С законным вас браком! Глава 36

                36

                "С законным вас браком!"

        Илья и Даша приехали к ЗАГСу на автобусе к трём часам, как им и было назначено.
 Они всё ещё не пришли в себя от шока, от утренних слов Анна Васильевны. Более всего
была напугана Даша. Будто земля у неё пошла из-под ног: ничего хорошего не было у неё в
 прошлом и ничего хорошего не предвещало и будущее, как она предчувствовала. С  надеждой
 смотрела она на Илью, всматривалась в самую глубину его глаз: он был её последней опорой
 и защитой.
        "Если ещё и он отвернётся от меня - это конец!.. - поняла она, и эта мысль
 приводила её в холодное содрогание, в ужас. - Мне тогда ничего не останется - только
под поезд, или в петлю!.. Домой возврата - нет! Жить там будет - невыносимо..." Но более
 всего её мучили обманутые чувства:  она за пять дней так поверила в доброту Анна
 Васильевны, даже полюбила её как родную мать - ведь именно этого чувства ей не хватало
 всю жизнь! - и вот... такой обман в чувствах! "Если бы не Илья - жить стало бы
 невозможно" - ещё и ещё много раз твердила она себе.
         И Илья сильно расстроился: ну никак он не ожидал ничего подобного от матери!
  "Ведь... всё было так хорошо! Ведь, встретила нас прекрасно - лучшего и желать нечего.
 И вдруг!.. И как она могла на Дашу подумать что-то нехорошее?! Боже мой, как она не
 права!.. Это она на работе от своих подруг да от кумы наслушалась всяких сплетен - и
 думает, что все такие... подлые и хитрые. А того не поймёт, что каждая... сучка
 убеждена, что и все такие же, как она! Каждый человек думает обо всех остальных людях
в меру своей испорченности - это закон природы... Ох, как она ошибается!.. Да как она
 понять не может, что я-то теперь - не тот... Я ж теперь - башку расшибу, сдохну - а Дашу
 в обиду не дам! Да после её слов - я ещё настырнее буду! Она даже не подозревает - каким
 упрямым я могу быть!.." И от таких мыслей Илья с такой энергией целовал, ласкал,
 успокаивал Дашу, что она уже не могла не поверить ему и уже сама успокаивала его:
"Родной ты мой!.. Единственный мой!.. Любимый мой!.." Анна Васильевна и  подозревать
не могла, что благодаря её "стараниям", их любовь только крепла, только крепче они
 привязывались друг к другу.
         Вскоре подъехали к ЗАГСу и Андрей с незнакомой девушкой, они нужны были в
 качестве свидетелей; Андрею пришлось уйти с лекций в институте, чему он был только рад.
        - Познакомьтесь - это Рита, - представил он спутницу, у которой и причёска, и
 макияж, и одежда, и сапожки - всё было по последней моде, даже с "шиком"; если девушка
 хотела выделиться, выглядеть не так, как все - то это ей удалось, особенно сильно был
 виден контраст рядом с Дашей, скромно и аккуратно одетой, совсем без макияжа и с
 косичкой. - Илья, да вы же знакомы! Она же наша однокурсница, ты же учился немного на
 первом курсе, должен помнить!
        - Да... что-то припоминаю. Лицо знакомое. Вспомнил! Но как же ты изменилась,
 Рита! Стала такой... Если бы не Андрей - прошёл бы мимо - не узнал! - покачал головой
 Илья, улыбаясь. - Познакомься, Рита, с Дашей.
        - А ты тоже... Но я бы узнала тебя!  И возмужал-то  как! - засмеялась Рита.
- Я специально сбежала с лекций с Андреем, как только узнала, что предстоит встреча с
 тобой. Я бы от любопытства умерла, если бы тебя не посмотрела! Какой ты хорошенький и
 важный стал! Не то, что наши студентики. И все девчонки нашего курса помнят тебя, и все
 бы сюда прибежали полюбопытствовать на тебя, да Андрей не дал мне и рта раскрыть -
 утащил скорее!
