А я тоже пожить хочу... для себя! Глава 37

                37

                "А я тоже пожить хочу... для себя!"

         Андрей пришёл на вечер один, грустный, не разговорчивый, и выпил вина в этот
раз столько, что потом Илье с Дашей пришлось провожать его до дома. Раньше он не позволял
 себе такого.
        А Николай за столом после третьей стопки, оказался таким говоруном и шумным, что
 Анне Васильевне приходилось постоянно одёргивать его: " Да тише ты! Одного тебя только
и слышно!"
        - Нет!.. Нюра!.. Да вы только послушайте! Раньше... не дай бог... едешь по
 трассе... и видишь, что стоит кто-нибудь - непременно остановишься! Обязательно
 спросишь: не нужно ли чего? Может, помощь нужна, или ещё что там... А теперь!? Да хоть
 ты сдохни, хоть заголосуйся на дороге - никто ни в жись не тормознёт! Никому до тебя
 дела нет! До чего люди стали... жестокие! жадные! Да и этот... рэкет... рокет... как
 его? чёрт!.. сроду его не знали!
        - Да тише ты! И не лайся за столом! Здесь же люди сидят, а не пьяная шоферня!
- одёргивала его Анна Васильевна.
        - А что? Не правда, что ли?
        - Да, хватит тебе со своей правдой! Дай о деле поговорить спокойно.
        - А это, разве, не дело?
        Но Анна Васильевны уже отмахнулась от него рукой, как от назойливой мухи.
        - Я тебя, Дашенька, к себе на работу устрою, в больницу. У нас лаборантка в
 декрет уходит. Вот это будет самое то для тебя. Работа хорошая, чистая, в тепле.
        - Я же - ткачиха, - не смело возразила Даша. До чего ж она была хороша в новом
 платье! "Я таких ещё никогда не носила!" - призналась она Илье.
        - Ну что же поделаешь - у нас в городе нет ткацкого производства, - развела
 руками Ксения Юрьевна. - А переучиваться тебе, дивчина, тоже уже... не с руки теперь.
Ты теперь замужняя! Работать надо, за семьёй смотреть... А детки пойдут! А тебя, Илья,
я к нам на завод пристрою... Вот, завтра же и подходи к проходной, я тебя проведу
к начальнику. Я уж загодя говорила с ним о тебе.
        - Ещё чего! - вновь вмешался в разговор Николай. - Илюшке прямая дорога -
 шоферить! По нынешним временам - нигде больше денег не заколачивают, чем дальнобойщики.
 К себе учеником возьму! И не возражайте даже! В крайнем случае - вон - на железку! Там
 тоже хорошо платят. А ваш завод, Ксюша, - на ладан дышит. Сегодня есть, а завтра -
 сдохнет! Конкуренция! Слышала про такое? Да и Горбачёв всю страну развалил, довёл "до
 ручки": продукты по талонам, как в войну, армию развалил - всё Перестройка, чёрт бы её
 побрал. Вот, Ельцин бы взялся - навёл бы порядок! Он - из мужиков, из народа. Да разве
 его допустят?
        - Да перестань ты со своим Ельциным! - вновь одёрнула его Анна Васильевна. -
Все вы мужики хороши, пока спите у стенки. А из мужиков - значит - и выпить не дурак,
 последнее пропьёт... Да дай нам, в конце-то концов, о деле поговорить! Пойми ты - Илья
 на заводе специальность получит! Да ещё и учиться сможет заочно в институте. Там это
 поощряется, даже льготы какие-то есть от завода, только работай и учись. А мотаться по
 дорогам, да ещё и зимой, в мороз да в пургу - это тебе не привыкать, а ему ни к чему!
        - Ну, разве ж я что-нибудь путное предложить могу? - обиделся Николай. - Давайте
 лучше выпьем за молодых, чтоб у них всё было хорошо. А как им жить - они и сами
 разберутся, без нас. И нас не спросят. Женились же - не спросили.
        Анна Васильевна толкнула его в бок локтем, чтоб не трогал более эту тему, и
 поддержала предложение - выпить за молодых.
        - Живите дружно и счастливо! - зашумели все за столом, поднимая бокалы.
        - Горько! - даже попробовал прокричать Николай, да его никто не поддержал.
        - Вы уж извините нас, что вот такая... вышла свадьба - не свадьба. Может,
 потом... попозже, когда всё утрясётся - устроим что-нибудь и пошикарнее, - извинилась
 Анна Васильевна перед молодыми, когда все выпили и притихли на минуту, закусывая. - Да
