Отзывы о Третьем конкурсе АПЛ МФ ВСМ Павловой Веры

Отчёт о работе жюри Третьего конкурса АПЛ МФ ВСМ

1. Отзывы Павловой В.К.
2. Отзыв Пастухова В.И.
3. Отзыв Тихонова Д.Б.
4. Отзыв В. Е. Майдуровой 2
5. Отзыв Кучер
6. Отзыв Елены Гвозденко
7. Отзыв Наты Алексеевой
    

            ОТЗЫВЫ О КОНКУРСЕ ПАВЛОВОЙ ВЕРЫ КАЛИНОВНЫ

      Объявляя новую конкурсную тему «Из бабушкиных сундуков, с дедушкиных чердаков», мы надеялись на гораздо больший поток творчества, фантазии и большее количество участников, поскольку тема доступная и близкая каждому человеку. Представлено на конкурс 34 произведения.

      Почти все заявки поданы с соблюдением конкурсных Условий и требований к их приёму.

      При чтении конкурсных работ обращает внимание на себя неожиданно широкий круг аспектов объявленной темы.  Все произведения я разделила бы на три основных категории, в которых разнообразно раскрыты разные стороны заданной тематики. Желание отметить всех оказалось очень большим.

                В каждом произведении есть посев драгоценных блёстков позитива, который при знакомстве с ними, возможно,  взрастит в душе читателя ответный импульс к творчеству, к добру, зажжёт искру любви к родным, к нашим дедушкам и бабушкам, к Отечеству, к нашему национальному прошлому.
               
1 Категория: Традиции семейные, национальные, связь поколений. Таких 17 заявок.

2 Категория: Искусство народных мастеров – три произведения.

3 Категория: нравственность, патриотизм, мудрость – 9 миниатюр.

2 произведения, на мой взгляд, представляют собой смешение реальности, сна и мистики, не совсем отвечающих теме конкурса. Это № 27 «Клад» и № 26 «Вехи времён».

1.

Хорошо и красиво раскрыта тема «рушника» в миниатюре Светланы Лесковой «Бабушкин рушник», № 50. Рассказ о вышитом рушнике (полотенце), уходящем глубоко в народную славянскую семейную традицию, с которым и рождение, и свадьба, и необходимый атрибут в дороге. 

Тема наследия из бабушкиного сундука  хорошо дана в миниатюре Людмилы Рогочей; № 49, «Бабушкин сундук». Бабушкин сундук в старину был загадочным, полным таинственности и неизвестности для молодых девушек, т.к. хранил он вещи уходящего поколения, свято оберегаемых бабушкой.
 
 № 39, «Бабушкин сунлук» Любови Кирсановой. Действительно: вещи в семье – это связь поколений, быта и традиций. Они всегда носят на себе отпечаток времени, в котором жили их владельцы. Вещи являются и объединяющим фактором последующих поколений, составляющих
семейное, родовое древо. Рассказ раскрывает тему конкурса и хорошо изложен. На мой взгляд, не хватает яркости языка. 
 
 № 35,»Сундук» -автор Вера Полуляк. Хорошо написана миниатюра.
Да, бабушкин сундук – это не только связующее звено между поколениями, но порой – это целая история семьи, переданная детям и внукам в фотографиях, письмах и  похоронках о гибели родных. С каким теплом повествует автор о своей бабушке, чистенькой, уютной и трудолюбивой. Затаив дыхание, она слушала её рассказы о былом.

         С теплотой и любовью написан рассказ Людмилы Улановой, № 36, «Волшебная шаль бабушки». Быль. . Рассказ интересен описанием  простой крестьянской жизни и быта. О том, как сложилась судьба бабушки в сиротстве, о её замужестве и семейной жизни, о посетившей её утрате, о прабабушкиной волшебной шали, спасшей от гибели её дочурку, и которая могла исполнить желание «самое-самое заветное».          

«Пропитана» духом домашнего очага миниатюра, № 22, Анны Четвериковой «Дедушкина каша». Хороший тёплый рассказ о давнем деревенском быте без электричества. Каша приготовленная на печи, тепло - от неё же, старинные сувенирные ложки и душевное тепло бабушки и дедушки… Хорошо написан рассказ.

