Нужен ли нравственный кодекс?

Рано или поздно многие из нас приходят к выводу, что караван общественных событий проходит мимо, надменно глядя вдаль и не обращая никакого внимания на наше мнение о них.
Поток событий точнее будет сравнить не с караваном, а с поездом, который не остановится даже в том случае, если кто-то ляжет на рельсы или дёрнет за ручку «аварийной остановки».
Пролетит он мимо, а мы, глотая пыль с лёгким запахом вагона-ресторана, остаёмся обдумывать своё житьё.
Потому, что процесс миропонимания – это что-то близкое и родственное святой жажде правды.
Одним их тяжёлых камней преткновения на пути к пониманию современной жизни, безусловно, является чрезвычайно затянувшаяся перестройка политического строя в нашей стране.
Власть осуждают и за действия, и за бездействие…
Несмотря на относительное ослабление всяких недовольств и наметившийся оптимизм политических заявлений и общественных ожиданий, преобладает всё же настроение если не тревоги, то настороженности.
За отдельными заявлениями властей, вроде бы одобряемых обществом, не только не чувствуется системы и плана, а просматривается иногда и такой разрыв с практическими делами, что подкрадываются подозрения в их лицемерии.
Множество дел и слов президента Путина на тему будущего страны можно условно обозначить тезисом: «Запад нам не указ. Мы пойдём своим путём».
На фоне цифр упадка и деградации России, примером для подражания, казалось бы, должны стать лидеры мировой экономики.
Допустим, США не годятся в учителя по причине угнездившихся там пороков капитализма…
А чем же нас не устраивает в роли учителя Китай, прошедший, как и мы, горнило строительства коммунизма? 
Неужели у Китайской модели тоже есть неприглядная обратная сторона?
То, что китайцы первыми в мире изобрели фарфор, шёлк, порох, бумагу, календарь, для нас сегодня ещё ничего не значит…
А если вспомнить проделки хунвэйбинов культурной революции, всекитайскую охоту на воробьёв и выплавку стали в каждой деревенской печке, то  они будут выглядеть карикатурой на социализм гораздо больше, чем бывший СССР.
Сегодня у Китая есть атомное оружие, у него лучший в мире цирк и лучшие игроки в теннис, но всё равно они для нас все на одно лицо…
Их мощь и организация восхищает и страшит, как что-то вроде туч саранчи…
С одной стороны, отмечен рост доходов населения почти в 30 раз за период с 1978 по 1995 год.
А с другой - пропасть между элитой Китая и бедным большинством его населения гораздо более глубокая, чем, даже, у нас.
50 человек владеют четвертью достояния страны.
Кроме роста экономики, оказывается, есть рост безработицы и преступности, рост протестных настроений вплоть до нападения на партийные и административные органы власти. Китай занимает 3 место в мире по расходам на предметы роскоши.
Но в целом, по заключению американских исследователей, власти Китая контролируют ситуацию и не оставляют шансов на разжигание «цветных» революций.
Для подавления протестных настроений разработана и действует система мер, включающих в себя
- перенаправление ответственности с центральной власти на местную;
- недопущение консолидации на этнической и религиозной основе;
- информационную изоляцию и локализацию протестов.
Расстрелы чиновников за коррупцию позволили поднять уровень удовлетворения населения властью с 50 до 70 процентов.
По числу смертных казней Китай занимает 1 место в мире: в год там казнят больше, чем во всех остальных странах мира.

Многим из нас кажется, что какие-то справедливые репрессивные меры могут искоренить преступность, как некоторые инфекционные болезни.
Факты таковы, что приходится признать нормальным определенное равновесие строгих репрессий и числа преступлений.
Ни смертные казни, ни тюремные сроки никого и нигде не испугали до такой степени, чтобы воцарилась абсолютная законопослушность.
Но это не может быть основанием для отмены строгих наказаний.
Так, например, за сутенёрство в Китае, как и за многое другое, полагается расстрел.
Доходность заведения с сексуслугами составляет 330 процентов, а в обычном ресторане – 90. Не смотря на казни сутенёров и наказания проституток и клиентов, сфера сексуслуг развивается бурными темпами.
Организованная преступность с 1980 года становится всё преступней...
И это ещё одно свидетельство тому, что, как бы не прикрашивал капитализм своё лицо, он не может скрыть свои гримасы.
Всё это вроде бы укрепляет нас в убеждении, что ничему хорошему от Китая научиться мы не можем.
Возникает вопрос, что же из себя представляют эти «гримасы»: обнажившееся лицемерие или неизбежные издержки общественного строя?
Атеистами в Китае называют себя около10 процентов,  но государство там отдалено от любой церкви гораздо  дальше, чем у нас. Тем более удивительно, что в вопросах нравственности власть Китая проводит свою твёрдую политику, ограничивая плюрализм с уверенностью в собственной правоте. 
Честность позиции руководства Китая в вопросах нравственности не может не вызывать уважения: от чётких и доступных для понимания деклараций до чётких и последовательных действий – ничто не даёт повода для подозрений в лицемерии.
И это при том, что в Китае нет массового спонсорства олигархов на строительство церквей, нет публичных демонстраций дружбы и сотрудничества патриарха с властью…

