У каждого предназначенье

                «Ты думал: жизнь тебе дана
                Затем, чтоб ты испил сполна
                Блаженство, радость, наслажденье?
                Нет, эта ширь и высота
                Для нас открыты неспроста:
                У каждого предназначенье».
               
                Л.И.   Болеславский

       Мне посчастливилось побывать  на многих  концертах Елены Стрижевской: в концертном зале им. П.И. Чайковского, в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных,  в Колонном Зале,  в Зале Центрального Дома ученых, в концертном зале ЦДРИ, в Доме Нащокина и других  залах.

      У Елены Васильевны  - сопрано, голос мягкого тембра и удивительной пластичности. В её исполнении присутствуют душа, ум и сердце. Она создаёт художественные образы, околдовывая магией таланта.
      В ее исполнении прекрасно звучат как классические и старинные  романсы, так и арии из опер русских и зарубежных композиторов.
 
      Певица  абсолютно естественна и эмоциональна  на сцене. Ее переживания искренние, ничего деланного и нарочитого. Человечность и сердечность в каждой фразе, чёткой и выразительной.  Кажется,  Елена Васильевна высказывает  голосом то, чем полнится её сердце, и заполняет моё.

      Из будничной жизни, оказавшись на концерте, паришь в грёзах, вспоминая что-то давно забытое или давно  не вспоминаемое в сутолоке жизни:
             Звезда надежды благодатной,
             Звезда любви, волшебных дней,
             Ты будешь вечно незакатной
             В душе тоскующей моей.

      Когда  на сцене поет красивая элегантная женщина,  одни  забывают, а  другие и не знают, что   Елена Васильевна   кинорежиссер.  Она окончила  режиссерский факультет Всесоюзного института кинематографии в мастерской народного артиста России  Игоря Таланкина.

       В 1991 году вышел на экраны  двух серийный телевизионный   художественный  фильма «Детство Темы», ее первая режиссерская работа.  О фильме в свое время  много писали.  Фильм по одноименной повести Н.Г. Гарина–Михайловского,   сценарист Евгений Митько. Фильм - лауреат первых премий в двух номинациях на международном фестивале телевизионных фильмов в Китае.

       В фильме великолепный актерский состав: Анна Каменкова,  Леонид Кулагин,    Зиновий Гердт, Армен Джигарханян, Игорь Кашинцев,  Валентина Ананьина, Виктор Бунаков, Семён Фарада и другие. Актёры подобраны удивительно удачно. Роль Тёмы сыграл мальчик Сергей Голев, потрясший зрителей искренностью переживаний.  Сегодня  фильм  как никогда, актуален, но,  к сожалению, его редко показывают на телевизионном экране.

      О фильме Елена Васильевна Стрижевская рассказывает: «Это не просто детский фильм. Это  фильм для семейного просмотра, после которого  хотелось бы обсудить его, прочитать или  перечитать     Н.Г. Гарина-Михайловского».
 
       Виктор Бунаков, заслуженный. артист РФ, артист Малого театра, сыгравший в фильме, роль Ивана Ивановича - надзирателя гимназии, маленького человека, любящего детей, сказал на встрече со зрителями: «Этот фильм –  штучная работа. Я сейчас в возрасте Леонида Кулагина (генерала Карташёва  в фильме), а мой младший сын в возрасте Тёмы. Недавно после долгого перерыва посмотрел   фильм, и он «перепахал» моё сознание. По-новому взглянул на методы воспитания своего сына. И   хочется пожелать Елене, чтобы у неё всегда была работа, чтобы была возможность показать нам своё видение мира».
 
      Народный артист России Игорь Кашинцев так сказал: «Ни каждому режиссеру  дано с первой работы заявить себя настоящим художником и войти в золотой фонд отечественного кинематографа. После такого фильма, казалось бы,  уже можно ничего не снимать, но  Стрижевская должна обязательно делать кино. Ей есть, что сказать людям».

      У меня появилась возможность побеседовать с Еленой Васильевной Стрижевской.
      -  Вера в будущее и вера в Бога  - это одно и тоже?
      -  Какое же будущее без Бога? Как человек может строить себе будущее,  рассчитывая только на себя? Яркий пример недавнее   цунами.    Человек -   соломинка перед стихией,  маленькая песчинка во Вселенной, но   у него  есть Отец,  который может его защитить.  Только надо верить ему и хорошо себя вести. Одним словом, на Бога  надейся, а сам не плошай.

