C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Венок воспоминаний о поэте, публицисте и краеведе

               
                Маргарите Васильевне Ногтевой (1936 - 2013)   


                Вячеслав  Петрович  Давыдов.    ( Израиль )
                Доктор искусствоведения, писатель.
                "НАС   ПОДРУЖИЛИ   СИМВОЛИСТЫ"
 

     Я  познакомился  с  Маргаритой  Васильевной  осенью  1985  года,  когда  отмечалось  45-летие  Красногорска.  В  тот  год  отдел  культуры  горсовета  и  редакция  городской  газеты  «Авангард»  по  случаю  юбилея  города  объявили  конкурс  на  лучшие  стихотворение  и  песню  о  Красногорске.  Я  также  принял  участие  в  конкурсе,  прислав  в  адрес  жюри  свое  стихотворение  «Наш  Красногорск».
     Ногтева,  как  председатель  жюри,  в  статье  «О  самом  сокровенном  и  главном»,  напечатанной  2  ноября  в  «Авангарде»,  подвела  итоги  конкурса.   Мне  было приятно,   что  среди  присланных  стихотворений  она  отметила  и  мое,  написав  в  статье:  «Стихи,   присланные  на  конкурс  искусствоведом  В.П. Давыдовым,  очень  интересны  в  познавательном  отношении.  Автор  делает  экскурс  в  прошлое  края , перечисляет  все,  чем  знаменит  он  с  точки  зрения  истории,  культуры,   искусства.  Подумать  только,  здесь  бывали  и Брюсов,  и  Бальмонт.  Многое  повидал  на  своем  веку  этот  красивый  ампирный  дворец,  где  теперь  Дом  пионеров».

       В  статье  содержалось  приглашение  для   всех   принявших   участие  в  конкурсе  придти  14 ноября  в административное  здание  на  встречу  «За  круглым  столом».  Разумеется,  я  пришел  на  встречу,  так  как  это  было  для  меня    прекрасным  случаем  познакомиться  с  Маргаритой  Васильевной ,  чьи  яркие, оригинальные  стихи  и  статьи  на  страницах  «Авангарда»  давно  привлекали  мое  внимание.

      Она  сразу  произвела  на  меня  впечатление  необыкновенно  сильной,  энергичной  женщины,  которая  поражала  не  только  высоким  профессионализмом  в  суждениях  о  литературе  и  поэзии ,  но  и  широтой  своих  интересов  и  взглядов.  На  встрече  Маргарита  Васильевна  предложила  создать  при  редакции  газеты  «Авангард»  литературный  клуб  «Красногорье»,  в  котором  его  участники  могли  бы  обсуждать  свои  произведения  и  получать  уроки  литературного  мастерства.

      Она  попросила  меня  остаться  после  встречи  и  призналась,  что  ее  очень  заинтересовали  те   строчки  моего  стихотворения,  в  которых  говорится  о  приезде  в  усадьбу  Знаменское-Губайлово,  сохранившейся  в  центре  Красногорска,  известных  русских  поэтов-символистов  Валерия  Брюсова  и  Константина  Бальмонта.  Она  высказала  идею:   а  что,  если  изучить  эту  малоизвестную  страницу  истории  русской  литературы  и  результаты  исследования  опубликовать  в  очерке?  Я  тут  же  согласился  с  ее  предложением  и ,  как  говорится,  работа закипела.

