ХР Выживание неандертальцев и кроманьонцев

ХР. 2.7.46.4. Выживание классических неандертальцев и кроманьонцев.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 46.4. Выживание классических неандертальцев и кроманьонцев.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Северо-Восточная Африка. Средиземноморье. Левант. Ближний Восток. Кавказ. Крым. Восточно-Европейская (Русская) равнина. Евразия. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Выживание классических неандертальцев и кроманьонцев. 50 000 до н.э.


Жизнь и жизнедеятельность классических неандертальцев и кроманьонцев, вероятно, не была райской, беззаботной, радостной, счастливой, безопасной. Вероятнее всего, они жили относительно напряжённой жизнью, наполненной интенсивным трудом, трудовой деятельностью, переживаниями, испытаниями и приключениями…

Вероятно, главной целью жизни и жизнедеятельности первобытных людей всех времён и народов было, есть и будет выживание – преодоление всех жизненных препятствий, лишений и бед, сохранение и развитие семьи, общины, рода, племени, народа, расы, вида, устойчивое физическое и интеллектуальное развитие.

Основой выживания человека в самых суровых условиях окружающей среды являются простые вещи: физические навыки и умения: съедобная пища; запасы продуктов; подходящая одежда и обувь; орудия труда и боя; огонь и вода; инстинктивное желание во что бы то ни стало выжить; сознательное настроение и воля; прогнозирование, моделирование и предвидение ситуаций.

Ни одно живое существо в природе не желает и не стремится к опасности, к трудностям, к неудобствам, все и каждое существо, в том числе человек, стремится к удовольствиям, к удобству, к праздному ничегонеделанью. Вероятно, это обратная реакция организма, вынужденного постоянно работать и действовать для того, чтобы обеспечить своё существование и выжить…

Вероятно, нецивилизованное или «дикое», первобытное общество обладает неоспоримым преимуществом перед представителями современного цивилизованного общества – способностью к самостоятельным, абсолютно независимым действиям и решениям в любых ситуациях.

История современного человечества подтверждает истину о том, что вся система тренинга и воспитания в первобытном обществе была подчинена подготовке мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин к жизнедеятельности в стрессовых и катастрофических ситуациях.

Вот в чём главный секрет мифического бессмертия и фактического долголетия легендарных гиперборейцев, арийцев и коренных обитателей Кавказа…

Несомненно, жизнь и жизнедеятельность классических неандертальцев и кроманьонцев, охотников и собирателей, в данное и последующее время (50 000-40 000 до н.э.) осуществляется в непосредственном контакте с живой природой, с феноменами и условиями окружающей среды, во взаимодействии с другими иными представителями человечества (человечеств).

Поэтому они хорошо знают-ведают, что такое боль, и вероятно, умеют её преодолевать, концентрируя свою волю и устремления на другие ощущения и чувства. Например, археологи находят черепа со следами операций на черепе (трепанаций), а также скелеты неандертальцев и кроманьонцев с зажившими тяжкими ранениями и переломами костей.

Они хорошо знают-ведают, что такое холод и жара, сухость и влажность. Например, вероятнее всего, неандертальские и кроманьонские охотники хорошо знают-ведают, что морозный холод замедляет движение, ток крови, сковывает руки и ноги, вызывает сонливость, грозящую смертью от замораживания.

Первобытные люди очень хорошо знают-ведают, что такое жажда и голод. Эти ощущения и чувства сильно притупляют разум, вызывают из глубин памяти безусловные основные инстинкты самосохранения, которые могут привести к каннибализму.

Голод порождает физическую и духовную слабость, потерю веса и силы, головокружение и галлюцинации, помутнение сознания, повышение чувствительности к феноменам и условиям окружающей среды, к обострению болезней, конфликтам и стрессам. Единственный способ избежать голодного безумия – это приём воды и пищи.

Первобытные люди хорошо знают и ведают, что усталость и упадок физических сил могут привести к бессилию, неподвижности, беспомощности, апатии, ощущению и чувству безнадёжности, страха и паники. Единственный способ избежать апатии и упадка – интенсивный и разнообразный отдых, смена деятельности.

Классические неандертальцы и кроманьонцы хорошо знают-ведают, что бесцельное, нудное, обыденное и однообразное существование порождает потерю интереса к жизни, равнодушие, замкнутость, отчуждённость и враждебность. Единственный способ избежать отчуждённости и враждебности – это интересное общение, любая творческая деятельность.

Первобытные люди всех времён и народов хорошо знают-ведают, что одиночество – это неизбежная беззащитность, страхи, отчаяние, паника. Вынужденное или принудительное одиночество – суровое испытание или наказание. Единственный способ преодолеть одиночество – занятие каким-либо делом.

Причём без всяких академий наук и министерств образования первобытные люди хорошо знают-ведают, что все трудности в жизни преодолеваются путём достижения почти непосильных задач и целей. Сначала решаются простые задачи, затем – всё более сложные и трудоёмкие.

Вот почему вероятная ведическая система тренинга и воспитания классических неандертальцев и кроманьонцев состояла в выработке способностей:

концентрировать силы и средства на разумные цели и задачи;
дерзать и искать разные способы решения задач;
надеяться только на свои силы и способности;
приспосабливаться к любым обстоятельствам и условиям;
сохранять спокойствие и хладнокровие;
надеяться на лучшее, готовясь к худшему;
понять себя, свои страхи и возможности;
укротить и преодолеть свои недостатки и пороки;
помогать близкому человеку даже ценой своих страданий, здоровья и жизни.


