Акварели и пастели М. Л. Миля

        (Еще одна грань таланта генерального конструктора вертолетов)

   Имя выдающегося конструктора вертолетов Михаила Леонтьевича Миля (1909-1970) широко известно и у нас в стране,  и за рубежом.

   Кто  сегодня не знает винтокрылые машины, созданные в конструкторским бюро под его руководством?  Летают вертолеты Ми-8,  военные  - Ми-24, Ми-28 и другие машины. На вертолетах Ми были установлены мировые рекорды скорости, дальности полета, грузоподъемности.  В 1965 г. на 26 салоне в Ле Бурже были представлены три вертолета Ми-6, Ми-8, Ми-10.

   Далеко не все знают, что   Михаил Леонтьевич великолепно рисовал, играл на фортепиано, хорошо знал поэзию, был общительным и очень доброжелательным человеком.  Рисование было для него отдохновением души после умственного труда и напряженного рабочего дня.

    Как сформировался такой человек?  Рос Михаил  в очень дружной семье.  Родители уделяли много времени воспитанию и образованию  детей. Мишу учили играть на фортепиано, а с художником Копыловым он занимался живописью.  Мальчик вел дневник и делал зарисовки членов семьи и обстановки дома.

    К счастью,  дневник   и детские рисунки сохранились.    Десятилетний Миша пишет свою биографию: "Я родился в 1909 году в городе Иркутске в Сибири. На 7-ом году жизни я стал интересоваться разными науками. Потом мне понравилась анатомия,  астрономия и химия. Я долго не любил читать,  но мне попалась книжка очень интересная. Начитавшись разных книг, я стал видеть в себе очень много талантов,  потом, благодаря тем же книжкам, я перестал в них верить." В дневнике Миша нарисовал членов семьи - отца и мать, гувернантку и  дедушку. И увлечение авиамоделизмом началось в раннем детстве: первая модель самолета сделана в 8 лет, а в 12 лет Миша получает приз за свою модель на конкурсе авиамоделистов в Новосибирске.

    В этой статье хочу  рассказать   о   художественном творчестве,  об акварельных  натюрмортах и пейзажах, пастельных работах   конструктора винтокрылых аппаратов.  Много работ он писал в Коктебеле на отдыхе.  Здесь состоялось его  знакомство с Марией Степановной Волошиной,  вдовой поэта и художника М.  Волошина, которое переросло  в  дружбу.
 
    М. Волошин  в стихотворении "Дом поэта" писал: "Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом раскрыт навстречу всех дорог... А за окном расплавленное море Горит парчой в лазоревом просторе.... Войди, мой гость, стряхни житейский прах     И плесень дум у моего порога... Со дна веков тебя приветит строго Огромный лик царицы Таиах."

   Этот дом был  построен  М. Волошиным в 1903 г., а  в 1913 г. была  пристроена  двухсветная мастерская с летним кабинетом на антресолях и плоской площадкой (вышкой) на крыше.  О встречах у М. Волошина оставила воспоминания  М. Цветаева и  А.П. Остроумова-Лебедева.

   Искусствовед   В.С. Кеменов писал:  "Его дом в Коктебеле стал любимым местом  пребывания многих выдающихся  людей  русской культуры. Дом Волошина был для них своим домом. Сюда приезжал Чехов, здесь жили Горький, Вересаев, Поленов... здесь играл Скрябин, танцевала Павлова,  пел Шаляпин... в доме Волошина царила атмосфера творчества, радушия и дружбы."

  Дух дома сохранила вдова М. Волошина. В доме так же, как и  при  жизни поэта, собирались творческие люди: Константин Ваншенкин,   Евгений Евтушенко,   Мариэтта Шагинян, Михаил Матусовский, Борис Полевой.  В это общество, как нельзя лучше вписался  общительный, веселый,  творчески одаренный  Михаил Леонтьевич, который приезжал сюда в отпуск.
 
