Чудесное пёрышко

ЧУДЕСНОЕ ПЁРЫШКО

Рождественская пьеса в 10-ти картинах с прологом и финалом
для детско-юношеской труппы
……………………………………………………………………………
В пьесе использованы мотивы рассказа Николая Лескова «Неразменный рубль», оргинальная идея и персонажи сказки Елены Калинчук "Ангел", песни Петра Синявского, старинные колядки.
……………………………………………………………………………

Действующие лица:

1. Катя – девочка-дошкольница (младшеклассница)
2. Сережа – старший брат Кати
3. Мама – мама Кати и Сережи
4. Матвей – молодой иконописец, крёстный и учитель Сережи
5; 6; 7. Цари-Волхвы: Гаспар – самый старый, бородатый, Балтазар – чернокожий, Мельхиор – молодой принц
8. Фокусник – волшебник из страны елочных игрушек, мечтающий стать человеком
9. Николка – друг Сережи
10; 11. Григорий и Антон – коробейники
12; 13; 14
и т.д. Ряженые: коза, медведь, заяц, птица Сирин, скоморохи и др.

(Исполнители ролей ряженых и волхвов в эпизодах, происходящих на ярмарке, играют также покупателей и прохожих).
……………………………………………………………………………

«Картины» пьесы чередуются с интермедиями, в ходе которых ряженые, поющие колядки, занимаются сменой декораций.
Все музыкальные и вообще звуковые составляющие спектакля исполняются вживую, применение фонограммы строжайше запрещено.
……………………………………………………………………………

Декорации:

1. Ёлка
Рождественская ёлка, изготовленная из древесно-стружечной плиты (OSB) в виде упрошенного симметричного силуэта без острых углов.
К вертикальной оси на дверных петлях навешена еще одна половина симметричного силуэта, что позволяет «листать» деталь наподобие книжной страницы.
В положении «страница справа» – раскрыта яркая праздничная ёлка, украшенная игрушками. Среди них: звезда, звери, птицы, балерины, клоуны, шары, кудрявые овечки, серпантин, блестки и т.п.  Справа фигурка – Ангела, слева – фигурка Фокусника, справа внизу три фигурки волхвов.
В положении «страница слева» – раскрыта тусклая, унылая, неукрашенная ёлка.

2. Ворота
Лёгкая, свободно переносимая П-образная деревянная конструкция высотой не менее 2-х метров. На верхней перекладине укреплен арочный десюдепорт, вырезанный из остатка плиты, из которой изготовлена ёлка; он украшен орнаментом в старинном народном стиле (имитация росписи или резьбы).
В верхней части десюдепорта два отверстия, через них продеты шнуры, к которым привязана лёгкая деревянная штанга. На эту штангу в ходе представления ряженые вешают полотняные панно: «Комната», «Мастерская», «Рынок».
С изнаночной стороны ворот к шнурам привязаны кольца. Для фиксации штанги с панно в верхнем положении кольца цепляют за крючки на стойках ворот.

3. Полотняные панно «Комната» изображает стену комнаты с окном синего зимнего морозного цвета и занавеской.

4. Панно «Мастерская» – стена с полками для инструментов и материалов художника.

5. Панно «Рынок» – рыночная лавка с вывеской и товаром.
……………………………………………………………………………





ЧУДЕСНОЕ ПЁРЫШКО
……………………………………………………………………………


ПРОЛОГ

На сцену выходят ряженые, устраивают декорации для первой картины-«Комнаты»:
ёлка с игрушками в центре, стол и табуретка в правом углу сцены.
На «Воротах» в левом углу сцены панно «Комната». За воротами наготове лежат рулоны декораций для следующих картин. На елке развешаны игрушки, Ангел, Фокусник, волхвы.

Ряженые:
Авсень Коляда, Авсень маляда,
Да в высоком во дому,
Не зайти ли нам к кому?
Ждут ли в этом доме нас,
То узнаем мы сейчас.

Ряженые уходят.
……………………………………………………………………………

КАРТИНА I. 
В КОМНАТЕ.
Катя и мама.

Катя:   Ах, как мне нравится наша ёлочка! Вот была бы я куколкой и тоже жила бы на ёлке. Как здесь здорово, как красиво, как вкусно пахнут иголки...
Ох, волхвы мои, волхвы, вы уже неделю гонитесь за звездой, а кажется, ещё и с места не сдвинулись! Что же мне с вами делать?... Вот что! Пусть Ангел вам поможет. Перевешу-ка я его поближе!

Подносит табуретку к ёлке, забирается на неё. Берёт Ангела, неловко покачнувшись, внезапно роняет его. Ангел падает и, словно раскалываясь, распадается на несколько деталей.

Катя:   Ах!

Слезая, Катя опрокидывает табуретку. Услышав грохот, входит мама.

Мама:   Катя, что за шум? Ах-ах! Как же так? Катя, тебя совсем нельзя оставить без присмотра.

Подбирает сломанного Ангела.

