Котельва, Украина - стена, этимология

Да будет известно царю, что мы ходили в
Иудейскую область, к дому Бога великого;
и строится он из больших камней, и дерево
вкладывается в СТЕНЫ (КОТЕЛЬ); и работа
сия производится быстро и с успехом идет
            в руках их

             Ездра 5:8


Котельва — п. г. т. в Полтавской обл., находится на левом берегу реки Ворскла, в месте впадения в неё рек Котельва и Котелевка; напротив (5 км), через реку Ворсклу (на ЗАПАДЕ) находится село Бельск.  Поселение  Котельва возникло вокруг  деревоземляной крепости, укрепление было  с трех сторон окруженное речкой Котельва, состояло из земляного вала и рва (внутри 200 дворов и 2 церкви (1610, 1620)). Впервые упомянуто в 1582 г. в донесении гетману Скалозубу о нападении на неё крымчаков, новую крепость построили в 1653 году; в разные годы Котельва было сотенным местечком Гадячского, Полтавского, Зеньковского и Ахтырского полков.

1) Существующая этимология

а) Викисловарь
 Этимологии нет.

б) http://pravoslavie.poltava.ua, Полтавская епархия украинской православной церкви
Свято-Троицкая церковь в Котельве
«В 30-х годах XVII века сюда переместились казаки и крестьяне из захваченных Польшей украинских земель. По преданию, одним из первых поселенцев был казак по имени КОТЕЛЬ – от него, якобы, и произошло название поселения. Исследователи же связывают название села с речкой Котельвой».

в) Обобщения и выводы

Собственно ситуация с топонимом КОТЕЛЬВА – явление обычное в европейской светской лингвистике, миллионы имен не дешифрованы. Условием развития истории и языкознания (как любой науки) является точность и однозначность терминологии, а также ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ  историческое понимание терминов и имен (кто здесь жил раньше).  Современная ономастика и историческая география не могут представить надежных материалов для научного поиска, т.е. дешифровать термины средневекового мира, из-за множества отдельных фактов истории и различного («национального») толкования языковых явлений не видно общего процесса развития европейского общества. Первичное знание ("термин" лат. граница, предел) - не имеет границ во времени и пространстве, мы оперируем в научной деятельности и быту мифологическими терминами, не имеющими смысла и связи с действительностью (религиозным мировоззрением человека) - какое знание можно получить из понятия, в котором нет смысла?

Понятно, когда топоним комментируют лингвисты, они воспитаны в системе СОВЕТСКОЙ идеологии («дружбы народов») и соблюдают «политкорректность» (иначе не напечатают), однако духовные лица (см. пункт «б» выше) должны как-то опираться на Слово Божье. В центре любого поселения (церковного прихода) стоит ЦЕРКОВЬ, маловероятно, чтобы священник, ОСВЯЩАВШИЙ (дача имени)  начальное поселение, дал ему имя от мифического «казака КОТЕЛЬ» - грубое нарушение  Второй Заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой».

Известно, что местом ПАЛОМНИЧЕСТВА евреев издавна (традиция сложилась к XI в.) является ЗАПАДНАЯ СТЕНА  в Иерусалиме  - ивр. ха-КОТЕЛЬ ха-МААРАВИ или А-Ко;тель, часть  древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. Значение этой стены для евреев, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма.  В мидраше (Бэмидбар Рабба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Божественное присутствие)… Полная высота Стены от её основания в районе Площади Западной Стены оценивается в 32 метра, при этом открытый фрагмент составляет примерно 19 метров в высоту (Википедия).

Таким образом, мы имеем лингвистическое, пока не объясненное логически  ОСНОВАНИЕ, украинский топоним КОТЕЛЬ+ВА и символ еврейского народа – ивр. КОТЕЛЬ, ЗАПАДНАЯ СТЕНА, имеют одинаковый корень. Нам осталось найти «СТЕНУ»  на местности вокруг пгт. Котельва и связать историю, религию и лингвистику в единое целое – РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗРЕНИЕ, а оно невозможно без сакральной терминологии человека, жившего в этих местах в условиях ВОЕННОЙ ГРАНИЦЫ.

2) Исторические описания местности - поиски «СТЕНЫ»

а) http://www.doroga.ua. Бельское городище

«Бельское городище под Котельвой - крупнейшее в Европе скифское поселение (4 тыс. га). Ученые отождествляют Бельское городище с легендарным городом Гелон - описанной Геродотом "скифской столицей". Система окружавших город оборонных ВАЛОВ и рвов общей протяженностью около 34 км находится на берегу р. Ворскла вокруг нынешнего с. Бельск. Первоначально были сооружены Западное и Восточное укрепления, затем они были соединены общим валом овальной формы, который получил название Большое городище».