       Полгода  заняла  у  нас  интенсивная  работа  по  изучению  источников,   материалов  и  мемуаров,  имеющих  отношение  к  истории   Знаменского-Губайлова.   В  процессе  исследования  мы  вдруг  обнаружили,  что  кроме  Брюсова  и  Бальмонта,  в  усадьбу  приезжали  еще  два  крупных  поэта-символиста – Андрей  Белый  и  Юргис  Балтрушайтис.  Маргарите  Васильевне  удалось  выйти  на  литературоведа  Н.В.Котрелева  -  автора  ряда  работ  о  Сергее  Александровиче  Полякове  -  сыне   владельцев  усадьбы,  полиглота,  переводчика  и  мецената,  основавшего  издательство  символистов  «Скорпион»  и  журнал  «Весы».  Он  приезжал  в  Красногорск  и  познакомил  нас  со  своей  новой  работой  о  Полякове.  Маргарита  Васильевна  также  познакомила  меня  с  поэтом  Леонидом  Терехиным,  чья  мать  Анастасия  Сергеевна  помнила  Полякова.  Мы  посетили  с  ним  его  родину  -  село  Ново-Никольское  (рядом  с  Красногорском),  где  хорошо  сохранились  корпуса  ткацкой  фабрики,  принадлежавшей  Поляковым,  и  здание  рабочего  клуба,  в  котором  в  Новый  год          1  января  1900  года  Брюсов,  Балтрушайтис  и  Поляков  были  на  представлении  народной  драмы  «Царь  Максимилиан»,  разыгранной  фабричными.
       В  апреле  1986  года  в  газете  «Авангард»  был  напечатан  наш  первый  совместный  очерк,  после  которого   в  течение  4-х  месяцев   были  опубликованы  еще  восемь  очерков  под  общим  названием  «Красногорск  на  литературной  карте».  Они  имели  широкий  резонанс  в  городе.  В  ходе  изучения  материалов  нам  с  Маргаритой  Васильевной  удалось  выйти  на  следы  пребывания  в  Красногорском районе  самого  крупного  русского  поэта-символиста  Александра  Блока.  В  годы  юности  он  вместе  с  Андреем  Белым  неоднократно  приезжал   в  село  Дедово  (ныне  город  Дедовск)  в  гости  к  своему  другу  -  поэту  Сергею  Соловьеву.

      Мы  подготовили  три  очерка  под  общим  названием  «Блоковской  тропой»,  которые  появились  на  страницах  «Авангарда» в августе-сентябре   1986  года .  В  октябре  того  же  года  в  гостиной  Центрального  дома  литераторов  имени  Фадеева  прошло  заседание  Совета  по  литературным  музеям,  памятникам  истории  и  культуры  и  литнаследиям  МО  СП  РСФСР,  на  котором  Маргарита  Васильевна  и  я  рассказали  о  нашей  работе  по  выявлению  фактов  пребывания  выдающихся  представителей  русского  символизма  на  Красногорской  земле.

     Этому  событию  посвятил  свою  заметку  «Красногорские  находки»  в  газете  «Московский  литератор»  журналист  В.  Прудников.  Среди  выступавших  был  известный  москвовед    В.Муравьев,  сказавший,  что  «московский  символизм  -  необычайно  интересное  явление  в  истории отечественной  литературы.  Символизм  достоин  особого  музея».    А  27  ноября  того  же  года   газета  напечатала  мое  стихотворение  «Музы  в  Красногорске»,  которое  я  посвятил  Маргарите  Васильевне  в  знак  нашей  зародившейся  творческой  дружбы.

        В  1987  году  наши  совместные  очерки  о  символистах -  «Приют  трудов  и  вдохновенья»  и  «Блоковской  тропой»  в  сжатом  виде  опубликовала  газета  «Литературная  Россия».  Очерк  «Руководствуясь  звездами»,  посвященный   поэту   Юргису  Балтрушайтису ,  был  по  случаю  115-летия  со  дня  его  рождения  напечатан   в  1988  году  в  5-ом  номере  журнала  «Литва  литературная»  (на  русском  языке).   А  очерки  «На  весах  истории»  и  «Люблю,  как   лучший  звук,  Москву»,  посвященные   истории  усадьбы  Знаменское-Губайлово   и  поэту  Константину  Бальмонту,  вышли     в  1989  году   в  4,11 и 12  номерах   журнала  «Архитектура  и  строительство  Москвы».

       Еще  раньше,  после  окончания  курсов  экскурсоводов  при  Красногорском  экскурсионном  бюро,  я  начал  проводить  экскурсию  «Усадьбы  Красногорского  района».  Оказалось,  что  многие  из  них  наряду  со  Знаменским-Губайловым  связаны  с  именами  замечательных  русских  поэтов  и  писателей.
 