Мама:   Ах, Катя, Катя! Ну неужели у тебя такие дырявые руки! Будь же, пожалуйста, поосторожнее!

Катя плачет.

Мама:   Э-эх! Жаль, что Сережа еще не вернулся, он бы починил.

На пол падает перо ангела. Расстроенная Катя со слезами подбирает перо. Сначала прижимает его к груди, затем привязывает на шнурок и вешает на шею.

Мама:   Ну не плачь, не плачь! До Рождества осталось так мало времени! Помоги-ка мне. У меня крахмал кончился, кисель варить не на чем. Возьми две монетки да сходи купи полкило крахмала.
Катя:   Хорошо, мамочка. Прости меня! Я сейчас, я быстро.
 
Мама кладёт Ангела на стол и уходит. Катя расстроено ахает, качает головой, надевает шарф и шапочку.

Катя:   Ах! Ну как это могло случиться! Неужели у меня и в самом деле дырявые руки?
……………………………………………………………………………


1-я ИНТЕРМЕДИЯ.
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ: КОМНАТА – МАСТЕРСКАЯ.

Ряженые:

Авсень Коляда, Авсень маляда,
Да в высоком во дому,
Не зайти ли нам к кому?
Ждут ли в этом доме нас,
То узнаем мы сейчас.

Поют, выносят «Ворота» и устанавливают их фронтально впереди ёлки, заслоняя её от зрителя. Вешают декорацию «Мастерская» и гитару. Стол переносят влево, ставят на него чайник и чашки. Справа ставят мольберт с доской.
……………………………………………………………………………


КАРТИНА II.
В МАСТЕРСКОЙ.
Матвей, Сережа и мама.

Матвей у мольберта с палитрой и кистями в руках пишет икону. Откладывает инструменты, отходит и издали внимательно осматривает свою работу.

Матвей:   Ну что ж, дело с Божией помощью продвигается. Подмалевок закончен, можно одеяния писать.

Входит Сережа; он учащенно дышит, снимает шапку.

Сережа:   Матвей, здравствуй!
Матвей:   Сережа! Здравствуй, дорогой! Проходи скорее, погрейся.
Сережа:   Ох и набегался я сегодня, ног не чую.

Сережа садится.

Матвей:   Просмотрел я твои рисунки. Ты молодец, вижу, прилежно занимаешься. Толк из тебя будет обязательно, смотри только не заленись, работы впереди много.  Помни: иконопись – Божье определенье.
Сережа:   Да я уж стараюсь.
Матвей:   Вижу, вижу. Ты проникновенно работаешь. Ну рассказывай, как дела у тебя.
Сережа:   Все хорошо, Матвей, дорогой, да надо бы получше.
Матвей:   Вот тебе раз!
Сережа:   Да вот вам – большим – хорошо. Вы на праздник можете кому захотите подарки сделать, пошли да купили. А мне что делать? У меня на всех денег не хватит…
Матвей:   Не грусти, Сергей, это дело наживное. Вот подрастешь, будешь зарабатывать, тогда  и ты, что захочешь, то всем и  купишь. На все подарки хватит, ещё и останется.
Сережа:   Так это ещё когда будет… А я бы сейчас и маме, и папе, и Кате подарил, и бабушке, и Николке, и Сонечке, и… Сколько можно  накупить прекрасных  вещей! Сейчас на ярмарке чего только нет!  И пряники, и конфеты, орехи и изюм, и  финики. И виноград, и груши. Календари с такими картинками, карандаши, краски, альбомы. Папе я бы новый ремешок купил, а маме перчатки. Такую шапочку вязаную видел с узорами – точь-в-точь для Кати. А знаешь, какой складной ножичек я видел? А то вот еще саночки…
Матвей:   Ну, братец, да тебе на все покупки неразменный рубль нужен.
Сережа:   Что ещё за неразменный?
Матвей:   Это такой особенный серебряный рубль, что им сколько не плати, сколько его не трать на любые покупки, а он всегда снова тут как тут в кармане объявляется. Особенный рубль.
Сережа:   А-а-а… Так ты шутишь, а я-то подумал, что есть такой рубль настоящий… А я тебя от работы не отвлек?
Матвей:   Нет, Сережа, у меня как раз перерыв. Ты посиди, погрейся, а я пока за водицей схожу.

Матвей Берет чайник и выходит.

Сережа (зевает):   Вот выдумают же!… Неразменный рубль… Неразменный…

Кладет голову на стол, засыпает. Входит Матвей с чайником.

Матвей:   Сережа, давай чай пить. Сережа?… Э, да ты, брат, спишь… Ну спи, спи.

Матвей берет гитару, поет:

Уже вечерню отпели,
На звоннице тишина,
В окно монашеской кельи
Смиренно смотрит луна.

Здесь инок пишет икону
С молитвой наедине.
Он просит святого Николу:
«Владыко, дай силы мне!

Дай мудрости хоть крупицу,
Дай истину хоть на миг!»
И чудится иконописцу,
Что ожил святительский лик.

И молвил угодник божий,
Открыв святые уста:
«Тебе сам Господь поможет,
Трудись во славу Христа!

