Порыв прекрасной души

      Маргарита Дмитриевна встретилась с племянницей - дочерью брата Миши. Она её  видела только в годовалом возрасте. И вот теперь перед Маргаритой стоит двадцатитрёхлетняя девушка, как две капли воды похожая на отца,  которого она, эта девочка,  не помнит и фактически не знала. Высокая стройная, карие глаза смотрят с телячьей безмятежностью, мягкая застенчивая улыбка пухлых губ.
 
      - Я – Катя. Мне очень хотелось с Вами повидаться перед отъездом в Америку. Я в этом году окончила МГУ, и мы с мужем уезжаем: он едет стажироваться, а я  - с ним.  - Она нервничает, говорит быстро, как будто боится, что её не захотят выслушать.   - Я – филолог, а муж физик-электронщик.

      Маргарита Дмитриевна слушала, в глазах стоял Миша, таким, каким он остался в памяти. Вот он дотронулся рукой до виска, он всегда так делал, когда нервничал.
      - Я узнала Ваш телефон через Интернет, совершенно случайно, и вот рискнула позвонить.

      Маргариту перепугал телефонный звонок, раздавшийся несколько дней назад. Это был звонок из другой жизни, из другого мира, в который, она думала, возврата не может быть. Долго мучилась и плакала, пока решилась на эту встречу с племянницей.
    
     Вся жизнь промелькнула перед глазами.  У них была большая дружная семья, многодетная по тем послевоенным временам. Миша, младший из трёх братьев, последыш, как говорят в народе, с ласковой и нежной душой,  все старшие обожали его. Жили они в большом коттедже, который построили для отца, директора крупного завода. Отца дети почти не видели, он уходил на завод, когда они еще спали, и возвращался домой, когда они уже спали.

     Домом и семьей управляла мама, которую все дети звали Адя, легко произносимое от ее имени Надя. Адя была тихим человеком, с круглыми бусинами карих глаз, и сама круглая и мягкая. В доме, шумном от детворы, Адя никогда не повышала голос. Такой же тихой и уютной была  бабушка с необыкновенными васильковыми глазами,  красивая и в преклонном возрасте. В прошлом бабушка была  женой священника, о чем старались не вспоминать. Когда начались гонения на церковь, он оставил  ее с детьми, и подался куда-то в Сибирь, там и затерялся.
   
      Миша ещё и в школу не пошёл, когда умер отец. Старшие уже учились в институтах.  Маргарита вспомнила,   когда она приезжала на каникулы домой, Миша вел её к витрине магазина показать  лошадку, которая ему очень нравилась. Он приводил и приводил её к магазину, хотя бы посмотреть, и ни разу не попросил купить, зная, что такой возможности нет ни у неё - студентки, ни у мамы. Часто вспоминая об этом, Маргарита безутешно плакала, терзаясь, что не сумела тогда порадовать его.

     Миша хорошо учился, был музыкален, играл, как и все дети в семье, на пианино, много читал. Скромный и тихий юноша окончил  машиностроительный институт и стал работать, с обычным для молодого специалиста окладом, на заводе, которым руководил когда-то отец.

     В командировке на Урале Миша познакомился с Ниной. В дом пришла невестка, чуждая духу  этой семьи. Она, крикливая и сварливая, не нашла общий язык  с женой среднего брата. Адя,  в силу мягкого характера, не могла «расставить невесток по углам», чтоб каждая знала свое место.
 
     Нина была из полковничьей семьи с достатком и большими претензиями. Здесь же привыкли жить скромно. Адя еле сводила концы с концами, доучивая  детей.

     Каждый приезд в гости Мишиной тещи превращался в мучения для него. Он с болью выслушивал ее упреки, что  мало зарабатывает денег, не помогает жене, редко бывает с ребенком, в общем, все плохо, все не так. Миша уставал на работе в цехе, уставал от бесконечной стирки пеленок, суеты, женских склок, от тесноты, в когда-то казавшемся громадном доме. Его прекрасная нежная душа не выдержала унижений и криков…

     Убежденность в своей несостоятельности и очередная ссора в доме привели его к котловану на стройке шлюза. Люди видели, как молодой человек перелез через высокую ограду, зацепившись руками за рельс, повис над котлованом и сорвался...  Люди подбежали…  но не успели... 
          
     Мы часто не успеваем на помощь друг к другу.  Как случилось, что  не смог открыться перед старшими братьями и матерью? Почему не видели они надлома, который произошёл в нём? Или это какая-то минутная слабость, порыв души.

      Маргарита приехала на похороны брата из Харькова, где заканчивала ординатуру. Вся семья была в траурном молчании, рыдала в голос и причитала только Мишина теща. Маргарита подошла к тестю и сказала:
    - Пусть заткнется эта дура.
     Теща с тестем уехали после похорон с дочерью и внучкой.

     С тех пор Маргарита ничего не знала  о Нине и о своей племяннице.
     Самоубийство Миши стало трагедией для всей семьи. Каждый обвинял себя и друг друга. Нет, семья не распалась, не распалась даже после смерти  Ади, но не стало прежней теплоты в отношениях между братьями и сестрой...

    Маргариту никогда не покидало чувство вины за то, что она не поняла состояние брата, не помогла ему. Это её горе, её страдание и открывшаяся после звонка Кати рана.
      Катя говорила и говорила.
     - Мама вышла замуж и живёт в Туле. Бабушка с дедушкой -  как и раньше,  в Ижевске, дедушка давно в отставке.

     Нет, Маргарита не хочет слышать об этой семье. Она молчит. Хочет спросить, что Катя знает об отце. Не спрашивает. Умом понимает, что Катя тянется к ней как к родной. Поняла, что душа у Кати такая же, как у её отца, нежная и прекрасная… Маргарита дала Кате свой адрес электронной почты, чтобы она могла написать ей из Америки.
     Нужно время, нужны силы, чтобы пережить это новое потрясение.
               


Рецензии
По-человечески просто и проникновенно о непростых человеческих взаимоотношениях, о перипетиях жизней.
Спасибо!
С уважением,

Ирина Бабич   21.05.2015 11:43     Заявить о нарушении
Ирина, спасибо за рецензию. Извините, что не сразу ответила. Уезжала - не было компьютера. Дальнейших творческих успехов! Ирина

Ирина Юлина   25.05.2015 11:21   Заявить о нарушении