Сыск воеводский

    Весть о восстании служилых людей в Енисейске скоро докатилась до Тобольска. Сибирские власти не на шутку обеспокоились. Несмотря на наступившую зиму для сыска над бунтовщиками в Енисейск был спешно направлен   сын боярский Борис Аршинский с отрядом служилых людей под командой вновь назначенного в острог стрелецкого сотника Петра Бекетова.

    Казаки стали жаловаться на своевольства воеводы. В ходе следствия выяснилось, что во многих неправедных делах воеводы замешан и бывший в это время в походе Максим Перфильев. Согласно чьей-то челобитной его обвиняли еще и в том, что он «во грехе жил с чужой женой».

    Допрос показал, что насильства не было, и жёнка недавно утонувшего в Оби сотника  жила с Перфильевым полюбовно, когда муж её пребывал в походах. Дело, в общем-то, хотя и греховное, но не редкое, не дававшее повода для сыска и наказания, если бы не  письменная жалоба. А тут, – челобитная. Да еще кто-то из казаков сказал, что по острогу ходят слухи будто Максим заставил попа Кирилла тайно обвенчать их. Это при живой то Максимовой жене. Аршинский не посмел оставить такое дело без рассмотрения в Тобольске.  Стали ждать возвращения Перфильева.

    Поход его оказался кровавым. В низовьях Ангары в стычке с тунгусами князца Тасея казаки потеряли 10 человек, был ранен и сам атаман. Но отряду все же удалось прорваться к Енисею. Несмотря на проводимый сыск, Перфильев чувствовал себя героем, смотрел на новоприбывших свысока.
 
  - Как же ты, атаман, казаков-то не уберег, – спросил его Аршинский, - рази можно постольку людей терять?
  - На то он и боевой поход, на то и служба государева, - ничуть не смутившись, ответил Максим Перфильев.  - Новую землицу я под руку государеву привел? – он вопросительно и сурово посмотрел на Бориса. - Ясак собрал? Прознал про  земли братские? - губы его исказила презрительная усмешка, а в глазах читалось: «чернильная ты душа, что ты понимаешь в этом деле, приехал в кляузах разбираться, вот в них и разбирайся».

  - Тунгусов  Тасеевых тоже  покрошили и постреляли  немало, будут теперь усторожливее, - мстительно усмехнулся атаман, -  к  острогу то уж  идти не посмеют. У меня к ним давний счет, - ткнул перстом на корявый шрам на щеке – след тунгусской стрелы. - Ну, а что на том деле казаки головы свои сложили, на то божья воля, - Максим опустил глаза. Помолчав, закончил: царство им небесное и упокой души, –  истово перекрестился.
 
    Сотник Бекетов стоял возле Аршинского,  слушал атамана и не мог разобраться в своих чувствах.  Он не мог не восхищаться смелостью и спокойствием этого человека, его боевым опытом, о котором был немало наслышан. Вместе с тем не мог  не почувствовать неприязни к этому человеку за высокомерие, с каким он разговаривал, непомерную грубость и жестокость, о которой говорили взбунтовавшиеся казаки, корыстные его дела вкупе с воеводой по хлебной торговле и винному откупу, открывшиеся в ходе иска. Да и страсть этого, уже не молодого человека к бабьим юбкам, вызывала в нем чувство, близкое к брезгливости.

    Полномочному тобольскому посланнику  поведение Перфильева тоже не понравилось. Помятуя о жалобах на него служилых людей, Аршинский решил отдать его до окончания следствия под надзор Петру Бекетову.

    Молодой сотник, услышав это, поморщился, - не любил он участвовать в сыскных делах. К тому же  прибывший к Енисейскому острогу Андрей Дубенской, недаве, размахивая наказной памятью, требовал с него какой-то судовой инструмент. Тогда ему было недосуг,  - отложил на опосля.  Надо бы теперь пойти разобраться, о чем речь. А тут вот еще  какая  докука, - надзор за атаманом. Сведу-ка я  его в аманатскую - под надзор стрельцов, - решил сотник.