       Так,  в  Архангельском  дважды  бывал  Александр   Пушкин,  в  Ильинском  некоторое  время  жил  опальный  поэт  Александр    Полежаев,  в  Петрово-Дальнее  приезжал  Василий  Жуковский, а   в  селе  Степановском  отдыхал  Леонид  Мартынов. ..

       По  моему  приглашению  Маргарита  Васильевна  побывала  на  одной  из  таких  экскурсий,  после  которой  у  нее  родилась  идея  выпустить  буклет,  посвященный  литературным  местам    Красногорского  района.  Мы  поделились  этими  планами  с  директором  Красногорского  экскурсионного  бюро  Светланой  Петровной  Гендиной,  которая полностью  поддержала  нас,  согласившись  профинансировать  его  издание. 

      Буклет  «Красногорск:  литературные  места»  вышел  в  свет  в  1990-м  -  юбилейном  для  Красногорска  году,  когда  город  отмечал  свое  50-летие ,  тиражом  в  1000   экземпляров!  И  вновь  в  Малом  зале  Центрального  дома  литераторов  имени  Фадеева  состоялся  вечер,  посвященный  презентации  этого  буклета.  Вечер  вела  Маргарита   Васильевна,  а  журналист  Т.Чебыкина  опубликовала  в  газете  «Авангард»  доброжелательный  отчет    о  его  проведении.   

      На  родине  М. В.  Ногтевой  в  Горьком  (Нижнем  Новгороде)  жила  ее  тетушка 
Марья  Михайловна  Рудакова,  работавшая  доцентом  Высшей  партийной  школы  и  тесно  связанная  с  Горьковским  сельскохозяйственным  институтом,  в  котором  преподавал  отец  Маргариты  Васильевны  выдающийся  ботаник  Василий  Петрович  Ногтев.

       В  один  из  ее приездов  в  Красногорск  Маргарита  Васильевна  познакомила  меня  с  Марьей  Михайловной  и  после  этого  между  нами  началась  дружеская    переписка .  Во  время  двух  моих  туристских  маршрутов  по  Волге  в  Астрахань  и  Уфу  Марья  Михайловна  встречала  меня  на  речном  вокзале,  с  гордостью  показывала  свой  город  и  тепло  принимала в  своем  доме  на  улице  Горького.
       В  1990  году  в  свой  очередной  приезд  в  Красногорск  она  подарила  мне  сборник «Выдающиеся  ботаники  -  нижегородцы»  со  своей  статьей,  посвященной  профессору  В.П.Ногтеву.  Маргарита  Васильевна  всячески  поощряла  мои  дружеские  отношения  с  ее  тетушкой,  и  после  моего  переезда  в  Израиль  мы  продолжали  переписываться   с  Марьей  Михайловной,  обмениваясь  новыми  книгами  и  статьями,  вплоть  до  ее  смерти.

         У  нас  с  М.В.Ногтевой  было  еще  немало  краеведческоих  планов  и  проектов,  которые  мы  горячо  обсуждали  в  ее  маленькой,  но  гостеприимной  квартире  на  улице  Кирова   в  Брусчатом  поселке.  Но  в  1991  году  я  решил  с  семьей  переехать   в  Израиль,  и  наше    творческое  сотрудничество,  к  сожалению,  прекратилось.  Несмотря  на  расстояния,  мы   сохранили  дружеские  отношения,  которые  продолжались  посредством  переписки.

        Уже  в  следующем   1992  году  Маргарита  Васильевна  прислала  мне  ко  дню  рождения  небольшую  подборку  своих  стихов,  изданную  в  « Рекламной  библиотечке  поэзии».  Спустя  два  года – в  1994  году  она  присылает  мне  в  подарок  книжку  «Родословная  старинной   усадьбы»,  созданную  на  основе  наших  краеведческих  и   литературных  изысканий.