В молитве ищи прозренья,
От всех сует отрекись;
Ты Божье определенье,
Тебе дарована кисть!»

Уже вечерню отпели,
На звоннице тишина,
В окно монашеской кельи
Смиренно смотрит луна,

И лик Святого Николы
Покоится на стене.
Здесь инок пишет икону,
Здесь инок пишет икону
С молитвой наедине,
С молитвой наедине.

Матвей оставляет гитару и выходит. С противоположной стороны входит мама. Сережа поднимает голову, смотрит на неё.

Мама (полушепотом):   Сережа, ты уже большой и теперь я могу доверить тебе наш беспереводной неразменный рубль. Ты можешь купить на него всё, что захочешь, но не истратишь его. Он всегда будет к тебе чудесным образом возвращаться.
И так будет до тех пор, пока ты будешь покупать вещи нужные и полезные тебе и другим людям. Но запомни накрепко: если ты изведёшь хоть один грош на бесполезную вещь – твой рубль в то же мгновение исчезнет. Бесполезная покупка сразу украдёт у тебя эту чудесную монету.
Сережа:   Не беспокойся, мама, я на пустяки тратить не буду!

Мама протягивает Серёже рубль, он встаёт, берёт монету; вместе уходят.
……………………………………………………………………………


2-я ИНТЕРМЕДИЯ.
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ: МАСТЕРСКАЯ – КОМНАТА.

Ряженые:
Авсень Коляда, Авсень маляда,
Да в высоком во дому,
Не зайти ли нам к кому?
Ждут ли в этом доме нас,
То узнаем мы сейчас.

Возвращают «Ворота» в левый угол. Убирают мольберт. Стол возвращают в правый угол. Убирают чайник и чашки.
На ёлке теперь нет уже двух игрушек – Ангела (он по-прежнему на столе) и Фокусника, неизвестно, куда исчезнувшего.
Вместо «Мастерской» на сцене «Комната». Катя всё еще собирается идти на рынок.
……………………………………………………………………………



КАРТИНА III.
В КОМНАТЕ. 
Катя и Фокусник.

Катя, собираясь на рынок, перебирает монетки.

Катя:   Ах, если бы Сережа был дома, он бы ангела починил, мама бы не огорчалась, я бы не плакала, все было бы хорошо… а сейчас… Ну ладно, надо уж идти.

Из-за елки появляется фокусник. Смахивает пот со лба как после тяжелой работы, довольно потирает руки, говорит, обращаясь к зрителям.

Фокусник:   Ух, наконец-то я избавился от этого ангела! Как он мне надоел. Руки у этой девчонки на самом деле не очень-то дырявые… Пришлось ей немного помочь… Ха-ха-ха.

Катя оглядывается, замечает фокусника, пугается.

Катя:   Ах! Кто вы?
Фокусник:   Волшебник с твоей елки, кто же ещё! Тот самый, кто творит все рождественские чудеса.
Катя:   Волшебник? Настоящий? А я думала, вы просто Фокусник.
Фокусник:   Фокусник или Волшебник - совершенно никакой разницы! Некоторые считают мои чудеса фокусами, но это ничего не меняет.
Катя:   Неужели Вы будете делать настоящие чудеса? Прямо сейчас?
Фокусник:   Ну конечно, для этого я и пришёл.
Катя:   Ой, ну как же здорово! Мне как раз очень нужно чудо! Ангел разбился. Насовсем.
Фокусник:  Так это из-за него ты тут разревелась?
Катя:   Да.
Фокусник:   Хочешь его вернуть?
Катя:   А можно?
Фокусник:   Запросто! Можешь не сомневаться. Решено, я отведу тебя в Рождественскую страну. В этой стране хранятся все елочные украшения на свете; и сломанные игрушки тоже попадают туда. Найдется и твой ангел... Ну что, согласна?
Катя:   Согласна!

Фокусник смотрит на часы.

Фокусник:   Тогда поторопись! Мы должны успеть до полуночи. К наступлению Рождества все чудеса должны быть закончены, а не то... страшные вещи могут случиться, (машет палочкой) Але-оп!

Фокусник берет Катю за руку и водит вокруг елки.
……………………………………………………………………………


3-я ИНТЕРМЕДИЯ.
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ: КОМНАТА – ЁЛКА (СТРАНА ЁЛОЧНЫХ ИГРУШЕК).

Ряженые поют:

Щедрики-ведрики,
Дайте вареники!
А вареников коль нет,
Дайте пряников, конфет,
Коль конфеток маловато,
Дайте плитку шоколада,
А не дашь нам пирог,
Снегу вытрусим мешок
На ковер и на кровать,
Долго будешь вспоминать!

«Листают» ёлку; теперь она раскрыта тусклой неприятной «страницей».
Перед ёлкой табуретка. Впереди – несколько в стороне от ёлки – «Ворота»; на штанге никакого панно нет. Ряженые, установив «Ворота» остаются при них в роли привратников.
……………………………………………………………………………


КАРТИНА IV.
В СТРАНЕ ЁЛОЧНЫХ ИГРУШЕК.
Катя и Фокусник.


