Пособие по анатомии

               
                П О С О Б И Е  ПО  А Н А Т О М И И
                (иронические  заметки)

         Встречаясь друг с другом,  после долгого перерыва мы обычно произносим:  « Как жизнь? Как здоровье?».  Хотя я знаю, что им до моей жизни и до моего здоровья нет никакого дела. Моей жизнью и здоровьем могут действительно интересоваться либо мои близкие родственники, либо верные и дорогие мне друзья, которых не так уж и много у каждого из нас.

         Когда меня спрашивают о моем здоровье, я обычно начинаю с головы. Некоторые полагают, что голова нужна нам для того чтобы ею есть и это мнение даже где-то опубликовано.  Это не совсем так. Кроме этой функции есть еще и другие, для которых  на голове  растут уши, нос и волосы. Начну с последних.

          Когда я был молодым и ходил в парикмахерские для того, что бы стричься под «полубокс» или «польку», парикмахерши спрашивали меня: «Вам проредить?», потому что расческа не лезла в мои волосы из-за их густоты. Сейчас мне этого уже никто не предлагает, так как на сверкающей поверхности моей головы в разных ее местах торчат немногочисленные  пучки, состоящие из отдельных сгруппировавшихся волос.
         «Чубчик, чубчик, чубчик кучерявый, развивайся чубчик на ветру!».

          Сейчас у меня на лбу тоже есть чубчик  из нескольких волосков, развивающихся на ветру. А когда ветра нет, эти волоски  почему-то встают сами по себе,   и мне приходится прятать их под головным убором, что бы в моей наружности соблюдался хоть какой-то порядок.

          Волосы еще растут у мужчин в ушах,   на подбородке, в носу и под носом, а иногда их густая поросль покрывает спину и грудь,  подтверждая гениальное учение Дарвина о происхождении видов. А у женщин волосы иногда растут  и на ногах, лишний раз, подтверждая ту же теорию.

          Большинство мужчин в прошлом веке любили носить усы, очевидно считая,  что они придают им мужественность. Без усов, с голым лицом,  ходили бретеры и шулеры. Да и в наше время многие молодые, а чаще всего пожилые люди,  заводят усики, усы,  усищи, бородки и бороды.  Хорошо, что Петр I начал подрезать своим боярам бороды под европейский размер, иначе бы мы до сих пор ходили с длинными и нечесаными бородами! А  небольшие интеллигентные усики, с такой же бородкой  и легкая небритость,  значительно облагораживают нашу внешность.
 
          Вот нос это совсем другое дело. Носы есть у всех! У одних маленькие, у других большие, «шнобелями»  называются. Носы бывают прямыми, горбатыми и курносыми. В ранней молодости мне казалось, что я  излишне курнос и,  чтобы понравиться девочкам, я на ночь   липким пластырем приклеивал к носу какой-нибудь груз. Повзрослев, я перестал заниматься этими глупостями, а нос, тем не менее, сам собой превратился в какой-то горбоносый крючок.
 
         Носом мы нюхаем разные запахи,  что значительно расширяет наши познания окружающего мира и способствует приготовлению вкусной и здоровой пищи.

          Наши классики придавали большое значение носу, а Гоголь даже написал о нем повесть.

           Уши нам тоже даны не просто так! Ими мы слышим разные звуки. Уши бывают прижатыми и торчащими, как лопухи.  Один мой знакомый умел двигать ушами, чем вызывал  у меня патологическую зависть. Раньше я на слух не жаловался, но потом он стал ухудшаться.  Зато с возрастом я обзавелся слуховым аппаратом и теперь даже слышу то, что мне не нужно слышать. Например, я со своего пятого этажа слышу,  о чем разговаривают бабушки, сидящие на скамейке около нашего подъезда, но не всегда отчетливо слышу, когда ко мне обращается супруга, сидящая рядом, что вызывает излишнюю нервозность в наших отношениях.

