Любовь не может грешной быть, когда она - любовь

Герой наших новелл – Сергей Рахманинов – в особом представлении не нуждается.
Этот год юбилейный: 140 лет со ДНЯ РОЖДЕНИЯ.
Человек мира, чья неподражаемая музыка звучала и звучит в лучших залах  на всех континентах, беря в плен души и сердца землян, становясь их  доброй аурой на годы и века.
Жизнь человека, особенно  гениально одарённого, многогранна, и одна из граней этой жизни – ЛЮБОВЬ.
Творческое проявление личности и особенно в сфере искусства без этого чувства – вообще нонсенс.
Сам композитор говорил:
Что такое музыка ?!
 - Это Любовь!
 - Сестра музыки – это поэзия,
 -  А мать её – Грусть.


Любовь до  века

Верочке Скалон суждено было стать первой, самой нежной, самой юной, но и самой мучительной любовью  Сергея, любовью до века.
Лето 1890 год.
 Ивановка – имение двоюродных родственников Сатиных.
По очень приятной и, к сожалению, давно ушедшей традиции,  в имении Сатиных собралась на летний отдых почти вся родня: кроме хозяев -  многочисленная семья генерала Скалона, знаменитый пианист Александр Зилоти с семьёй и домочадцами и 17- летний студент Московской консерватории Сергей Рахманинов – прекрасный пианист и многообещающий композитор.
Молодой «поросли» от 13- летней Наташи Сатиной (запомните это имя!) до более «взрослых» членов этой молодой компании  было человек 7-8.
Поэтому в ту весну благоухали не только черёмуха, ландыши и сирени, но весь дом и сад утопал в особом аромате влюблённости.
Как-то ранним утром 15- летняя Верочка Скалон решила навестить только-только распускающиеся ветки сирени, омытые ночным дождём. Она забралась в самую гущу кустов и, опьянённая, одурманенная стойким ароматом, с восторгом умывалась прозрачными каплями с пышно набухших веток.
Оказалось, сирень выманила не только Верочку, но и юного Сергея.
Пробежала искра, вспыхнула, и начался пожар. И горел он в их сердцах до конца их земного пути.
 К  сожалению, для Верочки путь этот был кОроток, всего 34 года.

С детских лет женихом ей был предназначен  друг детства Сергей Толбузин.
  Приятен, образован, богат и безмерно любит Верочку. Она  согласилась не сразу, но веские аргументы (Сергей – странствующий музыкант -  беден. Когда ещё выбьется в люди, а ей  с больным сердцем необходимо дорогое лечение, курорты… Да и жизнь музыканта не сахар: разъезды, концерты, репетиции, творческое уединение…Ему нужна жена-подруга, чтобы  помогала и ухаживала за ним) убедили её, и, как всем привычно,  она подумала: стерпится – слюбится.
Не слюбилось…

 Перед свадьбой она сожгла 100 писем от Рахманинова, в которых он, надо полагать,  не о погоде писал.
 Толбузин выстрадал Верочку. Он, как и все, знал,  что она любит другого, но, безумно любя её, отказаться от этого союза не смог.
Минуло несколько лет, Вера пресытилась богатством, приёмами, мишурой, сердце её, как и Сергея, болело от сознания несбывшихся надежд. Нечастые и по большей части случайные встречи красноречиво кричали:  пожар, что горел в обоих сердцах, не угас.
Его пламя пожирало больное сердце Веры и рано свело её в могилу.
Несбывшееся и Сергей пронёс в своём сердце до могилы, посвятив Верочке ещё при её жизни несколько музыкальных произведений, в том числе романс «В молчанье ночи тайной» на стихи А. Фета
А полный трогательной нежности романс «Сирень» стал музыкальным напоминанием «той» весны.
 Юрий Нагибин пишет: « Не испытай он (Рахманинов) этой чистой любви, осталась бы БЕЗЛЮБОЙ его музыка».

Любовь – утешение

Сергей был беден одинок и горд. Жил в меблированной комнатушке. Постоянного заработка не имел, перебивался уроками. Не всегда имел обед и пока никаких радужных перспектив на будущее. Эти обстоятельства выработали в нём с юности определённый стиль жизни и поведения, определённые черты характера: в официальной обстановке он был непроницаем («застёгнут на все пуговицы»), строг, но всегда элегантен, а среди друзей  -  прост, доступен, смешлив, любил шутки, розыгрыши.
В одну из  суровых во всех отношениях зиму 1893 года на его пути встретилось ещё одно одиночество – цыганка Анна Лодыженская. Муж её -  совершенно «беспутёвый» бедолага, -  всё у него валилось из рук, но бросить его очень добрая,  мягкая цыганка-христианка не считала возможным. Так и тянула лямку жизни без надежд, без радости, без любви.
И вот встретились два одиночества.
 Сергею 20, Анне – 25.
Она всегда умела угадать его состояние и настроение, поддержать, утешить, как мать, как жена, как возлюбленная.