Фокусник:   Осталось купить билеты, и дело сделано. Доставай денежки!
Катя:   Вообще-то эти деньги мне мама дала для того, чтобы я…
Фокусник:   Эй, девочка, ну что ты там мямлишь! Если ты хочешь вернуть ангела, поторопись! Время чудес скоро заканчивается!
Катя:   Эх! Была – не была! Вот, возьмите!

Фокусник берет две монеты, одну прячет в карман, другую отдает ряженым в уплату  за проход через ворота. Ряженые берут монету, ловко передавая её друг другу, играя ею. Фокусник проводит Катю через ворота, потом водит её вокруг ёлки. Ряженые убирают ворота, уходят.

Фокусник:   Ну вот, мы и пришли. Ещё ступенька.

Помогает Кате встать на табуретку.

Катя:   Уже пришли? Где-то здесь мой Ангел? Он уже не сломан?
Фокусник:   Какой ещё Ангел! Забудь о нём! Здесь твоё новое жилище.
Катя (изумленно):   Что?!
Фокусник:   Да, да, да! Ты, помнится, мечтала об этом; я слышал! Как тебе хотелось стать куколкой! Наконец-то твоя мечта сбылась.

Машет золотой палочкой

Фокусник:   Але-оп!

Катя замирает, фокусник привязывает её серпантином, несколько раз обходя вокруг ёлки. Затем он надевает ей на руки белые перчатки и белую маску на лицо. Живая девочка превращается в куклу.

Фокусник:   Извини, куколка! Мне давно надоело болтаться на дереве без дела. Мне хочется стать независимым, стать человеком! Но здесь строгие правила: моё место здесь не должно пустовать. Вот ты-то меня здесь и заменишь. Так что располагайся; здесь не так уж плохо... Счастливо оставаться!
Катя:   Стойте, подождите! Куда же Вы? Вы что, ухо-о-дите?! А как же я?!!
Фокусник:   Ха-ха-ха!

Фокусник уходит довольный своей ловкостью и безнаказанностью.
……………………………………………………………………………


4-я ИНТЕРМЕДИЯ.
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ: ЁЛКА – МАСТЕРСКАЯ.

Ряженые:
Щедрики-ведрики,
Дайте вареники!
А вареников коль нет,
Дайте пряников, конфет,
Коль конфеток маловато,
Дайте плитку шоколада,
А не дашь нам пирог,
Снегу вытрусим мешок
На ковер и на кровать,
Долго будешь вспоминать!

Выносят «Ворота» и устанавливают их фронтально впереди ёлки. Вешают декорацию «Мастерская». Стол переносят влево, ставят на него чайник и чашки. Справа ставят мольберт с доской. Незаметно за спинами ряженых в мастерскую проходят Серёжа и Матвей.
……………………………………………………………………………



КАРТИНА V.
В МАСТЕРСКОЙ.
Сережа и Матвей.

Сережа снова спит в прежней позе, склонив голову на стол. Матвей наливает чай. Серёжа внезапно просыпается, трясет головой.

Сережа:   Матвей, я сейчас такой сон видел... сам поверить не могу.
Матвей:   Ого! А что ж ты видел?
Сережа:   Нет! Вечером расскажу. Матвей, ты сегодня к нам придёшь Рождество встречать? Мама пирог печёт. И кисель с клюквой будет.
Матвей:   Спасибо, Серёжа. Приду непременно.
Сережа:   А сейчас мне на ярмарку надо. Я хоть Кате конфет куплю.
Матвей:   А деньги-то у тебя есть?
Сережа:   Есть. Я с папой на дрова ходил. Он колол, а я укладывал. Так и заработал.

Сережа убегает.
……………………………………………………………………………


5-я ИНТЕРМЕДИЯ.
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ: МАСТЕРСКАЯ – РЫНОК.

Ряженые:
Ой, баусень Коляда,
Глянь хозяин ты сюда!
Будь хозяин ты богатым,
Греби денежки лопатой.

«Ворота» остаются фронтально впереди ёлки. На них вешают панно «Рынок». Убирают все детали интерьера «Мастерской». Выходят коробейники, мимо них снуют покупатели.
……………………………………………………………………………


КАРТИНА VI.
НА РЫНКЕ.
Фокусник, Сергей, Николка, коробейники, покупатели, ряженые.

Коробейники зазывают покупателей.

Григорий:   А вот пирожки горячие; хошь с капустой, хошь с вишнями – за обедом не лишние!
Покупатели:   Ха-ха-ха!
Антон:   А вот парфюмерия – барышням духи, кавалерам одеколон. Сочиняю стихи, честному народу – поклон!
Покупатели:   Ха-ха-ха!

Здесь же Фокусник. Перед ним небольшой столик низкий; его столешница устроена наклонно с таким расчетом, чтобы монетки на нём были хорошо видны зрителю. На столике две чашечки одинаковой формы, но разного цвета (жёлтая и оранжевая).

