ХР Места стоянок Приготовление горячей еды

ХР. 2.7.47.6. Места стоянок. Приготовление горячей еды.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 47.6. Места стоянок. Приготовление горячей еды.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.



Африка. Средиземноморье. Левант. Ближний Восток. Кавказ. Крым. Восточно-Европейская (Русская) равнина. Приуралье. Средняя Азия. Алтай. Сибирь. Дальний Восток. Север Евразии. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Расогенез. Места стоянок. Приготовление горячей еды. 50 000 до н.э.


Практически все поверхностные места кратковременного, преимущественного, сезонного или постоянного пребывания первобытных людей (стоянки-поселения не в гротах и пещерах) данного времени (50 000 до н.э.) находятся на ровной или слабо пересечённой местности поблизости от источников воды. Об этом свидетельствует палеоландшафт местности известных стоянок первобытных людей.

Вода (источники воды) и огонь (топливо для огня), вероятно, были самыми главными элементами первобытного хозяйства данного времени. Без воды практически невозможно обработать мясо и шкуры животных так, чтобы они были пригодны для приготовления еды, для изготовления необходимых в хозяйстве предметов и вещей.

Огонь уже многие сотни тысяч лет человеческой эволюции обеспечивает жизнь и жизнедеятельность первобытных людей, позволяет не только поддерживать тепло в жилищах, отпугивать хищников, грызунов и насекомых, но крайне необходим для изготовления орудий труда, охота и боя, а также для приготовления еды.

Вода и огонь уже очень давно вошли в естественную среду обитания и жизнедеятельности человека и воспринимаются первобытными людьми данного времени (50 000 до н.э.), особенно классическими неандертальцами и кроманьонцами, двояко – как воплощение магической и мифологической духовной силы (структур-образов) и как привычные, бытовые, естественные феномены-явления.

Революционное событие в истории человечества – «укрощение огня» - произошло на рубеже 1 100 000-1 000 000 до н.э. На открытой местности в африканских отложениях в Олдувае I (Восточная Африка), Кооби Форе и Мелка Контуре (Южная Африка), где обитали «хабилисы», остались следы использования человеком огня. (ХР. 2.3.10. Эпоха человека прямоходящего. Укрощение огня. 1 000 000 до н.э.).

В пещерных стоянках Шандалья (Словения), Петралона (Греция) и Азых (Азербайджан, Карабах), а также в пещере Эскаль остались древнейшие очаги и следы пользования огнём (1 000 000-930 000 до н.э.). Здесь будут найдены обугленные кости, уголь, зола и обожжённые камни. Следы использования огня в данное время (930 000 до н.э.) остались в местах стоянок питекантропов на территории Южной Европы, Балкан, Кавказа, Прикаспия. (ХР. 2.3.11. Эпоха человека прямоходящего. Использование огня. 930 000 до н.э.).

В пещере Коцетанг (Чжоукоудянь, 45 км к юго-западу от Пекина, Китай) синантропы, антропологически сходные с питекантропами, оставили скопление золы и углей костра, обожжённые кости животных (460 000-400 000 до н.э.). При этом синантроп или «пекинский человек» не только пользуется огнём, но и умеет добывать огонь (красть огонь у пожара), разводить и поддерживать его в пещерах, вдали от естественных мест нахождения горючего материала.

Вероятно, в данное время (460 000-459 000 до н.э.) практически повсеместно по всей Ойкумене в процессе изготовления орудий труда из камня было совершено открытие способа разведения огня искрами, а также началось использование углей и головешек для хранения и перемещения огня на расстояния. (ХР. 2.4.27. Эпоха человека разумного. Разведение огня. 459 000 до н.э.).

362 000 лет до н.э. повсеместно в среде первобытного человечества сформировались общечеловеческие обычаи и ритуалы еды, делёжки, распределения пищи, а также определённый режим питания, - будничный (ежедневный) и «праздничный» или «счастливый» (по результатам удачной охоты). (ХР. 2.4.39. Эпоха человека разумного. Рацион питания. 362 000 до н.э.).

280 000 лет до н.э. африканские первобытные люди Homo (sapiens) helmei (будущие мезоантропы, мезонеандертальцы) первыми стали использовать камни для растирания пищи (зёрен, плодов и корней) и минеральных веществ (жёлтой и красной охры), для приготовления красок (280 000-250 000 до н.э.). Вероятно, это они изобрели первые каменные зернотёрки и стали использовать их для приготовления пищи. (ХР. 2.5.2.  Эпоха человека современного вида. Зернотёрка. 280 000 до н.э.).

90 000 лет до н.э. в результате миграций и эволюции в Евразии представители Homo sapiens neanderthalensis – расы разумных неандертальцев начали изготавливать из соответствующих растений и шкур животных одежду и обувь, а также добывать огонь высеканием искры и трением. (ХР. 2.5.33. Эпоха человека современного вида. Родовой живой огонь. 90 000 до н.э.).