  - Давай, атаман, шагай к аманатской, - негромко проговорил сотник.
  - Што? Мне, атаману, в аманатскую?  - глаза его сверкнули яростью. - Молод ещё командовать  мной! Сопли ишшо не обсохли! – грозно взревел  Максим Перфильев, привставая с крыльца  и  хватаясь за саблю.

    Стоявшие рядом стрельцы дружно шагнули к  сотнику, тоже взявшись за сабли. Метали взгляд с Перфильева на Бекетова, - что прикажет. Аршинский недоуменно замер на месте. Бунтовавшие казаки сгрудились вокруг него, загалдели вразнобой:
  - А мы што тебе говорили.
  - Как зверь дикой, чуть што, так плетью, али в зубы.

    Казаки, вернувшиеся из похода, молча  стояли в стороне,  угрюмо глядя на происходившее. Никто не вышел на помощь атаману. Если у кого и мелькнула такая мысль, понимали, видя остервеневших единоострожников и сгрудившихся возле сотника стрельцов, что сила не на их стороне. Враз приберут, и на правеж, - к тобольским воеводам.

    Максиму  и в самом деле было до слез обидно. После того, как утонул в Оби Поздей Фирсов, воевода Ошанин отправил в Москву челобитную с просьбой назначить на освободившуюся должность  его, - Максима Перфильева. Челобитную подписали и несколько казаков. Считая, что Москва в его просьбе не откажет, воевода ждать указа не стал, назначил его сотником своей властью. И, как считал Максим,  вполне заслуженно, - ведь никто в Енисейске не имел такого боевого опыта. А тут,  на тебе, - Москва прислала сотником в острог этого юнца.

    Максим, видимо, забыл или в обиде своей не хотел вспоминать, что он и сам в двадцать лет ходил атаманом  к устью реки Таз с отрядом князя  Шаховского, который стал потом первым воеводой Мангазеи. И, конечно, не считал тогда, что у него «сопли ишшо не обсохли».


    Сотник не дрогнул. Чувствуя, как закипает в нём ярость, шагнул навстречу атаману.
  - Вот што, дядя,  не шаперься. Не то  врежу плетью промеж глаз, - мало не будет, – угрожающе взмахнул черенком с зажатой в кулак плетью.

    Атаман сверкнул глазами… и   вдруг обмяк. Руки его безвольно повисли, плечи опустились, голова понурилась. Повернувшись, он шаркающей походкой двинулся к аманатской.  И каждый подумал, глядя на атамана и шагавшего за ним сотника, - нашла коса на камень.

                *

    По результатам сыска Аршинский арестовал десятерых зачинщиков восстания во главе с Василием Алексеевым, заковал их в цепи и  препроводил  в Тобольск, где они были  заключены  в  тюрьму. Вместе с арестованными был отправлен в Тобольск и Максим Перфильев для решения его судьбы тобольскими воеводами.

    Атамана Перфильева тобольские воеводы вскоре отпустили. Как ни говори, а казачий атаман, к тому же   еще и грамотный. Было у него и немало заслуг. Таких людей  в Сибири было немного. Рассмотрев его грехи, тобольские воеводы пожурили атамана за шалости, велели не жесточить служилых людей и отпустили  с миром. Однако ж, чтобы утихомирить енисейские страсти, в Енисейск сразу его не отправили, -  послали служить к дому - в Сургут.

    История же с его венчанием получила продолжение и громкую скандальную огласку. Дело дошло до тобольского архиепископа Макария. Возмущенный владыко, призвав к себе бывшего енисейского воеводу Ошанина с попом Кириллом,  устроил им допрос, после чего докладывал государю: «…на очной ставке Андрей Ошанин говорил, как де подьячий Максим с Оленькою сговорились, что ему на Оленьке жениться. Выпись полюбовную написали, и тот де поп Кирилл у них  сватом был, и в той записи сговорной  руку приложил, и ту де запись Максим себе взял. Поп Кирилл взял с Максима 10 рублей денег, да 10 четей запасу…». При этом архиепископ сетовал, что не удалось допросить самого  Максима, отправленного воеводами в Сургут.


