Венок воспоминаний о поэте, публицисте и краеведе

                О М.В. Ногтевой



               Михаил Борисович Шапошников.
     Заведующий отделом Серебряного века  ГЛМ, председатель правления международной     благотворительной организации "Фонд Боткиных".

     Я познакомился с Маргаритой Васильевной  в ЦДЛ на вечере посвященном  10-летию со дня смерти Белозерской, второй жены М. Булгакова. У Маргариты Васильевны  было яркое выступление, в котором она расставляла точки над i, показывая истинную роль Белозерской как основного прототипа Маргариты, отказывая в этом Елене Сергеевне Шиловской.  Маргарита Васильевна обосновывала это тем, что у Елены  Сергеевны  были совершенно иные  взгляды, чем у Маргариты.  Это было яркое выступление. Оно мне запомнилось.

     Прошло несколько лет.  Мы увиделись   в Трубниковском пер.  на вечере, посвященном столетию со дня рождения  В. Луговского.  Это была судьбоносная встреча, потому что мы разговорились, и Маргарита Васильевна  поведала мне, что она инфернальная жена  Луговского.  Кроме этого,  мы говорили о Знаменском-Губайлово, о Красногорске, о Полякове. Когда она узнала о том, что  у меня есть фотография Полякова с моим прадедом, то она пригласила меня к себе в гости. Так, с 2001 года началось наше  частое общение.  Я бывал и в Красногорске, и потом в Тушино, а Маргарита Васильевна посещала   музей Серебряного века.
 
     Несколько раз в Музее устраивались её вечера,  она выступала и читала  свои стихи.  Был я на её юбилейном вечере в Литературно-музыкальной гостиной в КЦ "Красногорье",  и там я выступал, а Маргарита Васильевна  читала  свои стихи из  сборника "Подмосковный апрель". Меня тогда поразило её стихотворение "Яз", которое имеет очень глубокий смысл.  Потом я как-то прочитал его Маргарите Васильевне, и она сказала: "Хотела бы, чтобы Вы всегда читали это стихотворение на моих вечерах".    Общение  всегда было очень насыщенным.
 
      Виделись, к сожалению, не так уж часто. Моя музейная  деятельность   не позволяла встречаться чаще.  Была удивительная, очень интересная каждая минута общения. Это счастье взаимного  понимания. Маргарите Васильевне нравилось, когда я приезжал, и мы могли разговаривать на любые темы, совершенно не стесняясь каких-то выдуманных предлогов.

      Ходили, конечно, и в дом Поляковых и в Храм, где  остались две фрески  художника Василия  Владимирова.  У меня сохранилось много её книг с автографами   и книг Шерешевского, которые она мне дарила,  и даже  рукописи её   стихов.

     Маргарита Васильевна была на юбилейном вечере 2009 года, посвященном  10-летию музея Серебряного века. В этот день произошел теракт у гостиницы "Националь". Она написала стихотворение о том, что  пока мы рассуждали о Серебряном веке произошел  взрыв.

     Мы вспоминали десятки или даже сотни имен писателей и  поэтов, интересных людей, ведь у нас было много  общих знакомых. Так, Маргарита Васильевна  знала  Наталью Сергеевну Соловьёву,   дочь Сергея Соловьёва.  И я её знал тоже, т. к. всегда  занимался поэтом    С. Соловьёвым.  Это нас безусловно сближало с Маргаритой Васильевной.

      Не так давно в  Музыкально-литературной гостиной в КЦ "Красногорье" была  встреча с племянником С.А. Полякова -  Юрием Александровичем Поляковым, историком, который, к сожалению, недавно скончался. У меня есть фотография, на которой Маргарита Васильевна, я и Ю.А. Поляков   запечатлены во время этой встречи. 

      В 2003 г. на  конференции,  посвященной юбилею Брюсова,  Маргарита Васильевна рассказывала о   жизни С.А. Полякова, основавшем  издательство "Скорпион" и журнал  "Весы"  вместе с Брюсовым, о его  трагической судьбе и забвении.
 
      Я вспоминаю, конечно, великолепную комнату в Красногорске с портретом                В. Луговского на потолке. Это был абсолютно свой мир, каждая вещь была не случайна и даже рисуночки, сама библиотека.  Маргарита Васильевна  не замечала каких-то    бытовых проблем, но там присутствовал творческий дух.  У меня с ней было   духовное общение, родство.  Действительно, нас интересовала творческодуховная часть нашего бытия. 

     Думаю, что  не оценён её вклад как в изучении жизни С.А. Полякова, так и истории усадьбы Знаменское-Губайлово. Вообще, эта одна из интереснейших страниц  Серебряного века и русского символизма.

   И кстати, только Анчугова, Маргарита Васильевна  и я вспоминали о Сергее  Соловьеве,  и вышла книжка его стихов.  О Соловьеве редко появлялись    личностные  воспоминания.   Её книга и размышления о Серебряном веке  - это очень интересно.

    Позже я узнал, что она  дружила с Леонидом Вышеславским. Я с его дочерью художницей Ириной Макаровой-Вышеславской  тоже очень близко подружился.  Всё это  каким-то удивительным образом переплеталось.

     О Маргарите Васильевне можно много говорить. Я-то, вообще,  считаю,  что она  была не только   исследователь, но и очень сильный поэт.

     Сейчас яркость поэтических образов и слов  как-то померкла. На поэтических вечерах в музее Серебряного века я часто вижу современных поэтов.  В них нет яркой личностной составляющей. Это какие-то отстраненные люди серого вида, из них не вытянешь слова.
     Маргарита Васильевна была яркой личностью  в каждом своем движении,  поступке, слове  и даже в громком смехе.
 


Рецензии