В данное время (50 000 до н.э.) в результате развития двух отдельных ветвей «генетического древа» человечества сформировались две стратегии питания и приготовления еды – неандертальская и кроманьонская. Неандертальский рацион специализируется на мясе ключевых видов животных Мамонтового комплекса и имеет растительную пищу, как дополнительную. Рацион кроманьонцев воистину всеяден, богат разнообразной растительной пищей, мясом крупных и мелких животных, рыбой, морепродуктами и обеспечен новыми способами приготовления еды. (ХР. 2.7.38.3. Эпоха мифических цивилизаций. Рацион питания неандертальцев. 50 000 до н.э.).

Дело в том, что классические кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.), вероятнее всего, широко используют для приготовления еды специальные орудия и приспособления: зернотёрки, нагревательные камни, каменные очаги, кожаную, деревянную и каменную «посуду».

Эти традиционные кроманьонские древнейшие способы, приёмы и рецепты приготовления еды сохранились до нашего времени. Вероятно, кроманьонские способы приготовления еды мало чем отличались от традиционных неандертальских способов, возможно, только первобытной «посудой». (ХР. 2.7.46.1-3 Пища классических неандертальцев и кроманьонцев. 50 000 до н.э.).


Как же готовили, приготавливали или могли готовить еду классические разумные неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.)?

Несомненно, изначально все человекообразные обезьяны и гоминиды, все древнейшие первобытные люди (архантропы, питекантропы, неандертальцы) питались сырой пищей. До сих пор маленькие дети и взрослые люди с удовольствием хрустят сырыми листьями и кочерыжками капусты, со смаком вкушают фрукты и ягоды, корневища редиски и репы, свежие огурчики, помидорчики, пёрышки лука, стебли петрушки и листья укропа, сухие семена мака.

Несомненно, один из врождённых (если не генетических, то, наверное, благоприобретённых в результате эволюции) инстинктов – это инстинкт пробы всего вероятно съедобного на запах, вид и на вкус.

Маленькие дети, например, отличаются от взрослых тем, что воспринимают свою ближайшую среду обитания именно так – «на вкус», на то, что нравится, или не нравится, то есть соответствует или не соответствует их нраву (врождённому темпераменту, генетическим особенностям организма, врождённым структурам-образам генетической и наследственной памяти).

Сыроедение – это изначальная система питания человечества любой съедобной пищей, не подвергшейся никакой иной обработке, кроме простой ручной обработки, очистки от несъедобных частей или веществ, в том числе очистки (отмывки) водой.

Простая сушка и/или заморозка продуктов питания без применения солей, приправ, консервантов и т.д., выжимка соков, отжим масла, раскалывание, резка, иное размельчение, а также смешивание сырых различных продуктов питания в кушаньях,тоже относится к системе сыроедения.

Также к сыроедению относится питание пророщенными или замоченными и разбухшими в воде семенами злаковых и плодами иных съедобных растений.

Несомненно, к сыроедению относится употребление свежей крови и сырого мяса различных животных, костного мозга, рыбы, морепродуктов, некоторых насекомых, продуктов жизнедеятельности животных (например, молоко и мёд).

Сырая съедобная растительная и животная пища является наиболее биологически естественной для всех без исключения животных, в том числе для человека.

Для всех млекопитающих, например, самым эффективным, питательным, целебным и живительным является питание материнским молоком, однако это возможно только в соответствующем «младенческом» возрасте. Начиная с раннего «детства», все животные питаются либо сырой, либо «обработанной» (специально приготовленной) пищей.

Например, многие птицы отрыгивают для своих птенцов полупереваренную пищу. Человеческие матери ещё совсем недавно (XIX-XX вв.) прикармливали своих младенцев «жёвками», пережёванной до жидкого кашеобразного состояния пищей.

Однако само историческое появление жареной, печёной, копчёной, варёной и иным образом обработанной пищи неопровержимо доказывает неизбежность и закономерность развития систем питания.

Если сыроядение естественным образом неотделимо от использования воды и свойств воды, то другие человеческие системы питания неотделимы от использования огня, а также воды и огня в совокупности.

Разница во вкусе сырого и жареного мяса животных добытых в результате охоты или подобранных после стихийного пожара была воспринята первобытными людьми и стала, вероятно, главным мотивом для «приручения огня».

С момента начала использования огня и его свойств для тепловой обработки продуктов питания возникла и стала бурно развиваться система питания и приготовления еды путём жарки, копчения и запекания (в золе и глине).

При этом сырое мясо, сырые овощи и другие сырые (влажные от воды) съедобные растений и продукты питания в огне костра неизбежно и естественно шипели, испускали пар, сочились, вскипали, шкворчали, изначально варились в собственном соку.