Фокусник (весело):   Подходи, честной народ! За чудесами и фокусами, за ледяными крокусами! Кто пешком, кто бе`гом за прошлогодним снегом! Пароходом и паровозом за горячим морозом! Подойдешь бедным, отойдешь богатым!
Покупатели:   Ха-ха-ха!
Сережа:   Как здесь весело! А это кто ж такой? Кого-то он мне напоминает…
Фокусник:   Молодой человек, подходите, у вас получится! Неужели Вы не хотите стать хоть чуточку богаче? Ведь это так просто. Немножечко везения, и Вы уже с доходом в кармане, а там уж – покупай что хочу.
Сережа:   Да-а… мне бы хоть чуточку побольше денег…
Фокусник (весело):   Так в чем же дело? Смотрите, как все просто: мы с Вами кладем по монетке под эту чашечку. Вторая чашечка пустая. Теперь я меняю их местами. Угадайте, под какой чашечкой деньги.
Сережа:   Так просто?
Фокусник:   Проще некуда!
Сережа:   И не жалко Вам денег?
Фокусник:   Для хорошего человека ничего не жалко. Отчего бы мне не оказать Вам медвежью... тьфу! пардон!... добрую услугу?

Сережа легко угадывает нужную чашечку.

Фокусник:   Отлично! Поздравляю Вас, мой юный друг! Вы выиграли. Продолжим. Да не робейте, чем больше Вы кладете, тем вернее выигрыш. Кладите всё! Вот так…

Внезапно подбегает Николка, с разбегу хлопает Сергея по плечу.

Николка:   Серёжка! Дружище! Ты куда пропал? Пошли на горки!

Пока Серёжа оглядывается на Николку, Фокусник подменяет чашечки.

Серёжа:   Подожди, Николка, дай игру закончить. Я тут подарки покупаю, а денег не хватает. Мне выиграть надо, тогда на все хватит.
Николка:   Ух ты!

Фокусник хлопает Сережу по плечу.

Фокусник:   Не отвлекайтесь, мой юный друг! Пора угадывать, выигрыш ждет Вас.
Сергей:   Конечно, вот эта!

Фокусник открывает чашечку, там пусто.

Фокусник (удивленно):   Ах, ах! Неужели? О, как же я огорчён! Как огорчён! Я просто в высочайшей степени огорчён… Увы! К сожалению, Вы ошиблись.
Сергей:   Как же так?
Фокусник (расплываясь в улыбке):   Ничего, ничего, в игре это бывает. Но в следующий раз – поверьте – Вам обязательно повезёт… Подходи, честной народ! За чудесами и фокусами, за ледяными крокусами! Кто пешком, кто бе`гом за прошлогодним снегом! Пароходом и паровозом за горячим морозом! Подойдешь бедным, отойдешь богатым!
Григорий:   А вот игрушки – веселые погремушки!
Антон:   А вот мороженое холодком потревоженное!
Николка:   Эх, Серега! И зачем ты только стал с ним играть!
Сергей:   Как же так? Я же видел, что монетки были под жёлтой… Кого же он мне напоминает?
……………………………………………………………………………


6-я ИНТЕРМЕДИЯ.
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ: РЫНОК – ЁЛКА.

Ряженые:

Ой, баусень Коляда,
Глянь хозяин ты сюда!
Будь хозяин ты богатым,
Греби денежки лопатой.

«Ворота» относят в левый угол. На сцене нет ничего кроме тусклой ёлки. На табуретке Катя, привязанная серпантином.
……………………………………………………………………………



КАРТИНА VII.
НА ВЕРХУШКЕ ЕЛКИ
(В СТРАНЕ ЁЛОЧНЫХ ИГРУШЕК).
Катя, Гаспар, Балтазар, Мельхиор.

Катя:   О, как обидно! О, мне как страшно! Я хочу домой! Вот наступит полночь, чудеса закончатся, и я уже никогда не вернусь к маме! Ах, если бы Ангел был цел, разве бы он позволил этому противному Фокуснику безобразничать?! За что мне такое горе? Мамочка, где ты? На кого же мне теперь надеяться! Ангел мой, Ангел!

Катя берёт ангельское перо в руки, прижимает его к груди, призывно смотрит вверх, медленно поднимает перо всё выше, выше...
Внезапный гром; серпантинные путы лопаются.

Катя:   О, чудо! О, мое чудесное пёрышко! Ты спасло меня!

Катя благодарно прижимает перо к груди, заворожённо смотрит на него, спрыгивает с табуретки. Но, не успев от души порадоваться, она осматривает свои руки и приходит в ужас. Закрывает от страха лицо руками и чувствует маску…

Катя:   Что это!? Ах! Неужели я навсегда стала куклой!

Закрывает лицо руками и отчаянно кричит и плачет. Появляется Гаспар.

Гаспар:   Кто здесь?
Катя:   Пожалуйста, помогите! Я не игрушка, я человек! Я случайно попала на ёлку, а теперь я не знаю дороги вниз...