        Еще говорят, что "ему на ухо наступил слон". Мне он наступил еще в раннем детстве, потому что про себя я могу напеть любую, даже классическую мелодию, а вот вслух у меня не получаются даже застольные песни!

         Женщины в ушах носят серьги и другие украшения, а теперь их начали носить еще и мужчины! Наверное, скоро наступят времена, когда не носить их для мужчин  станет просто неприличным!

        Кроме волос, носа и ушей, на голове есть еще глаза и рот.

        Про глаза создан целый эпос и , наверное, правильно говорят, что они являются выразителями души.
 
         «Ах, эти черные глаза меня пленили. Их позабыть никак нельзя - они горят передо мной!».

          Глаза имеют свою инфраструктуру в виде ресниц, век, слез, пенсне, очков, туши, теней и прочих  естественных и искусственных атрибутов, делающих их более выразительными и привлекательными. Но Создатель, по моему мнению, все-таки, проявил недоработку, лишив человека третьего глаза на затылке,  чтобы он мог видеть,  не подбираются ли к нему сзади злоумышленники, особенно в наше криминальное время.

        Во рту у человека растут зубы , и про них тоже существует очень много разных баек, поговорок и даже суеверий. Например, самой страшной клятвой является фраза: «Зуб даю!». Или вот такая общеизвестная народная песня:

В тазу лежат четыре зуба.      
А я как безумный стоял,               
А женщина-врач хохотала!                Я голос Маруси узнал.

      Из тридцати двух зубов у меня осталось четыре, чем я очень горжусь, потому что у некоторых  моих друзей не осталось и этого. Но сейчас в этой сфере существует целая индустрия, и отличить искусственные зубы от  естественных оказывается невозможным. Да и не нужным, потому что естественные зубы зачастую выглядят страшнее искусственных.  А еще говорят, что у популярного артиста  Максима Галкина во рту пятьдесят два зуба! Про другого нашего замечательного артиста Евгения Леонова тоже говорили, что у него тридцать три зуба, но вы все знаете, чем это закончилось!

       Ну и, конечно, зубы надо ежедневно чистить утром и вечером электрической  зубной щеткой, а глаза и уши  регулярно промывать растворами,  которые рекламируются  в средствах массовой информации.

        Еще про уши, глаза и зубы любят задавать вопросы  и произносить  стереотипные фразы, вроде этих:
               
        Уши оторву!, 
        Как дам, сейчас, в глаз!,               
        Что зубы скалишь?
 
       и много других,  таких же ярких и многозначительных нравоучений.

         Существует, также, странная причинная взаимосвязь между ушами и умом: «Дурак и уши холодные!». До сих пор наши ученые так и не смогли научно обосновать это утверждение. А зря! На этом исследовании можно было бы срубить хорошее  «бабло» и получить откаты, если, конечно, будут выделены бюджетные ассигнования.

          А вот рот человеку дан для разговоров  с другими людьми и пения, а также для еды, чтобы он мог принимать пищу извне. Рот обрамляют губы непонятного предназначения. Неужели только для того, чтобы влюбленные могли целоваться друг с другом?

Подставляй-ка  губки алые,                Ближе к милому садись! 
 
         Вспомнил про влюбленных,  и чуть было не забыл про язык! А ведь это наиважнейшая принадлежность рта. Никто из ученых, даже Михаил Задорнов,  не обратили внимание на то, что в детстве, чтобы подразнить друг - друга, мы показываем язык. А почему? Этого никто не знает! Зато все знают, что показывая язык доктору, мы помогаем ему определить, болеем мы или симулируем. Лучше бы не показывать!

         В старое время клеветникам отрубали язык. В наш же просвещенный век про клеветников, сплетников и просто людей, не умеющих хранить чужие секреты, осуждающе произносят: « У него длинный язык», хотя на самом деле  у этих ничтожных людей, язык по своим размерам не длиннее, чем у остальных.

