Ровесница революции

     Нина Александровна Пикулина педагог. Преподаватель математики, завуч, а затем директор Красногорской школы №1.  Награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», медалями - «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», Почётными грамотами - за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся. Уйдя на пенсию, ещё 7 лет преподавала в вечерней школе.  Её ученики тепло вспоминают своего педагога.  Вот уже 20 лет Нина Александровна  на заслуженном отдыхе. Овдовев в 23 года, она воспитала прекрасную дочь.  Её дочь, Вера Петровна Шаблевич, -  врач, кандидат медицинских наук.



          Нина Александровна Пикулина родилась 13 декабря 1917 года в достаточно обеспеченной семье. Отец её  - сын  купца первой гильдии. Мама была зубной врач.   Простудившись  и заболев скоротечной чахоткой,  мама умерла, когда Нине было 6 лет. Балованная девочка из обеспеченной семьи стала жить по родственникам. Отец вскоре женился, и у Ниночки появилась мачеха.
   
      Дед Нины,  Фёдор Никитич Пикулин, был сыном крепостного крестьянина Рязанской губернии. Малограмотный, не имея специального образования, он организовал артель по строительству домов и дорог. Он сумел   стать   хорошим подрядчиком и построил в Тамбове много зданий. «До революции был награждён медалью за строительство домов в Тамбове. 

     Красивые дома строил из кирпича, с мрамором. Построил кинотеатр «Зеркало жизни», - с гордостью говорит Нина Александровна. Мостил дед в городе дороги и площади, на которых оставлял своё имя – Пикулин Фёдор Никитич. Поэтому после революции его семье в Тамбове жить было нельзя.  Правдами-неправдами (не показала метрическую выписку, а представила справку от врача, что ей 16 лет, а не 14, как было на самом деле) она поступает в строительный  техникум, который окончила в 1936 году. Поскольку происходила из зажиточной семьи, её послали строить коровники в Наруксковском районе Горьковской области. 
               
     В 1936 году она вышла замуж, муж Хоршев Пётр Иванович был ветеринарный врач. Он ездил на борьбу с эпидемиями - то ящура, то сибирской язвы. В 1941 году, в первые дни войны, его призывают в армию.  Их дочери Верочке было тогда всего три года. Долго Нина Александровна ничего не знала о своём муже.  Его считали пропавшим без вести.

     Она с дочерью жила в городе Лукоянове. С 1940 года Нина отошла от строительного дела и стала учительствовать, окончив специальные курсы. В 1942 году её  послали  работать в самую дальнюю деревню, которая находилась в 20 км от Лукоянова. Молодая женщина каждый день преодолевала этот путь  в резиновых ботиках и в мороз, и в слякоть, оставляя в деревенском доме маленькую Верочку. Досталось молодой женщине, как и всем, в то страшное время, но Нина никогда не унывала. Она жила надеждой, что ее муж   вернётся.  Пётр Иванович как бы присутствовал всё время в семье.

      Нине Александровне  и сегодня снится муж, молодой и добрый, с которым её разлучила война.  Она показывает мне документы мужа, которые хранит всю жизнь: извещение о том, что военврач Пётр Иванович Хоршев, находясь на фронте, пропал без вести в октябре 1941 года,  свидетельство о браке 1936 года, диплом о присвоении П.И. Хоршеву в 1932 году квалификации  ветврача-эпизоотолога – универсала.

     В 1945 году мачеха вызывает Нину   телеграммой  о смерти  её отца в г. Красногорск. «В Лукоянове  все преподаватели ко мне хорошо относились, помогли сесть в поезд до  Арзамаса, затем мы пересели в поезд до Москвы. Дорога была трудная. Красногорск поразил обилием зелени. Мы с Верой приехали в июле. В Наруксове во дворах садов не было. Даже не знали, что такое помидоры, никогда не сажали», - вспоминает Нина Александровна.
               
     Мачеха  помогла Нине с дочерью обосноваться в Красногорске.    Нина   поступает работать  секретарём в РОНО. «Заведующая РОНО,  Евдокия Сергеевна Чалмаева, помогла и с пропиской, и с устройством на работу в школу преподавателем черчения. В конце учебного года я уже стала преподавать и математику, так как появилась вакансия», – говорит        Н. Пикулина.

     Нина Александровна была хорошим преподавателем. К черчению отношение было не очень серьёзным. Но многие ученики стали классными инженерами, воспитанные на её чётких и ярких чертежах. В 1952 году Нина Александровна окончила  физико–математический факультет Заочного педагогического института  и  стала преподавать только математику. У неё была светлая голова, математический ум, и ей предложили поступить в аспирантуру. Подумав,  отказалась, поскольку ей надо было ещё и дочь кормить.

     Нина Александровна рассказывает: «После голодных военных и послевоенных лет с карточной системой, денежная реформа 1947 года показалась манной небесной.   Каких только не было продуктов в магазинах, да и денег достаточно для нормальной жизни».
     Её дочь, Вера Петровна, вспоминает, как вечерами сидели они втроём за столом: бабушка - мамина мачеха  - с книгой в руках, мама с конспектами лекций, исписанными аккуратным почерком и она со школьными учебниками. Воспитывая личным примером, Нина  Александровна   приучила   дочь  к   труду   и   жажде   знаний.

      Как подарок судьбы восприняла мама поступление дочери, окончившей школу с золотой медалью, в медицинский институт.
      Директора школы № 1,  Щёлокова Петра Васильевича, многие считали суровым человеком, но, на самом деле,  он  был удивительно  добрым и отзывчивым. К  Нине  Александровне  он относился,  как к дочери, видел в ней блестящего преподавателя. Нина Александровна проработала 19 лет завучем этой школы и 5 лет директором.
     «Это был мой дом родной, - вспоминает Нина Александровна, -  в учительской не говорили о тряпках. Учитель математики Николай Васильевич Акилов, когда я начала работать, часто подходил и говорил, что   никак не может решить задачку и давал её мне, чтоб подумала лишний раз». 

      После выхода на пенсию Нина Александровна  еще 7 лет преподавала в вечерней школе. Когда я прошу рассказать о наиболее талантливых ее учениках, Нина Александровна начинает перечислять (помнит всех), а потом останавливается и говорит: «Лучше не надо. Вдруг, забуду кого-нибудь, им будет обидно».

       Н.А. Пикулина из тех преподавателей, которые учили мыслить, развивали мышление, а не заставляли зазубривать правила и формулы.

      Член партии с 1959 года, Н. Пикулина, на мой вопрос, как она сегодня относится к идеям  коммунизма, ответила: «Коммунизм – это утопия. Идея великолепная. Но – утопия».
      Нина Александровна  пережила много бед и лишений, но по   природе  жизнестойкая, добрая и отзывчивая,   никогда не унывала. На  её судьбе отразилась, как в зеркале, история нашей страны - революционная, военная и послевоенная. 
                2003 год.


Рецензии