Рецензии
Здравствуйте, Владимир Михайлович. Знаете, я сейчас смотрел праздничный салют, и на самой его кульминации мне пришла в голову странная мысль: если бы не "наши с вами" герои, то всего этого не было бы. Раздавили бы нас немцы, как тараканов, если бы не бунташные и авантюрные казаки; если бы не было "моих" алчных купцов, жадных до сокровищ Сибири и дошедших до самой Аляски - не видать бы нам Победы. Нет, я не хочу сказать, что добро победило из-за жестокости прошлого, скорее напротив: несмотря на все свои недостатки, все эти люди были православными, помнящими о добре и зле. Думаю, добра и справедливости в них было всё-таки больше, чем чёрствой жажды власти и большого барыша.
С Днём Победы!

Дмитрий Криушов   09.05.2017 21:22     Заявить о нарушении
Добрый день,Дмитрий. Рад снова слышать твой голос. В возникшей у тебя мысли нет ничего странного, - так оно и есть. И нашу с тобой задачу. я вижу как раз в том, чтобы об этом знали как можно больше наших молодых соотечественников.С великим праздником тебя - Днём Победы!

Владимир Бахмутов Красноярский   10.05.2017 07:36   Заявить о нарушении
Какое враньё, что поп взял за венчание 10 рублей! Автор хотя бы представляет какие это были деньги!?

Валентина Газова   10.05.2017 09:20   Заявить о нарушении
К эмоциональному замечанию Валентины Газовой: автор то представляет, какие это деньги, а вот Вы, голубушка, с историей Сибири, судя по Вашему замечанию, мало знакомы. Кроме того, Вам следовало бы предъявлять претензии не автору, а тобольскому архиепископу Макарию, - ведь я всего лишь цитирую его послание государю.

Владимир Бахмутов Красноярский   10.05.2017 12:32   Заявить о нарушении
Дополнительная информация для Валентины Газовой. «Прожиточный минимум» тех лет в Сибири хорошо иллюстрируется государевым окладом служилого человека, - пять рублей деньгами, пять с половиной чети ржи, четыре чети овса, пуд и три четверти соли. Такой оклад позволял более-менее сносно прожить год. Средняя же цена соболя даже в Сибири составляла 1,5 – 2 рубля, а очень хорошего – 10-20, до 30 рублей за штуку. В Москве, понятное дело, они ценились еще дороже. Еще более дорогим был мех черной лисицы, - чернобурки. Стоимость одной шкурки доходила до 80 рублей. На такие деньги на Руси можно было купить дом, четверку лошадей, полтора десятка овец или коз, еще и полусотню кур впридачу, то есть обзавестись полным хозйством. Проблема состояла лишь в том, как с этим добром вернуться живым-здоровым к дому, где все это можно было выгодно продать.
Ну, а теперь скажите мне, было ли проблемой для прославленного енисейского атамана дать попу в качестве взятки, чтобы узаконить отношения с любимой женщиной, хорошего соболя? Он, без сомнения, и десяток был готов отдать.

Владимир Бахмутов Красноярский   10.05.2017 12:56   Заявить о нарушении
О какой истории Сибири вы несёте?! Весь рассказ сплошная выдумка. Но главная цель рассказа опорочить православных священников, за неправедное венчание, да ещё и за большие деньги. Вы даже с историей самих денег не знакомы.

Валентина Газова   10.05.2017 12:59   Заявить о нарушении
Может и мог бы дать соболя священнику. Но это называется "если бы, да кабы", а не
исторический рассказ.

Валентина Газова   10.05.2017 14:41   Заявить о нарушении
Судя по тому, в чём Вы увидели цель рассказа, Вы его не читали. Но нахамить -нахамили.Не сомневаюсь, что последнее слово Вы оставите за собой.