Интересна история, № 21, Константина Десятова «Книга», случайно ставшая семейным раритетом. Интересная история вышла с книгой Чехова. Знать, ещё не одно поколение её прочитает и память пребудет в семейном древе и та же связь между поколениями.
 
Или миниатюра, № 20, Ольги Сергеевой Саркисовой «Тет-а-тет», рассказывающая о почти «волшебном» кресле, передающемся из поколения в поколение вместе с чувством любви, которое оно «генерирует» у сидящих в нём. Кресло Тет-а-тет – семейная реликвия, как и немеркнущие чувства любви между членами семьи и между поколениями в ней. Хотелось бы больше подробностей и сюжета. 

Мини № 25 Ольги Бориной «Брюнет Серёжа» рассказывает о том, что,  в том числе, и печальные вести хранила бабушка в своём сундучке: похоронку и прядь волос своего жениха. Благодаря её тайнику внуки узнали больше о жизни своей бабушки. Долго будут жить теперь в их памяти и бабушка, и её жених Серёжа… 

Рассказ, № 29, Любови Казальянц «Дедушкино завещание» интересен участием предков, которых уже нет. Когда семья овеяна искренней взаимной любовью, на помощь приходят ушедшие из земной жизни самые близкие родные люди. Рассказ завершается радостью и счастьем от найденного клада, о расположении которого рассказал дедушка, незаметно явившись к внучке в образе светлого старика… Не вполне раскрыта тема конкурса.      

О тёплых и шутливых отношениях между бабушкой и внуками рассказывает миниатюра, № 30, «Хитрость» автора Урджюсс. Как тепло и уютно с бабушкой, которая рано встанет, растопит печь, напечёт блинчиков до того как проснутся внуки. А внучата, притворяясь спящими, улучая момент, когда бабушка выйдет в сени, крадут у неё свежеиспечённые хрустящие блины, а та недоумевает, куда они деваются. А внуки смеются: как весело с бабушкой! Рассказ хороший, но не совсем по теме. Хотя, добрые семейные отношения всегда являются большой ценностью в обществе. 

Эпоху начала ХХ века чуть-чуть приоткрывает нам миниатюра, № 32, автора Николай Шурик «Вроде автор. Стихи моей мамы». 1929 год… Эпохи и годы прошли с того времени. Стихи о любви, чистой и юной, о разлуке и о работе «с гулким грохотом машин» на Днепропетровском металлургическом заводе. Рабочая юность на заре советской власти в молодом СССР. Миниатюра воскрешает то далёкое время с разных сторон. Нам, нынешним потомкам, это интересно. Спасибо.

Произведение № 34 Владимира Голдина «Петров День» напоминает
о забываемых святых праздничных событиях и утрате на этой почве связи поколений во времени…  Благодаря таким бабушкам и сохраняется в народе связь времён и поколений. «Красиво! Колокольный звон. Церковь была деревянная. И служба была в честь Петра и Павла» И праздник был… Хорошо написано. Проникаешься российской духовностью и сердечностью души русской… Немного, но со вкусом.

Совсем иначе трактуется связь между поколениями в рассказе, № 38, Виктора Маркова 2 «Бабушкино наследство». Тема раскрывается в интересном диалоге между представителем старшего поколения и группой молодых людей с гитарой… Оказывается, как много общего между поколениями: и песни, и гитара в компании, и молодой задор и интерес поколений друг к другу…! Рассказ интересен духовностью современного молодого поколения, тягой к музицированию, к пению всем вместе под гитару, вежливостью к старшему по возрасту и интересом к песням давних лет. Здесь же связь поколений: все песни из бабушкиной тетради, которая всегда с собой…

№ 48, миниатюра Карин Андреас, «Тонир». 
Замечательная миниатюра об изготовлении традиционного армянского  лаваша и о тонире – средстве (инструменте) для его выпекания и служившего своеобразным домашним очагом в жилище армян. С ним связаны все традиции национального семейного быта и армянской кухни с древних времён. В миниатюре подробно и интересно описывается весь процесс изготовления, аксессуары и порядок распределения «ролей» в нём.

Трудно выделить среди произведений лучшее. Все они по-доброму, с любовью и по-своему говорят о самом дорогом и близком в семье: вещи ли это, родные бабушка и дедушка, родители…

2.