        На  титульном  листе  книжки  Маргарита  Васильевна  написала:  «Далекому  другу  Вячеславу  Петровичу  на  память  о  наших  реликвиях».   В  1998  году  она  посылает  мне  сборник  «Отпусти  свое  сердце  на  волю»,  в  который  вошли  стихи  московских  поэтесс,  в  том  числе  и    ее.  Я  также    послал  ей  из  Израиля  три  книги   стихов -  «Союз  двух  муз»  (1996),  «Россия  издалека»  (1998)  и  «На  своей  земле»  (2001).  Мы  постоянно  обменивались  с  Маргаритой  Васильевной  не  только  книгами,  но  и  журналами,  статьями  и  фотографиями.

       В  июне  2005  года  М.В. Ногтева   впервые  как  туристка  приезжает  в  Израиль  и   поселяется  в  Тель-Авиве -  в  гостинице  на  берегу  моря.  Земля  обетованная  приводит  ее  в  восторг,  и  я,  конечно,     очень  рад  возобновлению   нашего  непосредственного  общения.
      Маргарита  Васильевна  дарит  мне  свой  новый  поэтический  сборник  «Подмосковный  апрель»   с  посвящением  от  автора:  «Славному  Вячеславу  Давыдову  в  залог  новых  дружеских  встреч  и  писем  в  день  пребывания  на  Земле  обетованной».  Я  же  ставлю  своей  целью  как  можно  полнее  познакомить  ее  с  достопримечательностями  Израиля.
 
      Уже  на  следующий  день  мы совершаем  с   Маргаритой   Васильевной  прогулку  по  старому  Яффо,  история  которого  насчитывает  несколько  тысячелетий,   и  внезапно  оказываемся   на   древней  узкой  улочке  возле  старинной  синагоги   свидетелями    веселой  еврейской  свадьбы  с  песнями  и  танцами.  Разумеется,  мы  не  могли   пропустить  этот  момент,  чтобы  сфотографироваться  тут  же  на  память.
   
     Поскольку  в  связи  с  работой  я  не  мог  в  последующие  дни  сопровождать  Маргариту  Васильевну  в  поездках  по  Израилю,  то  приобрел  для  нее  билеты  на  ежедневные  автобусные  экскурсии.  Таким  образом,  она  побывала  на  Мертвом  море,  озере  Кинерет,  в  Иерусалиме,  Назарете  и  Цфате.  Ее  восхищению  красотами  городов  и  природы  Израиля  не  было  предела.  Правда,  одна  из  поездок  -  в  город  Назарет  чуть  не  сорвалась,  так  как  у  нее  в  тот день  рано  утром  на  пляже  украли  красивые  туристские  туфли.

      Я,  подвозивший  ее  каждый  день  на  машине  к  месту  сбора туристов,  настоял  на  том,  чтобы  она  поехала,  для  чего  мы  попросили  дать  ей  временно  другие  туфли  в  гостинице.   После  этого  случая  Маргарита  Васильевна  еще  долго  шутила,  недоумевая,  кому  еще   могли  рано  утром  на  тельавивском  пляже  понадобиться  ее  туфли?  Надо  сказать,  что  купалась  она  в  Средиземном  море    каждый  день  и  получала  от  этого  громадное   удовольствие.

        В  последний  день  пребывания  Маргариты  Васильевны  в  Израиле  я  решил  показать  ей  очень  популярный   у  туристов  парк  «Мини  Израиль»,  созданный  по  образцу  подобных  парков  в  Западной  Европе.  Прогулка  по  парку,  в  котором  архитектурные  и  природные  достопримечательности  Израиля    представлены  в  миниатюре,   доставила  ей  большое  наслаждение  и  намного  расширила  ее  представление  об  этой   стране.
        Наше  расставание  в  аэропорту  имени  Бен  Гуриона  было  овеяно  грустью .   Маргарита  Васильевна  увозила  с  собой  не  только  многообразие  и  обилие  впечатлений,  но  и  огромный  творческий  заряд.  Итоги   пребывания  на  Земле  обетованной    неизбежно  отразились  в  ее  новых  стихах  и  статьях.