Несомненно, естественно и закономерно универсальным способом поведения первобытного и современного человека в различных опасных, стрессовых, конфликтных или катастрофических ситуациях является инстинктивное стремление выбраться, бежать от опасности, отойти или отбежать на безопасное расстояние.

Следующее несомненное, естественное и инстинктивно-закономерное действие – это остановка, прекращение движения или действия, прятанье, сокрытие, маскировка с целью осмотреться, изучить и проанализировать ситуацию.

Так поступают не только люди, но практически, все животные в природе…

Вероятнее всего, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) при опасном или катастрофическом событии поступают так:

всеми способами пытаются избежать опасности и в первую очередь отбегают в сторону;

находят скрытное убежище, где можно относительно безопасно передохнуть, успокоиться и собраться с силами и мыслями;

изучают местность, окружающую среду места своего пребывания и место опасного события-явления;

осматривают себя и оценивают своё самочувствие, свои способности и возможности, «арсенал» имеющихся средств для активной жизнедеятельности или борьбы;

оказывают себе и нуждающимся случайным, вольным или невольным соучастникам переживаемых событий необходимую и посильную помощь;

спасают, подбирают или возвращают всё, что может пригодиться, что можно спасти, особенно чистую питьевую воду, средства добывания огня, одежду, орудия, оружие и остатки продуктов питания;

принимают меры к обеспечению себя дополнительными орудиями труда и боя, средствами жизнеобеспечения и снаряжением, приемлемым жилищем;

всё делают не спеша, продуманно, размеренно, методично, но незамедлительно – промедление смерти подобно.

При этом классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) хорошо знают-ведают, что принимать решения лучше всего в светлое время суток, чем в тёмное. Недаром говорится: «Утро вечера мудренее»…

Если группа неандертальских или кроманьонских охотников попала в засаду, потерпела катастрофу, имеет раненых, больных или не может дальше выполнять свою миссию, то они естественно и неизбежно составляют план спасения, выживания и зова на помощь.

Прежде всего, они не покидают далеко место катастрофы, так как здесь остаётся много красноречивых следов. Затем они оказывают посильную помощь пострадавшим. Потом они отделяют погибших от живых и принимают меры к захоронению мёртвых – либо сразу в могилы, либо временно в места схронов до прихода старших (спасателей).

Затем они спасают всё, что можно спасти, собирают всё, что необходимо для жизнеобеспечения на месте трагедии (снаряжение, воду, одежду, орудия, сырьё для производства орудий). Одновременно они исследуют местность своего пребывания и составляют его описание с применением примет-ориентиров.

Только после этого они снаряжают гонцов для быстрого перехода к месту основного пребывания, в стоянку-поселение за помощью. Оставшиеся на месте катастрофы обустраивают себе жилище-убежище, принимают меры для обеспечения безопасности места пребывания, устанавливают сигнальные знаки-ориентиры. При этом они ведут себя максимально скрытно, сдержанно, не двигаются по ночам и берегут силы.

Вот почему во все времена и у всех народов всего человечества, в том числе у современного человечества, выработалась инстинктивная привычка в случае опасности: «ложиться на дно», «искать норку», «окапываться», «убегать в лоно церкви», «стремится к Христу за пазуху», прятаться в пещеры, землянки, окопы, блиндажи, бомбоубежища…

Физические условия окружающей среды не оставили материальных следов одежды и обуви классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.). Однако следы их жизнедеятельности и костные останки в захоронениях свидетельствуют, что неандертальские и кроманьонские охотники находились в местах не только с комфортным или прохладным климатом Восточно-Европейской (Русской) равнины, но в высокогорье, в приполярной тундре, в ветреных и холодных степях, в сырых таёжных лесах, на севере Урала, в горах Алтая, Сибири, на Дальнем Востоке и, вероятно, на территории Беренгии.

Возможно, классические неандертальцы, как их предки и тотемные животные – пещерные медведи, традиционно и физиологически естественно залегали в своих пещерных или иных подземных убежищах в зимнюю спячку. Однако до поздней осень они просто обязаны были охотиться и заниматься собирательством, чтобы сделать запасы продуктов питания на зиму.

В любом случае, имея такие результаты охоты и собирательства, как шкуры, меха, трава и сено, классические неандертальцы и кроманьонцы, несомненно, одевались в какую-то одежду, имели обувь и головные уборы.

Какую одежду носили или могли носить классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.)?

Постоянно мигрирующему, путешествующему и живущему непосредственно в условиях природной окружающей среды человеку нужна одежда и обувь, которые могут защитить его от воздействия погодных и климатических факторов и феноменов. Вероятно, это главное условие для одежды первобытных людей данного времени…

Вероятнее всего, одежда классических неандертальских и кроманьонских охотников и собирателей была максимально функциональна или наиболее подходящая для занятия тяжёлым и опасным физическим трудом, пригодная для работы.