Качественное приготовление жареного мяса в огне или на жару углей костра неизбежно и естественно требует применения воды, сока-соуса и различного типа подливок для поддержания его вкуса, мягкости и сочности.

Также естественно и неизбежно, вероятнее всего, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) ведическим методом практического, опытного, экспериментального естествознания восприняли, осмыслили и осознали свойство воды кипеть и испаряться в соприкосновении с раскалёнными камнями, углями и огнём.

Возможно, первыми это увидели воочию все те мужчины, которые естественным образом пытались погасить своими струйками ненужный огонь. Однако, вероятнее всего, пользу от соприкосновения воды и огня (жара) увидели-осознали и изведали женщины-хозяйки…

Практически на всех среднепалеолитических стоянках Ойкумены (обитаемого людьми мира) есть одна характерная особенность – кострища либо обложены камнями, либо камни располагаются недалеко от мест разведения костров. На многих евразийских стоянках-поселениях обустроены очаги – кострища в кольце камней.

То, что любые вещи, предметы, орудия, камни, растения и куски мяса становятся горячими, будучи помещённые в огонь или находящиеся вблизи огня костра, стало известно-ведомо первобытным людям изначально, с момента «укрощения огня» и начала его использования в первобытном хозяйстве.

Практически все первобытные люди в своё время изведали ожоги, приятное или жгучее тепло и жар открытого огня. Некоторые, обжёгшись, могли отбрасывать раскалённые камни в сторону или намеренно кидали их в лужи с водой, чтобы они охладились. Вода при этом неизбежно и естественно нагревалась, становилась тёплой или даже горячей.

Поздней осенью, сдирая шкуру с туши только что добытого на охоте ещё тёплого животного, охотники всё равно испытывали холод и нуждались в тёплой или горячей воде, чтобы очистить шкуру от крови, жира и грязи. Получить горячую воду в отсутствие какой-либо негорючей (огнеупорной) посуды можно только одним способом – нагревая воду раскалёнными камнями или бросая в воду угли-головешки костра.

Разделка и обработка шкур в местах стоянок-поселений требует ещё больше тёплой или горячей воды. Поэтому неизбежно, естественно и закономерно для замачивания шкур применялись земляные ямы-ванны, выстеленные камнями, травой и листвой для исключения контакта шкур с землёй и препятствия утеканию-просачиванию горячей воды в землю.

Возможно, знакомство первобытных людей с кипящей водой произошло иначе – в районах активной вулканической деятельности, гейзеров или после сильных извержений вулканов (например, после катастрофического извержения супервулкана Тоба, 74 000 до н.э.). Раскалённые «вулканические бомбы» падали с небес, поджигали траву, деревья, нагревали воду в лужах, болотцах и озёрцах. То же самое могло происходить во время сильных пожаров…

В  любом случае, как только первобытные люди начали использовать огонь, они изведали свойства горячей воды и, возможно, уже видели-знали свойства кипящей воды, в том числе её влияние на съедобные растения, на плоды и на мясо.

Если деревянная ветка-палка с насаженным на неё куском мяса, рыбой, тушкой животного или птицы, плодом или корневищем растения находится не в самом пламени или пекле углей костра, а на некотором расстоянии, то они не загораются и не сгорают, только высушиваются, обжариваются и слегка обугливаются (твердеют). Кстати, это свойство дерева использовано первобытными людьми для упрочнения концов колов-копий.

Кожаный или сплетённый из соответствующих растений сосуд-ёмкость без воды или с водой, помещённые над или вблизи даже относительно небольшого жара огня или пекла углей костра, к сожалению, быстро высыхает, твердеет, обугливается и загорается. Однако, нагретая до температуры кипения вода в кожаном сосуде или в соответствующей не протекающей ёмкости, сплетённой из плотно увязанных волокон растений, не причиняет им никакого видимого вреда.

Несомненно, наличие в зубном камне классических неандертальцев данного времени (50 000 до н.э.) из пещер Шанидар 3 (Ирак), Спи 1 и Спи 2 (Бельгия), Амуд (Израиль) крахмала, аналогичного крахмалу, содержащемуся в зёрнах современного ячменя и пшеницы, причём только варёных, свидетельствует (возможно, доказывает) о вероятности приготовления этими людьми варёной еды (ячменной похлёбки-каши).

Например, пожилой классический неандерталец из пещеры Шанидар 3 (40-50 лет), который при жизни имел колотую рану ребра, повреждение правой лодыжки и множество патологий позвоночника, судя по останкам зубного камня на его зубах, употреблял в пищу варёные (разваренные, распаренные) в воде зёрна ячменя. Причём не один или два раза, а постоянно...

До современности некоторые туземные народы применяли и применяют простой и традиционный способ приготовления жертвенной еды – отваривание мяса в водонепроницаемых ямах путём помещения в варево раскалённых камней.