В  2006 году председатель КНР Ху Цзиньтао изложил "социалистический взгляд на то, что следует уважать и прославлять, и на то, что следует отвергать и считать позором". Он сформулировал восемь правил нравственного поведения, согласно которым определяются понятия славы или почета и позора или стыда. Он произнес речь на тему о том, чем следует гордиться, что следует считать для себя честью, и что следует рассматривать как позор.
Выдвинутые им положения в Китае получили наименование "восьми правил чести и доблести".
Вот эти восемь положений.
- «Считать делом чести и доблести горячую любовь к Отечеству(дословно: стране предков),
считать позором и постыдным делом нанесение вреда Отечеству, создание угрозы для Отечества.

- Считать делом чести и доблести служение народу (обслуживание народа),
считать позором и постыдным делом поступки, идущие вразрез с интересами народа.

- Считать делом чести и доблести стремление к науке,
считать позором и постыдным делом невежество и отсутствие знаний.

Считать делом чести и доблести усердный труд,
считать позором и постыдным делом стремление к безделью и неприязнь к труду, лень.

Считать делом чести и доблести сплочение и взаимную помощь,
считать позором и постыдным делом нанесение ущерба другим ради своей выгоды,
стремление поживиться за чужой счет.

- Считать делом чести и доблести честность и верность слову,
считать позором и постыдным делом утрату чувства долга ради собственной выгоды.

Считать делом чести и доблести соблюдение дисциплины и законов,
считать позором и постыдным делом нарушение законов и дисциплины.

Считать делом чести и доблести упорную борьбу,
считать позором и постыдным делом барское поведение, стремление к роскоши, разгулу и праздности».

Провозглашение этих заповедей даёт каждому гражданину моральное право оценки действий власти и чиновников. А сама власть получает опору для своих законов.

Одним исповеданием кодекса дело не ограничилось. В начале были слова: «Мы против пропаганды гедонизма, власти денег и безнравственности»
А потом – дела:
- показ развлекательных передач на ТВ был ограничен: не более 2 шоу в неделю;
- с 19 до 22 часов на ТВ разрешается не более 90 минут развлекательного эфира;
- приказано покончить с шоу телезнакомств и пропагандой культа денег;
- «не рекомендовано» создавать фильмы, пропагандирующие «неоднозначные моральные ценности и недостаточно позитивное мышление»;
- резко снижено время рекламы на ТВ: запрещена реклама во время показа художественных фильмов…
В то же время, есть шоу «интервью перед смертной казнью»…
Нельзя сказать, что «рекомендации» власти выполняются безоговорочно и без сопротивления: на одном из шоу, ведущая сказала слова, ставшие для некоторых девизом жизни: «Лучше плакать на БМВ, чем смеяться на велосипеде!»…
Рост проституции в Китае – несомненный факт. Клиентами элитных заведений становятся руководители и чиновники, имеющие власть и деньги, не смотря на реальную угрозу больших штрафов и полного краха карьеры.
При этом официально и предоставление «услуг», и обращение за ними считается позором и нарушением закона.
Власть до некоторых пор снисходительна к гражданам, но непримирима к пороку.

В.Путин тоже что-то  тихонько проговорил о нравственности.
Но практически, ни в чём ещё не заметно, чтобы где-то кто-то начал "запрягать" новую национальную идею…
А самое главное, можно ли запрягать новую идею в старую телегу страны, построенной по итогам воровской приватизации?
Одним из самых удивительных фактов Китайской перестройки стал процесс массового и очень весомого перетекания капитала «новых китайцев» в бюджет страны.

Есть конкретные цифры, не позволяющие называть этот процесс имитацией солидарности власти страны, её самых богатых людей и народа.
За невыплату заработной платы китайским законом предусмотрена смертная казнь…
А транслировать церковные службы по телевидению,дарить иконы руководителям страны и награждать олигархов церковными наградами там не принято.


