Другая история Кубани. Армяне

Тема истории народов Кубани заинтересовала читателей, а потому я продолжаю рассказ об истории края и в этот раз расскажу о другом народе, который со средневековых времен жил среди черкесов и по сей день представляет в крае немалую долю жителей. Речь пойдет об армянах.

Заранее подчеркиваю, что мнение крайне субъективное и может не совпадать с мнением большинства.

Итак, всем нам известно, что армянская диаспора одна из самых распространенных в мире. Естественно, что Краснодарский край, как регион наиболее теплый и близкий по климату стал для многих из них новым гостеприимным домом. Практически во всех городах края существую так называемые армянские районы населенные преимущественно этим народом. При этом, надо подчеркнуть, что в отношениях с окружающими народами, они всегда умели находить общий язык и столкновений с ними у местного населения практически никогда не случается.
Многие думают, что армяне пришли в край вместе с русскими поселенцами, после появления первых крупных станиц и городов. Отчасти это так, но верно лишь для двух категорий армянского населения общим числом в 85%. О них я расскажу позже, а пока хотелось бы прояснить ситуацию с первыми 15%, которые чаще всего называют Кубань исторической родиной.

Итак, вопрос №1 – когда на Кубани появились первые армяне?
А появились они примерно после 1475 года, и причина этого явления лежит намного дальше в глубине истории.
Их называют черкесогаи или горные армяне.    
Судьба этих переселенцев удивительна –  прожив в горах три сотни долгих лет, они переняли нравы, обычаи, быт, да и весь уклад жизни адыгов, среди которых они поселились, их язык приобрёл черты, сближающие его с адыгскими языками, однако они сохранили своё этническое самосознание и принадлежность к Армянской церкви. В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась совершенно новая этническая группа.
В 1839 году Российское правительство, предполагая будущую военную операцию за Кубанью, преднамеренно переселило их из гор на равнину, для поддержания тыла, основав, таким образом, город Армавир (также, кстати, называлась древняя армянская столица времен царства Урарту). Единственным минусом в этой ситуации было то, что армяне торговали пленными, причем в роли посредников с обеих сторон конфликта, что не очень хорошо сказывалось на их репутации, но и с другой стороны делало их выгодными лицами в этом нелегком деле.
Сегодня их потомки проживают в основном в Армавире и Майкопе и районах.
Остальные же группы присутствовали в крае в крайне незначительном количестве и рост иных армянских переселенцев начался только в середине 19 века в связи с русско-турецкими войнами на Кавказе.

Возникает вопрос №2 – почему они переселились на Кубань?
Причин тому 1000 и еще одна большая. А началось все в далеком-предалеком царстве, примерно в конце первого тысячелетия. Тогда в исторической Армении существовало феодальное государство – Багратидская Армения. Как и положено, в те нелегкие времена, оно было жутко раздроблено на множество гордых независимых княжеств.
Как раз в те годы, стали появляться на восточной границе этого царства первые тюркские племена – предки современных турок и азербайджанцев. На западе же была в то время еще сильная Византийская империя, которая спала и видела свое могущество над Закавказьем в захвате Кавказских земель.
Первой реакцией Византии на тюркских гостей было подчинение Армении и части Грузии от греха подальше, тем более, что часть исторической Армении была тогда под властью столь нелюбимых христианами арабов, а бежавшее оттуда население проживало либо в Багратидской части, либо в самой Византии качественно лоббируя свои интересы. И вот православная империя сделала ставку на армян, раздала печенья, титулы и награды князьям и они радостно продали свои княжества любимой Византии. Но уже после 1050 года турки-сельджуки начали не на шутку ломать местные устои и активно полезли на территорию Византии – читай в Армению. В 1071 году наваляв тумаков Византийской армии, турки создали свое первое государство – султанат Рума, прямо посередине армянской земли и начали целенаправленно драконить армян. Последние в свою очередь поняли всю печаль бытия, связанного с упадком Византии и стали активно расселяться в окрестностях, кто в Ливане с Сирией, кто в Грузии, а кто ютился по побережью Черного моря.
Последующие 500 лет этот процесс лишь усиливался расширением тюркской империи, и усугублялся монголо-татарскими нашествиями на регион в лице Батыев, Тамерланов и прочих странствующих тиранов, которые окончательно превратили регион в пристанище кочевников-тюрок, будущих турок, азербайджанцев и курдов.
В этот период, часть армянских переселенцев Черноморского побережья (в районе Трапезунда) разделилась, одни уплыли в Крым в княжество Феодоро, другие остались в местных горах. Последние называются ашменцы или хемшилы. После захвата их земель Османской империей, многие из них приняли мусульманство, по сей день, они так и живут в этих местах. Небольшая их часть расселилась в Грузии и Абхазии, где также присутствует сегодня. В Советские времена грузинских ашменцев и хешмилов репрессировали в Казахстан, откуда они позже вернулись частью на родину, а частью на Кубань (в Апшеронский и Белореченский районы), где они тут же испытали на себе силу российской бюрократии 90-х, как и турки-месхетинцы получив долгосрочный отказ в регистрации. Сегодня вроде стабилизировалась ситуация и даже открываются культурные центры народа в Краснодаре.
Первые же из этой групп, те, кто уплыл в Крым, оказались удачливей на приключения. Прожив там до 1475 года в одном дворе с татарами и генуэзцами, они вновь столкнулись со старым врагом – турки порезали генуэзцев и захватили Крым. Естественно армянам такой сосед был не по душе и многие из них переселились в Молдавию и Польшу. Однако, небольшая часть ушла на Кубань, где поселилась в горах среди черкесов и стала называться черкесогаи.

