Выбор, выборы, выбирать - библейская этимология

Итак, братия, выберите (ивр. БЕРУ) из среды себя
семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа
и мудрости; их поставим на эту службу
Деяния 6:3 (на иврите)


Философия термина "выбор, выборы", как общественного явления  разработана слабо (общие термины), или недоступна для рядового гражданина. Обычно рассматривают "выбор индивида"; "выбор можно рассматривать как осознанный, когда мы полностью уверены в своем владении информацией об объектах выбора и отдаем себе отчет о возможных последствиях, а также как неосознанный, когда мы не владеем достаточной информацией и не можем предвидеть последствия".

1) Существующая этимология. Викисловарь, ВЫБОР, ВЫБОРЫ

Приставка: вы-; корень: -бор-. Значение: действие по значению гл. выбирать; определение предпочтительного варианта из нескольких имеющихся; возможность выбирать; наличие нескольких вариантов для выбора; результат выбора; вариант, выбранный из нескольких возможных.

Этимология по Максу Фасмеру (праслав. - вставка Викисловаря)
Происходит от гл. выбирать (выбрать), из вы- + брать, далее от праслав. формы *bьrati, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. бер; бьрати, русск. беру, брать, укр. беру, брати, болг. бера, сербохорв. берем, брати, словенск. berem, brati, чешск. beru, brat, польск. biore, brac, в.-луж. bjeru, brac, н.-луж. bjeru, bras. Древнее знач. сохранилось в слове беремя.
Исконнородственны др.-инд. bharati, bibharti, bibharti «несет, приносит, ведет, отнимает», авест. baraiti «несет», греч. fero «несу» (получать?), арм. berem — то же, алб. bie «веду, приношу», лат. fero «несу», готск. baira «несу», ирл. biru «несу» (в соединении с to- «приношу, даю»). Возм., сюда же лит. beriu, beriau, bereti «сыпать», латышск. beru, bert «сыпать». Другая ступень чередования представлена в др.-инд. bhrtis «несение, содержание, вознаграждение», лат. fors «случай», ирл. brith «рождение», готск. baur;ei, нем. Burde «ноша», Geburt «рождение»; ст.-слав. бьранъ, прич. прош. страд.: др.-инд. bibhranas и др. (???)

2) Применение термина в старорусских актах и литературе

а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук, М., 1976

* ВЫБРАТИ. 1. Собрать, взыскать, 1499. 2. Отобрать, выбрать. «Да по твоему великого государя указу, мы, холопы твои, ВЫБРАЛИ в учение к каменному делу охотников, Архангельского города и Колмогорских стрельцов, тридцать девять человек», 1671. 3. Набрать на военную службу. 1676. 4. Избрать, назначить, «и выбрали его дети боярские всем городом», 1585 г.
* ВЫБОР. 4. Избрание. «По вашему ВЫБОРУ велел есми у вас бытии… Ульянку Михайлову сыну в прежнего губного целовальника место», 1565 г.
* Разряд, на который делилось дворянство XVI-XVIII вв.: "И ныне родители наши по городовому списку не служат, а служат тебе государь по ВЫБОРУ и по дворовому списку", 1629 г., и т.д.

б) Национальный корпус русского языка

* Устройная и отдельная книга яма Вышнего Волочка (1573): "на Московской дороге, на яму, на Вышнемъ Волочке, сыскавъ старыхъ беглыхъ охотниковъ и новыхъ, которыхъ выбрали въ волостехъ и въ погостехъ старосты и волостные люди...".
* Наказ, данный из Устюжской чети вяземскому воеводе С. И. Воейкову и дьяку Д. Прокофьеву, о дозоре Вязьмы (1644.12.26): "39} Да посадцким старостам и целовальником и всем посадцким людем для сыску и окладу велели ВЫБРАТИ лутчих людей, сколько человек пригож, которые б про торговых людей и про землю, и про всякие угодья ведали подлинно, и выбор на тех людей взяли посадцких людей за руками".

* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718—1725): "И егда лучитца тебе из того монастыря выбрать во архимандриты, или во игумны, или и во иные службы, то ты посмотри в тое опись, кто достоин таковаго сана или правления, ; то и без свидетелей можеши разуметь, ево ли то дело, или не ево?".

* М. М. Сперанский. Введение к уложению государственных законов (1809)
С тех пор как основалась в европейских государствах система выборов, или народного представления, участие народа в силах государственных разделилось на два главные действия: право избирания и право представления. ...
Но если вместе с ними допустить к сему участию и людей, собственности не имеющих, тогда голос и суждение сих последних по числу их, без сомнения, возьмет перевес, и, следовательно, все избирательные силы народа перейдут в руки тех самых, кои наименее в доброте сих выборов имеют участие и наименее способов к правильному их усмотрению. ... На сем-то основано то важное правило, по коему во всех государствах, в самой Франции среди революции, право выборов ограничено было только теми людьми, кои имеют собственность. ...

