Предательство как грех от Иуды до наших дней

Перевернута последняя страница книги и по невесть откуда взявшейся привычке стараешься понять сущность прочитанного. А сущность эта порой поразит неожиданностью узнанного. Но бывает, что книга поставит перед тобой вопрос, на который ответить с ходу не удается. Вот и занимаешься зарядкой для ума: ищешь ответ в других источниках, рассуждаешь, даже начинаешь чувствовать себя, извините, философом. Такой вопрос, с первого взгляда вроде бы простой, возник у меня после прочтения воспоминаний известного партизанского руководителя, дважды Героя Советского Союза А.Ф. Федорова «Подпольный обком действует».
В книге есть такой эпизод.
В конце шестидесятых автору в составе делегации ветеранов войны довелось побывать в Германии. Однажды в кафе подходит к нему господин и на приличном русском языке сообщает, что он  воевал в его партизанском соединении, перечислив при этом по именам многих командиров, а в довоенные годы учился в саратовском техникуме, был активным комсомольцем, но с родителями, поволжскими немцами, переехал в свой «фатерланд». Началась война; юношу «завербовал» абвер и внедрил его в партизанский отряд. Лучшего варианта борьбы с фашизмом бывшему комсомольцу нельзя себе и представить. Только вот раскрыть свою тайну в отряде было опасно для жизни. «Агент» дезинформировал немцев о партизанах, оставаясь в то же время бойцом в отряде, был представлен к награде, но как-то раз попал в руки полицаев и след его пропал. Об этом Федоров узнал от бывших партизан по приезду домой. Вот таким удивительным образом, полным опасности быть разоблаченным каждый из сторон, боролся патриот с фашизмом на своей новой родине. А вопрос, вставший передо мной, следующий: было ли это с его стороны противостоянием злу или предательством?
Но сначала нужно понять суть предательства. Это гнусное явление человеческого поведения, вероятно, одинаково оценивалось во все времена – ведь основные морально-этические нормы человека должны оставаться незыблимыми при любых общественно-политических формациях, хотя современное отношение к некоторым порокам претерпело метаморфозу. Воровство, обман и спекуляция сейчас преподносятся у нас как составляющие бизнеса, меняя тем самым прежние нравственные устои общества. Но все же о предательстве.
В «Божественной комедии» великого Данте ему отведен самый страшный круг ада – девятый. К этому можно относиться по-разному. Но очевидно одно: еще в раннем средневековье человечество определило градацию своих пороков, то есть степень своего грехопадения, основой которого по Данте являются три главенствующих порока: сладострастие, гордыня, и алчность. А. Шопенгауэр объединяет их в эгоизм – в поведение, целиком определяемое мыслью о предпочтении своих интересов интересам других людей, послуживший нарушению верности чему или кому либо. Все, что противодействует стремлениям эгоистичного человека, возбуждает у него ненависть. Даже перемены в судьбах целых народов ставятся в связь с тем, как это отзовется на его интересах. Таким образом, если поступок имеет под собой какую-либо эгоистическую цель, он не может иметь никакой моральной ценности.
А как быть, если в конфликт втянут самый близкий тебе человек, даровавший тебе жизнь? И вообще, есть ли что-нибудь дороже жизни? Есть. Это честь и достоинство человека.
Именно они вели к барьеру подлеца, офицерская честь досылала последний патрон в патронник, она презрительно глядела в дуло револьвера и рвала на груди рубаху. Да, видимо, не у всех она имеет честь быть. Ее не было у генерала-предателя Власова, плененного и вконец растерявшегося генерала Руцкого, а у малыша из известного рассказа Л. Пантелеева «Честное слово» она была. Ведь слова «честь» и «честное слово» одного корня и мальчик, не покинувший свой пост поздно вечером в парке по вине забывшихся мальчишек лишь только потому, что он дал им «честное слово», вызывает искреннюю любовь у читателя.
Верность пионерской присяге была и у Павлика Морозова, искренне верившего в светлое будущее, без всякой для себя выгоды обличивший отца в антисоветской деятельности. В рассуждении о сущности предательства, ценимый мною за философские и словесные изыски М. Веллер, пишет: «Всем привет от несчастного придурка Павлика Морозова, героя-пионера из всесоюзных святцев…»
Позволю себе не во всём согласиться с авторитетным мнением. Что касается придурка – очень даже может быть. Но вот с предателем… Предатель в истинном понимании этого слова, не из дураков. Мерзавец точно рассчитает все плюсы и минусы результата своего деяния.
Суть предательства в эгоизме – удобренной пороками почве, на которой взрастает предательский плод. Хотелось бы включить в перечень этих пороков и трусость, да эта человеческая слабость не является каноническим смертным грехом. Так что пусть на этом человеке остаётся пожизненное тавро с презренной пометой «трус».
Трудно и сладострастие назвать причиной предательства ровно потому, что инстинкт этот для животных. А похотливых просят подняться на более комфортный круг ада. Итак, прародителями предательства остаются «Гордыня» и «Алчность».
А случай с Павликом Морозовым – пример классовой борьбы, эпизод отголоска недавней гражданской войны, которая во все времена была страшным в своей непримиримости испытанием для народа, когда сын шел на отца, брат на брата и все считали себя правыми.
Кстати, нет никакой гарантии, что предатель не «перепродаст» своих новых хозяев. При освобождении Праги в 1945 году власовцы, понимая неизбежность поражения немцев в войне, повернули свое оружие против недавних союзников, а потому предательство гласно или негласно расценивается как деяние презренное даже теми, в чью пользу оно совершалось. Монголы времен Чингиз-хана демонстрировали в этом смысле свое моральное здоровье, как скотину забивая доносчика.