Однако любая система питания всегда начинается с подготовки продуктов питания к приготовлению еды и непосредственно кушаний (блюд).

Вероятно, сызмальства первобытные люди проходили естественную бытовую «школу-практику» готовки кушаний и приготовления еды. Только чрезвычайно голодный (одичавший от голода) человек будет есть всё, что попало ему в руки, не почистив и не разделав, как должно.

Естественная потребность очистить и подготовить съедобную пищу является инстинктивной и хорошо проявляется у детей дошкольного возраста – они не едят и даже не пробуют то, что им не нравится ни по вкусу, ни по запаху, ни по виду…

Вероятнее всего, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) также обладают врождённой инстинктивной способностью очищать и разделывать продукты питания.

Например, добытые из земли съедобные корневища отряхиваются от земли, с них костяными, деревянными или каменными орудиями счищается кожура, хвостики, отростки. По возможности корневища моются, полощутся в воде, либо замачиваются в воде на некоторое время (от минут-часов до нескольких дней).

Съедобные стебли также вручную пальцами или орудиями очищаются от грубых или порченых листьев, отростков, веток. Вероятнее всего, только висящие в воздухе листья, плоды и ягоды употребляются первобытными людьми в немытом (чистом, натуральном) виде.

Несомненно, туши крупных животных разделываются, с них снимается шкура, отрезаются или отрубаются куски мяса, вынимаются внутренности, кости и т.д. Такая работа требует много вода для того, чтобы смывать кровь, промывать мясо, отруба, кишки и внутренние органы. При этом лучше всего подходит не холодная вода, от которой руки и продукты покрываются липким сальным слоем крови и жира, а тёплая или горячая вода.

Мелкие животные и дичь также разделывается, освобождается от внутренностей, перьев или шкурки, промывается водой. При этом птица (дичь), кроме водоплавающей птицы, легче ощипывается, если её обдать кипятком, а тушки мелких животных обрабатываются после того, как они остынут и немного затвердеют.

Рыба, несомненно, и естественно обрабатывается с применением воды. Перед приготовлением рыбной еды сначала вырезаются жабры, соскабливается чешуя, разрезается брюхо и вынимаются внутренности, после чего рыба тщательно снаружи и внутри промывается свежей водой.

У всех животных перед приготовлением из них еды спускается кровь и удаляются из брюха внутренности. Все растения перед употреблением сырыми или приготовленными также проверяются на наличие у них млечных (белесых, белых или цветных) и горьких соков (первый признак ядовитости).

Дело в том, что вероятнее всего, первобытные люди изначально почитают кровь и живую родниковую воду одухотворённой сущностью, вместилищем жизни, духа (запаха жизни).

Запах-дух и вкус свежей красно-алой крови или свежей проточной воды издревле является инстинктивным признаком жизни, здоровья, годности, красоты, полезности. Наоборот, запах-дух и вкус застоявшейся трупной крови буро-чёрно-фиолетового цвета или застойной грязной воды является инстинктивным признаком смерти, мертвечины, болезни, негодности, уродства, вредности.

Поэтому автор утверждает, что классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.), рацион которых, вероятно, почти исключительно состоит из мясных продуктов питания, являются «анатомами», хорошо разбираются в свойствах мяса и мясных продуктов, могут отличать годные или свежие продукты от негодных и вредных.

Они могут знать-ведать способы нахождения у животных внутренних заболеваний и пороков, находить животных-паразитов и их личинок, глистов, пахучих пятен на сердце и лёгких, опухолей и необычно развитых органов, пороков печени, почек, кишечника. Несомненно, будущее сакральное искусство жрецов гадания по внутренностям животных и птиц имеет источник возникновения в данном времени…

При этом нельзя забывать, что в данное и последующее время (50 000-28 000 до н.э.) классические неандертальцы и кроманьонцы являются каннибалами. Поэтому всё сказанное об их ведическом естествознании анатомии животных относится и к анатомии людей…

Обоснование ведического естествознания классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.) в сфере питания растительной и мясной пищей очень простое – они бы не выжили, если бы не знали-ведали, что можно есть, а что нельзя…

Например, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.), несомненно, знают-ведают, что мясо зайцев (диких кроликов), белок, лисиц, песцов, а также почки, другие внутренние органы и языки крупных растительноядных животных перед приготовлением еды необходимо вымачивать некоторое время (1-2 часа) в холодной воде.

Вымачивание в холодной воде – это один из самых древних и изначальных способов удаления из различных продуктов питания ядовитых, вредных, горьких, неприятных и невкусных соков и веществ. Например, все грибы обязательно вымачиваются в холодной воде.

