Фабрика не звезд

       Вечерний город был неимоверно красив и празднично наряден. Улица Ленина (а ныне Ришельевская) - вся в цветных огненных гирляндах. И если на нее смотреть от вокзала в сторону Оперного театра, то можно увидеть красочно оформленные флаги всех республик СССР. И эта вся красота (как роспись в лампочках) соответствовала размерам, формам, простираясь надо мной, как бы зависнув в небе огромной дорожкой. Вдоль тротуаров были закреплены огромные, всех цветов полотнища, украшая Одессу. Был май, десятое число 1960 года и люди еще не отошли от памятного дня: кому-то было горько и больно, кому-то тепло и радостно. Только вчера праздновали День Победы. И город напоминал об этом.

       Прошло пятнадцать лет. Центр Одессы выглядел достаточно хорошо. Многие здания сохранились, а вот железнодорожный вокзал отстроен заново. Но как чисты улицы! Каждое утро они, как после дождя, умытые. Дышится легко и спокойно.

       Мы остановились временно у дальних родственников ( на Ярославского угол Ленина), а потом сняли комнату в ожидании своего жилья. Но нужно было срочно устраиваться на работу. С этим были большие сложности. Тогда, в семидесятые годы, я не смогла устроиться в школу учителем начальных классов, так как не знала украинского языка. Возможно меня бы и взяли, если бы кто-то из учителей осмелился взять мои часы украинского, а я смогла бы взять их уроки пения, рисования или физкультуры... Опыт работы в школе у меня был: я вела уроки русского языка в туркменской школе, самостоятельно готовила наглядные пособия, что было очень важно для учителя. Но такого не случилось, к сожалению. Никому не понадобились мои знания и умения. Тогда я пошла работать на швейную фабрику, чтобы не терять драгоценного времени и денег. Мне пришлось продолжить свой трудовой стаж в закройном цехе комплектовщицей. А мой супруг, как бывший боевой офицер, стал учеником на заводе имени Кирова. Но я пишу о себе.

       Мне было уже почти 25 лет, а меня приставили к девочке, которой было всего 17. Бойкая, уже всезнающая, но достаточно эгоистичная особа оставила меня один на один с кроем, который поступал на комплектовку и его нужно было рассортировать по деталям, по цвету, по фактуре ткани и никак не ошибиться: к пиджаку или к брюкам идут карманы, шлицы и другие детали. Разбирая этот крой, приходилось дышать летящим ворсом, пылью, краской.
       Через месяц я  перешла в другой цех мотористкой и стала шить школьную форму для девочек. Наш цех назывался синхронным; каждая работница должна была успевать за своей операцией, чтобы не задерживать другую. Все должно идти конвейером: я к платьям пришивала воротники. Но бывали такие дни, когда я могла сшить (кроме своей основной операции) все платье, полностью.

       Шли дни и недели. Я подружилась с девчатами по цеху: вместе отмечали праздники, именины, бывали в театрах, у моря... Все шло своим чередом. Мы, наконец, получили квартиру... И где вы думаете? - На Дерибасовской.  Отмечали новоселье за огромным столом. Пока еще не было стульев, а всего четыре табурета... Мы выдвинули из шкафа ящики. Часть гостей сидели на кровати. Только через несколько лет, с трудом, но мы обзавелись приличной мебелью.

       Но я о фабрике "не Звезд". Работа трудная. Строчку нужно сделать такой, как положено по технологии и успеть выполнить дневную норму. Да, здесь свои занозы и шипы: нормативы часто менялись, план прибавляли, а качество должно быть отличным. Привозили крой. И часто, из экономии, его "зарезАли", значит - брак. Мы простаивали не только часами, но и днями. А потом - аврал. Приходилось работать по субботам и воскресеньям. В начале месяца опять простои, а потом - аврал.

       А однажды, в День Октябрьской революции, мы собрались возле фабрики, чтобы пойти праздничными колоннами на парад. Тогда было столько суеты, столько неразберихи!.. Начальства нашего не было. Потом мы узнали: большую группу руководителей фабрики арестовали за расхищение государственного имущества. Только тогда я, проанализировав, поняла, что наши технолог и закройщик цеха жили не по средствам. Наши Элен и Семен Семенович приходили на работу в таких дорогостоящих костюмах, меняя их цвет и модели так часто, что хватило бы их на многих. Такую элегантную одежду  можно было отправлять на "Фабрику ЗВЕЗД". Так красивы и неповторимы они были в этих нарядах. Им хотелось больше, больше и больше... Но хорошее быстро заканчивается.

       Фабрику нашу под названием "Молодая гвардия" расформировали и присоединили к фабрике имени Воровского.Поступили с работницами, считаю, не по совести, некорректно, несправедливо. Словом, унизили. Директор, технологи, бухгалтер понесли наказание. Их судьбы были решены по-разному: директор не вынес позора и умер, получив инфаркт, закройщик, технолог и бухгалтер получили сроки, главный инженер был освобожден за недостатком улик.
Но как тяжело было работницам бывшей фабрики входить в новые цеха. На них смотрели так, как будто они ограбили фабрику; порой, приходилось выслушивать не лестные слова. И вот я как-то, к слову, произнесла:"А куда это мы попали? На какую фабрику с таким громким, убийственным названием... "ВоровскОго". Так что подумайте: все ли вы заслуживаете такого определения.

       Мне предложили через какое-то время руководить цехом, но я отказалась, просто ответив, что это не мое, я - учитель начальных классов и думаю работать в школе. Единственное, о чем я попросила начальника отдела кадров перевести меня в цех, который работает в одну смену. Мне пошли навстречу; только вот там начальник цеха, дядя Нюма (так его называли все молоденькие девчата) не дал возможности работать промерщицей тканей и закройщицей, как определено было в трудовой книжке. Об этом я узнала, когда увольнялась и уходила работать в детский сад воспитателем. Началась новая жизнь, новые заботы, тревоги и радости.

       И вот как-то случайно я встретила знакомую, по последнему цеху, Сашу.
Много чего она рассказала о дяде Нюме: как он давал ей подработку, которая не учитывалась, а шла отдельно от плана. Значит, воровал. А потом он благополучно уехал в Америку. Вот вам и фабрика "новых звезд" под названием "ВоровскАя". Вот так появлялись и накапливались капиталы. На свою зарплату не уедешь далеко...

 Из 70-х годов. Одесса. М.А.Г.


Рецензии
Анечка!
Умница ВЫ!
И воспоминания Ваши замечательные!
Спасибо!
ПишИте прозу... у Вас получается!
Ваши стихи по-настоящему великолепны, талантливо написаны,
высоко интеллектуальны!
С уважением,
Рада, что не забываете меня!

Пыжьянова Татьяна   13.05.2014 13:50     Заявить о нарушении
Разве можно забыть всех красавиц России?!.

Анна Малык Маг   14.05.2014 18:04   Заявить о нарушении