Он называл её «Родная». И на тот период времени  Родная действительно была самым близким, понимающим его человеком.
 Искренняя дружественность, тепло, ласка, сочувствие – всё было.
Не было в их отношениях лишь одного -  Надежды.
 Это они знали оба, и ничего друг от друга не требовали.

Любовь жертвенная

В октябре 1894 года Сергей всё же перебрался к Сатиным. Он уже имел верный и постоянный заработок преподавателя музыки в женском Мариинском училище, да и как композитор,  ярко проявлял себя (опера «Алеко», фантазия «Утёс», сюита для 2-ух фортепиано…).
 Это морально облегчало его  жизнь у родственников. Сестрёнки его подросли, и Сергей всё удивлялся, как он мог 4 года тому назад дразнить стройную, статную и симпатичную сегодня Наташу:
                Худа, как палка,
                Черна, как галка,
                Мне тебя жалко,
                Девка-Наталка.
               
Наташа не сердилась, не обижалась. С детских лет она молча, тайно, не проявляя своих чувств, безответно и безнадёжно (!?) любила своего кузена, стараясь быть ему другом, помощницей, хранительницей его тайн, и постепенно сделалась настолько необходимой, что однажды, возвращаясь с Наташей из Третьяковки, Сергей, как бы мимоходом, спросил: « Тебе не кажется, что нам уже не прожить друг без друга?»
Очевидно, это и было предложение руки и сердца, но… не любви.

 И Наташа это понимала.

Вся последующая жизнь семьи Рахманиновых по многочисленным воспоминаниям друзей и знакомых показала, что Сергей Васильевич (ему уже 29 лет) сделал правильный выбор, обретя в лице Наташи Сатиной умного, любящего и надёжного друга и помощника во всех делах.
К венцу Наташа одевалась у подруги юности -  Верочки.
О чём думали в эти минуты обе?

Наташа вероятно благодарила Бога за дарованное ей,  вполне заслуженное счастье и немного грустила о том, что счастье ею именно заслужено, а не свалилось с неба, как это случается, когда атакует любовь.

Ну а Верочка? Теперь уже Толбузина, с грустинкой, а может быть и с бОльшим чувством, понимала, что Наташа – лУчшая подруга и опора Сергею, но в сердце её жила любовь, и она знала – разделённая.
Думается, что для обеих тонко чувствующих натур это было нелёгким испытанием.

Любовь – страсть

Однажды Рахманинов, уже знаменитый, в зените своей славы  композитор, дирижёр и  пианист, порядком подуставший от нелёгкого бремени славы,  в одном из интервью нью-йоркскому «Музыкальному обозревателю», отвечая на вопрос об источниках вдохновения, называет поэзию, природу… И вдруг:
 «Прекрасная дама безусловно является источником постоянного вдохновения, иначе  вы ничего не напишете и ничего не свершите».

  Его жена-кузина Наталья, бывалоча, стоя на коленях, застёгивала мужу концертные туфли, чтобы он, не дай бог, не сломал ноготь перед выступлением.
Но была ли она той «Прекрасной дамой», вынимающей душу, опустошающей сердце, испепеляющей твой покой?

Ответ знали оба  супруга Рахманиновы, и Наташа должна была  это  принять и примириться, что она и делала всю жизнь.

Творческому человеку и не только Рахманинову, в чём убеждает нас история культуры и искусства, для вдохновения нужна  Муза.

И она появлялась.
 
Для Рахманинова ею стала блестящая певица, полная  внутреннего огня и внешнего обаяния  -  Нина Кошиц.
Современники дают несколько версий знакомства будущего неповторимого вокального дуэта.
Мне импонирует  ЭТА:
«1916 год.
 Рахманинов подходит к дому Ильи Саца и ещё на улице слышит завораживающий женский голос, исполняющий его романс «В молчанье ночи тайной»…

И в тот вечер они больше никого не замечали…

Это была буря, вихрь эмоций, родивший цикл из шести романсов, написанных на стихи, подобранные «Re» (под таким псевдонимом общалась с композитором Мариэтта Шагинян, которую при случайной встрече в концертном зале по наитию узнал Мастер).
Конечно же, цикл посвящен несравненной Нине.
 Конечно же, они много и блистательно концертировали.
 Автор – за роялем! Что лучшего может пожелать даже самая титулованная примадонна?!
Кончилось тем, что Нина позволила себе открыто бравировать связью с композитором, которому приходилось прилагать огромные усилия, чтобы держать под спудом свою тайну (хотя об этом говорила вся Москва).
А в конце года Нина исчезла, подписав другой контракт.
 Но где бы она ни была, всюду признавалась, что не исполняла ничего лучше, романсов Рахманинова.