Возможно, классическим неандертальцам и кроманьонцам данного времени хорошо ведомо, что наилучшая для них одежда – кожаная. Хорошо выделанная кожа «дышит», то есть испаряет влагу пота, но не пропускает влагу внутрь одежды к телу человека. Дело в том, что капли воды в сотни раз больше по размерам, чем пары влаги…

Другое ведическое (опытное, практическое, экспериментальное, эмпирическое) знание помогает классическим неандертальцам и кроманьонцам шить и создавать многослойную одежду – нижнюю и верхнюю, основную и дополнительную.

Вероятно, от своих дальних предков в суровых климатических условиях обитания, они генетически унаследовали относительную волосатость тела – волосы на голове, на верхней губе, щеках и на бороде (мужчины), на теле, на руках и ногах, в паху, в подмышках, а также волосы в ушах и в ноздрях. Эти волосы на теле человека обеспечивают необходимое потоотделение, защиту от перегревания и холода, от пыли и повреждений.

Обладатели густых и курчавых волос на теле, а также счастливые обладатели меховой одежды из шкур животных хорошо знают-ведают, что чем гуще волос или мех, тем дольше сохраняется тепло. Защищаясь различными накидками от дождя, ветра и холода, первобытные люди также хорошо знают-ведают, что чем больше защитных слоёв одежды с воздушными промежутками между ними, тем теплее и комфортнее человеку.

Однако под грудой слоёв одежды не побегаешь и не поработаешь – вспотеешь. Тело станет мокрым от пота, а одежда, пропитанная потом, начнёт испарять избыток влаги и вместе с ней – тепло. Особенно вредно потеть в холодную погоду или в мороз…

Поэтому классические евразийские неандертальцы и кроманьонцы, вероятно, эмпирическим или опытным путём создали некий универсальный набор одежды и обуви, который позволял им активно жить, работать, охотиться и отдыхать в любых погодных условиях.

Обитатели жарких тропических регионов Ойкумены (обитаемого мира), вероятно, обходятся самым минимумом одежды – кожаным или травяным передником-юбкой. Обитатели средиземноморских субтропиков, вероятно, носят передники и кожаные или травяные накидки-плащи.

Только евразийские обитатели Западной, Центральной и Восточной Европы, Восточно-Европейской (Русской) равнины, Крыма, Кавказа, Сибири, Алтая, Дальнего Востока, севера Евразии и Беренгии, вероятно, носят настоящую одежду и обувь.

Автор даже не пытается утверждать, что евразийские классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) носили, например, что-то наподобие тёплого нижнего белья, рубашек, платьев, свитеров, курток, штанов, ботинок, но что-то наподобие накидок-плащей, шляп-колпаков, передников-юбок и поршней-мокасин они, несомненно, носили.

Имея какую-то одежду, классические неандертальцы и кроманьонцы неизбежно, естественно и практически закономерно должны были знать, что необходимо:

избегать загрязнения и порчи одежды и обуви;
избегать перегрева в одежде и обуви;
избегать тесной, сковывающей движения одежды и обуви;
избегать переувлажнения одежды и обуви;
заниматься регулярным осмотром, проверкой и немедленной починкой одежды и обуви;
мокрую кожаную одежду и обувь сушить в тёплом проветриваемом месте, предварительно осушив её сухой травой или сеном;
избегать сушки мокрой кожаной одежды и обуви в непосредственном жару костра (от температуры кожа «варится», пересушивается, становится твёрдой, трескается;
в зимнее время смазывать кожу тела, кожаную одежду, ремни, шнурки и обувь жиром, чтобы они не портились от морозного холода;
комбинировать одежду и обмотки для ног (портянки), делать их многослойными;
иметь сменную одежду и обувь;
чинить одежду и обувь немедленно после обнаружения повреждения.

Обувь классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени, вероятно, является вариантами простых кусков кожи, обёрнутых вокруг стопы ноги и голени (обмотки, портянки, поршни, мокасины). Также весьма вероятно, что подошву своей обуви они усиливают вставками в поршни толстой сплошной кожаной стельки.

Главная проблема обуви классических неандертальцев и кроманьонцев – это крепление поршней к ногам. Возможно, они уже делают из выделанных кишок животных плетёные или кручёные ремешки-шнурки, которыми стягивают края бортов поршней-мокасин.

Главное условие обуви для походов-переходов – сплошная толстая подошва, без изломов и трещин…

Возможно, евразийские опытные классические неандертальцы и кроманьонцы уже знают секрет как избежать мозолей на пятках от неудобной или тесной обуви и оборачивают свои ступни сначала тонкой выделанной кожей-портянкой, а затем уже надевают кожаную обувь – поршни-мокасины.

Вероятнее всего, евразийские классические неандертальцы и кроманьонцы в холодное время года защищают свои голени и ноги кожаными и меховыми «гетрами», обмотками, а также раздельными «штанинами», которые надеваются на ноги и подвязываются сверху к поясу ремешками-тесёмками. При этом перед и зад человека защищается кожаным или травяным передником-юбкой.

«Штанины» хороши тем, что они создают между кожей ног человека и окружающей средой воздушную прослойку (зазор), который одновременно обеспечивает хорошее проветривание и сохраняет тепло. При этом ноги человека оказываются защищёнными от продувания, воздейсвтия внешних факторов окружающей среды.

Вероятно, покрой одежды евразийских классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени не отличается изысканностью и красотой современной моды и продиктован свойствами и формой сыромяти – выделанной кожи или шкуры животных.