Рецензии
Добрый вечер. Сразу быка за рога - китайцы спокойны в отношении религии. Они буддисты.Христиан там нет. Одна русская церковь была в Харбине, но она хирела по мере того, как наши эмигранты уходили в мир иной.Не знаю, что с не сейчас. были слухи о ее реставрации.Нечто вроде часовни было на территории нашего Торгпредства, лет пять назад там было что-то хозяйственное. Вроде тоже собирались реставрировать. А вот в Японии бездна православных церквей, но и борьба за насаждения христианства там была будь здоров,извините за вульгаризм.В центре Токио - церковь святого Николая Японского.В 2014 было столетие этого святого, приезжал патриарх, есть и Московский православный приход.Но японцы буддисты тоже спокойны в своей вере,а вот синтоисты- язычники более одержимы Так вернемся к нашим баранам, то бишь к Китаю. Вы знаете мое наблюдение, что злобные мифы о Китае исходят от людей не имеющих о нем понятия, китайского не знающих, имею ввиду языка.Претензий по границам у нас нет - было зафиксировано Горбачевым и Дэн Сяопином. Китайцы не военные, они не любят войну. Ремесленники художники, производители технологически сложных товаров. А знаете анекдот: русские школьники на уроках труда делают табуретки, а китайские - айпады.В 1970 США хотели стравит нас с Китаем, но не удалось по причине самих же американцев.Похоже я уж очень разговорилась. Вы же сами вон сколько статистики обрушили на головы читателей, хотя, что я - здесь же на сайте каждый читатель он же писатель))) А знаете что я хочу предложить давайте как-нибудь поговорим подробнее о Ли Куан Ю, он умер в позапрошлом году. Я от него в восторге и от взглядов его и от деяний и вообще я его обожаю. Я про него напишу, а Вы -рецензию. Пойдет? Нет узурпаторства с моей стороны? Имейте ввиду, я не обижаюсь на замечания, правда, если они справедливы и сделаны учтиво. Вы, конечно, улавливаете, что я прикалываюсь( шучу на современном сленге.До свидания, очень надеюсь, что не утомила вас. С уважением, Я

Марина Троицкая   17.01.2016 01:26     Заявить о нарушении
"Быка за рога" не совсем получилось:на вопрос статьи нет ответа. Но причина, вижу, уважительная: избыток эмоций по поводу Китая.
Сингапур я тоже упоминал, как политический феномен. Но у меня сведения о нём самые поверхностные. Отзыв гарантирую, но не обещаю, что он будет компетентным.

Геннадий Гаврилов   16.01.2016 23:22   Заявить о нарушении
мне показалось, что вы строги? справедливо, что я привязалась к христианству, сама не знаю.Я вернусь и буду пытаться достойно ответить

Марина Троицкая   16.01.2016 23:36   Заявить о нарушении
Эти правила нравственного порядка напоминают кодекс строителя коммунизма и в реале китайской жизни значения не имеют. Китайцы всегда были активны, даже при Мао. Другое дело что они не задирают основы власти и им плевать на западную демократию. И еще Китай,как не странно,неидеологичен. Он не экспортирует политическую мудрость, ценности и не привязывает их к экономике и это ценно.Карательная политика да, сурова, но с древнейших времен аксиомой стало, что ужесточение наказанй не ведет к снижению преступности. Это я заявляю вполне ответственно.В Китае почти нет бытовых преступлений,а коррупция, как и везде, например,из местных муниципалитетов большая доля налоговых поступлений изымается Центром, потому местные изобретают различые ухищрения при продаже земли., строительства etc.Нужен ли нам нравственный кодекс? Категорически нет.Это либералам нужно для их идеологии,которая впоследствии и приводит к революциям, гражданским войнам и гибели людей.Я консерватор! А Вы ? Спокойной ночи.

Марина Троицкая   17.01.2016 02:12   Заявить о нарушении
Доброе утро! Утро вечера, действительно, мудренее, особенно,если это не вечер. а ночь, когда мозг становиться агрессивным. Так вот,кодекс нравственности необходим всем государства, если на то пошло. Мне слово кодекс не нравиться ,оно здесь не походит. Понятно, что речь идет о перечне нравственных ценностей. У нас сейчас нет даже предпосылок для этого, увы. Мы же загнивали меньше века, а Византия 300 лет до своего расцвета.А,кстати, Вы определенно в своей статье мнения не высказали по этой проблеме. Ради бога, извините меня. Я боюсь, я не свела Вас с ума? С уважением.

Марина Троицкая   17.01.2016 10:31   Заявить о нарушении
Я заподозрен в строгости... Постараюсь "следить за базаром", чтобы не потерять такую собеседницу...
Статья Конституции, запрещающая стране иметь идеологию,- это приговор стране.
Это публичное объявление о том, что Истины нет и нечего её искать...
И публичное отречение от христианских основ нравственности. Православие отвергается даже как направление, в котором надо искать истину.
-Это- кратко - на запрос о моей позиции.

