Ангел, пролетевший над адом

        С Татьяной Михайловной Зориной, жительницей поселка Нахабино, я  познакомилась  в  хирургическом   отделении   больницы,  где  она лежит на обследовании. Маленькая, худенькая, пожилая женщина. Прозрачное, светящееся лицо, почти нет морщин, несмотря на почтенный возраст. Татьяне Михайловне в этом году исполнилось восемьдесят лет.
- Вы участница Великой Отечественной войны? – спросила я.
- Да, с зимы 1943 года.

- В каких войсках Вы служили?
- Я работала в НКВД в Саратове. Оттуда ушла на фронт и оказалась в воздушно-десантном корпусе в Калинине, затем в 39-ом корпусе  114 дивизии 9-ой гвардейской армии. Я служила секретарём-машинисткой в СМЕРШ - это особый отдел контрразведки.   
   
- Ваша мама знала, что Вы едете на фронт? 
- Мама не знала, что мы на фронте. Она получала  мои треугольные конверты.

- Чем занимался СМЕРШ?
- СМЕРШ занимался шпионами,  изменниками Родины и дезертирами.

- Были ли случаи, когда жертвами становились невинные?
- У нас в отделе не было, но в других отделах, возможно, и могло быть.

- Где Вы узнали о Победе?
- Мы в это время находились в Чехословакии. Узнали о Дне Победы  не 9 мая, а позже.

- Где для Вас закончилась война?
- В 1946 году в Венгрии.

- А что же Вы делали в Венгрии после окончания войны?
- На территории Венгрии мы занимались людьми, дезертировавшими из нашей армии. Так, староста венгерского села  сообщил нам о капитане нашей армии, который женился на  мадьярке и скрывался в этом селе.
 
- И какая же судьба этого капитана?
- Мы его арестовали и передали трибуналу.

- Когда Вы демобилизовались из армии?
- В 1947 году, но в следующем году была призвана снова и прослужила до 1974 года – уволилась по инвалидности, дослужилась до звания младшего лейтенанта.

- Татьяна Михайловна, у Вас есть награды?
- Боевые медали «За боевые заслуги»,  «За взятие Вены»,  «За победу над Германией», а затем уже юбилейные. Боевые медали у  меня   украли. В 1947  году,  похоронив  мужа,  я  ехала  в поезде из Кременчуга в Саратов, вышла на станции купить поесть. Прихожу в вагон, а у меня украли китель с медалями. Документы на медали у меня есть, а самих медалей нет. Ношу планочки.               
               
- На войне страшно было?
- Скорее тоскливо, чем страшно. Ведь ко всему привыкаешь. Тоскливо. Стояли в лесу, вышла из палатки, обняла дерево. Реву: «Мамочка, как я хочу к тебе!» Да, а что касается страха. Пережила, но не за свою жизнь.  Было это уже за границей. Мы ехали в студебекере, ориентировались на местности по карте.
  Я говорю капитану: «Мы сбились с пути. У нас не должно быть впереди железнодорожной насыпи». Въезжаем на поле, усыпанное трупами наших солдат. Из оврага выскакивает старшина, кричит: «Вы куда? За железной дорогой немцы!» Вот тут я и пережила страх. Со мной был мой сундучок с секретными материалами, который не должен был попасть к немцам. Испугалась за документы.

- Были ли Вы ранены?
- Ранений нет, но была контузия, правда, обошлось без госпиталя. Колонна автомашин, в которой мы ехали,  попала под  бомбежку. Все бросились на обочину дороги, и в это время  в  нашу машину попала небольшая бомба. Нашли меня случайно по моему маленькому сапожку, который торчал из земли.

- Как Вы считаете, почему сегодня  у нас в стране появились бритоголовые? В стране, где погибло столько людей в борьбе с фашизмом.
- Это влияние запада и отсутствие идеологии в нашей стране.

- У вас есть дети, внуки?
- Да, у меня два сына, внучка и внук.  Внучка учится в консерватории, а внук заканчивает школу. Мне   в жизни повезло. Я уже сорок три года живу со вторым моим мужем. Он на десять лет моложе меня. Прожили жизнь в любви и согласии. От детей за всю жизнь не слышала грубого слова. Со снохами тоже хорошие, добрые отношения.
  Да, вот беда. Вчера как раз было два месяца, как умерла моя сноха, жена младшего сына. Представляете, 39 лет и полжизни не прожила. Я всё уговаривала сноху, чтоб она не курила. Говорю ей: «Ведь я даже во время войны не курила и не пила».  Сноха скоропостижно умерла  от инсульта. Я, по-моему, и расхворалась из-за этого. Слабею с каждым днём. Гемоглобин в крови падает. 

     Передо мной на кровати лежит больной человек. Ласковая улыбка, внимательный взгляд серых глаз. Ангельская нежность и теплота женственности. Судьба  бросила её  в ад войны, но она смогла сохранить свою мягкую и  чуткую душу.   
                2003 год


Рецензии