      - Русская литература без библии могла бы состояться?
      - Нет, конечно.  Без  христианства, без православия  не было бы ни  русской литературы, ни живописи, ни научной  мысли. Сколько великих имен дала Россия. Да и  единым государством Россия стала только после принятия христианства.
 
      - Вера возвращается, почему же не заметно всплеска в литературе? Где талантливые романы, рассказы?
      -  Хорошая литература есть.  Только у  авторов нет возможности издать свои произведения. Если  и издаются, то крохотными тиражами, и у  нас нет возможности  прочитать эти книги.

      - Вы можете кого-нибудь привести в качестве  примера?
      - Могу. Татьяна Михайловна Глушкова -   поэт, прозаик, публицист. (Прим. автора,  Т.М. Глушкова – член СП СССР с 1971г.) Ее произведения глубоки, талантливы, полны настоящей сердечной боли за судьбу своей Родины.  Это подлинная лирика и острая умная публицистика. Диапазон ее творчества велик: от прелестной тонкой повести о послевоенном детстве - «После Победы» до острейших статей по политологии и философии. Одна, к сожалению, еще не изданная книга, «Грибоедов», чего стоит! В ней  вся биография Александра Сергеевича в стихах от его имени.   Чтобы написать такое, надо быть  не  только блестящим поэтом, но и настоящим политологом и историографом.                К сожалению, самые значительные произведения  Татьяны Михайловны стали издаваться   только после ее ухода из жизни.

      - Но ведь сегодня упадок культуры, несмотря на, казалось бы, возросший интерес к   религии?
      -  Вне стен церкви легко оказаться в свободном падении. Вот и упадок. Гравитацию можно преодолеть  только мощными антигравитационными силами, а падение духовное, огромным духовным напряжением жизни. Как только большинство почувствует жизненно необходимую потребность в этом, тогда и начнет все налаживаться, а  пока до большинства  - далеко.

     - Как Вы считаете, почему  Ваш фильм редко показывают  на телевидении? 
     - Не знаю. Об этом надо спросить у тех, от кого это зависит.

      - В советское время не было духовности в том смысле, который Вы вкладываете в это слово.  Тем не менее,  детьми занимались:  и    семья, и   школа,  и государство.
      - Но ведь  моральный кодекс  строителей коммунизма – это не что иное, как калька с заповедей Иисуса Христа. Только Бога там нет. Постулаты этого кодекса правильны. Но  оттого, что Бога нет, и рухнуло все в мгновение.

      - Кого из писателей-классиков Вы любите больше всего?
      -  Гоголя. Как полюбила в детстве, так   на всю жизнь. В этом «виноват» мой старший брат. Когда я училась  в первом классе,  он сделал мне новогодний подарок   - книгу  «Вечера на хуторе близ Диканьки».    С тех пор   Гоголь стал моим любимым писателем.
 
     - Вам  не хотелось бы поставить фильм по произведению Гоголя?
     - Хотелось бы.

     - Давайте поговорим о Ваших пристрастиях в музыке.
     - Вы бывали на моих концертах,  и  знаете мои пристрастия. Музыка классическая. Я люблю и легкую музыку, и советскую эстраду. Раньше много было    песен с хорошими мелодиями и стихами. Прекрасные исполнители, а сегодня просто вырождение.

      -  Вы поете кого-нибудь из современных авторов, композиторов? Я что-то не могу вспомнить.
      - Пою. Романсы Андрея Петрова, Вениамина Баснера, Владимира Чернышева.
 
      - Кто Ваш любимый русский  композитор?
      - Мне ближе Рахманинов, но так же  я очень люблю  и других  наших композиторов:  Чайковского,  Римского-Корсакова, Бородина, Танеева,  Мусоргского.  Всех  не перечислить.

     - А кого из прежних  наших певиц   Вы любите?
     -   Обухову, Барсову, Катульскую… Вот недавно, буквально перед нашей с Вами  встречей слушала по радио Надежду Аполлинарьевну Казанцеву. Какое же у нее дивное колоратурное сопрано!  Это просто чудо! Чистейшие интонации. Безупречная техника. Дикция.   Проникновенное исполнение.   Дыхания почти не слышно, и в то же время  оно   огромное. Чудная  певица!