Вопрос №3 – откуда пришла поздняя волна переселенцев?

А пришла она прямиком из Турции. Те самые ашменцы, о которых вы читали выше, во время и после русско-турецкой войны 1877-78 годов оказались в незавидном положении. Дело в том, что результаты проигрыша в этой войне, а также создания Российской империей еще до этого Армянского самостоятельного государства на современной его территории, не на шутку разозлили турецкие и персидские власти. Месть за «предательство» армян вылилась на тех из них, кто остался на территориях Турции и Персии, но в особенности Турции. Армян тогда начали очень серьезно выдавливать.
В результате многие из них начали активно переселяться в Российскую империю, куда только можно, и естественно, что большая часть их, не сумев попасть напрямую в Российское Закавказье через турецкие кордоны, через море добралась до берегов Кубани, где и оседала по городам и весям, составив на сегодня половину местного армянского населения.
Кстати, несмотря на мусульманскую веру, армяне их признают за своих без каких-либо ограничений и даже проводят с ними совместные конференции, посвященные многочисленным трагическим вопросам армянской истории.
Этой части армян сильно не повезло своей религиозной принадлежностью, они, как и многие мусульманские народности Кавказа в 30-40-х годах 20 века, попали под политические репрессии и были разбросаны по всему СССР, а после его развала, возвращаясь в родные места, они попадали в различные местные конфликты, такие как, например, грузино-абхазский конфликт, где страдали от боевых действий, выступая за одну из сторон.

И собственно вопрос №4 – кто же оставшиеся 36%, откуда они?
А это уже новейшая история. Как и другие народности СССР, армяне в момент его эпического развала попали в хаос и мясорубку стычек и конфликтов на всей расползающейся территории бывшей державы.
Таким образом, возникло несколько направлений миграции, которая привела новых армян на спокойную и уютную территорию Кубани.
Во-первых, это были переселенцы из Абхазии, потомки тех самых амшенских армян из второго вопроса, которые теперь живут в Сочинском районе  - у них оказалось много давних контактов с армянами на российской территории, что позволило быстро приспособиться к местным Олимпийским условиям.
Во-вторых, это беженцы из Азербайджана, который для многих из них был транзитным пунктом в Россию.
В-третьих, это переселенцы из южной Грузии. Ахалцихский и Ниноцминдский муниципалитеты Грузии до сих пор остаются местами компактного проживания армян, в том числе армяно-католического населения, переселенного во время создания Армянского государства из Турции, а в Ахалкалакском районе армянское население составляет большинство (выходцы из Эрзерума). В Краснодарском крае эти армяне поселились в станице Казанской, в Гулькевичах, Кропоткине, Тимашёвске.
В-четвертых, переселенцы из Армении и Нагорного Карабаха, покинувшие родные места в основном из-за тяжёлых условий жизни, порождённых блокадой, сохраняющейся со времён Карабахской войны, а часть из них это пострадавшие от землетрясения 7 декабря 1988 года (районы Ленинакана и Спитака), принятые местными властями в гостиницах и санаториях Геленджика, Анапы, Туапсе и города Краснодара.
И последние, это переселенцы из Средней Азии — изначально выходцы из Нагорного Карабаха, части районов Армении, вынужденные уехать в Россию в результате давления, которому они подверглись в постсоветских республиках, а также в Чечне.

Вот такая вот запутанная история у Кубанских армян.