«Белая сирень»

 Она сопровождала концерты Мастера на любых континентах, верша свою миссию любви и памяти.
Кто скрывался под этим красивым и очень соответствующим не только музыке, но и ряду жизненных обстоятельств, псевдонимом?
На сегодняшний день существует ДВА варианта ответа:

Первый:
 «Ф.Я.Руссо, киевлянка, жена врача, утратившая всё, чем дорожила в жизни, в самую критическую минуту неожиданно вновь обрела веру в правду, в добро, найдя для себя  душевную опору в музыке Рахманинова, которую страстно полюбила.
Желание выразить свою горячую благодарность великому художнику красной чертой прошло через всю её последующую жизнь». (Н. Бажанов).
Уж где она доставала в любое время года ветки, букеты и даже целые корзины сирени – остаётся её секретом.
 По этой версии тайна «Сирени» была раскрыта незадолго до выезда композитора из России в 1917 году.

О второй версии «Белой сирени» рассказал внук композитора на страницах «АиФ» (30.06.2012).
Чуть мистическое название статьи гласит:
 «Супруга Сергея Рахманинова раскрыла семейную тайну лишь перед смертью: сердце композитора принадлежало не ей одной».

Фрагментами этой статьи я и воспользуюсь, хотя она меня не до конца убеждает.
Внук композитора -  Александр Рахманинов рассказывает:  бабушка -  Наталья Александровна -  незадолго до кончины пригласила его,  сказав: «Я хочу освободить свою душу от греха и расскажу тебе правду…
Однако при условии, что до 2000 года (т.е. почти в течение 50 лет – А. Р.) ты никому не расскажешь о моей исповеди».

И  рассказала, что после провала ПЕРВОЙ симфонии в 1897 году Сергей впал в состояние глубокой меланхолии и совсем не мог сочинять. Родные решили ему помочь и устроили лечение у прекрасного доктора-психиатра Николая Владимировича Даля, сына друга Пушкина, принявшего  последний вздох поэта.
И посадил-то его доктор в то самое кресло, на котором сиживал когда-то  великий поэт.
Несколько гипнотических сеансов опытного доктора совершенно излечили Сергея, но он продолжал ещё длительное время посещать дом доктора, у которого была красавица-дочь.
Наташа Сатина – уже невеста Сергея, всё поняв, и спасая положение, придумала вполне правдоподобную «ширму» этих посещений – длительную, трудно поддающуюся лечению меланхолию.
Каких сил стоила ей эта борьба за сердце любимого, можно только догадываться и восхищаться силой любви и всепрощения этой женщины.
С тех пор на всех концертах Маэстро неизменно появлялась свежайшая БЕЛАЯ СИРЕНЬ.
Супруга, всегда сопровождавшая мужа, зная обо всём, никогда не выясняла отношений, не просила объяснений, внешне не проявляла никаких эмоций.

Уход Мастера из жизни в 1943 году в Калифорнии был очень, тяжёлым (он  много курил и «заработал» рак). Рядом была жена и старшая дочь Ирина.
В последний момент вошла женщина, за которой Наталья посылала шофёра.
Не произнеся ни слова, Наталья жестом попросила её подойти ближе к  кровати, указав на место рядом с собой.
Через мгновение жизнь покинула великого Рахманинова, но живёт и сегодня
 НЕУГАСАЕМАЯ ЛЮБОВЬ К ПРЕКРАСНОЙ МУЗЫКЕ  ГЕНИЯ.


Рецензии
Нелли!

Оказывается, я много прочла Ваших произведений - куда ни нажму, везде моя рецензия. А по названию невозможно определить, что уже прочтено. Большое спасибо!
Я ничего не читала о Рахманинове, а тут - всё, что надо знать, есть.
Прочла с интересом!
Обнимаю,
Таня.

Пыжьянова Татьяна   25.08.2016 14:16     Заявить о нарушении
ТАнюша! Это же ПРЕКРАСНО!
СПАСИБО.
Рада этому интересу.
Творческих взлётов!!!
Нелли.

Нелли Мельникова   25.08.2016 14:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.