Если б снова начать... К 95-летию комсомола

  В прошлом году, собираясь на традиционную встречу  «каробкомольцев» (так  мы, бывшие работники Карельского обкома комсомола, коротко называем себя), я прошерстила свои архивы  в поисках  чего-нибудь сохранившегося из времен комсомольской юности. Особо ни на что не надеялась, ведь переезжали с семьей не однажды, потерять могла что-то, и в школу детям и внуку отдавала  какие-то  бумаги, газетные статьи, фотографии…Точно знала одно: комсомольский билет вместе с учетной карточкой  члена ВЛКСМ должны быть на своем месте. Эти «комсомольские документы оставлены на хранение в память о комсомольской юности»,  как  написано в карточке персонального учета.А под этой записью стоит печать Ленинского райкома ВЛКСМ и подпись его секретаря – Юрия Лужецкого. Стало быть, это мое последнее комсомольское поручение - хранить память о юности...

   Сегодня  наши комсомольские документы стали документами истории страны. Замечательной страны, которую как ни называй, а она все равно останется Великой Россией, Родиной, Отчизной, ради  счастья которой ее сыновья и дочери не  жалели  сил, а часто – и своей жизни.. «Наша цель – счастье людей! Мы победим, иначе быть не может!» - и мы, подражая  комиссарам  гражданской войны, надевали буденовки и чеканили слова клятвы, вставая в  строй наследников Октября. Помню: нас только что, в 14 лет,  приняли в комсомол – передовой отряд советской молодежи,  и мы восхищенно смотрим на  ребят из «Ревкома», одетых в форменные  зеленые  рубашки  военного покроя, с комсомольскими значками на груди и в пионерских галстуках, повязанных особым узлом (по-коммунарски).  Они встают кругом, руки на плечи, и поют светловскую «Гренаду». А потом – много других  песен, про романтику трудных дорог и трудное счастье, про крепкую дружбу, верную любовь и сыновний долг перед Родиной, -  песен,  оставшихся с нами на всю жизнь. Коммунары – неформальное движение в комсомоле, «завезенное» в Карелию  в 1965 году и подхваченное комсомольцами 11-ой и 9 –ой школ Петрозаводска. «Живи для улыбки товарища» - призывали коммунары.
          
   Мне  повезло: сразу после избрания секретарем комсомольской организации 25 средней школы Петрозаводска  оказалась на первом  сборе  комсомольского актива республики, который состоялся осенью 1967 года, в Петрозаводске на улице Высотной. А уже на зимних каникулах  поехала  на  второй республиканский сбор, в  Кончезеро. Первым моим комиссаром была Галина  Разбивная, работавшая в горкоме комсомола. И она, уже в Кончезере,  порекомендовала меня журналисту из газеты «Комсомолец» Евгению Давыдову – как  очень ответственную девочку, способную взять на себя ношу редактора сборовской  стенной газеты. Эти два человека во многом «сделали»  меня – нынешнюю. Клуб старшеклассников  «Товарищ» при газете «Комсомолец», созданный  Давыдовым, стал колыбелью  для многих карельских журналистов и просто людей с активной жизненной позицией.
               
    До 33 лет комсомол был моей личной жизнью. Иначе не скажешь, я ведь и училась, и работала в комсомоле. Училась в   пединституте и работала уже в качестве комиссара на всех комсомольских сборах и в трудовых лагерях «Товарища», а закончила учебу – получила распределение в газету «Комсомолец». У ректора  пединститута не было выбора – как раз на последнем году обучения, в  ноябре 1973 –го, на первом республиканском слете рабселькоров мне, будущему педагогу,  вручили Почетную грамоту Президиума Верховного Совета КАССР- «за  многолетнюю и плодотворную общественную работу в печати». Я восприняла и награду, и направление на профессиональную работу в лучшую газету  республики как большой аванс. И работа всю жизнь была у меня на первом месте. Как в песне поется: «Раньше думай о Родине, а потом – о себе!» Так нас воспитывал комсомол.
          
   Дважды из редакции меня «забирали»  в штат  Карельского  обкома ВЛКСМ, была инструктором организационного отдела и заведующей кабинетом комсомольской работы – завсектором. Обобщала  передовой опыт работы комсомольских организаций. И дважды  возвращалась в любимую газету. Журналистика – мечта моя  -  не отпускала.
         
