ХР Поведение неандертальцев и кроманьонцев

ХР. 2.7.46.5. Поведение классических неандертальцев и кроманьонцев.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 46.5. Поведение классических неандертальцев и кроманьонцев.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Северо-Восточная Африка. Средиземноморье. Левант. Ближний Восток. Кавказ. Крым. Восточно-Европейская (Русская) равнина. Евразия. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Поведение классических неандертальцев и кроманьонцев. 50 000 до н.э.


Вот и пришло время для того, чтобы на основе практически всего предыдущего материала «Хронологии…» попытаться реконструировать стиль, манеру и характерные особенности поведения евразийских классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.). Возможно ли это?

Автор убеждён, что это возможно, потому что любое человеческое поведение (половое, индивидуальное, личностное, групповое, семейное, общественное, правовое и т.д.) основано на генетических, врождённых, наследственных и благоприобретённых (переданных путём тренинга и обучения) инстинктах. Инстинкты – это базис стратегии поведения или основа закономерного, обязательного или характерного поведения.

Примером такого инстинктивно-стратегического поведения – это так называемые национальные характеры, расовые или национальные традиции поведения, типичные для данного народа или этноса обычаи, обряды, отношения.

Все остальные виды и формы поведения и отношений человека или людей между собой – это практическое, бытовое, прагматическое, взаимовыгодное, взаимозависимое, дарообменное, целенаправленное, тактическое, искусственное, осознанное поведение. В общем смысле поведение – это «система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой» (БСЭ).

Инстинктивное и практическое поведение человека лучше всего проявляется в быстрых, агрессивных, стрессовых и конфликтных ситуациях, во время аварий, боя, охоты, катастроф.

В таких событиях, как правило, выявляется истинный характер личности человека, его «истинное лицо». Недаром говорится: «С этим человеком я бы в разведку не пошёл»…

Разведка, поиск, активная деятельность и выполнение определённой задачи или функции (дела, приказа, необходимости) в условиях враждебной или неблагоприятной окружающей среды – это всегда испытание, преодоление, трудности, препятствия, опасность.

В таких условиях для выживания и достижения поставленной цели нужна сплочённость, взаимопомощь и взаимовыручка, смелость, терпение, выдержка, мужество, умение и навыки, труд, забота и т.д.

По закону подобия («всё подобно всему») указанные качества и свойства современного человеческого поведения в стрессовых, конфликтных, катастрофических или боевых условиях ничем не отличаются от естественного, неизбежного и закономерного инстинктивно-прагматичного поведения первобытных людей данного времени (50 000 до н.э.).

Мы, современные люди, точно также инстинктивно боимся и страшимся, пугаемся и избегаем опасности, инстинктивно защищаем свою жизнь и жизнь своих детей и близких, стремимся к безопасному комфорту и сытости, к любви и к дружбе, точно так же хотим счастья (быть с достаточной частицей доступных общих благ)…

Вот почему, анализируя закономерное и характерное общечеловеческое поведение современных людей в стрессовых и катастрофических ситуациях можно с определённой степенью вероятности утверждать, что так же вели себя наши предки – классические неандертальцы и кроманьонцы. Правда, с определёнными существенными отличиями – они были каннибалами…

 
Каким же было характерное общечеловеческое поведение классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.)?

Да почти точно таким же, как сейчас, – нравственным и безнравственным, порядочным и порочным, простым и сложным, честным и коварным, справедливым и воровским…   


Несомненно, классические неандертальцы и кроманьонцы жили семьями, группами семей, общинами, фратриями, кровнородственными родами и объединениями общин и родов – племенами.

Издревле базисом кровнородственного объединения первобытных людей были отношения системы мужского доминирования в гаремных семьях и отношения родства по материнской линии.

В данное время (50 000 до н.э.), вероятно, отцовство было несколько условным, так как отцы-охотники регулярно уходили на охоту или промысел и главными в местах постоянного или преимущественного пребывания их семей были старейшины и женщины-матери. Быт и практические бытовые отношения были средой обитания женщин, их «царством матриархата»…

Средой обитания мужчин-охотников, мужчин-мастеров, мужчин-ведунов были производственные, охотничьи, тренировочные, состязательные и боевые отношения. Их основной целью и задачей было снабжение семей и общин мясом, шкурами, необходимым сырьём и ресурсами для бытовых и хозяйственных нужд.

Уже в данное время бытовые, хозяйственные, производственные и иные обязанности и дела имеют чёткое разграничение по полу, по возрасту, по умениям и навыкам, по физическим возможностям и по статусу (авторитету, правовому положению) в сообществе первобытных людей.