Однако вымачивание в воде не всегда обеспечивает безопасность еды. Лучший результат даёт обдавание продуктов питания кипятком, мытьё в горячей воде, варка, кипячение в течение некоторого (длительного) времени, пропаривание продуктов питания. Горячая вода, кипяток и варка не только смягчают продукты питания, но делают их необычайно вкусными и безопасными.

Вообще, варённая, жаренная и печёная еда безопаснее, полезнее и вкусней сырой еды. Это также уже является инстинктивной реакцией, врождённым знанием-ведением человечества.

Так же, как ведение-знание, что для горения любого топлива или любой вещи, предмета, материала в огне нужен воздух. Без притока воздуха огонь угасает, угли покрываются пеплом и только тлеют, жар кострища спадает. Только дунув губами в угли, помахивая ладонью, крылом птицы, веткой и листьями дерева, куском шкуры (кожи) можно снова раздуть огонь, добавить жару.

Несомненно, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) обладают всеми необходимыми естественными ведическими знаниями, опытом и способами управлять огнём, регулировать силу и мощь огня, добывать и разжигать огонь, хранить и переносить его на любое расстояние.

Поэтому, несомненно, они знают-ведают способы приготовления еды без соответствующей (современного вида и типа) «посуды»…

Один из древнейших и естественных способов приготовления еды – это обжаривание на ветке-палке, шампуре-вертеле.

Несомненно, классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) обжаривают практические все продукты питания (корни, плоды, клубни растений, тушки мелких животных и рыбы, куски мяса крупных животных), если их можно насадить на заострённую ветку, палку, кол, древко копья или дротика, стрелу или на специальные палочки-шампуры, вертел. Так проще всего…

Опытным путём они быстро осознают, что для шампуров-вертелов лучше всего подходят ветки-палки из древесины без запаха и предварительно очищенные от коры. Продукты питания либо насаживаются на остриё шампура-вертела, либо протыкается шампуром-вертелом насквозь и помещается либо вблизи от открытого огня, либо над огнём или жаром костра.

При обжаривании периодически меняется положение либо шампура-вертела, либо продуктов питания на шампуре-вертеле. При этом обжариваемые продукты питания периодически сбрызгиваются водой, чтобы они не подгорали.

Появляющиеся от капающего сока, масла или жира сильные языки пламени либо сбиваются ворошением головешек костра, либо гасятся обильным сбрызгиванием водой костра. Главное при обжаривании – образование наружной корки, под которой еда будет сочной, мягкой, горячей.

Другой способ приготовления еды на костре использует свойства «тлеющего огня», регулирования тяги и температуры костра. Для этого костёр-кострище помещается в неглубокой яме-очаге (40-50 см в глубину).

В яме-очаге сооружается костёр и в угли добавляются камни. После выгорания всего топлива, образовавшийся слой раскалённых углей и камней укрывается свежей зелёной растительностью (ветками, широкими листьями, осокой, сырой травой).

Поверх этого дымного слоя сырой растительности укладываются продукты питания (мясо, корни, плоды и т.д.). Поверх продуктов питания вновь укладывается слой свежей растительности и всё это засыпается сверху слоем песка или глины.

Через некоторое время (обычно, несколько часов) продукты питания в этой «земляной духовке» будут готовы для употребления. При этом они наберут в себя соки и ароматы использованных трав и растений, сохранят свои натуральные соки и вкус, станут горячими, варёно-печёными или тушёными.

Вероятно, из простейшей ямы-очага и указанного способа приготовления еды возникла и была «изобретена» простейшая «земляная или каменная печь» с тягой через специальное боковое отверстие-продух или «трубу»…

До сих пор в Новой Зеландии туземное население – маори – использует земляную печь-духовку «ханги» для приготовления «каи» - еды, пищи маори: «каи кумара» - растительной пищи, «каи мо(р)ана» - рыбы и морепродуктов и «каи тити» - мясной пищи.

Не менее простым и результативным способом является приготовления еды «под костром». Для этого нужно рыбу, мелкое животное, дичь выпотрошить, отрезать несъедобные части, но оставить на них кожу, шкуру, чешую и после этого обвалять тушки в чистой мокрой глине. Слой глины должен быть таким (3-5 см), чтобы полностью закрыть все перья, шерсть, выступающие части тушки.

Залепленную в глину тушку кладут в угли, в жар костра, и засыпают толстым слоем углей. Сверху накладывают горящих головешек, которые будут добавлять раскалённых углей. Через некоторое время (примерно, 45-50 минут) рыбы или птица среднего размера будут готовы. Для тушек более крупных животных требуется большее время (1,5-2 часа).

После расчистки кострища и раскалывания затвердевшей глиняной оболочки печёная или тушёная тушка предстаёт в чистом виде – без перьев, шкуры, меха и чешуи.

