Пещера, др. русс. пештера - этимология

И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе,
и с ним две дочери его, ибо он боялся
 жить в Сигоре. И жил в пещере
 Бытие 19:30


Пещера — искусственная или природная полость в верхней части земной коры, сообщающаяся с поверхностью входными ОТВЕРСТИЯМИ, использовались древними людьми в качестве жилищ, святых мест (монастыри) и захоронений. «В скале Мкинвари (Грузия), весьма высокой, высечены пещеры, и называют их Бетлеми (Вифлеем, на высоте 4000 м.) подъём туда труден: ибо с пещеры спущена железная цепь и по ней взбираются. Говорят, что там находится колыбель господа и шатёр Авраама, стоящий без столбов, без верёвки, (сказывают) и о других чудесах, но я умалчиваю о них. Под ними имеется монастырь, высеченный в скале (эта) ныне впусте (mountain.ru/., автор В. Алферов).

«Первые пещерные монастыри появились в Палестине в IV веке, они возникли с установлением монашеской жизни и представляли собой один из видов христианских обителей. «Пещер в Палестине огромное количество. В древности они использовались для жительства (Быт. 19.30; Евр. 11.38), для убежища (Суд 6.2; 1Ц. 13.6), для укрытия стад и особенно часто - для захоронения (Быт. 23.9; Ин. 11.38). Город Села (см.) был городом пещер. Многие из пещер Палестины значительных размеров и поэтому могли безопасно скрывать 50 человек (3Ц. 18.4) и даже 400 или 600 человек (1Ц. 23.13; 24.4). По-видимому, еще до сих пор есть пещеры, которые остались незамеченными исследователями. В нескольких таких пещерах (Кумранских, на краю Иудейской пустыни) в 1947 г. были найдены древнейшие рукописи Священного Писания, среди них почти целиком копия (список) книги пророка Исаии и др.» (Исторический словарь, http://mirslovarei.com/).

Традиция «пещерного» отшельничества была заимствована и на Руси, в центре города Киева на высоком берегу  Днепра находится Киево-Печерская Лавра, в  XI веке сюда удалялся для молитвы священник  Илларион (Ларион), здесь он выкопал для себя пещеру. «Боголюбивому бо князю Ярославу, любящю Берестовое и церковь ту сущую святых апостол и попы многы набдящю, в них же бе презвутер именемь Ларион — муж благ, книжен и постник»; он первый «ископа печерку малу двусажену» там, «кде ныне ветхый манастырь Печерьскый» (Повесть временных лет). В 1051 году Иларион был поставлен митрополитом Киевским, примерно в то же время, в Киев пришёл с Афона монах Антоний, уроженец Любеча, который поселился в пещере Иллариона, вокруг него сформировалась группа учеников, с которыми он начал работы по созданию монастыря (общая длина пещер – более 600 м.).

Пещерные монастыри есть также в Армении, Грузии, Болгарии, Египте, в России, Сербии, Турции, на Украине и в др. странах; известно, что ранняя римская церковь проводила богослужение в катакомбах Рима.  Термин фиксируется в русском, македонском, болгарском, румынском, сербском, украинском, что указывает на единое ономастическое пространство; в других европейских языках понятие передаётся иными терминами.

В Болгарии ряд ПЕЩЕР носят четко выраженные еврейские имена, например, Лъженска пещера  или Урушка МААРА; ивр.  МЕАРА пещера (разбойничье гнездо); МЕУРА нора, логовище. Деветашка пещера (Окната, Марата), длина 1,5 км, вход 55х35 м., высота потолка до 100 м., ивр. МАРАТА = ивр. МЕАРА пещера; Маарат, пещера - название города в гористой части Иудеи (Иош. 15:59).

1) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., Академия Наук, М., 1989

* Пещера, пештера, пещора. «Бъ же пещера и камень лежавшее на неи». Ион. 11:38, Остр. ев., 1057. «Въ Иудее  есть же гроб ПЕШТЕРА». Изб. Св. 1073 г.
* Пещерка (умень.). А по стенам (оврага) были  кельи скитниковъ, иные пещерки высечены из камня в горе, иныя великия, иныя средния, в иныя как можно единому человеку вместись. Арс. Сух. Проскинитарий. 1653 г.
* Печера, печерка, пещера: «ископа печерку», Радзив. лет. 1051 г.

б) Национальный корпус русского языка

* Бытие 20. И утверждено єсть село и ПЕЩЕРА, яже бе на немъ, аврааму въ стяжаніе гроба о сыновъ хеттеовыхъ.

* Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи (1561-1570) 
«На том же Сионе есть ПЕЩЕРА, где царь Давидъ псалтырь сложил, от того места вержениемъ каменя…»

* В. Н. Татищев. Сказание о звере мамонте (1730)
«Близ города Кунгура у реки Сылвы есть ПЕЩЕРА великая под землею в известном камне, в долготе ходу по горе близ версты есть, внутри оныя суть такия места пространныя, якобы великия полаты али церковь…».

В приведенных примерах, понятие «пещера» прочно связано с событиями библейской истории и религиозной жизни.

2) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -пещер-; окончание: -а.
Корень: -пещ-; суффикс: -ер; окончание: -а.
Значение - спелеол. естественная полость в верхней толще земной коры, сообщающаяся с поверхностью земли одним или несколькими выходными отверстиями, проходимыми для человека.

Этимология декларируется по Максу Фасмеру («праславянская» - вставка неизвестного автора)

(Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. печера, также местн. н. Печера, - вставка) ст.-слав. пештера (др.-греч. spilaion, antron), укр. печера, белор. пячора, болг. пещера. Родственно печь, т. е. первонач. «подобная печи» с суфф. сравн. степ. -еra. Ср. бав. Оfеn «скала с расселиной». Сюда же относится название реки Печора (река с таким названием есть и в бассейне Днепра). Северная Печора была названа так из-за обилия пещер в своем нижнем течении. Вероятно, коми Реtsеrа, Petsera «Печора» заимств. из русск.; того же происхождения и манси Peterja (с манси jа «река»). Русск. пещера заимств. из церк.-слав. От названия реки произведено печорка «мелко сидящая, длинная лодка на Печоре».

б) В других этимологических и толковых словарях аналогично – «танцуют от ПЕЧКИ» и от «праславянской формы».

3) Обобщение и выводы

а) Праславянского и племенных славянских языков наука не знает, общности славян были бесписьменными, ученые XVII-XIX вв. пытались как-то обосновать  схожесть «славянских языков» и ввели в оборот термин «праславянский язык».   Культурная роль церкви в формировании народов и их языков не учитывалась, в комментариях этимологов нет ссылок на сакральный язык иудеохристианства, лишь единичные термины, связанные с культом, считают еврейскими. 

* «Праславянский язык — праязык, от которого произошли славянские языки. Никаких письменных памятников праславянского языка не существует, поэтому язык был восстановлен на основании сравнения достоверно засвидетельствованных славянских и других индоевропейских языков» (Википедия).

* Старославянский язык — древнейший известный славянский литературный язык. Термин относят к языку IX—XI веков, иногда также XII века. Древнейшие надписи датируются X веком, однако большинство крупных памятников создано не ранее XI века (Википедия).

Таким образом, то, что называется «славянскими языками» является болгаро-русским церковным языком, он был создан искусственно в конце IX века, как региональный язык христианской церкви.

б) Появление термина ПЕЩЕРА (его толкуют от «ПЕЧКИ», скопировали у В. Даля) в русском языке фиксируется в XI веке, одновременно с деятельностью по созданию монастырей. Как можно логически связать разные объекты действительности ПЕЩЕРУ и ПЕЧКУ, что в них общего?

Вывод
История иудаизма и христианства прочно связана с подземными пустотами, которые в русском языке обозначены самым общим термином – ПЕЩЕРА. Целесообразно вести поиск СМЫСЛА в  терминологии сакрального языка иудеохристианства – иврите.