Катя снова плачет.

Балтазар:   Что случилось, Владыка Гаспар?

Появляются Балтазар и Мельхиор. Все трое удивленно рассматривают Катю.

Гаспар:   Я не понимаю тебя, девочка. Объясни, что случилось.
Балтазар:   Владыка Гаспар, поспешим! Мы рискуем потерять из виду путеводную звезду! Скорее на коней и в путь!
Мельхиор:   Но господа мои, не выслушать ли девочку? В Рождественскую ночь, ни одна игрушка не должна плакать!
Катя:   Я не игрушка! Я человек! А игрушками я украшала ёлку. Среди наших игрушек был добрый Ангел и очень занятный Фокусник. Оказывается, Фокусник был злой и хитрый, но никто этого не знал, потому что на страже добра стоял Ангел… А я… Я нечаянно разбила Ангела. Когда это случилось, Фокусник ожил. Он назвался Волшебником, заманил меня в ёлочную страну и заколдовал своей волшебной палочкой!

Гаспар снимает с руки Кати перчатку, поднимает над головой и гневно трясёт её.

Гаспар:   Возмутительно! Каков Волшебник!
Мельхиор (снимая вторую перчатку):   Подумать только! Каковы его чудеса!
Балтазар (снимая с Кати маску):   И это сейчас, когда должен родиться Царь Царей!
Гаспар:   Жалкий самозванец!

Волхвы взмахивают руками и бросают перчатки и маску на пол.


Балтазар (обеспокоенно глядя в небо):   Владыки! Звезда уходит; надо спешить.
Гаспар:   Дитя моё, Фокусник солгал тебе. В полночь чудеса не заканчиваются, а только начинаются. Смело иди домой, ничего не бойся. По этой тропинке ты выйдешь на опушку леса. Там, в поле спросишь у пастухов, как найти ворота.
Балтазар:   О, видно, этот самозванец очень хитёр! Он наверняка купил тебе билет только в один конец, но Ты ведь должна заплатить и за выход отсюда. Есть ли у тебя золото?

Катя отрицательно качает головой. Балтазар достает из сумки монету, протягивает Кате.

Балтазар:   Возьми! Я приготовил это золото для другого Ребенка, но, думаю, Он не упрекнёт меня. Этой монеты тебе хватит, чтобы покинуть ёлку.
Катя: Но что мне делать, если Фокусник снова захочет меня заколдовать? У него ведь волшебная палочка!
Мельхиор:   Плохо же он ею воспользовался! А всё, что сделано плохо, сегодня непременно исчезнет; эта ночь всё исправит и поставит на свои места. Сегодня палочка Фокусника потеряет свою силу.

Волхвы поворачиваются, собираясь уходить.

Катя:   Вы так быстро продвигаетесь по елке. Почему же вы не приближаетесь к Звезде?
Мельхиор (удивленно):   Зачем? Нам нужна не Звезда, а Тот, к Кому она ведет нас. Пока Звезда светит нам с неба, мы видим дорогу. Если же мы подойдем к ней слишком близко, то ослепнем и не увидим больше ничего.
Гаспар:   Иди по этой тропинке. Прощай.

Волхвы уходят в одну сторону, Катя в другую.

Катя:   Домой! Скорее домой! Домой…
……………………………………………………………………………


7-я ИНТЕРМЕДИЯ.
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ: ЁЛКА – КОМНАТА.

Ряженые:
Авсень Коляда, Авсень маляда,
Да в высоком во дому,
Не зайти ли нам к кому?
Ждут ли в этом доме нас,
То узнаем мы сейчас.

Восстанавливают декорацию «Комната». Ёлку поворачивают светлой украшенной стороной. Возвращают стол с Ангелом и стену слева. Входит мама  и раздаёт ряженым угощение –  мелкую выпечку.

Мама:   Угощайтесь, дорогие!

Ряженые:
Ай, спасибо хозяюшке
да за мягки пирожки.
Ай ли, ай люли, за мягкие пирожки.
Да спасибо тому, кто хозяин во дому.

Все уходят.
……………………………………………………………………………



КАРТИНА VIII.
В КОМНАТЕ.
Сережа и мама.

Мама (кричит с кухни):   Сережа это ты вернулся?
Сережа:   Да, мама, я. Как у нас вкусно пахнет!
Мама (кричит с кухни):   Это я пирог пеку!
Сережа:   А где Катя?
Мама:   Скоро придет, я отправила ее за крахмалом - кисель варить.
Сережа (разговаривая как бы сам с собой):   Ну что за досада! Хотел хоть кого-то порадовать подарком, и то не вышло…
Как? Ну как же я мог поверить этому мошеннику! Кого же он мне напоминает?...

Подходит к столу, видит поврежденную фигурку Ангела.

Сережа:   Вот тебе раз! А это что ещё? Ангел сломан… Наверное, Катюша доигралась. Скорее бы уж она выросла! Была бы рукодельница, как мама… А сейчас… то опрокинет что-нибудь, то сломает… её от кипятка и огня подальше держать надо… хорошо, что хоть пуговицы пришивать научилась.