Вот почему можно с уверенностью утверждать, что в данное время (50 000 до н.э.) уже существуют следующие общечеловеческие традиционные структуры-образы-понятия поведения:

авторитет (доминирование, власть) старшего или старших непререкаем (неважно где – в семье, в группе, в общине, в роду, в племени);

авторитет предков (прародителей, героев-демиургов, духов-предков) выше авторитета старших, принимается на веру, безоговорочно и беспрекословно;

главный приоритет в отношениях между людьми – физическая сила, выносливость, умение и навыки, опытность и ведовство (практические знания);

главное условие отношений между людьми – преданность семье, общине, роду, группе, фратрии, племени, сплочённость во время опасности, взаимопомощь, взаимозащита, самопожертвование собой ради спасения жизни близких;

главное чувство в отношениях между людьми – любовь к родине, к духам-предкам, к сообществу родных и близких людей (к сородичам, соратникам, соплеменникам);

добросовестный труд в семье и общине – посильное трудовое участие, исполнение своих обязанностей и данных поручений (приказов), отношение к труду по принципу: «Кто не работает, тот не ест»;

забота о преумножении, сохранении и сбережении семейного и общинного достояния, отношение к общему по принципу: «У своих не брать и не красть»;

осознание своего личного долга и обязанностей перед семьёй и общиной (обществом) по справедливости – в обмен на долг и обязанности семьи и общества перед личностью их члена или участника;

нетерпимость к нарушителям общепринятых или установленных традиций, обычаев и обрядов, обеспечивающих общий мир и согласие, достижение общих целей, задач и интересов;

общинность, сплочённость, единство, взаимовыручка и взаимопомощь по принципу: «Один за всех и все за одного»;

доброжелательность, терпимость, уважительность, взаимопонимание в семье и общине (в обществе) по принципу: «Человек человеку друг, товарищ, брат»;

открытость, честность, правдивость, скромность, сдержанность и простота в общении – бесхитростность в личных, семейных и общественных отношениях;

верность в словах и в деле, надёжность в интимных, личных, половых, семейных и общественных отношениях по принципу: «Слово – дело»;

приоритет заботы и защиты, воспитания и тренинга детей (потомства) по принципу: «Всё лучшее – детям»;

непримиримость и справедливое возмездие преступному деянию или бездействию, вредительству, внутрисемейному или внутриобщинному воровству, нарушению общепринятых или установленных запретов (табу), традиционных или священных норм и правил (например, осквернение тотема);

доброжелательность, дружба и взаимопомощь близким по культуре и системе отношений не родственным семьям, общинам, родам, фратриям и стойкая нетерпимость к чуждым, враждебным и агрессивным чужим объединениям людей;

беспощадность к хищникам, врагам и разбойникам, совершившим убийство (убийства) родных и близких людей, ненависть, кара и справедливая месть по принципу: «Жизнь – за жизнь, зуб – за зуб, око – за око»;

солидарность и единство со всеми людьми (общинами, родами, племенами, народами) по принципу видового общечеловеческого братства – «все мы человеки»;

воспитание, тренинг и обучение практическое, максимально приближенное к реальной («боевой») обстановке, методом поощрения и наказания по принципам: «Делай как я» и «Учиться никогда не поздно».


Соблюдение данных общечеловеческих традиционных структур-образов-понятий поведения практически гарантированно обеспечивает мирную, счастливую, долгую и полноценную жизнь и жизнедеятельность любому человеку любого сообщества в любом месте пребывания…


Почему автор так уверен в том, что эти структуры-образы поведения были эффективными в прошлом (например, 50 000 лет до н.э.)? Да потому что иные структуры-образы и иные системы поведения просто не выжили, а вымерли вместе с их «носителями»…

В результате эволюции человечества неизбежно и естественно выработались общечеловеческие нормы и правила поведения.

Например, при общении в системе отношений доминирования со старшими и старейшинами, наделенными какими-либо правами и полномочиями, все люди стараются быть спокойными, сдержанными, вежливыми, уважительными. Они стараются контролировать свои чувства и эмоции, сдерживать свой крик, возмущение, грубость или ярость, чтобы не усугубить заведомо понятные и известные последствия конфликтного общения.

Наоборот, обычные люди, не по статусу или авторитету наделённые какими-либо властными или иными полномочиями, стараются проявить их в виде, в форме и в стиле «командного», властного, авторитетно-показного, вызывающего или эпатажного (шокирующего) поведения.

Если кто-то кого-то обидел, то потерпевший может требовать внимания и помощи от любого старшего или старейшего – требовать либо истерично (но безрезультатно), либо достойно – сдержанно и без лишнего шума.

