Рецензия на книгу-сборник В. Д. Путятина
Авторы книги – сборника, известные юристы с научными степенями и званиями, осуществили попытку решить довольно сложную задачу. А именно: обобщить в историческом плане работу органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) после февральской революции 1917 г. и до июня месяца 1923 года ушедшего столетия. Как известно, заявленная цель является комплексной. И, на наш взгляд, авторы решили её удачно.
Юридические и иные сведения в книге разбиты по указанным годам исследования. Внутренняя структура издания отвечает названию сборника. Материалы, зачастую редкие, скомпонованы удачно, выводы правоведов добротны. Думается, вызовут общественный резонанс и споры у любителей истории транспортной милиции. Являют, без всякого сомнения, практический и научный интерес.
Краткий исторический очерк вводит читателя и будущих исследователей милицейской темы в подчас неуправляемую, обстановку хаоса и разрухи первых лет Советской власти. У истоков организации транспортной милиции стояли известные в то непростое время революционеры. Некоторые именитые большевики и эсеры в наше, переходное время, – незаслуженно забытые. Думается, уместно привести их фамилии. Это: Петровский, Лацис, Владимирский, Петерс. А также - Корнев, Перов, Розен, Невский, Рогов, Шатов, Труфанов, Валобуев, Дейч.
Имеются личные правки, замечания и редакционные дополнения на проектах документов, декретов вождя и идеолога Октябрьского переворота Владимира Ленина. И, его автографы – подписи.
В сборнике публикуются документы, как Временного правительства, так и Совета Народных Комиссаров. И - Совета Труда и Обороны, НКВД, ВЦИК, ВЧК - ОГПУ и др. Архивные источники, на которые ссылаются авторы, - солидны и уважаемы. Это: государственный архив Российской Федерации, «Известия ЦИК», история ВЧК 1917 – 1922 гг. в документах, Санкт-Петербургский центральный государственный архив, ЦГАНХ, Декреты Советской власти (ДСВ), Известия Народного комиссариата по военным делам, Бюллетень НКПС, Вестник путей сообщения. В работе заявлены целиком, либо основная часть (выписки из них) двести двадцать один документ. В представленных на суд читателя документально-архивных материалах явно виден процесс слома царской охраны на железных дорогах Российской Империи. Несущая службу на вокзалах жандармерия, как орган общественной безопасности, была упразднена. Мы чётко видим зачатки организации и деятельности новой рабочей милиции, военизированной охраны условиях военного времени. И - непрестанные поиски организационных форм и методов работы по охране перевозимых грузов от хищений; приёмов выявления должностных преступлений, бесхозяйственности; организации работы по борьбе с таким латентным явлением, как взяточничество. Последнее широко затронуло многих должностных лиц руководства железных дорог, коснулось среднего и низшего звена. По этому поводу есть два приведённых в книге обращения к железнодорожникам Наркома Ф. Дзержинского (стр. 271).
Обилие организационных форм охраны было велико. Укажем лишь некоторые, многим читателям внове, ибо правительство искало оптимальные способы защиты железнодорожного транспорта от распоясавшегося преступного элемента. Это: временное положение о милиции на дорогах; железнодорожные, военно-революционные комитеты; комиссары путей сообщения; военная охрана железнодорожными отрядами; летучие контрольные отряды; ВЧК по охране дорог; управления по охране путей сообщения; заградительные реквизиционные продовольственные отряды; особые ж. д. отделы при ВЧК; чрезвычайные военные комиссары на ж. д.; районные транспортные ЧК; дорожные, линейные, участковые тройки по борьбе с взяточничеством. Ради объективности нужно сказать, что хищениями, иными злоупотреблениями и преступлениями широко грешили железнодорожники, работники охраны и сторожа.
Вдумчивый читатель, думается, отметит: должный порядок, в том числе чистка в кадрах охраны, - стал жестко наводиться с 1921 года. После того, как Наркомом путей сообщения по совместительству был назначен Ф.Э. Дзержинский. Меры были крутые, вплоть до расстрела на месте! Без суда и разбирательства! И патронов, конечно, не жалели… Количество хищений народнохозяйственных грузов и других преступлений на железной дороге резко пошло на убыль. Об этом свидетельствует, например, приказ Народного Комиссара Путей Сообщения № 1815 от восьмого сентября 1924 года. Кроме этого правового акта – ведомственные цифровые данные транспортных отделов ВЧК, уголовного розыска, комиссаров железных дорог. Этот вывод знаковый, основан на данных уголовной статистики и убедительно подтверждён предыдущей, также солидной и интересной, работой соавтора В.Д. Путятина. Она называется: «Экономически – правовые аспекты обеспечения сохранности перевозимых грузов при ж. д. перевозках. Новосибирск, 1998 г. – с.10.»
