен,
Кто будет изумлен, тот умалится,
Кто умалится, тот прозрит,
Кто прозрит, тот станет Светом для окружающих.

Из Кумранских свитков.

Юрий Камов 2 30.10.2013 14:28 ..."

Всё это очень хорошо сказано!
Однако, если подумать?
Кто многое найдёт? Тот- изумится!
И может понять, что сам - то,- он, по сравнению с найденным,
- оказывается очень мал!!!
И,- если он поймёт,- свою ничтожно малую величину и слабость?
То,- такому человеку,- останется быть не создателем, а наблюдателем,- созерцателем.
Созерцание - первый шаг к науке познания окружающей действительности.
Согласен.
С уважением, Виктор

Виктор Перепёлкин   01.12.2013 18:47     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор! 1.Приведённые мысли кумранитов, или, возможно, ессеев относятся к религиозному мистико-аскетическому деланию, стадиям духовного совершенствования. А в этом делании "созерцание" не есть наблюдение дискурсивно-семиотическим, логико-аналитическим мышлением. Созерцание - это эмпатическое проникновение в невидимую составляющую вещи, её ноумен путём молитвенно-аскетического трансцензуса. Сознание переходит из состояния "рацио" в состояние "логос", сверхсознание. И это отнюдь не первый шаг. Позитивистский же подход, взявший верх лишь к концу 18 века, ведёт не к познанию, а к конструированию картины действительности (см. мои коротенькие работы "Логос жизни или рацио небытия", "Образ мiра, или почему все против всех" на моей страничке).
2. О научном методе познания. Современная позитивистско-материалистическая наука с её конвенционально-корпоративно принятыми моделями вещей, явлений, процессов не позволяет увидеть мир таким, каков он есть на самом деле. А непозитивистские виды науки? А ненаучные методы познания - через искусство, философия, богословие, психология? Наиболее интересная работа об этом на 12 страницах из кн. Раушенбаха Б.В., Лихачёва Д.С., Макеева Ю.К. и др. изд. НАУКА, М. 2000г. http://lib.uni-dubna.ru/search/files/kult_makeev_ot_znania/~kult_makeev_ot_znania.htm
Всё крайне не просто. По этой проблематике хороша книга П. Минин "Мистицизм и его природа", Киев, 2003г. В интернете она, возможно, есть.
И ещё. Я не пишу отрывками по каждой тематике. Работы мои надо читать в комплексе, системный подход. Тогда только будет ясность.
С поклоном. Ю.К.

Юрий Камов 2   02.12.2013 10:31   Заявить о нарушении
Здравствуйте! Дорогой Юрий!
Благодарю за рекомендацию.
Однако, П. Минин, слишком молодой философ, мне так, почему то,- кажется.
Я имею очень хорошую для своей практической деятельности инженером - электриком, книгу, написанную другим Мининым Борисом Алексеевичем, изданную в 1974 году,- специально для меня.
С уважением, Виктор Дмитриевич Перепёлкин, пенсионер, инженер - электрик, специализировавшийся на методах и устройствах для измерений магнитных и электрических факторов,
влияющих на нервную и психическую деятельность живых организмов.
Из Омска,- Западная Сибирь.

Виктор Перепёлкин   02.12.2013 13:07   Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор! П.М. Минин - профессор Киевской Духовной Академии жил во второй половине 19 - первой половине 20 века. Этот труд, подобного коему почти нет до сих пор, был издан двумя частями в 1913 и 1916 году. В интернете он по адресу: http://hesychasm.ru/library/minin/mysticism_1.htm
Взгляните. Все145 стр. читать, может, и не надо. А только где даны этапы духовного совершенствования.
С поклоном. Ю.К.

Юрий Камов 2   02.12.2013 16:23   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий!
Я оказался в заблуждении, потому, что увидел год издания, указанный Вами - 2000 год.
С уважением, Виктор Дмитриевич, инженер электрик, на заслуженном отдыхе в Омске.

Виктор Перепёлкин   02.12.2013 19:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.