Поэтому, вероятнее всего, одежда евразийских классических неандертальцев имеет вид меховых жилеток («душегреек»), простых накидок (плащей), возможно, с капюшоном и мешкообразных рубах-безрукавок в форме туники.

Для этого в куске шкуры (или выделанной кожи) шириной чуть больше ширины плеч человека и прорезается круглое отверстие для головы. Этот кусок шкуры (или кожи) надевается на плечи, оборачивается по бокам тела человека и подпоясывается ремнём или шнуром. При этом руки остаются голыми и свободными.

Возможно, такая «первобытная туника» сшивается из двух относительно прямоугольных кусков шкуры животного…

Длина «первобытной туники», вероятно, доходила (или должна была доходить) почти до колен человека и края «туники» (особенно женской) могли иметь ремешки для соединения так, чтобы всё тело человека оказывалось как бы в коконе. Внешне это могло выглядеть как современное короткое платье с боковыми разрезами…

Пока неизвестно какого цвета была или могла быть одежда евразийских классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.), однако можно осторожно утверждать, что яркой, броской и «модной» любая одежда могла быть только во время каких-либо празднеств, сборищ-торжищ, культовых событий, брачных церемоний.

В остальное время одежда могла быть максимально функциональной, то есть незаметной для хищников и врагов, удобной для работы и отдыха, обычной…

Неизвестно, пользовались ли классические неандертальцы и кроманьонцы какими-либо защитными средствами для рук, но, несомненно, при работе с каменным, костяным и деревянным сырьём при производстве орудий труда и боя неандертальские и кроманьонские «мастера» использовали для защиты пальцев рук, коленей и тела куски кожи и шкур.

Возможно, классические первобытные кожаные или травяные передники являются «фартуками» защищающими живот и пах человека от вероятных повреждений во время работы…

Вполне вероятно и естественно предположить, что евразийские классические неандертальцы и кроманьонцы могли защищать свои руки (предплечья) кожаными накладками-крагами, а пальцы рук – рукавицами-муфтами.

Несомненно, они знали, что такое кожаные ёмкости, мешки, сумки-торбы, от которых к тёплым рукавицам-мешочкам «один шаг»…

Также, несомненно, классические неандертальцы и кроманьонцы знали-ведали (должны были знать), что такое головные уборы…

Вероятно, одним из первых головных уборов была голова какого-либо убитого животного, которая использовалась охотником для маскировки при подкрадывании к стаду аналогичных животных.

Несомненно, головными уборами были различные маски, в том числе маски шаманов, колдунов, ведунов и ведуний, обучающих молодых людей и молодиц навыкам выживания в окружающей среде.

Однако, прежде всего, головные уборы неизбежно, естественно и закономерно возникли ещё во времена человекообразных обезьян и гоминид, когда они прикрывали свои головы от дождя или жаркого солнца большими листьями или ветками.

Вероятно, самым простым и оптимальным головным убором евразийских классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.) является простой кожаный или меховой капюшон, сшитый из одного куска шкуры животного. В сложенном виде это удобная подстилка под голову во время сна или под попу во время отдыха или обеда…

Временным головным убором классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени мог быть простой снопик длинных травянистых растений, связанный ремешком у концов стеблей и насаженный на голову человека. Такой густой «снопик» на голове хорошо защищает от дождя, а редкий – от жаркого солнца.


Несомненно, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) вынуждены путешествовать почти «налегке», потому что могут нести только то, что можно взять в руки, повесить на пояс и взвалить на спину…

Поэтому уже в данное время существует негласное общепринятое правило «естественного права» - не носить с собой ничего лишнего, только то, что нужно или то, что может фактически, реально и действительно пригодиться.

Вероятнее всего, каждый евразийский классический неандерталец и кроманьонец данного и последующего времени (50 000-30 000 до н.э.) имеет свой личный «дорожный мешок» (рюкзак, сумку, торбу, несессер путешественника).

Возможно, этот «дорожный мешок» совсем небольшого размера и легко подвешивается к поясу, вешается на шею, через плечо или носится на лямках на спине. Главное, в нём есть всё самое необходимое, ценное и дорогое для человека.

Что же было или могло быть в дорожном мешке евразийского классического неандертальца или кроманьонца?

Несомненно, в первую очередь в дорожном наборе неандертальского или кроманьонского охотника-путешественника-естествоиспытателя должны были быть средства добычи огня: твёрдая палочка – «сверло»; гибкая палочка-лук с тесьмой; «пяточный камень» (упорный подшипник), рыхлое дерево – основа для натирания загорающейся стружки и трут - любой материал, воспламеняющийся от одной искры.

В качестве трута классические неандертальцы и кроманьонцы, возможно, использовали: размельчённую в труху сухую траву; берёзовую кору; еловые шишки; сосновые иголки; сухие грибы (трутовик), тонкую древесную пыль; пух из птичьих гнёзд.

Возможно, у классических неандертальцев и кроманьонцев были и другие средства добычи огня в полевых условиях, так как в стационарных условиях, на местах стоянок и поселений, они, вероятнее всего, сохраняли огонь путём его постоянного питания горючим материалом. Возможно, они умели брать с собой, нести и сохранять в движении тлеющие угли из костра…

Если этот так, вероятнее всего, добыча, сохранение и сбережение огня были важнейшими сакральными и ответственейшими обязанностями определённых опытных в этом деле людей – старейшин, ведунов и/или  ведуний. В охотничьих походах, вероятно, также назначался ответственный за сбережение огня…

Вот почему во вторую очередь в дорожном мешке классического неандертальца или кроманьонца должен был быть некий сосуд с застывшим салом-жиром и фитилём – переносной светильник-плошка, лампада, которая могла бы быть источником света и огня.