Если ситуация для потерпевшего безвыходная и заранее проигрышная, то, как правило, человек:
затаивается, прячется (от греха подальше);
не показывается на глаза обидчика-победителя;
держится подальше от мест, которые могут быть опасными;
больше времени проводит в окружении нейтральных или родственных людей (свидетелей и вероятных защитников);
ищет себе сильного покровителя (покровителей);
ни в коем случае не нарушает данных ему предписаний (требований, намёков, запретов, приказов).


Основным защитным средством классических неандертальцев и кроманьонцев является их природная сверхчувствительность к феноменам окружающей среды (экстрасенсорное восприятие мира органами чувств), инстинктивная осторожность (не путать с трусостью и паникой) и естественный практический (прагматический) здравый смысл.

Классические неандертальцы и кроманьонцы, вероятно, не могут позволить себе бессмысленного пустопорожнего времяпрепровождения. Даже когда они отдыхают, они всё равно заняты каким-либо делом, например, думают, переживают события, вспоминают, осмысливают, осознают и т.д.

Например, (и это естественно) они никогда не уходят с места стоянки (пребывания или проживания), предварительно не обдумав, не представив, не проиграв в танце-тренировке будущие события, не распределив обязанности, не собрав необходимые орудия, припасы и снаряжения, которые могут понадобиться или пригодиться в будущем событии (на охоте, в походе, в бою).

Кстати, традиция присаживаться на дорожку, молчать, думать, вспоминать «всё ли взяли», молиться перед дорогой и т.д. – всё это родом из данного времени…

Выходя в опасную дорогу, они предусмотрительно выбирают не только привычные пути похода, но и пути выхода из опасных ситуаций. Причём, путь и вход в место стоянки семьи или общины намеренно запутывается, скрывается, маскируется, защищается колючими или отпугивающими преградами.

При встрече с незнакомыми, многочисленными, голодными или агрессивно настроенными соплеменниками или чужаками, классические неандертальцы и кроманьонцы освобождаются (прячут в укромном месте) ценные и дорогие им вещи, орудия, предметы (например, украшения, продукты питания).

Во время смуты, семейного или общественного неустройства, особенно во время голода, они не ходят в одиночку и в вечернее время стараются быть вместе с родными, близкими или доверенными (надёжными) лицами. Внезапная пропажа или похищение людей, особенно детей, вероятно, существует в среде классических неандертальцев и кроманьонцев, которые практикуют стихийное или ритуальное жертвоприношение (каннибализм).

Вероятнее всего, особенно сложные и драматичные взаимоотношения существуют в среде классических неандертальцев и кроманьонцев в половой сфере. В данное время (50 000 до н.э.) тоже существуют все известные на сегодня сексуальные пороки и извращения – изнасилование, гомосексуализм, педофилия, развратные действия, нарциссизм, эксгибиционизм, скопофилия, половой фетишизм, трансвестизм, зоофилия, некрофилия, садизм, мазохизм и садомазохизм.

Голод и катастрофические бедствия, которые ожидают классических неандертальцев и кроманьонцев в будущем (40 000-39 000 до н.э.), только усилят эти сексуальные психозы и заболевания и, возможно, станут причиной возникновения предрелигиозных норм морали, нравственности, этики человеческого поведения…


В данное время (50 000 до н.э.) во время пеших походов, перемещений по местности, миграций классические неандертальцы и кроманьонцы, несомненно, ведут себя настороженно, чутко, пугливо. Как правило, группа или община перемещается по местности точно так же, как стадо или стая животных: мирные люди – как стадо растительноядных животных, охотники – как стая хищников.

Маленькие дети и подростки, как правило, находятся в середине группы взрослых, наиболее быстрые и ловкие – впереди, а наиболее старшие и опытные – сзади. В средней части группы, как правило, находятся сильнейшие воины и старший группы.

При следовании группы по пересечённой местности, классические неандертальцы и кроманьонцы никогда не «срезают угол» с просматриваемого пути, чтобы сэкономить время, проскочить через заросший густой травой или кустарником участок, незнакомый брод, проскочить под упавшим деревом или через тёмный подземный переход. Они заранее разведывают потенциально вероятные места «засады» хищников или врагов.

Во время походов или переходов они не демонстрируют свои украшения, знаки отличия или своё «богатство» (припасы и снаряжение), свою мужскую удаль или женскую привлекательность, наоборот, всячески их скрывают, маскируют.

При общении друг с другом, особенно со старшими, старейшинами или наиболее сильными в группе-общине, классические неандертальцы и кроманьонцы избегают прямых, пристальных или вызывающих взглядов «глаза в глаза». При этом быстрыми, осторожными и частыми взглядами они контролируют окружающую ситуацию, чутко присматриваются, «включают экстрасенсорное периферийное зрение».