С кадровой точки зрения, витаемого духа того ужасного времени любопытный интерес представляет протокол допроса задержанного кондуктора Ириновской (ныне – Октябрьской – авт.) железной дороги (с.44). Корявым языком рассказывая начальнику местного ВОХРа о настроении работников охраны, разговоры, их саботаж, шкурничество, предательство делу Революции. Делу, которому призваны были служить. Фактически, вся внутренняя охрана была враждебно настроена против Советской власти, в муках и крови зарождающейся. А сотрудники охраны (большинство) только и ждали прихода в Петербург бывшего царя.
К сожалению, в добротно выполненном труде встречаются обидные типографские опечатки, небрежности, филологические ошибки, противоречия (стр.12, 24, 29, 31, 43). Фамилии подписывающих приказы лиц почему-то напечатаны с прописной буквы (с. 40, 59); не указываются источники документов (с.70), страницы первоисточника, на которые ссылаются авторы (с.7). Нет отсылки на выпускающие монографии издательства (с.8). В содержание рецензируемой работы не вошёл раздел «краткий очерк» (с.3 – с.13), заявленный в названии работы. В кратком очерке абзацы текста не логичны. Документ № 36 на странице тридцать восемь неизвестно кем подписан. Ещё уместен пример: третий документ в начале сборника. Дан источник: документы великой пролетарской революции типогр. «Московский рабочий». 1948. Как, где найти – если нужно будет – этот интересный текст? Думается, по такой ссылке - проблематично. Общий текст издания тщательно не вычитан, корректура явно недобросовестна. Имеются и другие погрешности.
Несмотря на обидные упущения, ряд замечаний, не носящих принципиального характера, книга оставляет после изучения хорошее впечатление. Она, несомненно, будет востребована практическими работниками милиции, преподавателями ВУЗов, студентами, историками, аспирантами, исследователями, ветеранами МВД и слушателями школ милиции. Книга весьма нужна ещё и потому, что оперативно происходит реформирование железных дорог страны. Центр тяжести реконструирования отрасли переносится из Москвы в регионы. А в отдельных областях России железные дороги – лакомый кусок для преступного элемента различных мастей и оттенков, террористов, например. Именно поэтому объективное знание исторических форм и методов работы охраны на железной дороге, приёмов, способов деятельности транспортной милиции (ОВДТ) служит общей профилактике социального зла – преступности. Кроме этого – пресечению нарушений закона и рецидиву. Думается: рецензируемая книга явно помогает (уже) в важном государственном деле, будит творческую мысль учёных - правоведов, аспирантов, архивные искания.
Свидетельство о публикации №213111701163
Прочитала довольно внимательно.
Вы тем же грешите, как и Ваши рецензируемые:
есть не выделенные причастные обороты,
вводные слова, пропущен
предлог "в", фамилии по правилам пишутся с
прописной или (что одно и тоже) с заглавной
буквы. Если Вы хотели сказать, что фамилии
написаны с малой буквы, то эти буквы называются "строчнми".
Филологические ошибки? Это ново. Существуют лингвистические
и прочие.
По работе. Хотелось бы узнать, что нового привнесли
своим трудом рецензируемые Вами авторы, на что
обратили внимание учёных-правоведов, просмотревших
что-то важное в юриспруденции. Как это "важное" раскрыто авторами и
применимо в науке и практике. Охрана объектов любых
отраслей разработана достаточно чётко. Хотелось бы,
чтобы Вы подчеркнули конкретную новизну данного вопроса в работе.
Вы призываете читателя отзываться, однако, количество Ваших
отзывов в два с лишним раза меньше, чем получено
Вами откликов...
С уважением за Вашу смелость взяться за такую
проблемную сторону литературы и, вообще-то,
неблагодарную.
Благодарю Вас,
Дарья Михаиловна Майская 04.06.2015 15:25 Заявить о нарушении