Возможно, классические неандертальцы и кроманьонцы используют плоские камни в костре-очаге для жарки или обжаривания мяса, рыбы и других продуктов питания. Для этого используется либо один плоский камень-сковорода, либо два больших плоских камня, положенных друг на друга, но разделённых мелкими камнями-прослойками.

В любом случае плоские камни-сковородки должны хорошо разогреваться (раскаляться), чтобы на них или между ними можно было жарить мясо, рыбу или иные продукты.

Вероятным способом готовки еды на плоских камнях-сковородах было тушение. Для этого продукты, положенные на раскалённые плоские камни укрывали слоем свежей растительности, а сверху присыпали слоем песка или налепляли слой глины. В любом случае для приготовления еды на плоских камнях необходим был сильный огонь, чтобы камни были в раскалённом состоянии (они быстро отдают тепло).

Также вероятно, что классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) уже хорошо знают-ведают, что для приготовления вкусного сочного жареного мяса нужен сильный жар и сильный огонь для образования поджаристой корочки. На слабом огне мясо, как правило, быстро теряет сок-влагу, жир, высыхает и становится жёстким.

Кстати, при любом способе приготовления мясных блюд неизбежно и естественно из мяса выделяется сок, жир, сало, которые также хорошо известны-ведомы всем первобытным людям, в том числе классическим неандертальцам и кроманьонцам данного времени (50 000 до н.э.). Использование животного нутряного сала и топлёного жира – это отдельная история в истории человечества…

Способы приготовления еды с помощью раскалённых камней могут быть разными. Например, тушки небольших животных
можно жарить так: выпотрошить, не снимая шкуры, а потом наложить в тушку раскалённые на костре камни. Закрыть разрез в брюшке тушки, плотно завернуть тушку в листья и закопать её в песок или землю. Через несколько часов (1,5-2 часа) будет готово мясное кушанье в собственном соку. При этом шкурка легко отделится от мяса.

Однако таким способом можно готовить только тушки мелких или «молочных» (молодых) животных. Если мясо грубое, старое, то его необходимо варить. Несомненно, это свойство мяса знают все взрослые люди, в том числе классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.).

Они знают-ведают, что огонь сжигает, обжигает, обугливает, высушивает. Горячая вода (кипяток) варит, обваривает, обжигает, размягчает и обеззараживает продукты питания и мясо. Главное, после варки продуктов питания получается наваристый бульон (растительный, овощной или мясной), а в случае с ягодами и фруктами – любимый всеми народами во все времена «компот».

Ещё со времён сотворения первой «тюри» - смешанных в воде кусочков различной еды, первобытные люди узнали полезное свойство простой свежей воды для растворения или размягчения продуктов питания. «Тюрю» или «окрошку» гораздо легче кушать, нежели глотать и давиться твёрдой пищей.

Горячей «похлёбкой» питаться ещё полезнее и легче, потому что от горячей воды продукты питания становятся мягче, разваристей, вкуснее. Например, при заваривании горячей водой или кипятком целебных трав в отваре сохраняются ароматные, эфирные и естественные соки растений, необходимые для лечения организма вещества.

Вероятнее всего, классические неандертальцы и кроманьонцы использовали в качестве «посуды» любые водонепроницаемые ёмкости: ямы в земле, выстеленные шкурами и листьями; плетёные «корзины» с глиняной обмазкой; полые деревянные стволы и колоды; естественные полости («ванны») в больших камнях и скалах; кожаные мешки и цельные шкуры небольших животных.

Во всех случаях использования некерамической посуды вода, вероятно, подогревалась и кипятилась путём помещения в ёмкости нагретых и раскалённых в огне костра камней. По мере остывания их заменяли. Варка раскалёнными камнями продолжалась до полного приготовления варёной еды.

Вероятно, классические неандертальцы и кроманьонцы так варили речных раков и морских крабов, креветок, моллюски, рыбу и мелких животных. Таким способом варки они готовили грибы, заваривали травяные настои и «первобытный чай», варили первобытные «супы», «борщи» и «щи»…

Кстати, сварив однажды птичьи яйца «вкрутую» в кипятке, первобытные люди узнали-изведали, что такие яйца можно хранить и использовать в течение нескольких дней, давать в путь-дорогу мужчинам-охотникам, оставлять для питания старикам и детям и т.д.

Несомненно, применение варки познакомило человечество с варевом, отваром, похлёбками, супами, ухой, компотом, щами, борщом и множеством других видов и типов варёной пищи.

Например, отваренные корневища и корнеплоды легко размельчаются, превращаются в «пюре». Отваренные зёрна злаковых растений разбухают и превращаются в «кашу», которую легко могут кушать как маленькие дети, так и беззубые старики. Отваренное мясо, рыба, морепродукты, овощи и пахучие (пряные) растения дают очень вкусный, душистый, насыщенный и наваристый бульон-суп.