           Внутри головы у нас еще находится мозг. Говорят, что не у всех. Но это тоже не правда! Мозг есть у всех, только он разного качества. После смерти вожди пролетарской революции в Москве создали институт мозга, для того чтобы раскрыть секрет гениальности, распространить ее на себя,  и продлить свою собственную жизнь,  так остро необходимую для всего трудового народа. И мозг Ленина отдали туда на изучение. Потом долго ходили слухи о звенящем скальпеле в руках хирурга, потому что мозг  главного вождя  оказался необычайно твердым. И это тоже было неправдой, поскольку после снятия грифа секретности, уже в наше время, cтало известно, что мозг Владимира Ильича был таким же, как мозг остальных великих людей и даже несколько меньше их по своему весу.

          Говорят еще, что нужно чаще кушать бараньи мозги, чтобы стать умнее. Сомневаюсь! Пробовал сам, но заметно не поумнел.

     А у нас на производстве, на чугунно-литейном участке,  трудился инженер, который до перестройки работал в нейрохирургическом институте. И мы все время приставали к нему с просьбой рассказать, как делается операция - трепанация черепа. И он нам отвечал: «Как, как? Очень просто как! Берется электродрель,  и начинают сверлить.  А стружечка так и идет, так и идет…».

      В то время  у  нас,   в  «почтовом ящике»,  работали   разные  специалисты: инженеры-механики, электрики, технологи, экономисты. Был даже инженер, который раньше работал в женской консультации, но у нас он очень быстро освоился. Мы так и называли его:  инженер-гинеколог.

      Но не будем отвлекаться и продолжим далее.

      Голова укреплена на шее и поэтому некоторые считают, что шея вертит головой. Ну, вертит и вертит! Пусть вертит! Про шею и сказать-то особенно нечего, кроме того, что  она представляет собой каналы для воздушных коммуникаций и транспортировки грузов.  Там же проходит многожильный кабель, через  который к исполнительным органам нашего туловища и обратно идут командные сигналы. Высоцкий, правда,  пел про короткошеих и длинношеих. Ну, на то он и Высоцкий! Действительно, иногда голова плавно переходит в шею, да так, что невозможно застегнуть сорочку и завязать галстук. Убедиться в этом можно, посмотрев по телевизору выступления некоторых наших красноречивых народных избранников.

     Голова и шея держатся на плечах. Вот про плечи известно и сказано очень много. Например, незабываемое:

"Если хочешь сил моральных,
И физических сберечь,         
Пейте соков натуральных -       
Укрепляют грудь и плеч!"
 
     Я пробовал, но не получилось. Не укрепились плечи! Наверное,  соки были не натуральные, а из водопроводной воды с примесью красителей и других ингредиентов, о которых Вы можете узнать, посмотрев телевизионную программу «Контрольная закупка».

       Или, например, лирическое:

"Синенький скромный платочек          
 Падал с опущенных плеч".

       Ну,  это святое и лучше  про плечи ничего не скажешь!
 
        Про грудь тоже очень много высказываний, например, у Лермонтова:

"Я б желал навеки так заснуть, 
Что б в груди дремали жизни силы,    
Что б дыша,  вздымалась тихо грудь".

        Или у Анны Ахматовой:

"Так беспомощно грудь холодела,             
Но шаги мои были легки".

         А посмотрите, какая грудь была у Аполлона! Раньше в молодости и у меня была атлетическая грудь, а сейчас на ее впадине располагаются два сдувшихся детских шарика, похожих на срезанные корочки  лимонов с пупырышками на верху, только бледно-телесного цвета.

         Из    плеч   у   нас   вырастают   руки. Это   тоже   наиважнейшая принадлежность человека, без которой он так бы и не стал человеком! Это орудие, оснащенное  оттопыренным, подвижным большим пальцем, давшее ему возможность схватить палку для защиты от других животных или  для нападения на них, с целью покушать и, вообще,  позволившее реализовать все им задуманное.

       «Руки, вы словно две большие птицы!»
 
      Но чаще мы свои любимые, натруженные руки любовно называем ручонками.