         Илья чувствовал, как Даша смотрит на него и спрашивает взглядом:  как ей
 реагировать на слова девушки? - они ей были не очень приятны; а он тихо и нежно пожал
ей руку, успокаивая, как бы говоря: "Я здесь, с тобой, всё будет хорошо». Рита, возможно,
 заметила это, и рассмеялась.
        - Даша, а ты знаешь: я Илью запомнила при первой же нашей встрече, никого не
 запомнила, а его запомнила! На первом же вступительном экзамене в институт, когда мы
 совсем никто друг дружку не знал. Он уже тогда был не как все, и запомнился этим! Мы все
 трясёмся у двери, где экзамены проходят, учебники зубрим, шпаргалки прячем, - а он? В
 коридоре, на подоконнике - спит себе, и никаких переживаний! Аж обидно стало. И мы
 решили подшутить над ним: толкаем его - "Как твоя фамилия? - Тебя вызывают, а ты не
 слышишь!" - и втолкнули его в дверь, он и глаза продрать не успел! Андрей, ты же должен
 это помнить?
        - Я тогда уже в аудитории был, готовился отвечать - и тут он вошёл. Но - удачно:
 кто-то уже ответил и шёл к выходу, поэтому выгонять его не стали, - припомнил тот случай
 и Андрей. - Хотя и пожурили немного, что без приглашения зашёл.
        - Ну, а мы, - продолжила Рита, смеясь, - втолкали его и ждём: что будет дальше?
 Рады, что хоть немного отвлеклись, повеселились. А он... потом, когда вышел -
 преспокойно домой подался - никаких эмоций, думали - завалил экзамен, даже спрашивать
 его побоялись. И только у следующего, кто вышел за ним, узнали - что он сдал на отлично!
 Так я его и запомнила.
        - У тебя редкое и красивое имя - Рита, - сказала Даша, чтобы сгладить ту
 неловкость, что случилась в первую минуту встречи.
        - А вы знаете: моё имя - Маргарита - означает - жемчужинка? - объявила девушка;
 видно было, что она любила быть в центре внимания в любой компании, и сейчас все
 посмотрели на неё. - Да! мальчишки, а где... народ? Где цветы? - спросила Рита, всё
ещё улыбаясь. - Как ни как - мы в ЗАГС приехали!
        - Тс-с! - приставил Илья палец к губам. - Рита, разве Андрей тебя не предупредил,
 что у нас "тайное венчание"?
        - Ой, Илья, извини! Я забыл, - подхватил шутку Андрей. - Ты уж постарайся,
 Маргарита, пожалуйста: никому ни слова - ни-ни! - о том, чему ты сегодня будешь
 свидетелем.
        - Хорошо, ребята, я поняла. Но как интересно! - обрадовалась девушка. - А если бы
 ты знал, Илья, как мы с девчонками внимательно просматривали репортаж с афганской
 границы, когда последние солдаты со знамёнами выезжали оттуда через мост, когда война
 закончилась! Даже, некоторые уверены, что тебя там узнали, - восторженно и торопливо
 рассказывала Рита, боясь, что её перебьют, не дадут договорить; и, действительно, Илья
 рассмеялся.
        - Рита! Никто меня не мог видеть там, потому что я не был там!
        - Но... как же!? Андрей мне сказал, что ты и невесту... извините, Дашу привёз
 оттуда. Я даже специально прибежала сюда, чтоб посмотреть на вас, - искренно удивилась
 Рита и, даже Андрея дёрнула за руку, чтоб он подтвердил её слова.
        - Я не говорил, что оттуда! Я сказал, что - с юга! - оправдываясь, пробубнил Андрей.
        - А Афганистан - это и есть юг! - сразила парней своей логикой Рита. - Что вы
 смеётесь? Разве не так?
        - Да, на юге, - подтвердил Илья. - Но Даша жила в А., это очень далеко от тех
 мест. Да и я служил в другой стороне, за Уралом, в Европе.
        - В Германии, что ли? - спросила Рита, вновь в спешке.
        - Да нет же, в России! А с Дашей мы познакомились вовсе не в армии, это совсем
 другая история, и сейчас её рассказывать некогда, - поторопился уточнить Илья, чтоб