Сережа начинает чинить Ангела.

Сережа:   Вот так, головка на месте… Вот так… ручка на месте… Поправим… разгладим… Вот так… ну вот, теперь хорошо… Можно полюбоваться… Теперь все как было… Ах нет, не все: пёрышка не хватает! Затерялось что ли?... Ну что ж делать? Хоть и без пёрышка, а все-таки ещё до Рождества Ангел вернулся на нашу ёлку.

Сережа устраивает  Ангела на ёлку.

Сережа:   Мама обрадуется. Вот Кате-то, наверное, досталось на орехи… Что-то долго её нет… Наверное, к Соне зашла. Скорее бы вернулась что ли!...
Мама! Я у Матвея задремал, и привиделось мне, что ты подарила мне неразменный рубль. А за дверью, будто папа стоял и улыбался.

Мама входит в комнату, удивлённо смотрит на сына:

Мама:   Это ты во сне видел?
Сережа:   Да. Такой чрезвычайный  рубль, что, его сколько ни трать, он всегда назад к хозяину возвращается. И я будто с ним ходил на рынок и чего только не накупил…

Мама оглядывается на елку и видит Ангела на прежнем месте.

Мама:   Сережа! Ты уже исправил Ангела! Как здорово! Вот молодец, как ты хорошо справился…
Сережа:   А вот если бы у меня на самом деле был неразменный рубль…
Мама:   Сынок, Матвей говорил мне, что неразменный рубль у тебя уже есть.
Сережа:   Да нет, это во сне.
Мама:   Неразменный рубль это талант, который служит на пользу людям и не разменивается на пустяки. Кажется, он у тебя и в самом деле есть… Ой, у меня пирог подгорит!..

Мама бежит из комнаты в кухню.

Сережа:   Что-то Кати долго нет. Не пойти ли ее встречать?
……………………………………………………………………………


8-я ИНТЕРМЕДИЯ.
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ: КОМНАТА – РЫНОК.

Ряженые:
Ой, баусень Коляда,
Глянь хозяин ты сюда!
Будь хозяин ты богатым,
Греби денежки лопатой.

Восстанавливают «Рынок». «Ворота» выносят снова фронтально впереди елки. На них вешают панно «Рынок». Выходят коробейники, мимо них снуют покупатели.
……………………………………………………………………………




КАРТИНА IX.
НА РЫНКЕ.
Катя, Фокусник, коробейники, прохожие.


Фокусник (уныло):   Подходи, честной народ! За чудесами и фокусами! Подойдешь бедным, отойдешь богатым!

Появляется первый торопливый прохожий.

Фокусник (оживляясь):   Не торопитесь! Если Вы сыграете в эту простую игру…
Прохожий:   Некогда, некогда! Сказано же Вам: некогда!

Появляется второй прохожий. Он самоуглублённо-задумчив.

Фокусник (снова оживляясь):   Послушайте! Я как раз тот, кого вы ищете! Я помогаю людям разбогатеть!
Прохожий (встряхиваясь):   Что за вздор! Прекратите немедленно!
Фокусник (уныло):   Подойдешь бедным, отойдешь богатым! За чудесами, за фо-о… Эх, что-то никто больше не подходит…

Крадучись подходит Катя. Приблизившись к Фокуснику, внезапно топает ногой и бьёт в ладоши.

Катя:   Ах вот ты где! Попался!
Фокусник (испуганно):   Ай! Как?! Это ты?! Или… или…
Катя (передразнивая):   "Совершенно никакой разницы!"
Фокусник:   Почему ты здесь? Ты же должна быть на ёлке, ведь для тебя чудеса уже кончились!
Катя:   Фокусы кончились, а чудеса только начинаются!

Катя, будто медленно замахиваясь, поднимает ангельское перо.

Катя:   Хотел меня навсегда оставить на ёлке вместо себя?
Фокусник:   Я думал, тебе там понравится! Ты же мечтала стать куклой…
Катя:   Ещё чего не хватало! Немедленно отправляйся сам обратно на ёлку!

Катя взмахивает пером.

Фокусник (закрывая лицо руками):   Ой, только не это!
Катя:   А ты как думал?
Фокусник:   Но я хочу остаться! Мне тут больше нравится. Я хочу быть человеком!
Катя:   Это ещё надо заслужить!
Фокусник (обреченно):   Да, видно, мне не суждено остаться среди людей. Но, пожалуйста, исполни моё последнее желание.
Катя:   Наверное, опять какие-нибудь козни-плутни?
Фокусник:   Нет. На этот раз – нет! Мне очень хотелось стать человеком. Я думал, что для этого надо хитрить и обманывать. Но раз у меня ничего не получилось, я хочу вернуть деньги тебе и твоему брату.

Достает из кармана монеты.

Фокусник:   Вот, возьми. Больше я никого не обману.
Катя:   Ах, вот оно что! Да, деньги надо вернуть… А ты и вправду понял, что нельзя прожить обманом?