и твоих, Даша, позвать надо будет. Познакомиться с ними. А как же! Мы же теперь - родня!
 Нравится им - не нравиться такая родня, как мы, но... теперь никуда от нас не денешься
- теперь ты наша! И никому мы тебя в обиду не дадим! Я всегда мечтала о такой дочке, и
 мечта моя сбылась, наконец!
        - Спасибо... мама! - чуть слышно проговорила Даша и ужасно покраснела! Она
 впервые назвала свекровь - мамой! И Анна Васильевна услышала и оценила это, и встала
из-за стола и подошла к девушке, обняла её и поцеловала.
        - Ты моя теперь доченька! И ты хорошая доченька! Я в этом уже убедилась. И мы
 будем жить дружно. Я верю! Слышь, кума, послала сегодня молодых после загса пройтись по
 магазинам купить себе обнову, подарки, а про обручальные кольца забыла сказать - так и
 они не догадались... или не посмели - такие, прям, скромники, - Анна Васильевна была уже
 заметно подвыпившая, и Илья боялся - как бы она чего лишнего не сказала.
         Да и все были уже "прилично навеселе", и все сейчас "любили и уважали друг
 друга"! Только Илья да Даша чуть-чуть пригубили за весь вечер красной наливки и сидели
 во главе стола скромно и тихо.
        - Ну, а ты чего, Настёна, молчишь, голоса не подаёшь? Да и Андрюшу сегодня не
 слыхать, не видать, - обратилась Анна Васильевна к "холостой" молодёжи. - Вы же тоже
 давно друг дружку знаете? - вот и сдружились бы. А что? - Хорошая пара получилась бы!
- предложила она, но молодёжь не поддержала её разговор.
        - Да вы же все враз говорите. Разве вас перекричишь! - засмеялась Настя, но
как-то не весело; и весь тот вечер она была задумчивой и ушла домой раньше всех. В своих
 пышных, рыжих волосах, да в кофте с яркими цветами - она сегодня была красавицей, только
 никто этого не заметил и не оценил; и печальные глаза её никого не "задели". В первый
 день, как Илья и Даша приехали домой и Даша узнала о Насте - обрадовалась, что у неё в
 незнакомом городе будет подруга, но... дружбы не получалось - Настя избегала встреч и
 была крайне не разговорчива, замкнута.
        - Да я... чё... Я так... - пробормотал Андрей невнятно, улыбаясь "пьяненькой" улыбкой…
        - Пойдёмте-ка, мужики, покурим, - предложил Николай, поднимаясь из-за стола. - А
 бабы и без нас найдут, о чём потрепаться.
         Когда мужчины вышли из-за стола, Анна Васильевна подсела к Даше на соседний
стул и обняла её за плечи и стала говорить так, чтоб их не очень-то слышали другие.
        - Вот, ты сердишься на меня, Дашунька... Да-да! Можешь не вертеть головой, я же
 всё понимаю и вижу. Да я не об этом хочу поговорить с тобой. Ты только выслушай меня, не
 перебивай... Ты мне понравилась, я даже успела полюбить тебя... Я же так всегда мечтала
 о дочери!.. Ну да я опять не о том. Я вот об чём... Пойми меня правильно и не обижайся.
 Илья - он не такой, как тебе кажется: ты его ещё не знаешь... но скоро узнаешь. Его - на
 булавку к своей юбке пристегнуть не получится! Это точно, можешь мне поверить. Он - как
 тот кот, что сам по себе! Никогда не скажет, что у него на уме! А у него на уме всегда
 что-нибудь есть. А это значит, что он всё равно будет добиваться того, о чём задумал...
 И не посчитается ни с чем и ни с кем! Никому ни единого слова не сказал, когда задумал
 институт бросить и в армию смотаться от нас от всех: задумал - и бросил, и уехал, и на
 нас рукой махнул. И с отцом родненьким захотел повидаться - и повидался, со мной не
 посчитался. И к тебе, когда поехал, - через меня перешагнул - и поехал! И в школе ещё,
 когда учился - такое выкинул! Мы уж все думали, что его и в живых нет, а он... аж на
 Памир укатил! Ну, кто же мог подумать, что мальчишка на такое способен?! Тут взрослый-то
 - боишься на двор ночью выйти, а он - на край света убежал, целый месяц искали - и
 милиция, и школа... Ну, предупредил бы, посоветовался, когда что задумает. Никогда! И ни
 с кем! Только всё по-своему. Имей это в виду на будущее: тебе с ним жить... и разгребать