*  *  *
Символом предательства с библейских времен стал Иуда Искариот – ученик Христа, изменивший своему учителю. Ему доверили общую казну и только после его смерти выяснилось, что он вор. Иуда согласился выдать Христа духовенству Иерусалима, которое в свою очередь передало Его римлянам за тридцать сребреников, что было равноценно стоимости раба.
Имя Иуды вошло во многие языки как синоним предателя, но автор Евангелия от Матфея повествует, что испытывая угрызения свести, Иуда вернул деньги тем, у кого их сначала взял, и покончил с жизнью, повесившись на дереве.
Каким же совестливым оказался он в сравнении с нашими современными иудами!
Ещё Конфуций говорил: «Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью».  Не причисляя большинство из нас ни к верхней, ни к низшей кастам, можно сказать, что убеждения могут и должны претерпевать изменения в процессе жизни человека. И это нормально. Смену же убеждений надо проводить открыто, доказательно, мужественно, как это делали Сахаров и Солженицын, не помышлявших о привилегиях.
Не в пример им – толпы бывших советских функционеров, бросавших партбилеты к ногам своего нового Хозяина или современные политиканы, сменившие за два десятилетия не одну партию.
Это они, быстро понявшие, что новая власть надолго, встали на раздаче не принадлежавших им сказочных богатств.
Так что предательство – это подвиг верности своим интересам в этой жизни, а великая книга Данте пусть служит грозным напоминанием всей земной нечисти.


Рецензии
Уважаемый Алексей Николаевич! Насколько я Вас понял, предательством являются только те нарушения верности, от которых "перебежчик" получает ощутимую выгоду. Ощутимую и определенную - эгоистическую, как вы выражаетесь.
В таком случае раб, убежавший от своего хозяина-южанина на Север и потом выступивший с северянами против конфедератов, является гнусным предателем или борцом за свободу?
А как Вы классифицируете Ассанжа и Сноудена, которые в итоге получили не прибыль, а сплошные проблемы?
Являются ли, с Вашей точки зрения, предательством действия, продиктованные идеологическими соображениями?
Был бы рад получить Ваши разъяснения.

Томас Твин   30.06.2016 16:53     Заявить о нарушении
Предательство-самое гнусное и трудноразличимое деяние человека. Коварный
ум его способен скрыть это от единомышленников и друзей. Только альтруист
в истинном понимании этого слова не будет предателем. Им становится
эгоист-средоточие смертных грехов. Но как распознать предательство? Как
было расценить Шамилю мнимый переход Х.Мурата на сторону русских,а нам
"крокодиловы слёзы"с трибуны Ельцина,последующее поведение некоторых
правоверных мусульман,объявлявших джихад,а также истинные помыслы Ассанжа
и Сноудена? Об этом судить только Богу и Аллаху.Насчёт раба-предателя.
Без рабской психологии он таковым не является.(если угодно,прочтите мой
стих "Рабы на галерах") А раб,имеющий своё мнение,-уже не раб.

С уважением

Алексей Николаевич Калугин   02.07.2016 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.