        Всего  через  два  месяца,  в  августе  того  же  2005  года,   спустя  14  лет  после  моего  выезда  в  Израиль  я  сам  отправился  с  ответным  визитом  в  Россию   и,  конечно,  посетил  Маргариту  Васильевну  в  Красногорске.  Она  уже  жила  в  новой  просторной  квартире  на  улице  Ленина  и  приняла  меня  с  присущим  ей  широким  гостеприимством.  Кроме  меня  были  еще  гости  и  среди  них  ее  внучка  Катя.

       В  подарок  Маргарите  Васильевне  я  привез  красочный  альбом  об  Израиле  и  ту  самую  фотографию,  сделанную   в  Яффо  и  теперь  вставленную  в  красивую  деревянную  рамку.   Маргарита  Васильевна  не  могла  сдержать бурной  радости  при  виде  этой  фотографии.  Во  время  нашей  встречи  она  с  восторгом  вспоминала  свою  поездку  в  Израиль,  читала  новые  стихи,  в  том  числе  мне  посвященные,  делилась  своими  планами  на  будущее  и  затем  попросила  Катю,  которая  училась  в  музыкальной  студии,  поиграть  что-нибудь  на  скрипке.  Это  была  пьеса  Чайковского.  Наполненный   свежей   энергией,   полученной  от  Маргариты  Васильевны,  довольный  нашей  встречей,  я  вернулся  в  Москву.

        А   через  несколько  дней  мы  поехали   к  ее  мужу  -  известному  поэту  Лазарю  Вениаминовичу   Шерешевскому,  который  жил  в  Москве  вблизи  станции  метро  «Щукинская». Ему  выпала  тяжелая  судьба:  немало  лет  он  провел  в  сталинских  лагерях,  но  ,  несмотря  на  это,  сохранил  жизненный  оптимизм,  чувство  юмора  и  доброжелательное  отношение  к  людям.

       Я  ему  подарил  свой  сборник  «На  своей  земле»,  новые  публикации,  альбом  об  Израиле,  а  он  мне  -  свои  новые  поэтические  книги   «Неглубокий  старик»  и  «Что  думали  -  и  что  вышло»  (сборник  юмористических  стихотворений).  Наша  беседа  с  участием  Маргариты  Васильевны  носила  весьма  содержательный  характер  и  касалась  не  только  литературы  и  искусства,  но  и  политики,  экономики  и  ситуации  на  Ближнем  Востоке,  о  которой  Лазарь  Вениаминович    был  хорошо  осведомлен.

         Пробыв  две  недели  в  России,  я  вернулся в  Израиль   и  возобновил  переписку  с  Маргаритой  Васильевной.   В  январе  2008  года  она  сообщила  мне  о  смерти  Л. В.   Шерешевского,   весть  о  которой  я  тяжело  переживал.  В  2010  году  Маргарита  Васильевна  прислала  мне  свой  первый  поэтический  сборник  «На  речных  наречьях» ,  вышедший   в  1965  году   и  повторно  изданный  в  2010  году,   с  дарственной  надписью:  «Вячеславу  Петровичу,  нареченному  Борухом  на  библейской  земле.  От  автора  в  знак  дружбы  и  взаимопонимания!  Красногорск».  Прочитав  стихи  из  этой  книжки,  я  поразился  их  ранней  зрелости,  яркости  и  оригинальности   поэтических  образов.

        Через  год  я  получил  от  Маргариты  Васильевны  новую  книгу  -«  Усмешка  бытия» ,  изданную  ею  совместно  с  В.Г.Гальпериным  в  2011  году  и   посвященную  жизни  и  творчеству  поэта  Л.В. Шерешевского.  В  своей  рецензии  на  книгу,  напечатанной  в  тельавивском    журнале  «Хронометр»,  я  дал  высокую  оценку  этому  изданию.
       Наступил  2013  год.  Летом  я  планировал    еще раз  приехать  на  две  недели  в  Россию,  о  чем  известил  в  письме  и  по  телефону  Маргариту  Васильевну.  Последний  раз  я  говорил   с  ней    по  телефону    в  мае  за  месяц  до  своего  приезда,  не  подозревая,  что  ей  осталось   жить  совсем  немного.  Ведь  она  никогда  не  жаловалась  на  свое  здоровье,  хотя  уже  очень  тяжело  болела.