Не схожу ли я с ума от Вас? ... Мне уже нравится наше общение. Но это, наверное, ещё не симтом...

Геннадий Гаврилов   17.01.2016 11:37   Заявить о нарушении
Симптом, конечно. - клавиша запала...
И беспокоюсь, что злоупотребил Вашей учтивостью: не виновен ли в том, что склонил к написанию ответов в разгар ночи...

Геннадий Гаврилов   17.01.2016 11:46   Заявить о нарушении
"никакой идеологии, только лишь развитие нации"(Ли Куан Ю) Но об этом позже. Отвечаю почти на лыжах, потому что интересно. Спасибо. Я

Марина Троицкая   17.01.2016 11:55   Заявить о нарушении
что значит - клавиша запала? Вы потеряли интерес, стесняюсь написать, ко мне, пишу - к теме?

Марина Троицкая   17.01.2016 11:57   Заявить о нарушении
Просто исправил грам.ошибку в слове... Интерес растёт во всех направлениях.

Геннадий Гаврилов   17.01.2016 15:01   Заявить о нарушении
Принято и одобрено. Спасибо.

Марина Троицкая   17.01.2016 15:29   Заявить о нарушении
Вы, простите меня? Терпения нет, я, как пружина, если не скажу, что решила, то просто- не знаю что, умру, наверное. В Конституции не может быть запрещения идеологии, ибо конституция и есть идеология,достижение либерализма, которые ради достижения своих идей завтра, готовы пожертвовать людьми сегодня.Теперь, что касается истины.А, вот, нет абсолютной истины. Она доступна лишь высокому и могущественному Духу - так говорили древние, вроде Демосфен,но точно не помню, хотя нет пророков в своем отечестве, тот же Демосфен взял и отравился после того, как Македония завоевала Грецию - почему то злобно заканчиваю я, думаю по причине осознания своего бестактного обременения Вас. Все, более без Вашего зова не приду. Спасибо за терпение.

Марина Троицкая   17.01.2016 19:21   Заявить о нарушении
У деликатности тоже есть свои гримасы. Вот, допустим, заявит как-то о себе мой зов к Вам, а я подумаю: вдруг обременю, покажусь навязчивым...

Конечно, запрет идеологии - это и есть идеология.
Об истине мне нравится высказывание апостола: "Не почитаю себя достигшим, а только... стремлюсь к цели..." Даже в пределах христианства спорам об истине нет конца.Стран, которые принципиально провозгласили "отсутствие гос. идеологии" несравнимо меньше, чем тех, у кого она есть.
Возможно, от неё отказываются те, у кого она объективно такая, что вслух о ней и сказать нельзя.


Геннадий Гаврилов   17.01.2016 22:23   Заявить о нарушении
да ,про истину я несерьёзно, так до кучи.спасибо,что Вы дарите меня своим расположением.Я это чувствую.Конечно,буду Вас читать, ибо мне интересно . правда,я не могу из приличия всегда соглашаться, но я же , худо - бедно,воспитанный человек.Ужасно многословна . Прощаюсь.

Марина Троицкая   18.01.2016 00:15   Заявить о нарушении
А чего таить? Ваши дневники и прочее, что я читал, мне напомнили настроение М.Цветаевой в её ранних стихах, настроение детской непосредственности и восторженной радости открытия жизни...

Геннадий Гаврилов   18.01.2016 10:53   Заявить о нарушении
спасибо. Вы всегда добры в оценках.Детскость- это хорошо или плохо? Мои недостатки - нетерпение и азарт.Я испытываю не ловкость к Вам можно обращаться без отчества?Или как?Хорошего дня

Марина Троицкая   18.01.2016 14:00   Заявить о нарушении
неловкость. Когда пишешь с тел.- всегда ошибаешься,извините.

Марина Троицкая   18.01.2016 14:04   Заявить о нарушении
Чтобы снять неловкость: я безнадёжно немолод.Но по отчеству меня зовут только на работе.

Геннадий Гаврилов   18.01.2016 14:17   Заявить о нарушении
Да, я поняла .Доброй ночи Геннадий!

Марина Троицкая   18.01.2016 23:27   Заявить о нарушении
Но я готовлюсь к рецензии статьи о Сингапуре...Или не надо?

Геннадий Гаврилов   18.01.2016 23:57   Заявить о нарушении
О, да, конечно. А разве Вы ее читали? Но не очень громите, пожалуйста.

Марина Троицкая   19.01.2016 00:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.