Следующим по значимости содержимым указанного «дорожного мешка» (дорожного набора) должны были быть необходимые орудия труда и боя:
каменный или костяной нож;
каменное рубило или каменный топор;
дубина-палица;
копьё и дротики с каменными или иными наконечниками;
запасные наконечники для копья и дротиков;
нуклеус – кусок камня (кремня), от которого в случае необходимости откалываются отщепы или пластины для изготовления каменных орудий;
камень-биток (камень-молот);
волосяной или ременный аркан-лассо;
верёвки или ремни для связывания или крепления чего-либо.

Важными элементами «дорожного набора» являются «швейные принадлежности» для починки одежды и обуви, а также орудия для снятия и обработки шкуры: проколки, скребки, резцы и т.д.

В дорожный набор или в состав «дорожного мешка» также входят:
фляга или иной сосуд для свежей питьевой воды;
кожаный сосуд-мешок для варки пищи;
сосуды-туески с запасами пищи (например, с перемолотым в труху-муку сушёным мясом, растениями-приправами, лекарственными смесями и т.д.);
«посуда», «ложки» и «вилки» для приготовления и употребления пищи;
запасная одежда и обувь, средства для ухода за кожей;
а также средства «первой помощи» при ранениях – ремень-жгут, сухая зола, паутина, сухой мох, основа лекарственных бальзамов и мазей – смеси лекарственных трав и цветов.

Вероятно, в каждом «дорожном мешке» каждого и любого классического неандертальца или кроманьонца данного времени (50 000 до н.э.) находится какой-либо магический предмет – амулет, оберег, памятная вещица (будущие божки, идолы и т.д.).

Сам дорожный мешок или дорожная сумка могла быть использована в качестве ведра для переноски воды или в качестве фильтра для очистки воды от примесей.

Несомненно, кроме личных вещей в дорожных мешках группы классических неандертальских и кроманьонских охотников или собирателей были и общие (общинные) вещи и предметы. Вполне вероятно, что они не только переносили свои личные и общие (общинные) вещи на руках или на спинах, но и несли их на носилках или тащили их волоком на волокушах – стволах тонких прямых деревьев, перекрытых поперечными палками или ветками. Например, только так (на носилках или волокушах) можно было переносить тяжёлые шкуры-покрытия общинных жилищ и запасы продовольствия и сырья.

Вероятно, классические неандертальские и кроманьонские охотники-собиратели не имеют каких-либо переносных жилищ-убежищ типа «туристических палаток», в этом качестве они, вероятно, используют свои накидки из шкур типа «плащ-палатки», кавказской или среднеазиатской «бурки»…

При этом универсальная «плащ-палатка» из шкуры животного могла быть не только убежищем от дождя и ветра, но и «спальным мешком», удобным сиденьем. В случае необходимости плащ-палатки, уложенные на перекладины скрещённых копий или жердин, превращались в убежище-жилище, в ложе, постель или спасательные носилки.

Вполне вероятно, в дорожный набор классических неандертальских и кроманьонских охотников и собирателей входят простые полки-посохи, необходимые для того, чтобы опираться на них, исследовать  опасные места, измерять глубину, отмахиваться от «назойливых гостей», разрешать без смертоубийства возникающие конфликты и т.д.

Кроме этого, из трёх палок-посохов можно соорудить простейшее устройство для приготовления пищи над огнём костра…

Кстати, вероятнее всего, классические неандертальцы и кроманьонцы берут с собой в дорогу (на охоту, в путешествие) только законсервированные каким-либо образом продукты. Например, сухое или сушёное мясо, сухие и растёртые в порошок-муку зёрна, растения, сухие плоды и ягоды.

Такие сухие продукты не занимают много места в «дорожном мешке» и могут быть приготовлены в самой усваиваемой форме – путём размачивания и подогревания кипятком. При этом их можно комбинировать в различных смесях…

Вероятное меню классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.) реконструируется автором в соответствии с естественными, обычными, реальными и действительными трудовыми (энергетическими) затратами любого активно работающего современного человека (в частности, путешественника-туриста, охотника).

Завтрак (обязательное утреннее питание) – горячая запаренная каша из какой-либо муки злаковых растений и горячий цветочно-ягодный настой (чай).

Обед (восстановление потраченных днём сил) – горячая запаренная мясная и растительная тюря (гуляш, кондёр, каша); печёные в жару огня пресные лепёшки из какой-либо муки злаковых растений; приготовленные собранные днём растения, плоды, ягоды, орехи или грибы; растительный или ягодный разбавленный водой сок.

Ужин (основная еда в конце «рабочего» дня) – сухие остатки пресных дневных хлебных лепёшек (сухари); запарка из мясного и растительного порошка-муки – «котлеты», запечённые в жару костра; отдельно сваренный или запаренный овощной суп-похлёбка с добавкой сушёных или свежих растительных приправ; жареное в огне костра свежее мясо добытых днём животных и птиц или печёные в угольях коренья и грибы; горячий цветочно-ягодный настой (чай).