 всё то, что он... натворит, наделает. Я тебя не пугаю, но предупреждаю, и сдаю тебе его,
 как говориться, с рук на руки. А с меня - хватит: я тоже пожить хочу!.. Ладно - не вешай
 носа! А то я понапугала тебя тут!.. - и Анна Васильевна поцеловала и впрямь напуганную
 Дашу.
         А друзья на крыльце смогли поговорить наедине только, когда Николай покурил и
 ушёл в дом.
        - Илья, открой свой секрет: как ты смог вот так... одним махом - жениться? Я
 знал, что от тебя много чего можно ждать, но... женитьба - это же слишком серьёзно,
- удивлялся Андрей, тоже "балуясь" со всеми сигаретой, но больше "играясь" ей, чем
 затягиваясь дымом.
        - Андрей-Андрей! Никакого секрета нет! Просто мне одной встречи, одного взгляда
 хватило, чтоб понять - Даша - это и есть моя вторая половинка, предназначенная мне
 свыше, как говорят, - говорил Илья и улыбался, не то видя перед собой
"непривычно-пьяненького» друга, не то своим "высокопарным" словам, которыми объяснял
свой поступок. - Ну, сам понимаешь. Даже, ещё не видя её, а только по письмам - я
 почувствовал - это она! это - моё! А там, за три дня - я пережил такое! Я, наверное,
уже никогда не буду так счастлив, как в те три дня!.. Я теперь, как танк - всё в клочья
 разорву, что нам на пути встанет. Понимаешь? Очень жаль, что мама не поняла этого и
 попыталась... сегодня утром помешать нам. Но теперь, я думаю, и она... поняла, -
 закончил говорить Илья уже без улыбки.
        - А я с Галиной теперь и не знаю, как быть... Может, я затянул слишком, упустил
 время? Ведь, почти два года! Да и невозможно было: у меня институт, она - ещё в школе
 училась! А теперь ей восемнадцать, но мне еще учиться и учиться... Но даже и не это
 главное, и это бы преодолел как-нибудь, а вот... с матерью они... ну, не могут никак!
 Совершенно не могут! Это - только сразу из дома уходить, на квартиру, или к её
 родичам... А теперь - как уйдёшь? Такое тут заявили мне!.. Я сначала даже подумал, что
 мать нарочно сказала мне, что я им не родной, придумала, обманула, чтоб только меня от
 Гали оттолкнуть, но... но как увижу свою рожу в зеркале, сразу понимаю, что они правду
 говорят... Как я теперь могу? Воспитывали меня двадцать лет... не родного, а  я на их
 старости лет, когда они могут... когда всё с ними может случиться - я брошу их! Это же
 невозможно! Для меня невозможно! Ты меня понимаешь, Илья?
        - Конечно, понимаю!
        - Не могу я их оставить - и всё тут!.. Это равносильно тому, чтоб...
 "переступить" через них! А я не способен на это! Можно было бы ещё подождать... год -
 два... Возможно, они бы притерпелись друг к другу... Или они бы привыкли к мысли, что я
 могу... со временем... уйти от них... Или ещё бы что-то случилось - не знаю! Но... в
 последнее время... да и раньше уже... а особенно в последнее время - я стал
 чувствовать... или как там? - не знаю, как сказать, но я стал сомневаться - как ты
 только что сказал, - а Галя - моя ли половинка?! Да, была страсть, да - влюблён, даже
 сейчас! Но... но что-то не то у нас. Не так ведут себя, живут друг с другом те... кто
 настоящие "половинки"! В этом я особенно убедился сегодня... в ЗАГСе, и сейчас... за
 столом, когда увидел вас, тебя с Дашей. Ты даже мог бы мне ничего не говорить..."
 высокопарно", никак не говорить, а я бы... всё и сам увидел и понял!.. Вот такие вот
 "пироги", Илья! Ты-то меня понимаешь! Вот и я понимать начал, что... семьи-то у меня с
 Галей - и не получилось бы! Ты единственный, кто меня понимает! Прости, если я что не
 так говорю, я сегодня выпил... лишнее.
       А из дома уже слышался сильный и мелодичный голос Анны Васильевны, она пела:
               Вот кто-то с горочки спустился.
               Наверно, милый мой идёт.
               На нём защитна гимнастёрка,
               Она с ума меня сведёт...


                Конец третьей части.   


                Часть четвёртая.

                Будем живы - не помрём.


                38

                "Всё смешалось..."


               


Рецензии