Смела, город - библейская этимология

Ангел Господень опять перешел и стал в ТЕСНОМ месте,
где некуда своротить, ни направо, ни налево (С.М.Л.).
Числа 22:26


Исторические источники (текст, слово, в нашем случае имя, топоним) – неисчерпаемы в отношении информации содержащейся в них, так утверждают философы и историки, однако воплотить эту теоретическую мысль в практику не удаётся. Сотни миллионов имен и терминов до сих пор не дешифрованы, применяя их в научной деятельности и быту, мы по-прежнему, очень смутно представляем их содержание, и подчас вкладываем не свойственным этим  понятиям смысл, часто сказочного содержания. Сформировалось парадоксальное историко-лингвистическое явление, ТЕРМИНОЛОГИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА  - невозможно объяснить НАЦИОНАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ, а то что «удаётся интерпретировать» - отчетливо выраженный эпос,  записанный этнографами XIX века со слов сельских любителей «красного» слова (местных сказочников). После нескольких  публикаций в псевдоисторических работах, интерпретации-эпосу придаётся ОФИЦИАЛЬНОСТЬ и комментарии к топониму (гидрониму) приобретают ИСТОРИЧЕСКИЙ статус. В данной работе, используя разработанную методику комментариев к европейским именам и терминам, мы уходим из «национальной» сказки в материальный мир иудаизма и попытаемся восстановить первоначальный СМЫСЛ этого топонима.

1) Топография и история города Смела (SMILA, 1650)
а) Топография
Смела (укр. Сміла) — город в Черкасской области Украины, расположен на ЛЕВОМ берегу реки Тясмин, до г. Смелы река истекает в юго-западном направлении, в районе города меняет своё течение на С.В. направление. Русло образует два поворота и примерно через 5-7 км круто поворачивает  на Ю.В., противоположное первоначальному направлению и впадает в Днепр; в районе Смелы в Тясмин впадает несколько рек: на севере река Ирдынь (транслитерация евр. Йарден, Иордан), южнее – Серебрянка.

На карте Боплана 1650 года местность показана очень подробно: на западе SMILA болотистая долина с четырьмя переходами (дамбами)  и крупный лесной массив; на востоке – крупный лесной массив, на юге, в некотором отдалении обозначен  Czarne Slak (Черный Шлях). Исходя из историко-политической ситуации того времени и топографии города, очевидно, что Смела, прикрывала  Черкассы с юго-запада (СЛЕВА, направление с юга на север), закрывала проход между двумя лесными массивами и болотом.

б) История
Поселение на реке Тясмине упоминается в 1542 г., в это время эта территория - часть Речи Посполитой, ранее носило название Яцково, затем Тясмина;  городок Смела, возник в 1633 г. при содействии магната Станислава Конецпольского, с 1648 года - сотенный городок относился к Чигиринскому полку, в 1650 г. впервые упоминается Смелянская еврейская община.

2) Существующая этимология

а) Википедия (распространитель сказок, пора менять название)
«С названием города связана легенда, которую записал граф Л. А. Бобринський: «Какая-то — то девушка провела воинов через труднодоступное болото в тыл к врагу. Они победили тьму-тьмущую врагов в кровавой битве, но девушку не уберегли. Похоронили воины героиню над Тясмином и назвали ее Смелой и городок Тясмин в ее честь назвали Смелой».

б) Других объяснений топонима обнаружить не удалось.

3) Обобщение и выводы

В основе мировоззрения средневекового человека находились универсальные категории - комплекс представлений: о пространстве, времени, праве, семье, природных объектах и т.д., вплоть до революций XIX века это мировоззрение прочно опиралось на терминологию и философию Бога – уточним, еврейского Бога (как бы его не обобщали). Средневековая топография и география не являлась каким-либо исключением, образ «странника», «паломника», «миссионера» проходит через всю историко-географическую и богословскую литературу средневекового и нового времени. Этот «странник» не просто бредёт по земным путям - его душа ищет СПАСЕНИЯ (Царства Божьего, Сиона – до окончания всего), и этой потребности подчинены все его переживания и рассуждения о странах, городах, народах и географических объектах, зафиксированные в письменных источниках.  Начиная с пророков (Иеремия 31:20), еврейская традиция сопоставляла Сион с понятием ЦИЙУН, ивр. — веха, ориентир для возвращения, путевой знак: «Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои». Сион стал символом Иерусалима и всей Земли Обетованной, к которой еврейский народ стремился после разрушения Храма в 70 году. Сион также стал символом и в иудеохристианстве, и если в то время невозможно было достигнуть Сиона Палестинского, то люди старались построить  Царство Божье в том месте, где они жили; для обозначения искусственных и природных объектов (ориентирование в духовном и материальном пространстве) они естественно пользовались доступной (всегда под рукой) терминологией Библии.

Вывод
Целесообразно рассмотреть, топоним СМЕЛА в связи с еврейской терминологией.

4) Терминология иврита и образы иудаизма

а) Термин СМЕЛА
Город находится на ЛЕВОМ берегу реки Тясмин.
СМЕЛА = ивр. корень С.М.Л. левый, левая рука, левая сторона; направление на север; СМАЛИ левый, идти налево; СМОЛ левая сторона, левая рука, налево. Очевидно, библейский термин; использован, для обозначения ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ казачьего подразделения (сотни) – прикрывал (контролировал) территорию от татарских набегов слева от реки Тясмин, проход, ведущий на СЕВЕР. В средневековье люди ориентировались по восходу солнца, если стоять лицом к ВОСХОДУ (на восток), то СЕВЕР будет по левую сторону (руку).

Понятие ЛЕВЫЙ в европейской топонимике

Город Самлсбери, Англия,  левая сторона р. Рибл.
Город Семили, Чехия, левая сторона р. Йизер.
Остров Смела, Норвегия, левый в группе из трех островов.
Город Смилтене, Латвия, река Гауя делает два поворота: СМОЛ лево + ТИНИАНИ второй.
Смоланд, возвышенность, Швеция, в 30 км от Балт. моря влево тянется цепь холмов высотой около 370 м. = ивр. СМОЛ лево + НЕД - холм, насыпь, стена.
Смоленск, Смолевичи, Смолян (Болгария) – города на левых берегах рек.               

б) Образы в Библии
Бытие 13:9: «не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево (СМЛ), то я направо; а если ты направо, то я налево (СМЛ)».

Бытие 24:49: «И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево (С.М.Л.)».

Бытие 48:13: «И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой (С.М.Л.) Израиля, а Манассию в левую (С.М.Л.) против правой Израиля, и подвел к нему».

Числа 20:17: «позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей твоих; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево (СМОЛ), доколе не перейдем пределов твоих».

Притчи 3:16: «Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой (СМОЛ) у нее - богатство и слава».

Бытие 14:15: «и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую (СМОЛ, север) сторону Дамаска». Здесь двоякий перевод – термин СМОЛ означает – налево и СЕВЕР; подобное у И. Навина 19:27, Иезекииль 16:46.

Таким образом, проведя историко-лингвистическое и теологическое исследование, мы выявили прочную связь топонима начала XVII века с терминологией древнейшего  историко-литературного источника – Библии. Топоним СМЕЛА, является транслитерацией (переложение термина с одного алфавита на другой) еврейского корня С.М.Л. налево, левый, левая рука, север. Очевидно, что люди, проживающие в этот период  в регионе (католики, православные и иудеи) владели библейской терминологией и использовали её для наименования объектов природных и искусственных.


Рецензии