Ау, Базиль Пушкин!

      Наталия  Ивановна Михайлова – пушкинист, заместитель директора Государственного музея А.С. Пушкина, доктор филологических наук, профессор, академик РАО. Родилась в Москве. Окончила филологический факультет Московского государственного  университета                им. М.В. Ломоносова.
 
      Беседа с Н.И. Михайловой   проходила  в канун открытия выставки  «Ау, Базиль Пушкин», посвященной поэту Василию Львовичу Пушкину, дяде гениального А.С. Пушкина и творцу поэмы «Опасный сосед», ставшей в 1811 году литературной сенсацией.

      Со мной, автором этого очерка,  произошел почти мистический  случай.  Когда-то мне  приходилось несколько раз проезжать по Старой  Басманной улице мимо дома № 36, в котором располагался  трест «Мосинжмонтаж».

      На  здании была мемориальная доска, сообщающая о том, что в этом доме жил дядя поэта – В.Л. Пушкин, у которого бывал его великий племянник.  Вот это и привлекало мое внимание, почему-то всегда хотелось  здесь выйти из автобуса.   И все-таки спустя много лет судьба  свела меня с историей этого дома.

      Произошло мое знакомство с Наталией Ивановной Михайловой, и я получила приглашение на   открытие выставки  «Ау, Базиль Пушкин», посвященной поэту Василию Львовичу Пушкину и   приуроченной к   205-летию со дня рождения А.С. Пушкина.  Выставка     проходила  с 16 марта по  23 мая 2004 г.   

      Н.И. Михайлова много сделала для того, чтобы Василий Львович Пушкин стал и нам близким и дорогим человеком. Наталия Ивановна выпустила    книгу  «Парнасский мой отец» -М.,  1983., а еще раньше в 1981 году - «Читая «Опасного соседа» - «Литературная учеба»,  № 1. Это  только       отдельные примеры ее любви и привлечения нашего внимания  к            В.Л. Пушкину, оказавшему немалое влияние на великого  поэта.

      Желание Наталии Ивановны создать музей в доме В.Л. Пушкина увенчалось  успехом.  В 1988 году Московское правительство передало дом на Старой Басманной улице Государственному музею А.С. Пушкина.
 
      И, наконец, первая выставка 22 мая 1991 года в музее А.С. Пушкина, на которой впервые громко было заявлено в музейно-экспозиционной форме о Василии Львовиче Пушкине. 
      О  выставке  «Ау, Базиль Пушкин!» Наталия Ивановна сказала:
      - Собственно, отчасти,  эта выставка    сделана  для того, чтобы привлечь внимание тех, от кого зависит  выделение  средств на реставрацию дома         В.Л. Пушкина. Тогда, думаю, мы могли бы через полгода сделать в этом доме музей.  Как вы видите, у нас собран достаточно большой материал.

      - Выделение средств на реставрацию дома зависит от Министерства культуры?
      - Я думаю, прежде всего, выделение средств зависит от правительства Москвы. Ведь наш музей не федерального, а городского подчинения.

      - Наталия Ивановна, чем интересна личность Василия Львовича Пушкина? 
      - Василий Львович Пушкин – московский поэт. За его колоритной фигурой возникает история, литература и быт пушкинского времени. Он был библиофилом и театралом, путешественником и безгранично доброжелательным  и жизнелюбивым человеком.

      - Хотя бы в нескольких словах, каково влияние Василия Львовича на  Александра Сергеевича Пушкина?
      - Василий Львович – дядя  великого Пушкина. С ним связано детство Александра Пушкина, его ранние впечатления московской жизни, первая поездка в Петербург, вступительные экзамены в Лицей, первые творческие  шаги юного поэта. Дядя доставлял сочинения племянника-лицеиста в журналы.  Василий Львович был известным стихотворцем, и Александр Пушкин не случайно называл его «парнасским отцом».
      А.С. Пушкин писал: «Поэтов грешный лик Умножил я собою.  И я главой поник  Пред милою мечтою;  Мой дядюшка-поэт  На то мне дал совет  И с музами сосватал».

      - Есть ли другие примеры появления образа Василия Львовича в творчестве            А. С. Пушкина?
      - Один из возможных примеров – начало романа «Евгений Онегин»: «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил  И лучше выдумать не мог».
     Эти строчки все помнят, их цитируют. Когда мы читаем  текст, видим, что он  выделен кавычками. Но то, что это говорит не автор, а герой, мы узнаем   со второй строфы: «Так думал молодой повеса…». Во всяком случае, такое начало могло восприниматься близкими Пушкину людьми еще и как озорная шутка  над его собственным дядей.