Кстати, вероятнее всего, запаренные, варёные, жареные или печёные кушанья готовятся классическими неандертальцами и кроманьонцами в «общем котле» и на всех членов семьи, группы или общины в целом (так легче, быстрее и экономнее по всем параметрам). При этом соблюдаются строгие традиционные «правила» делёжки еды в соответствии с отношениями доминирования в сообществе первобытных людей.

Первым, естественно, пробует кушанье тот, кто его готовит. Затем кушанье отведывает (проверяет его вкус и качество) старейшина в семье, группе и общине. Этим «старейшиной» может быть как «дед», так и «баба», старшая женщина-мать. Затем порции еды кушают самые сильные члены сообщества, после них – средние по возрасту, авторитету и силе и только после них к еде приобщаются малые и старые.

При этом беременные женщины и малые дети получают лучшие порции и лучшие куски общей пищи-еды…

Вероятно, уже в данное время существуют два неписанных правила-закона «естественного первобытного права» - делить любую общую еду на порции на одну больше, чем число участников трапезы и какую бы еду все не ели, обязательно «на столе» должно остаться недоеденное – либо как неприкосновенный запас на будущее, либо как «добавка» не насытившимся…

Вероятно, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) отличаются крайней ненасытностью в индивидуальной еде (когда они одни) и строгой щепетильностью и сдержанностью в еде при общей трапезе (без жадных излишеств). Этому естественному первобытному праву их научила эволюция человеческой жизни...

Дело в том, что жадных, нетерпеливых, наглых и вороватых самих съедали, чтобы другим неповадно было…

Нож, рубило, дубинка-палица и топор, вероятно, самые универсальные, полезные, близкие и дорогие вещи для классического неандертальца и кроманьонца данного времени (50 000 до н.э.). Ими они снимает шкуру с убитого животного, разделывает тушу, обрабатывает кости, дерево, плоды растений. Поэтому эти орудия они тщательно оберегают и никогда не бросают «в беде» (стараются не терять).

Возможно, уже в данное время величина, форма и вид каменного или костяного ножа-кинжала, рубила, дубинки-палицы и каменного топора воспринимаются как символы доминирования, силы, власти. Недаром в одну из пещерных могил неандертальцы положили к своим умершим сородичам никогда не бывший в употреблении великолепный по форме и виду каменный нож-кинжал – «первобытный экскалибур»…

Носить разнообразные вещи, орудия, предметы, снаряжение и припасы, сваленные в кучу в одном «дорожном мешке» хлопотно и не рационально. Пример тому, современные дамские или женские сумочки-сумки со множеством разнообразных предметов…

Вероятно, уже в данное время (50 000 до н.э.) для каждой важной и дорогой вещи, орудия или предмета существуют особые футляры, чехлы, кошельки, ножны. Вероятно, классические неандертальца и кроманьонцы многие вещи и предметы носят привязанными к поясу-ремню или к одежде.

Внешне пояс-ремень первобытного человека выглядит примерно так же, как рабочий пояс монтажника, работающего на высоте – каждый инструмент имеет свою ячейку и своё крепление на поясе…

Вероятно, в дорожном мешке классических неандертальцев и кроманьонцев все вещи, орудия, предметы и припасы также находятся в своих отдельных туесках, мешочках-кисетах, в чехлах, футлярах и ножнах. Возможно, сам дорожный мешок также имеет поверху шнурки-завязки, как, например, поршни-мокасины, мешочки-кисеты.

Невозможно точно утверждать, что дорожные мешки классических неандертальцев и кроманьонцев имели вид и конструкцию простейших мешков-рюкзаков, да ещё с лямками для ношения за плечами, но вероятность такого устройства дорожных мешков или сумок первобытных людей весьма велика. Это просто и естественно…

Также естественно, реально, действительно и практично, ведическим опытным путём классические неандертальцы и кроманьонцы, вероятно, осознали, что человек не может долго и эффективно нести на себе груз больше чем четверть своего веса. Поднять может много, а вот нести долго и далеко – нет…

Вероятно, классические неандертальцы и кроманьонцы знают секреты переноски и подъёма большого груза:

груз при переноске нужно поднимать выше на спину (на самый загривок);
груз должен плотно прилегать к спине и плечам (не ёрзать);
руки при переноске груза должны быть не напряжены (не уставать, чтобы вовремя подхватить тяжёлый груз); внутри груза всё должно быть равномерно размещено, чтобы ничего не перевешивало;
различные твёрдости внутри груза не должны упираться в спину и плечи;
все, что может понадобиться в месте отдыха, должно быть либо снаружи дорожного мешка, либо сверху основного груза;
во время отдыха груз лучше не снимать с плеч, а положить на какую-нибудь подставку (опору).

Вероятно, одним из первых в истории человечества способом переноски какого-либо груза является укладка-скатка – наворачивание груза в большой лист растения, в шкуру, в циновку. Действительно, очень удобно в относительно прямоугольный кусок шкуры (1,5 Х 1,5 м) завернуть всё, что можно и скатать всё вместе в виде «колбасы».

При этом концы и середина этой скатки обвязываются крепкими шнурками, а сама скатка складывается пополам, перебрасывается (как хомут) на шее или на одно плечо, а концы скатки скрепляются вместе. Руки человека при этом свободны, груз надёжно упакован и его относительно легко нести, так как тяжесть груза распределена равномерно спереди и сзади.