3) Обобщение и выводы

В русских письменных актах термин ВЫБОР и его производные регистрируется с конца XV века, в значениях брать (выбирать налоги) и отбора-выбора кого, чего-либо (предметов, людей на должность).
Маловероятна связь с ПРАСЛАВЯНСКОЙ формой предложенной Викисловарем, т.к. никаких письменных источников праславянского и славянского языков не существует, все письменные источники IX-X вв. – иудеохристианские.
Нет никакой «исконнородственной связи» с предложенными значениями из древнеиндийского, авестийского, греческого и т.д. - «несет, ведет», «ноша», «сыпать» и прочих - разные понятия (лингвистические игры).
Вывод
Скорее всего, термин ВЫБОР и его производные является библейским заимствованием. Целесообразно рассмотреть термины "выбор, выборы" в связи с библейскими образами и терминологией.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Анализ

Приведем термины ВЫБОР, ОТБОР, ВЫБОРЫ, ВЫБИРАТЬ, ИЗБИРАТЬ и подобные, в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень.
ВЫБОР, ВЫБОРЫ, ОТБОР, ИЗБИРАТЬ = ВЫ+БОР, ВЫ+БОРЫ, ОТБОР, ИЗБИРАТЬ = корни Б.Р., БОР, БИР; общее - сочетание знаков Б.Р.

* Термин БАРА (выберете), упомянут в хорошо знакомом всем христианам сюжете о бое между Давидом и Голиафом, 1 Цар. 17:8: «И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? ВЫБЕРЕТЕ (БАРУ форма от БАРА) у себя человека, и пусть сойдет ко мне».

* Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает, что для выбора старшины кагала в Польше, Литве, Богемии, Моравии и на других территориях от каждой еврейской общины назначались от 5-9 лиц – выборщиков, их называли БОРЕР, БОРЕРИМ третейский судья, отборщик. Ивр. БОРЕР – выборщик, третейский судья, арбитр.
Талмуд, Трактат Синедрион, мишна 1: «Гражданские иски рассматриваются в суде из трех судей, каждая сторона выбирает одного судью, и оба затем выберете (БОРЕР) третьего».

б) Термины иврита

* БАР выбирать, отбирать; форма БЕРУ (стронг 1262)
* Общий корень БАРАР (стронг1305). БАРАР избирать, отбирать, выбирать. Производные: БАРУР избранный; БЕРАРА выбор, альтернатива, отбор, сортировка, разбирательство; БОРЕР сортировщик, третейский судья, арбитр.

в) Терминология
а) ВЫ+БОР = ивр. слитный предлог В среди, в виде, как + ИИ (русск. Ы) ЙИА распространенное в тестах краткое написание имени Бога - Господь + корень Б.Р., БАРА (БОРЭ) выбирать.
Скорее всего, содержит смысл - Господом выбранный.
В быстро меняющейся жизни человека сделать "правильный" ВЫБОР затруднительно, т.к. сведения об избираемом (на должность) известны только в малом населенном пункте - "по делам его". Всех, кто выше избирают по КАРТИНКЕ, представленной властью; для гражданина - случайный выбор, метод ТЫКА.

б) ВЫ+БОР = ивр. В среди, как, в виде + ИИ (русск. Ы), ЙИА распространенное в тестах краткое написание имени Бога - Господь + корень Б.Р.Р., БАРАР ИЗБИРАТЬ, ОТБИРАТЬ, ВЫБИРАТЬ; производное БОРЕР сортировщик, третейский судья, арбитр (двойные согласные сокращались). Содержит смысл - Господом выбранный, отобранный.

в) Источник

* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H1305. Оригинал: БАРАР. Произношение: барар. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. чистить, очищать. 2. заострять, делать острым; 3. отбирать, выбирать. B(ni): хранить себя чистым. C(pi): очищать, просеивать. E(hi): 1. очищать, просеивать; 2. заострять, делать острым. G(hith): быть очищенным, просеянным.

* Словарь Кляйна. Хартия Иерусалима; 1-е издание, 1987 г.
* ЙИА собственное имя Бога в Библии.
* ЙАХ сокращенная форма Тетраграмматона. † ЙАХ н.пр.дей контр. от ЙХВЕ, впервые появляется в ранних стихах; Исх 15:2.

г) Библейский образ

* Неемия 5:18: «И вот что было приготовляемо на один день: один бык, шесть отборных (ивр. БЕРУРОТ, от БАРА) овец и птицы приготовлялись у меня».
* 1 Пар. 16:41: "и с ними Емана и Идифуна и прочих избранных (ивр. множ. БЕРУРИМ от БАРАР), которые назначены поименно, чтобы славить Господа, ибо навек милость Его".
* Исайя 49:2: «и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною (БАРУР (отобранная)); в колчане Своем хранил Меня».
* 1 Паралимоменон 9:22: "Всего в стражи ворот было отобрано (БЕРУРИМ множ. от БАРАР) двести двенадцать человек. Их родословие определено по месту жительства. Давид и провидец Самуил назначили их, доверив им это служение".

Таким образом, русский термин ВЫБОР является транслитерацией библейского понятия ивр. БАРАР, БАР, БАРА, фонетика и смысл (ОБРАЗ) совпадают. Есть письменный источник (Библия) и главенствующая СИСТЕМА, в рамках которой распространялось понятие – идеология иудеохристианства.

Кишинев, 2013 г.


Рецензии