б) Топография

На карте-трехверстке Шуберта 1868 г. указан ВАЛ между селом Бельск и Котыльвой (расстояние между поселениями 5 км).  Гигантские оборонительные  ВАЛЫ скифского укрепления протянулись по периметру на  36 км, их высота в наше время достигает 8-9 метров, согласно археологическим данным сверху вала находилась деревянная СТЕНА из бревен толщиной в 20 см, ров был глубиной  до 6 м.

в) П.П. Семенов, академик В.И. Ламанский. Том 7 «Малороссия. Полное географическое описание нашего отечества», 1903 г.

«Между селами Куземиным и Бельском находится самое обширное в пределах Полтавской губернии городище, известное под именем Бельского, время основания которого должно быть отнесено к глубокой древности. У Шафонского мы находим следующее описание этого городища. «Под селом Бельском – два земляных древних укрепления; между этими земляными укреплениями – ВАЛ, соединяющий их. Длина вала города – 11/2 версты, а ширина – 2,3 сажен, толщина вала – 4 сажени у подошвы и сажень вверху, ВЫШИНА ВАЛА – 8 саж. (17 метров). Ров – шириною 2 и 4 сажени. Видно, что по углам стояла каменная СТЕНА с башнями, развалы которых еще сохранились в XVIII веке. Попадаются железные наконечники стрел. Вторая земляная крепость к северо-востоку от первой в 5 верстах, на высоком берегу Ворсклы. Вся ее поверхность равна 399 саженям. Вал и внутренняя поверхность заросла большим черным лесом и садами. От первой крепости далее идет высокий вал через с. Куземин; вал – длиной вал, поменьше первого, идущий параллельно последнему...».

г) Филарет (Д.Г. Гумилевский, 1805-1866, архиепископ Черниговский, историк). Историко-статистическое описание Харьковской епархии

«два других Городища, еще более замечательные, особенно по ОГРОМНОМУ ВАЛУ, соединяющему их между собой… В 5 верстах от сего городища на северо-западе расположено другое, более обширное городище, оно имеет вид параллелограмма с круглыми углами, длина внутри крепости от севера к югу полторы версты, ширина 450 саж. По валу его 1450 саж., вышина вала до дна рва 10 саж. (21,6 метр) В версте от сего городища на севере с. Бельское Полтавской губернии. От рва сей крепости идет к северу ВЫСОКИЙ ВАЛ, в Куземине поднимается на гору и горой по правому берегу Ворсклы идет к востоку, достигая первой крепости, поворачивает на юг и южной линией проходит вблизи с. Зайчинцев, Глинска и Лавков, оставляя их слева. Сей вал тянется всего на 26 верст, с. Бельск и несколько хуторов находятся внутри сего вала. Рядом с валом идет ров, от подошвы сего рва до вершины вала до 10 саж. Это Бельское городище».

д) На карте Боплана середины XVII века поселения Котельва - нет, указаны: Бельск (рядом стоит знак RUINA, руины, разрушенное место) и речки Котельва и Котелевка. Вероятно, поселение в этот период было разрушено или было незначительным - сторожевой пост, маленький острожек, какие высылались от более крупных поселений на день пути, для обнаружения выдвижения татар.

е) Выводы
Итак, мы нашли «СТЕНУ» - это ГИГАНТСКИЕ ВАЛЫ (до 20 м. высотой в XVIII веке), которые проходят к ЗАПАДУ от пгт. Котельва в 5 км, видимы издалека (возвышаются на 94 метра над рекой), река Котельва впадает в Ворсклу  в южной точке этого ВАЛА. Очевидно, в данном случае, поселение получило имя от гидронима Котельва, который в свою очередь связан с ВЫДАЮЩИМСЯ местным ориентиром – ВАЛАМИ (стенами, река выходит на них). Мы можем предположить, что гидроним КОТЕЛЬВА относится к периоду, когда на этой территории осуществлял административные функции   Хазарский каганат (государственный язык – иврит).

КОТЕЛЬ+ВА = ивр. КОТЕЛЬ стена +  АВ (ВА прочитано наоборот) прародитель; т.е. ВАЛ (стена) предков; вал, который построили предки.
 
ж) Библейские образы
Песн. 2:9: «Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною (КОТЕЛЬ), заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку».

Даниил 5:5: «В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены (КОТЕЛЬ) чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала».

Еврейская пословица: «Биться головой о СТЕНУ» - МЕТИАХУ ЭТ РОШО баКОТЕЛЬ  (у нас и пословицы еврейские, не знали?); так и европейская лингвистика «бьётся головой о национальную стену» уже несколько веков, а результата – НЕТ, топоним и сегодня тайна великая; НИЗЯ – национальное тщеславие.


Рецензии