 № 37 - Анна-Мария Ситникова - "Сердце подскажет".
Замечательный рассказ о бабушке-рукодельнице и её мастерстве вышивальщицы. Как красиво и выразительно автор рассказывает об искусстве живого воплощения народных картинок на полотне с помощью иголки и мулине. Как расплёскиваются в цвете живописные сюжеты на дорожках и салфетках в руках деревенских мастериц. Отличный рассказ. Сердцем и любовью написаны автором все слова в миниатюре - кружеве, где А-М Ситникова рассказывает о своей бабушке - мастерице. Думаю, так надо любить наших бабушек и их труд.

Чудесный образ бабушки дан в миниатюре, № 43, Лилии Кассандры «Бабушка Агафья», русской женщины – умелицы, работящей, много знающей о лесе, умеющей лечить. Прекрасная миниатюра, отображающая замечательный образ русской женщины – бабушки, аккуратной, с умелыми руками обладающей недюжинными способностями, доброй душой и сильным характером. У неё есть чему поучиться современному поколению бабушек, тем более, молодым. Чудесный пример русской домовитой и умной хозяюшки. 

Непревзойдённому мастеру Кожлянской игрушки Строевой Пелагее Андреевне посвящена миниатюра Алисы  Манки, № 47. Сколько любви в строках рассказа, обращённых к замечательной бабушке, которая тонким чутьём и умением наполняла каждую изготовленную ею свистульку светом, любовью, добром и теплом своей души. Сколько этой любви она передала своей внучке, которая любит, помнит её и свято чтит и после того, как её не стало…

Жаль, но на этом произведения о выдающихся бабушках - мастерах народного творчества заканчиваются. Уверена, их много в деле ручного вязания, ткачества, в швейном деле и не только…

          3.

Эта категория произведений о вещах, напоминающих о доброте и  благородных поступках в прошлом…

Совсем необычная миниатюра № 46 Вячеслава Вишенина "Старый плащ". О мужестве  и чести молодого человека, не побоявшегося вступиться за девушку против нескольких пристававших к ней парней. В память об этом поступке эта девушка, впоследствии жена защитника, хранила его плащ с зашитым разрезом на груди - следствием ранения ножом этими отморозками. Поступок отца явился примером мужества и смелости для его детей. Миниатюра является носителем морали, мужества и чести, когда это необходимо в жизни. Хотелось бы большей
художественности повествования. 

№ 45 «Томимое голодом поколение» - миниатюра  автора Нины Гавриловой о сохранённой со времени ВОВ печенющке, - свидетельстве лишений и голода военного времени.  Думаю, девочка всей душой восприняла то суровое и лихое военное время, в которое довелось жить и взрослеть её маме, столько лет хранившей эту печенюшку как память о войне, чтобы рассказать об этом своим детям, которые с раннего детства знают о разных вкусносностях, сладостях, но не ведают, как это досталось предыдущим поколениям, защитившим страну от страшного нашествия. Рассказ несёт в себе большую моральную нагрузку по нравственному и патриотическому воспитанию поколений настоящего и будущего.

№ 44 – миниатюра Александра Асмолова о сохранённом старом объявлении и необычайной жертвенности мальчика во имя исцеления дедушки. Какая любовь к дедушке воспитана у мальчика в семье! Он, толком не зная, что такое «продать душу», готов был пожертвовать собой ради выздоровления дедушки.
Правильно сделал отец, сохранив этот листок затем, чтобы сын, будучи взрослым, мог оценить свой поступок годы спустя. Рассказ оставляет позитивное впечатление. После прочтения его хочется помолчать…

Миниатюра, № 42, «Никому – себе!» Семёна Лившица – мудрая притча.
Вспоминаются пословицы: «Не рой яму другому!» «Не руби сук, на котором сидишь»… А хорошая мудрость высоко ценится.

«Трофей», № 41, Фомы Петкова рассказывает о найденном на чердаке холодном оружии, имевшем свою славную историю на войне. Неожиданная тема рассказа среди миниатюр о мирных домашних вещах.
Он интересен тем, что зловещая находка обнаружена так же на чердаке, и повествует рассказ о победоносной схватке деда с тремя немцами в Великую Отечественную. Рассказ хорошо изложен, по теме конкурса и хорошо раскрывает его патриотическую сторону.   