      Про руки,  когда-то давно,  даже ходил  такой анекдот: «Обезьяна взяла в руки палку и ударила другую обезьяну, которая захотела стать человеком».
      Внутри груди находится сердце. Вот уж мимо сердца не пройдешь! Наше сердце, в среднем, совершает три миллиона ударов в месяц, и только за одни сутки перекачивает до двадцати тысяч литров крови! Это трудно представить, но это так! Где еще найдешь такой механизм? Даже взрыватель атомной бомбы и тот испытывается только на миллион срабатываний. Люди еще не сумели воссоздать такое! А уж,  сколько песен и стихов   написано про сердце, не отделяемое  от любви! Их сотни тысяч! Вспомним только одно, классическое:

Сердце, тебе не хочется покоя!                Сердце , как хорошо на свете жить!                Сердце, как хорошо, что ты такое!                Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!
 
      На остальное просто не хватит словарного запаса, терпения и мегабайтов!

      Ниже груди у нас расположен живот. Животы тоже бывают разными: впалыми,  дутыми, пивными. Говорят даже, что живот  это, всего-навсего, опустившаяся грудь.  У некоторых бывает два живота. Живот почему-то ассоциируется с понятием жизни. В старые, благородные времена победившие спрашивали побежденных: «Живота или смерти?».  Сейчас не спрашивают. О животе в народе тоже очень много высказываний, но такого высокого стиля, как о сердце, животу никогда не достичь! Все больше частушки.  Их даже упоминать не хочется!

      Посередине живота расположен пупок.  Пупки бывают не одинаковыми. В большинстве случаев они представляют собой небольшое округлое углубление  с витым дном.  Но иногда попадаются пупки выступающие наружу. В детстве мы очень любили рассматривать пупки друг у друга и очень завидовали тем,  у кого были выступающие пупки. О пупках тоже есть местный фольклор. Особенным почтением пупки пользовались у местечковых евреев:
 
"Когда в Бердичеве казачество восстало,
В Биробиджане был переворот.                И кто пойдет на наш родной Бердичев,                Тому фурункул сядет на пупок!"

      Сейчас местечковых евреев уже почти не осталось. В войну их истреблял Гитлер, после войны их кошмарил Сталин, а сохранившиеся после этих зачисток, предпочли эмигрировать в землю обетованную, на свою историческую Родину. Вместо них нахлынули гастарбайтеры, для которых так  никто и не установил  черту оседлости.
       Про места, которые расположены ниже пупка, мы не будем упоминать,  чтобы не нарушить спокойствие нашего глубоко пуританского российского общества. Но всесторонний интерес к названиям этих мест, публично проявляемый и озвучиваемый  нашим населением, а также многовековой фольклор по этой тематике,  приводит к мысли, что загадочная русская душа у нашего человека находится, именно, в этих местах.
       Из этих же мест у нас растут ноги. Про них тоже кое-что есть. Например,  у Валерия Брюсова:

"О, закрой мои бледные ноги!"

      Для высокоразвитых существ, способных передвигаться в пространстве,  ноги не очень и нужны. Наверно у инопланетян в отличие от их  надуманного землянами образа, ноги отсутствуют как ненужный орган. Зачем они им, если можно не убежать, а улететь  от противника, на основе еще неведомой нам энергии.  Ведь улетает же муха от мухобойки с молниеносной скоростью  в любую сторону света и даже назад!

      Наши ученые до сих пор так и не разгадали секрета машущего полета, а инопланетяне, похоже, его уже давно освоили.  И передвигаться на микроскоростях на микрорасстояния они тоже, наверное, умеют! В отличие от той же земной мухи, которая не достигла в своем развитии их совершенства и сохранила лапки для своего перемещения на небольшие расстояния.
 