   Я  начинала работать в  «Комсомольце» в отделе учащейся молодежи, затем возглавляла отделы комсомольской жизни, рабочей и сельской молодежи. Как говорится, по мере взросления. Вступила в КПСС, коллеги избрали меня секретарем партийной организации. И наступил момент, неизбежный для  всех журналистов  молодежных газет:
«Вот и все, мне тридцатый пошел…Что ж, прощай, комсомольское братство…» Опять  - все, как в песне. Только мне уже – 33… Лишь один журналист за всю историю газеты «Комсомолец» доработал в редакции до пенсии – беспартийный Николай Петрович Федоров. Замечательный  был человек, поэт, писатель, художник…Традиционно журналисты «молодежки» после тридцати переходили на работу в партийную газету «Ленинская правда». А меня однажды пригласили на беседу в  сектор печати Карельского обкома КПСС и предложили поехать в Сегежу, возглавить  партийную районную газету, которая осталась без редактора. Выбор трудный. В Сегеже я бывала в командировках, но ни родных, ни друзей не завела. К тому же  знала про самую главную проблему этого города – экологическую, а в семье были двое детей –десяти и шести лет, и мужу только что сделали  сложную операцию на желудке. В Петрозаводске оставались престарелые родители. Да и сомневалась, сумею ли выполнить партийное  поручение - не просто возглавить газету, но и вывести ее в число передовых в республике. Пока она числилась в отстающих…Помню, папа, заслуженный учитель Карелии,  сказал: "Предлагают, значит, верят в твои силы и способности. Цени! Не бросайся доверием! Будешь работать – помогут!»
            
    Сейчас я считаю решение  поехать на работу в Сегежу самым главным в своей жизни. Кто-то из знакомых назвал его авантюрой, а меня – авантюристкой…Но начиналась перестройка – 1985-86 годы.  Семья поддержала.  Это было по-комсомольски – кто, если не ты? Это была моя комсомольская стройка!
         
     Этот  период своей жизни я считаю самым ярким и счастливым. Через три года наша районная газета по числу подписчиков вышла на второе место в республике. Ее читали практически в каждой семье. К ее мнению прислушивались руководители предприятий и организаций, на критику отвечали. Авторитет газеты был высок. Редактора  избрали депутатом  районного Совета и председателем депутатской комиссии (приложение к должности, но обязывает) и не избрали секретарем по идеологии районного комитета партии (с перевесом в четыре голоса,  и  это была победа газеты, по многим вопросам занявшей принципиальную позицию). Я выполнила  партийное поручение и, возвращаясь в Петрозаводск, оставляла в редакции подготовленного редактора и слаженный коллектив.
            
    Не раз за эти три года вспоминала папины слова «Будешь работать – помогут!» Действительно – помогали,  даже не знакомые прежде люди, душой болеющие за дело. Что уж говорить о соратниках по партии, по комсомолу! Вот  что я нашла в письме  родителям  (оно вернулось ко мне после многих лет): «… Приехал В.П.Шарапов – председатель Госкомитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.  Он знает меня по комсомолу, был первым секретарем обкома …Приехал в типографию, а почти все три дня  просидел у нас. Был на летучке, на партсобрании, решила с ним многие финансовые вопросы. Уехал довольный тем, что у нас увидел и тем, что смог  хоть немного помочь. Подбодрил меня, сказал, что все делаю правильно.  «Держитесь, говорит, молодцом начала». Да, я тоже пока довольна.»
               
    В этом письме я рассказывала родителям  еще о  встречах  с избирателями в далеком поселке Пертозеро  (везла с собой пять наказов), о  дне открытого письма в других  отдаленных поселках – Полга и  Валдай  (генеральный директор Сегежского ЦБК В.И.Ермаков, который, по слухам,  не жаловал журналистов,  выделил редакции большой катер, и мы махнули туда через Беломорско-Балтийский канал)…Все это – на одной неделе.   
Темп жизни  был бешеный, и семья требовала внимания, но - райком партии направил на учебу в Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Хочешь работать успешно – учись! Умей совмещать все!