  Дверь отперта была для М.Л. Миля. Мария Степановна даже позволила Михаилу Леонтьевичу рисовать в кабинете Волошина,   и он с любовью рисовал  интерьер комнаты, библиотеку поэта, портрет царицы Таиах. В живописном  Коктебеле было сделано много  пейзажей  в акварельной и пастельной техниках.

  Последняя выставка работ М. Волошина была в 1927 году.   Его акварели  в  феодосийском музее  видели далеко не все.  В связи с этим творчество   этого самого  поэтичного художника и  живописно  выразительного поэта,  в 50-е годы прошлого века,  знал ограниченный круг лиц. 

   М.Л. Миль, "заболевший" волошинскими прозрачными  акварелями, договорился с Марией Степановной  Волошиной и в 1960 году устроил выставку работ   М. Волошина в Доме культуры  "Радуга" Московского вертолетного завода. Эта  выставка работ М. Волошина   стала крупном  событием  в культурной жизни Москвы.

  На открытии выставки выступил  министр высшего  и среднего специального образования  СССР В.П. Елютин. Выставку посетила творческая интеллигенция. Представители Третьяковки договорились с  Марией Степановной  о приобретении картин для музея.  Выступление   искусствоведа и критика В.С. Кеменова на  открытии выставки  было опубликовано в журнале "Искусство" № 5, за 1961 г.

   Работа М.Л. Миля "Нарциссы. Угол кабинета" стала в 1981 г. эмблемой выставки "Ученые рисуют".  Михаил Леонтьевич продолжал рисовать  и после инсульта, так, в 1967 году  был  сделан  рисунок дочери Лены.  При посещении Польши, во время строительства Ми-1 и Ми-2, Михаил Леонтьевич сделал превосходный  карандашный рисунок дома Шопена в Желязовой Воле.
 
  Перед нами несколько художественных  работ Михаила Леонтьевича.  Звенит прозрачный  морозный воздух в  зимнем пейзаже. В натюрморте "Фрукты" никакой преднамеренной красивости: яблоки с червоточинками,  гроздь винограда  и дыня,  но   от этого натюрморта веет  душевным теплом и домашним уютом.

  Пастельный портрет дочери Нади - на нас смотрит    жизнерадостная, розовощекая девушка.  С какой любовью и  нежностью переданы черты красивой женщины на портрете жены.  Рисунки конструктора  точные и четкие, портреты  выразительны.  Этот дар рисовальщика помогал         М.Л. Милю при создании  вертолетов. Он  не только прорисовывал схему, но и визуально представлял будущий аппарат существовавший  только в его воображении.

  В заключение хочу привести строки из письма М.Л. Миля  дочерям: "Человек должен развивать все свои способности, он может и должен и рисовать, и писать, и играть на рояле, и хорошо знать основное дело, технику или науку".

 Иллюстрации:
  Детский рисунок. Корова. Карандаш. 1922. 
  Зимний пейзаж. Акварель . 1964.
  Натюрморт. Фрукты. Акварель. 1961. 
  Портрет жены. Карандаш.  1935. 
  Солдаты. Западный фронт. Карандаш. 1941. 
  Портрет дочери Нади. Пастель. 1964. 
  Угол мемориального кабинета М.Л. Миля.

 Благодарю Надежду Михайловну Миль за предоставленные репродукции  работ М.Л. Миля.         Фотографии репродукций  выполнены автором.
                2013 г.


Рецензии
Ирина, великолепный очерк получился! Умничка!!!

Зинаида Крюкова   19.10.2013 00:18     Заявить о нарушении
Во всех странах во все времена высоко духовные люди всегда жили бедно потому, что высокая нравственность не позволяла им обманывать и воровать... Таким был М.Л.Миль и так же он воспитал дочерей. А государство...Без комментариев.

Зинаида Крюкова   19.10.2013 00:42   Заявить о нарушении