4) Терминология иврита

На Руси, где было много леса (непроходимые леса и болота заменяли подземелья), в искусственных пещерах жили только МОНАХИ и отшельники (деятели культа), пещеры использовали как УБЕЖИЩА во время нападений; искусственные подземные сооружения (галереи) военного назначения находят под многими древнерусскими городами.  Каменное (белокаменное) строительство на Руси началось с XII века в Галицком и Суздальском княжествах, и по размерам было незначительным, строили в основном храмы, дворцы и крепостные стены (кирпич получил распространение с XV в.) соответственно появились каменоломни (штольни-пещеры) для добычи камня.

а) Выделим основные характеристики

Пещера – полое пространство в горном массиве, пустота в толще ЗЕМЛИ, грот, высеченное в скале жильё; пещеры использовали как укрытия  во время войн, как хранилища запасов и ценностей, а также в религиозных целях (пещерные монастыри и церкви). 
Обязательным элементом пещеры является наличие одного или нескольких входов – ОТВЕРСТИЙ, позволяющих человеку проникать внутрь; пещера состоит из узких проходов (тоннелей) и залов.

б) Иврит

Буква «Щ» в древнерусском языке читалась как «ШТ», слово ПЕЩЕРА употреблялась согласно письменным источникам и в форме ПЕШТЕРА.

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – ПЕ+ШТ+ЕРА или ПЕ+ШТЕРА.

* Основное истолкование

ПЕШТЕРА = ПЕ+ШТ+ЕРА = ивр. ПЭ отверстие, уста, рот, пасть, устье  + ШАТ (ШАТОТ множ.) фундамент, основа (ШЕТИА каменистый слой подпочвы) + АРА (арам.) земля, почва; АРИ низ, дно; т.е. отверстие в фундаменте (основе) земли, или отверстие в каменистом слое земли.

Источник

* Ивр. ПЕ. См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_376.htm

* См. стронг иврита 8356, ШАТ, ШАТОТ

*Ивр. АРА. См. Еврейский и халдейский …
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_045.htm

** Вариант

 ПЕ+ШТЕР+А = ивр. ПЭ отверстие (в земле) + СЕТЕР тайник, тайное место, укрытие; СИТЕР прятать, скрывать; т.е. подземное укрытие, тайник. 

Источник
См. стронг иврита 5643, СЕТЕР

5) Библейский образ

а) ПЭ – отверстие, уста, устье

* Бытие 4:11, Бог – Каину: «и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста (ПЭ, ПИАХ) свои принять кровь брата твоего от руки твоей».

* Числа 16:30: «а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста (ПЭ) свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа».

* Притчи 22:14: «Глубокая пропасть - уста (ПЭ) блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда».

* Откровение 12:16: «Но земля помогла жене, и разверзла земля уста (ПИАХ, от ПЭ) свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей».

* Иисус Навин 10:2: «Тогда Иисус сказал: откройте отверстие (ПЭ) пещеры и выведите ко мне из пещеры пятерых царей тех».

б) ШАТ, ШАТОТ – основание, фундамент

*Вестминстерский кодекс,  http://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WLC&kap=11&k=Z

Псалом 11:3: «Если разрушены основания (ШАТОТ), что сделает праведник?».

в) АРА – земля, почва

* Эздра 5:11: «И они ответили нам такими словами: мы рабы Бога неба и земли (АРА) и строим дом, который был построен за много лет прежде сего».

* Даниил 4:20: «Дерево, которое ты видел, которое было большое и крепкое, высотою своею достигало до небес и видимо было по всей земле (АРА)».

г) СЕТЕР – тайник, тайное место

Иеремия 23:24: «Может ли человек скрыться в тайное место (СЕТЕР), где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь».

Таким образом, русский термин ПЕЩЕРА является транслитерацией нескольких корней иврита (сложение корней), что говорит об искусственном происхождении русского языка (как и прочих европейских), образы и термины совпадают, заимствованы из библейской литературы.

Уточнено 25.8.2017 г.


Рецензии