Кстати, скатка, вероятно, подтолкнула первобытных людей, классических неандертальцев и кроманьонцев к изобретению «спального мешка», который весьма эффективно (при наполнении его сухой травой или сеном, меховой подстилкой) может обеспечить человека живым естественным теплом даже в холодную или морозную погоду.

Вопрос: «Обладали ли классические неандертальцы и кроманьонцы средствами для оказания первой лечебной помощи?» остаётся открытым. Однако уже хорошо известны костные останки классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.), которые при жизни пережили страшные переломы конечностей, ужасные ранения, тяжёлые болезни.

Несомненно, классические неандертальцы и кроманьонцы получали или должны были получать различные травмы во время переходов, путешествий, охоты и борьбы с хищниками и врагами, а значит, бороться с ними, помогать друг другу, оказывать помощь и лечить.

Вероятнее всего, в дорожном мешке или в бытовых «аптечках» классических неандертальцев и кроманьонцев были:
кровоостанавливающие прокладки (бинты, «вата»);
специальные резцы для вырезания гнойников, осколков, наконечников;
фиксаторы переломов и вывихов;
противовоспалительные и противоожоговые «жёвки» (пережёванные лекарственные растения), мази-бальзамы, травяные и цветочные смеси для настоев.

Вероятно универсальным средством для обеззараживания и заживления ран и укусов змей было прижигание раскалённым угольком из костра и посыпание раны пеплом. Возможно, были и иные (экзотические по современным меркам) средства и способы лечения.

Однако одним из основных способов лечения у классических неандертальцев и кроманьонцев, вероятно, было камлание, заговор, гипнотическое внушение шаманов, коллективное ритуальное действие-танец (молитва-мистерия) членов семьи, общины, группы, сообщества первобытных людей.

Помочь справиться с ранением, травмой или болезнью должны были духи предков – прародители, прапредки, деды и бабы-бабушки…

Обращение за помощью в трудные периоды или случаи в жизни к духам, божествам, богам и к Богу – это общепринятое, традиционное и универсальное ритуально-культовое деяние для всех времён и народов, основа любого религиозного самосознания, любого религиозного верования, любой религии.

В данное время (50 000 до н.э.) классические неандертальцы и кроманьонцы имеют, вероятно, один «адресат» своих молитвенных отчаянных обращений – духи предков, духи природных сил, духи мифических существ – духи животных или врагов, которые перед смертью или защищаясь нанесли тяжкие ранения, травмы или «наслали» болезнь…

Дело в том, что первобытные люди одухотворяют и очеловечивают буквально всё, что их окружает – небо, ветер, воду, свет, солнце, деревья, животных, птиц. Даже камень, который свалился вдруг на голову или случайно подвернулся под вывихнутую ногу, воспринимается ими как живой, как злой, как недружелюбный дух…

Что камень! Эйдетическая (фотографическая эмоциональная память) долго хранит картину и образ агонии смертельно раненого животного, врага или жертвы, его глаза, наполненные слезами и смертной тоской, его предсмертный отчаянный рык-стон-проклятие. Проклятие – страшная магическая сила…

Несомненно, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) имели личные имена, а также способы и средства отличия членов семей, общин, родов, фратрий, племён и народов друг от друга.

Возможно, такое отличие осуществлялось какими-либо знаками, например, татуировкой, раскраской лица и тела, особенностями в одежде (костюма), а также украшениями.

Возможно, уже в данное время существуют особые знаковые украшения, символизирующие принадлежность человека к какому либо кровнородственному или общинному сообществу людей.

Вероятнее всего такими знаками, например, были знаки-символы общинного, родового или племенного тотема – перья птиц, рога, зубы или кусочки шкур животных, раковины, разноцветные камни и т.д.

Кроме этого, вероятно, имелись особые знаки принадлежности человека к какой-либо профессиональной группе или специальному сообществу, например, к сообществу взрослых мужчин, к группе охотников на мамонтов, к группе собирателей лечебных трав, к роду шаманов, к группе ритуальных служителей и хранителей сакральных сокровищ.

По таким особым знакам принадлежности можно было визуально ориентироваться и соответственно корректировать поведение и поступки. Примером такого естественного корректирующего (регулирующего) знака-символа является вид беременной женщины, отношение к которой резко меняется, как только становится заметным изменение её фигуры…

Общение и взаимодействие первобытных людей, принадлежащих к разным семьям, общинам, родам, фратриям, племенам и народам всегда и всюду осложнено различиями в языке, манере речи, нравах, традициях, обычаях, обрядах, культах, культуре, стиле поведения и отношениях системы доминирования.

Поэтому, несомненно, передвижение и миграции классических неандертальцев и кроманьонцев осуществляется крайне осмотрительно, относительно медленно, осторожно, с упреждающей разведкой и контрразведкой близлежащей Ойкумены (обитаемого людьми мира).

Охотники и собиратели, скороходы-гонцы, лазутчики-пластуны были, есть и будут в любом самоуправляемом человеческом сообществе, особенно там, где условия обитания принуждают людей к выживанию…

Общение и взаимодействие изолированных длительное время друг от друга общин и племён неизбежно приводит к обмену характерными для этих общин заболеваниями, которые могут быть губительны для некоторых, а может быть и для всех.

