Венок воспоминаний о поэте, публицисте и краеведе
Михаил Борисович Шапошников.
Заведующий отделом Серебряного века ГЛМ, председатель правления международной благотворительной организации "Фонд Боткиных".
Я познакомился с Маргаритой Васильевной в ЦДЛ на вечере посвященном 10-летию со дня смерти Белозерской, второй жены М. Булгакова. У Маргариты Васильевны было яркое выступление, в котором она расставляла точки над i, показывая истинную роль Белозерской как основного прототипа Маргариты, отказывая в этом Елене Сергеевне Шиловской. Маргарита Васильевна обосновывала это тем, что у Елены Сергеевны были совершенно иные взгляды, чем у Маргариты. Это было яркое выступление. Оно мне запомнилось.
Прошло несколько лет. Мы увиделись в Трубниковском пер. на вечере, посвященном столетию со дня рождения В. Луговского. Это была судьбоносная встреча, потому что мы разговорились, и Маргарита Васильевна поведала мне, что она инфернальная жена Луговского. Кроме этого, мы говорили о Знаменском-Губайлово, о Красногорске, о Полякове. Когда она узнала о том, что у меня есть фотография Полякова с моим прадедом, то она пригласила меня к себе в гости. Так, с 2001 года началось наше частое общение. Я бывал и в Красногорске, и потом в Тушино, а Маргарита Васильевна посещала музей Серебряного века.
Несколько раз в Музее устраивались её вечера, она выступала и читала свои стихи. Был я на её юбилейном вечере в Литературно-музыкальной гостиной в КЦ "Красногорье", и там я выступал, а Маргарита Васильевна читала свои стихи из сборника "Подмосковный апрель". Меня тогда поразило её стихотворение "Яз", которое имеет очень глубокий смысл. Потом я как-то прочитал его Маргарите Васильевне, и она сказала: "Хотела бы, чтобы Вы всегда читали это стихотворение на моих вечерах". Общение всегда было очень насыщенным.
Виделись, к сожалению, не так уж часто. Моя музейная деятельность не позволяла встречаться чаще. Была удивительная, очень интересная каждая минута общения. Это счастье взаимного понимания. Маргарите Васильевне нравилось, когда я приезжал, и мы могли разговаривать на любые темы, совершенно не стесняясь каких-то выдуманных предлогов.
Ходили, конечно, и в дом Поляковых и в Храм, где остались две фрески художника Василия Владимирова. У меня сохранилось много её книг с автографами и книг Шерешевского, которые она мне дарила, и даже рукописи её стихов.
Маргарита Васильевна была на юбилейном вечере 2009 года, посвященном 10-летию музея Серебряного века. В этот день произошел теракт у гостиницы "Националь". Она написала стихотворение о том, что пока мы рассуждали о Серебряном веке произошел взрыв.
Мы вспоминали десятки или даже сотни имен писателей и поэтов, интересных людей, ведь у нас было много общих знакомых. Так, Маргарита Васильевна знала Наталью Сергеевну Соловьёву, дочь Сергея Соловьёва. И я её знал тоже, т. к. всегда занимался поэтом С. Соловьёвым. Это нас безусловно сближало с Маргаритой Васильевной.
Не так давно в Музыкально-литературной гостиной в КЦ "Красногорье" была встреча с племянником С.А. Полякова - Юрием Александровичем Поляковым, историком, который, к сожалению, недавно скончался. У меня есть фотография, на которой Маргарита Васильевна, я и Ю.А. Поляков запечатлены во время этой встречи.
В 2003 г. на конференции, посвященной юбилею Брюсова, Маргарита Васильевна рассказывала о жизни С.А. Полякова, основавшем издательство "Скорпион" и журнал "Весы" вместе с Брюсовым, о его трагической судьбе и забвении.
Я вспоминаю, конечно, великолепную комнату в Красногорске с портретом В. Луговского на потолке. Это был абсолютно свой мир, каждая вещь была не случайна и даже рисуночки, сама библиотека. Маргарита Васильевна не замечала каких-то бытовых проблем, но там присутствовал творческий дух. У меня с ней было духовное общение, родство. Действительно, нас интересовала творческодуховная часть нашего бытия.
Думаю, что не оценён её вклад как в изучении жизни С.А. Полякова, так и истории усадьбы Знаменское-Губайлово. Вообще, эта одна из интереснейших страниц Серебряного века и русского символизма.
И кстати, только Анчугова, Маргарита Васильевна и я вспоминали о Сергее Соловьеве, и вышла книжка его стихов. О Соловьеве редко появлялись личностные воспоминания. Её книга и размышления о Серебряном веке - это очень интересно.
Позже я узнал, что она дружила с Леонидом Вышеславским. Я с его дочерью художницей Ириной Макаровой-Вышеславской тоже очень близко подружился. Всё это каким-то удивительным образом переплеталось.
О Маргарите Васильевне можно много говорить. Я-то, вообще, считаю, что она была не только исследователь, но и очень сильный поэт.
Сейчас яркость поэтических образов и слов как-то померкла. На поэтических вечерах в музее Серебряного века я часто вижу современных поэтов. В них нет яркой личностной составляющей. Это какие-то отстраненные люди серого вида, из них не вытянешь слова.
Маргарита Васильевна была яркой личностью в каждом своем движении, поступке, слове и даже в громком смехе.
Свидетельство о публикации №213112700001