Филиал Малого театра на Таганке

                «Малый театр – это история.               
                Уничтожить ее нельзя,
                а разрушить преступление».
                И. Ильинский               
               
                Архитектор Гельрих для купчихи Платовой в 1912 году построил двухэтажный дом на углу Таганской площади и Садово-Земляного  вала.  У этого дома  оказалась богатая театральная судьба, продолжающаяся и сегодня, т.к. Московский  театр на Таганке  включает  в себя и это здание.  Но сначала   в нем  был открыт кинотеатр  (электро-театр) «Вулкан», затем  в годы Гражданской войны в этом здании работал Рогожско-Симоновский театр. Иногда здесь давала спектакли студия Вахтангова, а в 1921-1922 годах были спектакли опытно-героического  театра.

     Директор Малого театра, народный артист СССР Михаил Иванович Царев вспоминал: «Еще в 1919 году на заседании дирекции Малого театра было решено давать спектакли Малого театра в стационарном помещении в одном из рабочих районов Москвы. Организацией филиала Малый театр, во-первых, осуществлял свои культурно-просветительские задачи, а во-вторых, по мере возможности,  боролся с «халтурным обслуживанием районных театров.  В сезон 1922-1923 года спектаклем «Ревизор»  был открыт стационарный   филиал  Малого театра имени рабочего революционера А. Сафонова.  Он помещался тогда в бывшем кинотеатре «Вулкан» в промышленном районе на Таганской площади».
 
    Спектакли в филиале ставились труппой Малого  театра, те    спектакли, которые шли на основной сцене.  Иногда постановка была  сначала в филиале, а затем  ее переносили   на основную сцену, так это было со спектаклем «Бешеные деньги».   Е.М. Шатрова вспоминала: «В мае 1933 года мы сдавали спектакль «Бешеные деньги» на сцене филиала, в театре имени Сафонова, на Таганке».    В   воспоминаниях     Е.Д. Турчаниновой можно найти: «С огромной радостью я играла перед рабочим зрителем в районных спектаклях и в театре имени Сафонова».

   В репертуаре театра была русская классика  -  Фонвизин, и Грибоедов, и Гоголь и,  конечно, Островский и  др.  Широко была представлена зарубежная классика -   Гольдони, и Мериме и Диккенс и  т. д. В репертуаре театра  всегда были спектакли   современников. В разное время это были спектакли Луначарского, Тренёва, Паустовского, Корнейчука и других современников.

   Если открыть  путеводитель «Театральная Москва» за 1924 год,  то можно узнать, что в филиал Малого театра по пятницам начиналась предварительная продажа билетов  на репертуар  следующей недели. Цены на билеты были от 2р.50 к. в первый ряд партера до 50 к. в 4-ом, последнем ряду балкона.
   И еще интересная деталь - в праздничные дни цены на билеты были выше -  в партере на 50 к.  и на 25 к. на балконе.    Были и  льготные билеты, которые  распределялись   через Центральную кассу академических театров.
 
  Спектакли в театре  начинались значительно позже, чем сегодня -   в 8 часов 30 минут.   
   В указанном выше  путеводителе сообщалось, что управляющим этого театра был      Дальцов З.Г. и администратором Калачев В.Н.

   Вероятно, помещение было недостаточно приспособлено для театра, что дало повод артистке Малого театра Н.А. Розенель, рассказывая о своем дебюте в 1923 году (прим. автора, роль Гаянэ  в пьесе «Измена» Сумбатова) написать: «Репетировали мы на сцене Малого театра (при тогдашних транспортных средствах ездить в филиал на Таганку было нелегко, и дирекция без крайней необходимости не устраивала репетиций в  филиале), проходили лишь отрывки, в которых я была занята. Только генеральная репетиция в гриме и костюмах была назначена в филиале, поразившем меня своей маленькой, примитивно оборудованной сценой и полным отсутствием комфорта за кулисами».

    И далее Н.А. Розенель пишет: «Готовился этот спектакль (прим. автора в 1929 году -  «Разбойники» Шиллера) для филиала Малого театра на Таганке. Сцена филиала была маленькой, неудобной…  Но большинство актеров Малого театра охотно играли в филиале: репертуар там был более широким, а главное – зрители, чудесные, непосредственные, отзывчивые зрители, которые переполняли зал на всех рядовых спектаклях, а на премьерах бывала самая заправская театральная Москва».

    В октябре 1941 года Малый театр был эвакуирован в Челябинск, а в середине сентября 1942 года вернулся назад в Москву. Уже в дороге артисты читали и обсуждали пьесу Корнейчука «Фронт».

   Филиал Малого театра просуществовал на Таганке до 1946 года.   Он был переведен на  Б. Ордынку  в старый перестроенный московский особняк середины 19 века. Как пишет М. Царев «в помещение бывшего Замоскворецкого театра».  Этот  зрительный зал вмещал более тысячи зрителей.

    В здании на Таганке долгие годы был Театр драмы и комедии, вход в который был со стороны улицы Чкалова, так тогда называлась улица Земляной Вал.   Москвичи по старой привычке называли его сафоновский театр.

    С 1946 года коллектив возглавил главный режиссер А.К. Плотников.  Первыми работами молодого театра был спектакль «Народ бессмертен»   И. Назарова (по роману В. Гроссмана) и  спектакль «Каширская старина»  Д. Аверкиева в постановке Н. Волконского, который  выдержал  более тысячи представлений.
 
   В 1964 году в театр приходят выпускники Театрального училища    им. Б.В. Щукина во главе с руководителем курса Ю. П. Любимовым. При реконструкции  театра, вход в него был перенесен на  В. Радищевскую, но   фасад старого  здания, выходящий на Земляной  Вал, сохранен, во всяком случае,  приближен к первоначальному виду.

    Ушло в  прошлое существование филиала Малого театра на Таганке, о нем многие уже и  забыли. Сегодня театральная жизнь в этом здании успешно  продолжается, но это уже другая история.
               
    Р.S. Работая над этой статьёй, не могла определить, в честь которого из Сафоновых   был назван театр. Эта  фамилия    широко известна в театральном мире, был также  пианист  и дирижёр В.И. Сафонов. Наконец, нашла в  воспоминаниях М Царева, что филиалу было присвоено имя рабочего революционера.  Кто же он? Нашла информацию:  Сафонов Александр Кононович – участник революции 1905-1906 годов, член большевистской партии с 1904  года, был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной анархистами  в здание МК РКП (б) в   1919 году.  Сафонов Александр Кононович в это время  был секретарем Рогожского райкома. Видно, в революционном порыве  в память об этой личности  филиал Малого театра  и был назван его именем.
    Фотографии:
1.Фасад кинотеатра  «Вулкан».
2.Фасад Московского театра драмы и комедии.
3.Современный вид фасада этого здания со стороны улицы  Земляной Вал.


Рецензии