     Дело в том, что при жизни Василия Львовича Пушкина-стихотворца и старосты «Арзамаса»,  творца «Опасного соседа», трижды распространялся слух о его смерти. Это была шутка над Василием Львовичем. Слух распространял Алексей Михайлович, родственник Василия Львовича и Александра Сергеевича Пушкина.  Василий Львович на этот случай даже написал стихи.
      Пушкин, начиная роман,   напоминает эту  ситуацию.   Речь-то идет, как мы потом узнаем, о дяде героя, а не автора. И если дядя Онегина занемог «не в шутку», то дядя  автора занемог «в шутку».

      Любопытно, что на страницах «Евгения Онегина» проявится  Буянов:                «Мой  брат двоюродный, Буянов, В пуху, в картузе с козырьком (Как вам, конечно, он знаком)». «Буянов, братец мой задорный», который «приедет» в пушкинский роман из «Опасного соседа». Он даже становится соперником Онегина: «Буянов сватался:  отказ». 
      В романе «Евгений Онегин» есть, как мне представляется, и литературный портрет дяди. В гостиной Татьяны появляется «…в душистых сединах Старик, по-старому шутивший: Отменно тонко и умно,  Что нынче несколько смешно». 

      Известно было, что Василий Львович, как писал Вяземский, «давал в простодушном самохвальстве дамам обнюхивать свою голову». Он был замечательным собеседником, очень остроумным, действительно умел шутить «отменно тонко и умно».  Так  что, это целый сюжет.
 
      Открытие выставки - это праздник для сотрудников музея, для организаторов и авторов экспозиции и для всех нас. Этот праздник состоялся. Директор музея Евгений Анатольевич Богатырев с гордостью сказал, что удалось собрать  около тысячи экспонатов, относящихся к эпохе В.Л. Пушкина, и поблагодарил дарителей и антикваров, помогающих музею, а также художников-оформителей и организаторов выставки.

      В исполнении барда Ю. Пака - друга музея,  прозвучали романсы - «Не печалься милый друг. Я солгал перед тобою…» на слова В.Л. Пушкина и «Простишь ли мне ревнивые мечты» на слова А.С. Пушкина. 

      На открытии выставки 16 марта 2004 года Наталия Ивановна  Михайлова сказала: «Мы делаем все для того, чтобы снова гостеприимно распахнул двери дом на Старой Басманной, чтобы мы могли обратиться к Василию Львовичу словами П.А. Вяземского: «Василий Львович милый! Здравствуй! Я бью челом на новый год! Веселье, мир с тобою царствуй, Подагру черт пусть поберет. Пусть смотрят на тебя красотки,  Как за двадцать смотрели лет, И говорят – на зов твой ходки - Что не стареется поэт».

      Наталия Ивановна добавила еще несколько штрихов к портрету поэта: «Василий Львович очень любил пить шампанское, в чем признавался сам.  Ему как старосте «Арзамаса»  полагался особенный гусь, которого он мог уносить домой. Поэтому сейчас мы предлагаем выпить по бокалу шампанского и съесть кусочек  «Арзамасского гуся».

       Гостей пригласили к великолепному торту, выполненному кондитерами  в виде гуся.
      Еще хотя бы несколько слов хочу сказать о вечере, состоявшемся    8 апреля в Музее А.С. Пушкина в рамках открытия выставки «Ау, Базиль Пушкин». Заслуженный артист Павел Любимцев читал  «Опасного соседа» и другие стихотворения В.Л. Пушкина, а также «Графа Нулина»  А.С. Пушкина.
 
      В поэме «Граф Нулин» А.С. Пушкин опять вспоминает дядю:                «Себя казать, как чудный зверь, В Петрополь едет он теперь  С запасом фраков и жилетов, Шляп, вееров, плащей, корсетов, Булавок, запонок, лорнетов,  Цветных платков, чулков a jour…»

      Павел Любимцев читал стихи изыскано, весело и остроумно, совершенно сливаясь с образами авторов - дядюшки и племянника. Вечер вела, по образному выражению директора музея Е.А. Богатырева,  дама сердца Василия Львовича Пушкина - Наталия Ивановна Михайлова, самый обаятельный академик.
 
     Соприкоснувшись с миром Александра Сергеевича Пушкина, я вспомнила слова            А. Григорьева: «А. Пушкин – наше все: Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

      С тех пор прошло полтора столетия, но как остро и проникновенно звучат эти слова  сегодня.      

                10.04.2004   


Рецензии