      Когда наши ученые откроют новый вид управляемой энергии для перемещения на микрорасстояния,  ноги человеку тоже окажутся не нужными, и он перестанет мучиться от болей в суставах. Ведь, что такое сустав? Это  шарнир со всеми степенями свободы и прокладкой между трущимися поверхностями. Со временем эта прокладка истирается и начинается сухое трение кости по кости. А масленку для нагнетания в сустав новой  смазки человечество так и не смогло придумать. Поэтому единственный выход на будущее, это отмирание не нужных рудиментарных отростков  -  человеческих  ног, как это и произошло у нас с копчиком.

       Теперь немного о себе.

       В 1961 году я окончил производственно- техническое училище, а уже в 1976  курсы при городском народном университете по оказанию помощи во время родов.  С  моим образованием и знаниями по анатомии человеческого тела я  однозначно мог бы работать  наравне с руководителями медицинских учреждений, осуществляющих нынче реформу медицины в нашей стране.

        Как специалист,  я поддерживаю проводимые реформы, потому что снова пришла пора экономить народную копейку, извините, рубль!  Ведь не хватает же средств на развитие массового спорта в виде международных соревнований и олимпиад! Не говоря уже о восстановлении развалившегося ЖКХ и выплаты пенсий трудящимся, находящимся на заслуженном отдыхе.

         Правильно делают, что ликвидируют  поликлиники в поселках и фельдшерские пункты в деревнях, сосредоточивая медицинское обслуживание населения в крупных медицинских центрах, оснащенных современным оборудованием.

         Нечего распылять наши бюджетные средства. Пусть больные сами добираются до этих центров, где им будет оказана квалифицированная помощь, если конечно успеют. Тем более, что это уже будет проблемой не Минздрава, Минтранса и государства в целом, а самих пациентов.
 
          Да и в городах то же самое!  Зачем насаждать специалистов в районных поликлиниках? Проще их сгруппировать в одной базовой, а районные преобразовать в амбулатории, где больные  будут сдавать анализы и записываться на прием. А лечиться пусть едут по «выделенкам» в специализированные  медицинские центры. Есть же для этого автобусы, троллейбусы и маршрутные такси. Не графья, ведь,  и не депутаты! Тем более, что и автобусы по этим «выделенкам» все равно ходят полупустыми. А кто не может - пусть платит! Как у них, у супостатов!

          Вот это и есть  пример глубоко продуманного решения на государственном уровне!                Вы спросили меня о моем здоровье - я   Вам подробно ответил, надеясь, что больше спрашивать не будете. Маразма у меня нет, если только не считать подтверждением тому, весь этот текст.

          На днях ко мне заходил господин Альцгеймер, но жена не пустила его в дом, а я не слышал, потому что в этот момент села батарейка моего слухового аппарата. Ну и Бог с ним, с этим Альцгеймером! Если я ему нужен, зайдет в другой раз!.

          О своем недомогании я откровенно рассказал Вам выше. А в остальном я здоров, весел и энергичен, чего и Вам от души желаю!

          Будьте здоровы и не болейте!
 


Рецензии
Почитал и обрадовался: как много на прозе людей одинаковых. С руками, ногами, пупком и даже с зубами. Я один из них.Когда грамотная сноха оформляла меня на прозу и спросила какую кличку мне прилепить, я ответил - старик. Она прибавила год моего рождения и теперь я не только на прозе, но и во всей мировой сети один такой. Достаточно набрать в поисковике старик 31 и я тут как тут. Зубов у меня побольше, но и хворей всяких, кроме благородных, навалом.Альцгеймер ко мне тоже лезет, как бандеровец, ноя ему дверь открывать не хочу, посылаю по домофону пониже пупка. "А в остальном прекрасная маркиза" все, как у людей.Такая же занимательная анатомия. Благодарю за проявленный интерес к моим бессмертным творениям и за возможность повеселиться. Всех благ.

Старик 31   01.03.2014 18:59     Заявить о нарушении
Спасибо Старик 31 за взаимопонимание. Способность иронизировать над самим собой, далеко не худшее из наших качеств. Берегите зубы! С уважением! Борис Бызалов

Борис Бызалов   01.03.2014 19:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.