Миниатюра,№ 40, «Дедушкины часы» Галины Садко. Несмотря на значительно больший объём рассказа, чем допустимый, он был принят к конкурсу. На чердаке внук находит командирские часы, подаренные дедушке за боевые заслуги. Очень тепло и по-домашнему развивается содержание рассказа, притягивающий к себе своей искренностью и семейной простотой. Главное, внук наполняется гордостью за своего дедушку, в чём раскрывается глубокий нравственный аспект и смысл  рассказа. 

№ 33, мини - Леонида Аронова, «Он давно признался в любви» . Об этом говорит письмо, найденное в раскопках дома. Как долго этого признания ждала Алена Серафимовна! Трогательная история… Память сердца через десятки лет. Сквозь огневые годы пронесла Алёна Серафимовна свою любовь. Какую память оставил после себя Костя! Любовь и верность к своей любимой. Сколько горя принесла война! Трогательная миниатюра, дополняющая трагическую её историю.

№ 24 – миниатюра Михаила Бурляша "Август. Романтическая история родителей" о романтической истории чистой и красивой юношеской любви родителей. Думаю, он её найдёт, и у этой истории, уверена, будет продолжение. Миниатюра не раскрывает темы конкурса. Но идея хороша!

№ 31, «Мой дед воевал во Франции» - автор миниатюры Надежда Акимова. Разбросала война всех родных и любимых. Сколько горечи родила, сколько слёз пролила! Войны – это трудные судьбы людей, разлучённых по чужим землям и городам. А на родине десятками лет напрасно ждут их самые близкие и родные. Тема конкурса не вполне раскрыта. 

№ 19. – автор Галина Дейнега, -  рассказ «Победу одерживают так!» о мужественном подводнике, ныне ветеране ВОВ. Красиво и смело покорил он любимую девушку, женившись, и обретя с ней большое семейное счастье.

№ 17. Ходики, автор Роскошная Людмила Львовна.
Старинные ходики раньше заполняли тишину дома. Они удобно заводились: достаточно было потянуть вниз конец цепочки, ушедший наверх. Ещё интереснее были в обиходе ходики с кукушкой. Через каждый час окошечко в часах открывалось, из него выглядывала кукушка и, кланяясь, куковала столько раз, сколько времени показывали часы. Не раскрыта тема конкурса. 

№ 23 стихи Семёна Вексельмана «Старенький чайник», принятые вне конкурса.  Стихи чудесные и хорошо вписываются в объявленную тему конкурса.

В заключение мне хочется выразить большую благодарность коллегам
по судейству и всему Оргкомитету за помощь и содействие в организации и проведении конкурса. Я благодарна

Тихонову Дмитрию Борисовичу – председателю жюри конкурса за внимательность, отзывчивость и поддержку в многообразной ежедневной рутинной работе.

Полу Унольву – за безотказную творческую работу по художественному оформлению конкурса (коллажи, дипломы, грамоты и другое).

Нате Алексеевой за постоянно оказываемую редакторскую помощь.

Валентине Майдуровой 2 – за постоянный интерес к ходу конкурса и
советы по технологии его ведения, как автора, имеющего большой опыт в проведении конкурсов МФ ВСМ.

Владимиру Пастухову – за постоянную помощь в организационных вопросах и публикации материалов конкурса.

Признательна и благодарна Елене Гвозденко, Кучер И. и Латифу Бабаеву за качественное, своевременное и творческое выполнение судейских обязанностей как членов жюри конкурса. Низкий вам поклон за вашу работу, мои дорогие.

Признательна всем коллегам Оргкомитета за доброжелательность, за желание помочь в любой момент советом, словом и действием. Желаю всем вам крепкого здоровья, высоких творческих достижений и побед, радости и счастья в жизни.

Спасибо всем авторам, принявшим активное участие в конкурсе, предоставив на него свои произведения. Желаю всем участникам, лауреатам и призёрам дальнейшего творческого совершенствования, успехов, удач и всяческого счастья во всех жизненных обстоятельствах.


Коллаж подготовил автор и член Оргкомитета Пол Унольв


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.