 избежать любопытных вопросов.
        - Как у вас всё сложно! - вздохнула Рита. - Но интересно!..
        - А где же Галя? - спросил Илья друга, чтоб перевести разговор в другое русло,
и встревоженный отсутствием подруги Андрея.
        - Да... не смогла она сегодня... - ответил как-то невнятно Андрей, и глаза отвёл
 в сторону. - Девочки, вы заходите вовнутрь. Раздевайтесь там, очередь занимайте. А мы
 тут с Ильёй... покурим пять минут. Хорошо? - вдруг предложил он.
         Илья видел, с какой неохотой Даша оставила его на улице и пошла с Ритой.
        - Ты же не куришь! - удивился Илья.
        - Нет... дай мне сигаретку! Закуришь тут!..
         Андрей и впрямь прикурил, но так неумело держал и мял сигарету, и вдыхал дым и
 выпускал его тут же, что было видно, что он новичок, но и не кашлял уже - значит - и не
 первый раз курит.
        - Ничего себе! Я таким тебя ещё не видел! - начал переживать за друга Илья.
        - Да!.. - махнул Андрей рукой, - Разругались мои женщины - вдрызь!.. Из-за меня
 разругались... Всё меня делят, будто я вещь какая... Ты, вон, хорошо - раз - и женился!
 А я... с ними... уже почти два года воюю... Ну и... не выдержал я этот раз - вступился
 за Галину, даже пригрозил, что уйду с ней!..
        Андрей не сразу даже смог продолжить свой тяжёлый рассказ, а Илья терпеливо ждал,
 не перебивал, как он это обычно делал.
        - И, знаешь, что мне мать сказала!? - и на этот раз Андрей по-настоящему
 затянулся сигаретным дымом. - Она мне открыла всю правду... обо мне. Столько лет
 молчала, а тут - сказала!.. Молчала б уж и дальше... Она мне сказала, что я им - не
 родной!.. И что у меня есть старшие - и брат и сестра!.. Когда мои родители погибли,
нас - троих - разобрали по разным семьям. Я - младший... И, вот, она меня взяла к себе.
 Поэтому - я ничего и не помню... и не знал. А старшие мои - всё помнили, и давно уже
 просили её, чтоб им со мной повидаться, да она не давала... и от меня всё скрывала. 
Они даже уехали с моей родины сюда... Откуда-то из-под Новокузнецка. А тут... то ли из-за
 этой ругани из-за Галины, то ли те уж так сильно требовать стали о свидании - она и
 высказала всё... А мы-то с тобой, Илья!.. За столько лет нам с тобой - даже в голову ни
 разу не пришла такая мысль - и почему я так не похож на родителей! Они-то чисто - русые,
 а я-то - не то монгол, не то... ещё кто! Да и возраст-то у них - совсем... Они мне
 скорее - дедушка с бабушкой, чем... родители.
       - Да-а… Андрей! Ну и новость ты мне сказал!.. Сегодня день - одних новостей,
одна слаще другой!.. - тяжело вздохнул Илья.
       - У тебя, что - тоже что-то?..
       - Да, тоже: мать сегодня... сорвалась. С чего - не знаю, хоть убей!.. Но ничего,
 дружище - я-то теперь - не один, у меня теперь с тылу - помощник есть. И я с Дашей
 теперь - хоть в огонь - хоть в воду! И отступать мне некуда... И не собираюсь!  И ты
 держись, Андрюха! Не пропадём! Всё образуется! - Илья даже похлопал друга по плечу
, подбадривая его, и улыбнулся.
       - Мальчишки, заходите, нас зовут! - позвала их Рита.
        Их всех пригласили в соседнюю комнату, где за столами сидело несколько женщин,
и они что-то писали. Женщина, которая пригласила их, указала им на первый стол слева от
 двери. Илья и Даша подошли и скромно встали перед столом, ожидая, что будет дальше, но
 лица их всё сильнее и сильнее разгорались не то от жары, что скопилась в комнате, не то
 от волнения: они чувствовали, что наступила решительная минута в их жизни. Они не знали,
 что делать им с их лицами, и оба опустили головы, как провинившиеся школьники. А их