Однако, не имея керамической или иной огнеупорной «посуды», классические неандертальцы и кроманьонцы вынуждены были использовать «нагревательные камни». Какой же была или могла быть их «каменная нагревательная посуда»?

В качестве каменной сковороды или нагревательного камня для варки и кипячения может быть использован любой мелкозернистый камень-галька любой величины. Однако лучше всего использовать так называемый «вулканический» или «лавовый» камень.

Вулканических горных пород очень много и они заслуживают отдельной главы в «Хронологии…», но лучшим вулканическим камнем, выдерживающим многократные нагревания и охлаждения без растрескивания и попадания в варево вредных химических веществ, является «перидотит» (перидот).

Перидотит – это горная порода магматического происхождения, в состав которого входят: оливин, роговая обманка, авгит, магнетит, ильменит и хромит. Камни перидотита бывают чёрного, тёмно-зелёного, тёмно-бурого, желтовато-зелёного цвета, который не меняет своего окраса при ином освещении.

Перидотит не сияет, как драгоценные или полудрагоценные камни. Его структура полнокристаллическая, текстура массивная, непрозрачная. Камни перидотита, как правило, шарообразные или глыбовые.

Перидотит экологически чистый и безвредный камень для человека. У него очень высокая удельная теплоёмкость, которая превосходит теплоёмкость гранита в 5 раз. Камни перидотита не растрескиваются даже при многократном нагревании и резком охлаждении.

Камни перидотита быстро набирают (аккумулируют) тепло и затем относительно долго «держат» и отдают тепло в окружающую среду. При этом перидотит не выделяет никаких вредных веществ.

Уникальным свойством перидотита является его способность вступать в реакцию с углекислым газом, что при больших залежах этой породы способствует оздоровлению атмосферы Земли.

Перидотит идеально подходит для использования в банях, саунах и на кухне в качестве нагревательного камня. От нагретого перидотита исходит приятное, нежное и ароматное тепло. Камни перидотита в зависимости от режима использования могут применяться в течение 2-3 лет.

К сожалению, открытые месторождения перидотита редки и встречаются на Кавказе, на Урале и в Карелии. Самый лучший – перидотит уральский.

Другой вулканический камень – дунит – также обладает уникальными свойствами теплоёмкости и не трескается от многократных нагреваний и охлаждений.

Дунит имеет мелко- и среднезернистую структуру, массивную текстуру, окрас от светло-зелёного до чёрного. Дунит состоит из пироксена, оливина, биотита, амфибола, а также ильменита, магнетита, пирротина, хромита, граната и хромшпинелидима.

Дунит тугоплавкий минерал, поэтому может применяться в качестве огнеупорного материала в металлургических печах (выдерживает температуру 1200-17 000°С), печах-каменках, банях и саунах. Дунит быстро концентрирует тепло и быстро его отдаёт.

Дунит широко встречается на Кавказе, Урале, на территории современного Казахстана, в Средней Азии, на Украине, в Прибайкалье. С дунитом связаны месторождения платины, кобальта и никеля. Однако сам дунит не содержит вредных для человека примесей и веществ.

Вероятно, именно камни дунита повсеместно использовались евразийскими классическими неандертальцами и кроманьонцами в качестве каменных «сковородок», грилей и нагревательных камней для варки мяса, овощей и иной съедобной растительности.

Идеальным камнем для приготовления на нём еды является плоский вулканический камень-плита. Он укладывается поверх небольшого количества головешек и углей костра и по мере нагревания обсыпается другими горящими головнями и углями. Тогда камень равномерно нагревается и готов к использованию.

Дело в том, что вулканический камень в костре никогда не перегревается больше, чем температура окружающих его углей (жара), остаётся горячим длительное время и способен передавать тепло всему, что прикоснётся к его поверхности.

На раскалённом вулканическом камне можно жарить практически всё: рыбу, мясо, овощи, яйца, сыр, корневища и плоды. При этом не требуется растительный или животный жир – достаточно только своевременно переворачивать продукты и обжаривать все их стороны.

Вероятно, также ведической (естественной экспериментальной) практикой классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.) хорошо владеют секретами и приёмами кулинарной обработки продуктов во время жарки, варки, копчения и других способов приготовления еды.

Например, они знают, что жарить мясо и яйца нужно на хорошо разогретой поверхности камня, только тогда получается «румяная корочка», которая сохранит мясо и яичницу сочными и мягкими.

Они знают, что жареные кушанья можно не солить, а если солить, то только в самом конце приготовления. Растительные добавки (маринады, соусы, приправы) обжариваются отдельно и удаляются перед тем, как выложить на раскалённую поверхность каменной «сковородки» мясо (иначе из-за разницы во времени обжаривания маринады, соусы и приправы сгорят, пригорят и обуглятся).