В общении друг с другом классические неандертальцы и кроманьонцы естественно и инстинктивно применяют язык поз, движений, жестов и мимики. При этом для поддержания своего выбранного статуса (стиля поведения, роли, функции) они стараются не выказывать нервозность, не сутулятся, изначально проявляют некоторую замедленную (пружинистую) уверенность, самостоятельность и независимость.

Практически все классические неандертальцы и кроманьонцы, кроме маленьких детей, стараются держаться друг от друга на расстоянии чуть больше вытянутой руки. Это расстояние должно позволять в нужных момент свободно отскочить в сторону или, наоборот, вовремя оказать помощь.

Первая, естественная и инстинктивная реакция любого и каждого классического неандертальца или кроманьонца при возникновении вероятной угрозы или опасности – это отскочить, отойти, отстраниться.

Если эта мера самозащиты не помогает и классический неандерталец или кроманьонец попадает в беду, то он или она неизбежно, естественно, инстинктивно и яростно будет защищаться всеми доступными способами.

Первый способ самозащиты – прибегнуть к защите более сильного сородича (матери, старшего, ближнего).

Второй способ самозащиты – спрятаться в безопасном убежище.

Третий способ самозащиты – отдаться на милость обидчика и победителя, показав все возможные знаки-сигналы своего поражения и подчинения (потом незамедлительно сбежать…).

Четвёртый способ самозащиты – биться не на жизнь, а на смерть до конца – упорно, самоотверженно, беспощадно и беззаветно.

Самый древний и самый распространённый способ самозащиты людей в человеческих отношениях – это уступить обидчику, насильнику или врагу и отдать ему или им желаемое, в обмен на жизнь…


В истории всего человечества существует система специфических отношений, вероятно, имеющая «корни» своего происхождения в данное время (50 000 до н.э.) – это отношения между имущими и неимущими, богатыми и бедными, сильными и бессильными, талантливыми и бесталанными, желающими и хотящими…

Желают, как правило, только трудолюбивые и талантливые люди, живущие за счёт результатов своего труда. Хотящие – это люди, живущие за счёт труда других людей.

Вся жизненная энергия «хотящих людей» направлена на то, чтобы тем или иным способом воспользоваться и получить (в том числе обменять или отнять) результаты труда других людей на что-то такое, что соразмерено или превосходит по значимости результаты чужого труда.

Хотящие люди – это, как правило, эгоисты, тунеядцы, хитрецы, честолюбцы, мошенники, преступники, воры, разбойники и бандиты, герои-трикстеры…

Желающие люди – это, как правило, альтруисты, трудяги, простаки, скромняги, честные, добропорядочные, независтливые и незлобивые люди, герои-демиурги.

Грань между ними весьма условна, так как человеческая натура такова: в какие-то моменты человек может быть случайно, вольно или невольно героем, а в другие моменты – слабаком, трусом или даже преступником…

Вот почему до сих пор (до настоящего времени) во всём мире у всех без исключения народов, наций и рас существуют так называемые «воровские законы» - специфические правила поведения специфических человеческих отношений.

Дело в том, что всегда, во все времена и повсеместно в человеческом обществе одновременно существуют как мирные, так и не мирные отношения: борьба «добра и зла»; производство и собирание благ и отнимание, разбазаривание благ; справедливое распределение благ и несправедливое воровство или грабёж этих благ.

Охотничья деятельность классических неандертальцев и кроманьонцев изначально прямо связана с преднамеренным умерщвлением добычи, с убийством, со свежеванием туши, с её расчленением и распределением в семье или общине, с употреблением крови, мяса и мясных субпродуктов.

Собирательная деятельность тоже связана с преднамеренным прекращением жизненного цикла растений, но бескровным, беззвучным, неочевидным. Эта деятельность является дополнительной к охотничьей деятельности и, вероятно, изначально не считается чем-то героическим, неординарным, необычным. Наоборот, собирательство уже в данное время (50 000 до н.э.) считается чем-то обычным, естественным, нормальным, обязательным.

Однако охотничья и собирательная деятельность приносит плоды, результаты, блага, которые поступают в «общий котёл» семьи, общины или рода. Вот здесь-то и возникает проблема отношений справедливого или несправедливого распределения этих результатов по степени трудового вклада всех и каждого в наполнение «общего котла» (всеобщего достояния).

В результате длительной эволюции человеческих отношений в системе справедливого распределения внутрисемейных и внутриобщинных прав и обязанностей, результатов индивидуального и общего труда, а также в системе отношений доминирования, вероятно, в данное время (50 000 до н.э.) возникли первые общепринятые неписанные правила человеческого поведения или нормы «естественного права».


Вероятные нормы «естественного права» классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.) будут изложены в следующей главе «Хронологии…».


Рецензии