   …Когда я заканчивала ВПШ, это учебное заведение называлось уже Ленинградским политологическим институтом. А через пару месяцев  вместе со всеми партийными коллегами я пополнила ряды армии безработных страны – КПСС объявили вне закона. В штате Карельского обкома партии, в его информационной службе,  я успела поработать всего полтора года. Конечно, было обидно и больно осознавать, что, отдавая все силы и знания работе, поддерживая реформаторское крыло в партии, вместе с новым составом Карельского обкома  - я оказалась без вины виноватой. И не я одна, уверена, что тысячи рядовых коммунистов, особенно молодых,  чувствовали себя точно так же. Многие  выбрасывали партийные билеты. Я свой оставила себе на память. Как комсомольский.

  Возвращаясь  к теме о комсомоле в моей судьбе, скажу словами из песни: «Если б снова начать, я бы выбрал опять бесконечные  хлопоты эти»…Комсомол  формировал у  взрослеющих мальчиков и девочек  отношение к жизни, помогал обрести в ней свое место. Те, кто прошел его школу, выросли оптимистами, во многом романтиками, но главное – справедливыми, честными людьми, ответственными за порученное дело. И – стойкими. Вспоминаю себя – безработную. Обиженную. Сидишь дома одна уже два месяца, никто не позвонит даже. Накручиваешь себя: никому не нужна... училась, ночей не спала, от семьи уезжала...а ведь столько хороших задумок было... и столько идей в голове...Изводила себя, ночей не спала, пока не увидела в газете объявление о конкурсе. Верховный Совет республики объявил конкурс на место консультанта - руководителя  будущего пресс-центра. Подумала: так это же мое место! Сейчас же надо подать документы! Поехала. Отдала документы в канцелярию и узнала, что я уже пятая. И что все четверо, опередившие меня – мужчины. Ну что ж, отступать некуда...

     Через пару дней я стояла перед конкурсной комиссией, возглавляла которую заместитель Председателя ВС КАССР Татьяна Николаевна Калашник. А еще через несколько дней начальник Аппарата ВС  Виктор Петрович Шарапов (!) рассказывал мне мои должностные обязанности. Так и получилось, что я продолжила  свой проект по созданию информационной службы, только уже не в обкоме партии, а в законодательном органе республики. И последующие пятнадцать лет, до выхода в отставку с государственной службы, была пресс-секретарем председателя Верховного Совета Виктора Николаевича Степанова и руководителем пресс-центра Верховного Совета, создавала информационно-аналитическую службу в Законодательном Собрании Республики Карелия. На моих глазах и с моим непосредственным участием формировалась законодательная база, которой суждено стать основой всей жизни республики. Профессия журналиста и комсомольская закалка позволила мне быть на острие  общественной  жизни Карелии.


Надежда Акимова
 


Рецензии
С удовольствием прочел исповедь с таким названием "Комсомольская юность моя". А Ваши хулители невольно говорили Вам комплимент, называя авантюристкой, увы, они не знали, что слова АВАНТА (аванте) переводится, как ВПЕРЕД, и в португальской компартии до сих пор центральная газета так называется. Виноваты, конечно, Брокгауз и Ефрон, не включившие в свой "талмуд" вариант перевода слова "авантюрист", как "вперед смотрящий" и "вперед идущий".
Заочно выношу нашим великим "словаристам" порицание...

Николай Шурик   23.11.2013 22:32     Заявить о нарушении
Спасибо.Честно говоря, эта исповедь, как Вы называете, писалась для сборника к 95-летию комсомола, но не попала в него - слишком много текстов было предложено. Юра Шлейкин, составитель и автор многих публикаций этого сборника, пообещал мне и другим "оставшимся за бортом" включить во второе издание сборника.Была большая презентация в Национальном архиве, полный зал авторов.Книг всем сразу не хватило.Но не в этом дело. Я читала потом эту книгу перед сном, по одной публикации, потому что действительно исповедальный накал в каждой - очень высок.Я почти всех авторов знаю или знала лично,тем более интересно.В принципе это попытка оценить свою жизнь в контексте эпохи.А на авантюристку я не обижаюсь...
Успехов!

Надежда Акимова   23.11.2013 23:30   Заявить о нарушении
Именно исповедь. А к 100-летия комсомола, в книжку Шлейкина твоя статья попала?

Евгений Пекки   24.11.2017 09:19   Заявить о нарушении