Чем больше кусок мяса или продукт на вулканическом камне-сковородке, тем умеренней должен быть огонь-жар костра. Если надо быстро приготовить кушанье, то огонь-жар вокруг камня-сковородки должен быть сильнее. Быстрота приготовления еды обеспечивает хорошую вкусовую насыщенность кушанья.

Перед началом использования вулканического камня-сковороды или нагревательного камня их надо «подготовить», смазать растительным или животным жиром, чтобы камни за ночь «впитали» в себя это душистое вещество (дух).

После этого камни нужно «познакомить» с духом (энергией) огня. Для этого жирный камень насухо вытирается подходящей сухой травой, шкурой или кожей и некоторое время (в течение 1 часа) нагревается в костре до максимально возможной температуры. После чего камни оставляют свободно остывать.

Затем ещё горячие камни очищаются острыми скребками от появившихся на их поверхности шлаков и моются чистой водой. После этой несложной обычной обрядово-культовой процедуры камни готовы к использованию.

Вулканические нагревательные камни, прошедшие указанную подготовку (закалку), приобретают одухотворённый статус «членов семьи», подлежат охране и заботливому отношению к ним. Теперь их нагревают в щадящем режиме, постепенно, во избежание температурных скачков и перед помещением в жар или в воду просят у него «прощения» (извинения).

Приготовление еды на вулканическом или лавовом камне-сковороде, камне-жаровне, камне-гриле без применения добавочных жиров и масел позволяет продукту готовиться в собственном соку. При этом кушанье приобретает свой уникальный, естественный и неповторимый вкус.

Вулканический или лавовый камень обычно разогревается в костре до нужной температуры (200-400°С) примерно за 30-50 минут. После этого он в течение 30-40 минут сохраняет в себе жар огня и готов к приготовлению еды.

Меняя поочерёдно в месте приготовления еды вулканические камни-сковороды, камни-жаровни, камни-грили и нагревательные камни, можно с успехом готовить еду длительное время.

Естественно и неизбежно для работы с нагревательными камнями, камнями-сковородками, камнями-жаровнями и камнем-грилем нужны соответствующие приспособления – метёлка для очистки поверхности камня; остро заточенная палочка-держалка и плоская палочка-лопатка для переворачивания продуктов на камне; прихватка-рукавица из древесной коры и деревянные или костяные крючки-камнедержатели.

Использование раскалённых камней сопряжено с естественным бытовым риском обжечься, требует сноровки, опыта, сообразительности и хорошей реакции в движениях. Все эти качества типичны для классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.) – ловких, отважных и сильных охотников.

При обжаривании мяса и при приготовлении мясных кушаний первобытные люди, вероятно, использовали разнообразные растения, соки растений, их плоды и ягоды, улучшающие и сдабривающие вкус жареного, печёного или варёного мяса. При этом все растительные продукты питания также, возможно, подвергались тепловой обработке.

Для улучшения вида и вкуса растительных продуктов их моют, вымачивают, обдают кипятком, обваривают, варят или запаривают (размягчают) кипящей водой. Если растения и грибы остаются горькими, то вода и виды варки меняются несколько раз. Съедобные корневища и клубни тоже, возможно, варятся в воде, но вероятнее всего их в данное время больше пекут на огне или в жарком пепле, или тушат с малым количеством воды в глиняной обмазке.

Большинство съедобных орехов классические неандертальцы и кроманьонцы едят сырыми или после их сушки. Твёрдые ядра орехов, вероятно, разбиваются и размельчаются до состояния крупной крупы или ореховой муки. Жёсткие фрукты с толстой кожурой, возможно, жарят или пекут на костре, но большинство фруктов едят сырыми.

Большинство собираемых растительных продуктов питания, кроме корневищ и клубней, сохраняется впрок, подвергая их сушке и вялению на ветру и солнце. Съедобным корневищам и клубням обеспечиваются условия хранения близкие их природному обитанию в глубине почвы-земли. Вероятнее всего их засыпали сухим песком в тёмных местах жилищ, в ямах-погребах, в гротах и пещерах.

О способах сохранения первобытными людьми мяса в данное время (50 000 до н.э.) поведано в главе ХР. 2.7.46.2. Пища классических неандертальцев и кроманьонцев. Сохранение мяса.


В заключении необходимо отметить, что способов приготовления еды одновременно не так много, но очень много вариаций (рецептов), которые в дальнейшем породили искусство кулинарии, возникшее, вероятно, изначально в данное время (50 000 до н.э.) и до сих пор усиленно развивающееся.

Приготовление еды, поварское и кулинарное искусство – это самое творческое обыденное, обычное, обрядовое, культовое, мифологическое, традиционное, религиозное, технологическое, техническое, научное и абстрактно-фантазийное ежедневное важнейшее дело в жизни и жизнедеятельности всех людей и каждого человека.

Так было всегда, так есть и так будет…


Рецензии