В то же время длительная изоляция кровнородственной общины от других неродственных общин приводит к появлению ущербного потомства, к вырождению. Поэтому, как правило, классические неандертальцы и кроманьонцы либо мирно обмениваются своими «женихами» и «невестами», либо крадут, выманивают или выторговывают их.

Больше всего в этом деле «кражи невест» и «пленении женихов» преуспели классические кроманьонцы. Они просто выжили, а классические неандертальцы – вымерли…

Период времени 50 000-40 000 до н.э. является одним из самых благоприятных в истории современного человечества. В мифологии всех народов этот период остался в образах «Золотого века» - века счастья, мира, благополучия, довольства, сытости, здорового образа жизни.

Возможно, в данный период времени зародилась общечеловеческая традиция гостеприимства, традиции национальных культур, общечеловеческие моральные нормы и правила общежития, общечеловеческого ведического и мифологического мировоззрения, общие принципы естественного первобытного права – системы отношений уже не доминирования, а мирного сосуществования, добрососедства, взаимопомощи.

Мифы и мифология всех народов мира подтверждает это предположение, так как содержит общие принципиальные структуры-образы и архетипы поведения, событий, историй, сюжеты которых отражают единство общечеловеческой первобытной цивилизации данного времени (50 000 до н.э.).

В данное время на разных континентах и в разных географических зонах уже существуют свои особенности национальных (расовых) и местных (племенных) характеров, систем поведения, регулирования отношений (естественного первобытного права) и традиций (культур).

Например, в жаркой Африке, особенно в засушливых и пустынных областях, где очень трудно выжить, традиционно враждебно и подозрительно относятся ко всяким чужакам, даже если община или племя африканцев нуждается в оздоровлении потомства. Африканские представители негрской расы очень не любят, когда кто-то вмешивается в их традиции, обычаи и ритуалы, нарушает их спокойствие и налаженный быт.

Практически все обитатели Африки, например, крайне устойчивы в своих коренных или ключевых традициях, обычаях, обрядах и культах. Эта устойчивая первобытная культурная традиция сохраняется естественно, неизменным образом жизни, генетической памятью и обособленностью проживания на исконных коренных территориях обитания.

Также крайне устойчива во времени и пространстве традиционная культура обитателей Леванта, Плодородного Полумесяца, Ближнего Востока. Одновременно этот регион практически является «котлом», в котором во все времена «варятся», общаются, взаимодействуют, враждуют, торгуют, объединяются, разъединяются и порабощают друг друга представители различных рас, наций, народов. В этом регионе возникнут первые религии, религиозные и экономические системы управления общественными отношениями…

Особенностями традиционной национальной культуры обладают обитатели Средиземноморья, Кавказа, Предкавказья и Закавказья. Здесь из-за трудностей перемещения по горным ландшафтам уже в данное время, вероятно, формируются свои обособленные традиционные культуры.

Такие же обособленные традиционные культуры формируются на территориях Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Восточной Азии (Китай, Япония, Корея) из-за относительной «тесноты» мест пребывания местного коренного населения. Однако люди здесь не изолированы друг от друга, как в Африке, а усиленно общаются, борясь за выживание в условиях тропического и субтропического климата.

Крайне традиционные, даже в данное время (50 000 до н.э.) уже «первобытные» (дикие), традиционные культуры существуют на островах Юго-Восточной Азии, Океании и Австралии. Здесь традиции коренных народов-аборигенов сохраняются в течение не менее 20 000 лет (70 000 до н.э.).

Просторы Западной, Центральной и Восточной Европы, Восточно-Европейской (Русской) равнины, Крыма, Причерноморья, Поволжья, Приуралья, Средней Азии, Алтая, Сибири, Дальнего Востока, Севера Азии, Беренгии и Северной Америки в данное время (50 000 до н.э.) практически является Ойкуменой (средой обитания) огромного количества животных Мамонтового комплекса и редких общин и групп классических неандертальцев и кроманьонцев. Здесь формируются знаменитые национальные миролюбивые характеры людей, нуждающихся в гостеприимном общении, широкие, щедрые, терпеливые и добрые натуры, хлебосольные хозяева, трудолюбивые и способные работники, дружные, мужественные и отважные воины.


Только в трёх вероятных местах на Земле в данное время существуют уже сформировавшиеся первобытные цивилизации с устойчивыми во времени и пространстве цельными системами урегулированных отношений, культурами и мировоззрениями – это легендарные страны – Гиперборея (Приполярный Север), Меганезия-Лемурия-Му (Юго-Восточная Азия, Океания) и, возможно, мифическая Атлантида (место нахождения пока не известно).

Существование этих мифических или иных реальных первобытных цивилизаций косвенно подтверждается практически всеми мифологиями всех народов современного мира в структурах-образах и архетипах первопредков, божеств и богов, создавших современных людей и научивших их культурно жить, эффективно трудиться, а также заниматься земледелием и скотоводством.

А пока расы человечества классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.) живут себе, как будто они бессмертны и постепенно набираются жизненного опыта, который пригодится им для выживания в годы и десятилетия страшных всемирных катастроф…

Об искусстве поведения и выживания во время природных и общественных катастроф в последующих главах «Хронологии…».


Рецензии