Берет у Фокусника монетки.

Фокусник:   Да, Катя! Я обманул и тебя и Серёжу. Сначала я радовался, как ловко у меня это получилось. Но такой радостью даже поделиться не с кем. И, кроме того, всегда страшно, что поймают и накажут.
Катя: (после краткого размышления):   Тогда, знаешь что? Оставайся с нами! Если ты будешь жить честно, ты никогда не пожалеешь, что остался! Уж я-то знаю… Только, чур, больше не жульничать! Пойдем!

Уходят.
……………………………………………………………………………



9-я ИНТЕРМЕДИЯ.
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ: РЫНОК – КОМНАТА.

Ряженые:
Авсень Коляда, Авсень маляда,
Да в высоком во дому,
Не зайти ли нам к кому?
Ждут ли в этом доме нас,
То узнаем мы сейчас.
……………………………………………………………………………


КАРТИНА X.
В КОМНАТЕ.
Катя, Фокусник и Сережа.

Сережа в комнате, Катя и Фокусник подходят, останавливаются как бы у двери.

Катя:   Подожди меня здесь!
Сережа:   Что-то мне тревожно… Где же Катя?.. Надо все-таки пойти её встретить.

Идет к двери. Тут же навстречу ему входит Катя.

Катя:   Серёжа!
Сережа:   Катя! Как тебя долго не было! Опять у Сони заигралась?
Катя (таинственно):   Нет, Серёжа! Я... застряла на елке... Я превратилась в куколку.
Сережа:   Какая ты выдумщица!
Катя:   Т-ссс!... Вот здесь на верхушке… Ой, что я вижу! Ты починил Ангела?
Сережа:   А ты знаешь, пока Ангел был сломан, у меня такая неприятность случилась. Мошенник на рынке у меня деньги выманил и исчез. Я же хотел тебе конфет купить. Так жалко! Так жалко!
Катя:   Не жалей! Вот эти деньги! Те самые!

Протягивает брату монетки.

Сережа:   Те самые? Откуда они у тебя?
Катя:   Он вернул их.
Сережа:   Он? Кто он?
Катя:   Он – это наш ёлочный Фокусник.
Сережа:   Так вот где я его видел! Он же всегда висел здесь! Так значит, он убежал с ёлки и стал мошенничать.
Катя:   Он ожил, когда Ангел сломался. Он успел таких дел наделать! Ох-хо-хонюшки-хо-хо… За его злые дела я хотела отправить его обратно на ёлку: чтобы висел и был только игрушкой без всяких фокусов. А сам он очень хочет быть человеком, только у него не всё получается по-человечески. Я уже почти прогнала его, но раз он в своих злых делах раскаялся… Послушай, Сережа, не простить ли нам его?
Сергей:   А он честно раскаялся?... Ну, если так, Катя, если раскаялся, пусть встречает Рождество вместе с нами. А где он?
Катя:   Эй, Фокусник! Как тебя зовут?

Входит Фокусник.

Фокусник:   Пока я не надел этот наряд и не получил волшебную палочку, меня
звали Тимоша. А потом стали звать сеньор Приколли. Зовите меня снова Тимошей!

Фокусник снимает фрак и цилиндр. Катя снимает со шнурка и дает брату недостающее ангельское перо.

Катя:   Если бы ты знал, Сережа, как мне помогло это пёрышко…

Серёжа устраивает перо на прежнее место. Ангел снова цел и невредим.

Катя:   Ангел наш, не покидай нас больше!
 ……………………………………………………………………………


ФИНАЛ.

С разных сторон входят все участники представления.
Часы бьют двенадцать раз. Каждый входящий шёпотом считает удары часов и замирает на месте.
Тем временем Серёжа и Фокусник переставляют стол на середину. Входит мама с пирогом на подносе, ставит его на стол. Звучат колокола.

Все хором: С Рождеством! С Рождеством Христовым!

Берутся за руки и поют:

Во владеньях инея и снега
Расцвели хрустальные сады.
К нам в окошко с праздничного неба
Льётся свет Рождественской Звезды.
Расцвели хрустальные сады,
Льётся свет Рождественской Звезды.

Возле ёлки снова, возле ёлки снова
Торжество, торжество –
Рождество Христово, Рождество Христово,
Рождество, Рождество.

В каждый терем, в каждую светёлку
Златокрылый ангел прилетел,
Он зажёг рождественскую ёлку
И на нас с улыбкой поглядел.
Златокрылый ангел прилетел,
И на нас с улыбкой поглядел.

Возле ёлки снова, возле ёлки снова
Торжество, торжество –
Рождество Христово, Рождество Христово,
Рождество, Рождество.

Снится нам в рождественский сочельник
Вереница праздничных чудес.
Сам Господь в чудесных облаченьях
К нам с тобой спускается с небес.
Вереница праздничных чудес
К нам с тобой спускается с небес.

Возле ёлки снова, возле ёлки снова
Торжество, торжество –
Рождество Христово, Рождество Христово,
Рождество, Рождество.

(Занавес)


Рецензии