Владимир Бахмутов Красноярский   10.05.2017 14:44   Заявить о нарушении
Как раз я прочла. Ведь эти "десять рублей" в конце рассказа, а не в начале. Но где в моих словах хамство?

Валентина Газова   10.05.2017 15:21   Заявить о нарушении
Такова, видимо, Ваша манера чтения, - задом наперёд, если в этом последнем абзаце, не имеющем прямого отношения к основному содержанию рассказа, Вы увидели основную цель автора - "опорочить православных священников". Смешно и грустно от наличия таких читателей.

Владимир Бахмутов Красноярский   12.05.2017 08:07   Заявить о нарушении
Всю статью нет смысла обсуждать. Это просто игра в войнушку. А вот конкретные исторические записки из церквей Рязанской губернии: 1. Раненбургский уезд, церковь Архангельская. Дани с тое церкви три рубли двадцеть один алтын пять денег. Пошлин гривна. А прежние дани было рубль двадцеть один алтнын. И перед прежним прибыло два рубли пять денег. 2. Ряжский уезд. По окладу 1676 г дани вместо рубля двадцети девяти алтын двух денег, положено было три рубля двадцеть четыре алтына пять денег, пошлин гривна. 3. Донковский уезд. Церковь Георгиевская пр реке Дон. Перестроена в 196(1688) году. В 1731 году дани взято рубль десеть алтын две денги, пошлин гривна, десятильнича полтина, подможных гривна, милостынных тожъ, полонных с одного двора. Как видим, денежные поборы с церквей возрастают. Но это не из-за инфляции. Просто растёт население быстрыми темпами. Деревни становятся сёлами, сёла - волостными центрами. А уж если вы пишете историческую статью о Енисейске, то надо бы описать жизнь в этом бывшем областном центре. Ведь РПЦ во всех губерниях начиная с 1851 года построила и содержала за свой счёт по одному епархиальному училищу для девочек, а Московской губернии, Тамбовской и Енисейской два училища. А сколько приходских школ РПЦ построила и содержала за свой счёт! А вы про эти десять рублей! Мелкие и стыдные ваши поступки.

Валентина Газова   12.05.2017 10:11   Заявить о нарушении
В таких случаях, моя деньгознающая землячка. на Руси говрят: "горбатого могила исправит". Если не считаете нужным обсуждать статью, то какого же рожна выступаете с рецензией? О пресловутых 10 рублях, которые не дают Вам покоя, писал государю тобольский архиепископ Макарий, вот с ним и сражайтесь,если больше нечем заняться.Про банный лист поговорку знаете?

Владимир Бахмутов Красноярский   12.05.2017 10:47   Заявить о нарушении
Сквернослов.

Валентина Газова   12.05.2017 11:37   Заявить о нарушении
Где же Вы, Валентина, увидели скверные слова? В русских пословицах что ли? Вы что, еще и русофобией страдаете, или это проявление недостатка Вашего образования и воспитания? Ознакомившись по вершкам с единственным произведением автора (к слову сказать, это фрагмент из книги, завоевавшей первое место в международном литературном конкурсе), Вы безпардонно обвиняете его во "вранье", восклицаете на жаргоне базарной бабы:"О какой истории Сибири вы несёте", обращаетесь к незнакомому человеку на "вы", вместо "Вы". Все это свидетельствует, что у Вас дейсзтвительно недостаток и того,и другого. Кичитесь тем, что, якобы, из нравственных соображений пишете в своих произведениях слово "Сталин" с маленькой буквы. А ведь это тоже ничто иное,как лишь проявление безграмотности. Не уважаете Вы, Валентина, ни русский язык, ни русские традиции, хотя живете, можно сказать, в центре России. Слава Богу, что хоть смысл пословиц уловили без помощи Даля.

Владимир Бахмутов Красноярский   13.05.2017 14:50   Заявить о нарушении
Сам русоненавистник, пресмыкающийся перед сталиным, погубившим десятки миллионов Русских Людей. Сквернослов. Базарный мужик.

Валентина Газова   14.05.2017 10:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.