       Во  время  нашего  последнего  разговора  она  выразила  пожелание,  чтобы  я  взял  в  Израиль  ее  архив.  Тогда  я  не  придал  этим  словам  особого   значения  и  только  потом  понял  их  тайный   трагический   смысл.  За  несколько  дней  до  вылета  в  Москву  я  снова  несколько  раз  звонил  Маргарите  Васильевне,  но  ее  телефон  больше   не  отвечал.     Это   меня  очень  удивило .  Номера   телефона  ее  дочери  Деборы  я  не  имел  и  потому  находился  в  полной  неизвестности.

       В Москву  я  прибыл  рано  утром   9  июня  и  через  два  дня  позвонил  в  Красногорск  Нинель   Семеновне  Игошиной.   От  нее  я  и  узнал  страшную  весть  о  кончине  Маргариты  Васильевны,  ушедшей  из  жизни  в  ночь  с   8  на  9  июня.  А  в  то  самое  утро  9  июня   состоялось  отпевание  ее  тела  в  церкви  Знамения  пресвятой  богородицы  в  центре  Красногорска,  отреставрированной  после  долгих  лет  запустения.

       Это  известие  потрясло  меня  до  глубины  души  как  своей  неожиданностью,  внезапностью,  так  и  тем,  что  я  мог ,  но  не  успел  проститься  с  Маргаритой  Васильевной.   Не  имея  связи  с  Деборой,  я,  к  сожалению,  не  смог    посетить   и   Ваганьковское  кладбище,  где  находятся   урны  с  прахом  Маргариты  Васильевны    и  Лазаря  Вениаминовича,  и  забрать  с  собой    ее   архив . 
 
      Вернувшись  после  поездки  в  Россию  и  Америку  в  Израиль,   я  почувствовал  острую необходимость  написать  стихи,   посвященные    светлой  памяти  Маргариты  Васильевны  Ногтевой.  В  ее  лице  я  потерял   не  только  замечательного  поэта,  мастера слова, но  и   очень  близкого  мне   друга -  соратника  по  творческому  содружеству.   Ведь  наша  дружба,  продолжавшаяся  без  малого  28  лет,  прошла  испытание  временем  и  расстоянием.  Свое  стихотворение  я  закончил  следующей   строфой:

                Прекрасен  был  наш  творческий  союз, -
                Жить    в  памяти  моей  он  будет   вечно.
                Поэтам-символистам  -  кругу  муз
                Платили  дань  мы  с  радостью  беспечной.
 

                Вячеслав    ДАВЫДОВ   (Барух)      
 
      СВЕТЛОЙ  ПАМЯТИ  МАРГАРИТЫ  ВАСИЛЬЕВНЫ  НОГТЕВОЙ

                Ее кончина  потрясла  меня, -
                Так  для  друзей  ее  была  внезапна.
                За  месяц  только  до  того  мы  дня
                По  телефону  говорили  славно.

                Теперь  понятна  просьба  мне  ее
                Забрать  с  собой  ее  архив  в  Израиль.
                Скрывала  состояние  свое,
                Хоть  знала:  ангел  смерти  меч  направил.

                Она  ушла  и  не  придет  назад,
                Но  проза  и  стихи  остались  в  книгах.
                Они  парадоксальностью  дивят,
                Меняясь  в  ярких  образах  и  бликах.

                И  невозможно  без  ее  пера
                Представить  город,  старую  усадьбу,
                Рассветы  в  Красногорске,  вечера,
                Тенистый  парк  с  живой  душою  как  бы.
 
                Прекрасен  был  наш  творческий  союз,  -
                Жить  в  памяти  моей  он  будет  вечно.
                Поэтам-символистам  -  кругу  муз
                Платили  дань мы с  радостью  беспечной !


Рецензии