       - В кинематографе  что-либо меняется?
       - Если судить по  количеству выходящих фильмов -  меняется. Студии бурлят. Сериалы теперь на нашем экране не только латинские. Но, на мой взгляд,  радоваться  пока нечему.

      - Как Вы смотрите на популярность мюзиклов в настоящее время?
      - Мюзиклы и раньше у нас были очень популярны. Возьмите, например, «Веселые ребята», «Волга-Волга» и все что связано с Любовью Орловой.

      - Что Вы  думаете о явном насаждении  безнравственности  сегодня?
      - Именно искусственно насаждается.  Человеку внушают, что он низок и безобразен, чтобы он стал таким. Я уверена, в наших людях нет столько грязи. Неправда,  что в людях это было  зажато, а  свобода дала возможность вылиться всей этой пакости. У них нет иммунитета, нравственного  иммунитета. Он снижен, а человек и к вирусу гриппа  очень восприимчив. 

       - Но выход-то где?
       - Выход только один. Одна удерживающая сила. Та, которая наверху. Душа каждого человека по природе своей христианка. Сегодня у молодежи   нет ни нравственных, ни эстетических ориентиров. Да не только у  молодежи, у  взрослых тоже. Состояние напоминает перекресток с испорченным светофором, тогда начинается хаос.
 
      - Какие у Вас   возможности возвратиться к работе  в кино?
      - Творческие возможности есть. Нет -  финансовых.  Замыслов  много. Некоторые из них начинали осуществляться.   

      - Вы имеете в виду  законсервированный из-за отсутствия финансирования фильм «Митина любовь»?
      - Да.  Кроме того,  по той же причине была остановлена работа над проектом фильма «Детство» по  Л. Толстому. 
 
      - На встрече с героями брошюры «Идущие во времени» Вы рассказывали о гастролях по Америке и Европе.  Расскажите читателям,  как слушают русский романс за рубежом?

      - Да, у меня были гастроли во Франции, Германии, Чехословакии, Венгрии, Сербии, Словении. Нас везде очень хорошо принимали.  Трогательный случай был в Америке. Я пела русские романсы   в городе   Санта-Мария (штат Калифорния),  причем в этом городе совсем не было   русских  эмигрантов.   После концерта подошел человек и сказал: «Я понимаю, что   в девять часов утра вам тяжело петь -  очень рано».  Я подумала: «О чем он говорит?  Что он хочет предложить»?  Он продолжал: «Я директор школы.  Наши ученики вообще не знают русскую  культуру, а тем более,   русскую  музыку. Я вас  очень прошу, дайте концерт для наших учеников».
       Мы согласились.  Первый концерт был для  детей  от 7  до 12 лет. Второй - для   старших.   Так дети, слушавшие первый концерт, остались на второй!  Я пела русские романсы.  Если бы видели, как они слушали! Ведь их никто не заставлял.  От нашего «Колокольчика» Гурилева у них слезы текли.
   
      Хочется     поблагодарить  Елену Васильевну за  самоотверженный труд и за  радость, которую она несет в наш мир  своим творчеством.
 

                05.09.2005


Рецензии
Спасибо за этот очерк....я услышала Елену Стрижевскую в 2009 году на вечере- посвящении Галине Каревой, у нас в Санкт-Петербурге в Доме Актёра. Она исполняла романс "О тебе вспоминаю я редко" - слова А.Ахматовой, музыка Г. Каревой. Я была поражена страстностью исполнения и проникновением в слова....и силой голоса....я отметила и запомнила эту интересную певицу....а оказывается, она ещё и хороший кинорежисёр. Какая талантливая! Очень сильная певица, с красивым страстным голосом!!! Жаль, что в интернете я не нашла её концерта.

Тамара Дворянская   27.05.2014 17:18     Заявить о нарушении
Тамара, спасибо за добрые слова о Елене Стрижевской. Приеду домой обязательно ей позвоню и передам Ваши слова. Она продолжает концертировать. С уважением, Ирина.

Ирина Юлина   27.05.2014 19:32   Заявить о нарушении