Классическая японская лирика. Ч. 3. Хокку

    Рэнга отчетливо делилась на две строфы: трехстишие и двустишие. Первая строфа называлась хокку(хайку)  и имела в 1.2.3 стихах соответственно 5.7.5 слогов.
     Со временем хокку отделилось от «сцепленных строф» и стало самостоятельной поэтической формой.

     Чаще всего хокку – лирическое стихотворение о природе, которое обязательно указывало на время года.

     До уровня высокого искусства хокку поднял великий японский поэт 17 века
Мунэфуса Мацуо, известный под псевдонимом Басё («Банановая хижина»).

     Над своими трехстишиями поэт серьезно трудился. Редактировал, поправлял,
стараясь  достигнуть идеального слияния содержания и формы.

     «Хокку нельзя составлять из разных кусков, как ты это сделал, - сказал Басё своему
ученику. – Его надо ковать, как золото».

     Образы мастера порой далеки от традиционных:


                * * *      

          В небе такая луна,
          Словно дерево спилено под корень;
          Белеется свежий срез.


                * * *

               Тихая лунная ночь…
               Слышно, как в глубине каштана
               Ядрышко гложет червяк.


     Одна из любимых тем – радость от внезапной встречи с прекрасным:


                * * *
 
                Бутоны вишневых цветов,
                Скорей улыбнитесь все сразу
                Прихотям ветерка!


                * * *

                Ирис на берегу.
                А вот другой – до чего похож! –
                Отраженье в воде.


     Поэт остро воспринимает красоту природы, но часто стихотворения имеют
второй план, иносказательно говоря о человеческих чувствах. Автор отказывается от игры
формальными приемами.

 
                * * *
            
                На голой ветке
                Ворон сидит одиноко
                Осенний вечер.   

    
     Над этим знаменитым своим стихотворением Басё работал несколько лет.
 Конкретный  знакомый всем пейзаж  выразил тоску бесприютного странника-поэта.    

     Одна из главных идей поэтики Басё – увидеть в малом великое.  В основу ее
автор положил эстетический принцип «саби» ( буквально «печаль одиночества»):

     умение выражать сложное содержание в простых формах, располагавших
 к созерцанию;

     покой, пастельные краски, возвышенная грусть, гармония, отрешение от повседневной
суеты, равнодушие к житейским благам;
   
     поиски скрытой сущности каждого отдельного явления:


                * * *
 
                Молись о лучших днях!
                На зимнее дерево сливы
                Будь сердцем похож.


     Принцип «саби» не позволял изобразить красоту мира во всей полноте.
В последние годы поэт строил поэтику на основе другого принципа - «каруми» (легкость).
Басё говорил ученикам: «Отныне я стремлюсь к стихам, которые были бы мелки,
как река Сунагава "(«Песчаная река»).

     Между тем глубина его стихотворений поражает. В них появляется высокая
простота. Стихи становятся легкими. Прозрачными, текучими. Они светятся
сочувствием ко всему живому:

               
                * * *

                Парящих жаворонков выше,
                Я в небе отдохнуть присел, -
                На самом гребне перевала.


     Танка, рэнга, хокку. Только последняя форма осталась жизнеспособной.


 Внимание!

 Чего не должно быть в хайку (согласно Н.Леви):

1. Не пишите в рифму, она дает чувство завершенности, а в хайку должна остаться приоткрытая и приглашающая дверь недосказанности.
2. Не пишите назидательно, высокопарно или сентенциозно, не давайте оценок.
3. Не выдумывайте хайку «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый.
4. Не пытайтесь назвать чувство или состояние, а лишь покажите их.
5. Не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.
6. Не пишите об иных временах, кроме настоящего, или пишите через призму настоящего – хайку должно создавать ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах.
7. Старайтесь избегать явных метафор, сравнений, олицетворений и т.п. Метафора допустима, если равно возможно и метафорическое и буквальное ее прочтение.
8. Прием ради приема делает хайку плоским и лишает непосредственности. Игра слов, графические ухищрения и пр. хороши только в случае их смысловой адекватности – как и в любом художественном тексте.
http://haiku3.ru/howtowritehaiku/
**************************************
 

               


Рецензии
Что такое хокку знают все. Я считаю, что помимо обычных требований (5+7+5 слогов и связь природных явлений с духовной жизнью человека), в русском хокку обязательно должна присутствовать рифма!

Приведу пример рифмованного хокку. Как-то я сочинил посвященное Пастернаку:

Февраль наступил.
Раздобыв пузырь "чернил",
Я плакал и пил.

Я даже устроил конкурс на рифмованные русские хокку:
http://proza.ru/2022/06/16/1307

Доктор Би Куул   16.04.2023 22:57     Заявить о нарушении
Для творческой натуры могут быть разные варианты.

Надя Сорокина   17.04.2023 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.