 спрашивали: имена, фамилии, годы рождения, какую фамилию они выбирают, и прочее и
 прочее... И, когда Свидетельство о Браке было заполнено, и им предложили расписаться в
 журнале, - они поняли - на сколько они переволновались и вспотели, что даже руки у них
 тряслись и расписаться они не могут красиво.
        - Поздравляю вас в этот торжественный для вас день, - встала из-за стола и
 обратилась к ним красивая, с прекрасной причёской, женщина лет сорока, которая и
 заполняла все их документы и подала им их. - И вручаю вам это ваше Свидетельство о
 Браке. Берегите его, и берегите и охраняйте вашу любовь! Будьте счастливы! Уважайте
друг друга. Будьте друг к другу терпимы и взаимно вежливы. Счастья вам и благополучия!..
 А сейчас - свидетели... подойдите и распишитесь... вот здесь, - подозвала она Андрея и
 Риту.
         Илья и Даша посторонились немного в сторону и посмотрели друг другу в глаза
- сколько в них было волнения и счастья! Только слёз не хватало... И они дружно, враз
 вздохнули и улыбнулись друг другу.
       - Спасибо вам большое!.. До свидания! - поблагодарили и попрощались все с этой
 милой доброй женщиной, и вышли в соседний зал, где уже и Рита и Андрей стали горячо и
 шумно поздравлять молодожёнов.
        А потом шумной весёлой ватагой они вывалили на улицу, даже не одевшись и не
 застегнувшись до конца. А там был лёгкий морозец и сыпал редкий, но пушистый снежок.
        Но тут к зданию ЗАГСа, прямо к молодёжи подъехала машина Скорой помощи и из неё
 вышла Анна Васильевна!
       - Ну, поздравляю вас! - обняла и поцеловала она сначала Дашу, а потом и сына.
- Ну... ладно уж! - не сердитесь на меня! Не обижайтесь! Простите, старую дуру... Я же
 хотела - как лучше, а вышло... как всегда!.. Уж очень вы напугали меня своей спешкой!
 Прям - реактивные! - даже пошутила она, и даже толкнула Илью своим кулачком в грудь.
- Ну, бычок! Насупился на мать! Не пыхти так! Я же всё равно люблю вас... обоих! Не чужая
 же я вам, а мать, хоть и плохая. - И она ещё раз обняла их обоих и поцеловала. - Люблю
 же я вас! Я-то - не хотела... совсем не хотела вас разлучать! Я-то думала, чтоб вы
 пожили так... хотя бы с годик... Узнали друг друга получше, а потом уж!.. Штамп-то в
 паспорт - легко поставить!.. Но раз уж вы так... Что же теперь делать? Живите - и будьте
 счастливы! И на меня не сердитесь! Я же вас всё равно не брошу! Помогу вам всем, чем
 смогу!.. Вот, и Николай приехал с поездки... Прям - вовремя! И денег привёз! Вот -
 возьмите, и езжайте в ЦУМ... или ещё куда... и купите Даше новое хорошее платье... Это
и в честь сегодняшнего дня... и подарок от нас!.. Да, если деньги останутся - ещё
что-нибудь купите! Сама, Даша, выбирай, всё - что тебе нужно! Ты же девушка - тебе же
всё нужно!.. Это мужикам - ничего сроду - не нужно. А я сейчас сдам в больнице бельё из
 прачечной и пораньше домой... отпросилась - небольшой вечер устроим. Я наберу и
 наготовлю чего-нибудь, и отметим и отпразднуем сегодняшнее торжество!.. И ты, Андрюша,
 приходи обязательно! И девушку свою приводи... И кума с Настей будут. Вот и... в тесном
 кругу и... отметим. - Анна Васильевна тоже жутко волновалась, пока говорила, поэтому
 торопилась, путалась в словах, и, даже, всплакнула немного - глаза её были мокрые.
       Молодёжь была так растеряна её неожиданным появлением, что стояла почти неподвижно
 во всё время, пока она говорила и, даже, ответить они ей ничего не смогли и не успели
- как Анна Васильевна вновь села в машину и уехала.


                37

                "А я тоже пожить хочу... для себя!"

               


Рецензии