---
Более подробно можно ознакомиться с темой:
1. Л. В. Бурыкина. Черкесогаи Северо-Западного Кавказа в XIX в.
2. Интересные статьи можно найти у профессора КУБГУ политолога, Михаила Саввы, того самого, который попал под жернова безрассудной и бессовестной современной политической системы РФ. (Например, тут -


Рецензии
Интересные изыскания, Виталий! Продолжай, удачи тебе! Предлагаю выдержку из своего очерка о путешествии генерала Раевского со своими близкими и Пушкина... 11 августа 1820 г. вся процессия Раевских - Пушкина въезжала в главный войсковой град. Тогда его население (3 тыс. чел.) проживало в саманных одноэтажных и турлучных хатах, но дом атамана был весьма добротным. Слева от дороги путники увидели остаток прикубанского леса (ныне гор. парк имени М. Горького) с присутственными местами; провиантские магазины и войсковой архив. Правее, на фоне пыльной зелени садов южной окраины города, возвышался частокол местного острога, а прямо впереди виднелись земляные валы самой значительной в Черномории крепости с обширной ярмарочной площадью, примыкавшей к ее северной стороне. После бани и трапезы гости атамана Г.К. Матвеева еще долго сидели за самоваром в саду и слушали его рассказы о Запорожской Сечи, о Березани, Очакове и Измаиле, где он воевал в молодые годы под началом великого военного гения А.В. Суворова.

Еще ранее Григорий Матвеев был крепостным графини Разумовской, бежал от нее в Сечь, к запорожцам. Храбрость в боях, талант военачальника и отзывчивость создали ему популярность во всей Черномории. В период с 1807 по 1842 гг. Г.К. Матвеев, будучи подполковником, командовал 9-м пешим полком ЧКВ, где служили бедные казаки, не имевшие у себя «никаких достатков». Александр Пушкин и Раевские были очень удивлены тем обстоятельством, что, несмотря на статус Матвеева, его мать по-прежнему оставалась крепостной у жестокой графини Разумовской. Ни просьбы Григория Кондратьевича, ни крупный выкуп не помогли, и мать атамана умерла крепостной. Безусловно, разговор был и о казаках - черноморцах, и о куренных селениях, которые они основали, и о Екатеринодаре, где предстояло провести очередную душную ночь с надоедливыми комарами. На следующий день атаман Матвеев показывал город. Гости осмотрели собор Вознесения Господня и находящиеся в нем на хранении боевые знамена. Большой интерес вызвали колокола, висевшие на дубовой звоннице напротив главного входа в собор. Они были отлиты в г. Херсоне, в октябре 1793 г., из числа 16 трофейных медных турецких пушек и одной мортиры, захваченных казаками при взятии острова Березань в 1788 г. Главный колокол весил 440 пудов, другой - 120. Колокола вначале были переправлены морем, а затем транспортированы по р. Кубань, и подняты в подклетье Войскового храма в день святых великомученников Бориса и Глеба - 25 июля 1795 г. Раевские и Пушкин также осмотрели крепостные курени, бастионы и Ярмарочную площадь, на которой по рассказу Войскового Атамана Г.К. Матвеева, несколько раз в год проводились ярмарки с участием горцев. Оставшись под большим впечатлением от всего увиденного, Александр Сергеевич затем напишет краткое, но очень выразительное четверостишье:

Толпятся средь толпы еврей сребролюбивый,
Под  буркою  казак,  Кавказа  властелин,
Болтливый  грек  и  турок  молчаливый,
И  важный  перс,  и  хитрый  армянин.

Пушкин, будучи человеком наблюдательным, заметил, как на центральной улице Красной, в одном квартале от усадьбы генерала Бурсака, армянские купцы зазывали в свои лавки редких прохожих. Они истошно кричали, страшно вращая глазами, а то и просто хватали за полы одежды, затаскивая  упирающихся в двери своих лавок, наперебой расхваливая различные товары. Позже казаки рассказывали, что нахичеванские армяне перемещались следом за обозами казаков, идущих к Кубани, и благодаря спекулятивным оборотам имели всегда приличный доход. Казак же никогда, не то, что московский стрелец, не любил и не уважал торгового дела. Точно также относились к торгашам и закубанские черкесы. Ранним утром, на другой день, Раевские и Пушкин тронулись дальше, через главные сторожевые ворота Екатеринодара, в сторону большого Таманского почтового шляха. Нахичеванские армяне проживали в Ростове на Дону, а переселены были из Крыма Екатериной II.

Николай Мринский   20.12.2016 20:07     Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку Николай! К сожалению, тут нынче мало пишу, пока перешел в видеоформат - забейте в поиске Youtube - Заметки о Черкесии - все мои выпуски))

Виталий Штыбин   13.07.2017 22:13   Заявить о нарушении