Михаил Леонтьевич Миль

               Выдающаяся личность генерального конструктора.
               Создание вертолетостроения в нашей стране.
 
      Интерес к теме статьи возник не случайно. Он был вызван моей работой    патентоведом в авиамоторном  конструкторском  бюро   и моими  наблюдениями  за преданным служением  своему делу конструкторов и технологов  авиационного предприятия, многие из которых уже ушли из жизни. Так что, статья    посвящена памяти тех инженеров, с которыми мне пришлось работать в КБ.

    Решающую роль в написании статьи сыграла встреча с потомками знаменитого конструктора вертолетов на конференции в Историческом музее, посвященной 350-летитю Иркутска, где дочери конструктора выступили с сообщением: «Иркутский период  в жизни  М.Л. Миля (1909-1970)" (1).
 
   Дочери конструктора Надежда Михайловна Миль - заведующая музеем Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля, президент Фонда имени   М.Л. Миля и   Елена Михайловна  Миль  - доктор биологических наук, ведущий сотрудник Института  биохимической физики РАН, подарили мне книгу (2), авторами которой они являются. 

     Передо мной предстала жизнь Михаила Леонтьевича полная счастливых находок, изобретений, разочарований и необыкновенного умения достигать цели.  Это жизнь  талантливого ученого и  конструктора, сумевшего собрать творческий коллектив единомышленников, разработавших не только серии вертолетов, но и  создававших     отрасль вертолетостроения в нашей стране, при этом уровень вертолетов  превосходил всё, что было создано за рубежом в то время.
                ...
       Официальная справка:  Миль Михаил Леонтьевич (1909-1970), советский конструктор вертолетов, доктор технических наук (1945). Герой Социалистического труда  (1966). Член КПСС 1943. Под руководством Миля создан ряд вертолетов, в т.ч. Ми-1, Ми-6, Ми-10, Ми-8, Ми-24, В-12, на которых установлены 60 официальных мировых рекордов. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1968) (3).

                ...
    Детство и юность М.Л. Миля прошли в Иркутске. На доме, где жил будущий конструктор, есть мемориальная доска.
     В  сентябре 2011 года дочери М.Л. Миля передали  в филиал Музея истории города Иркутска личные вещи своего великого отца и его семьи.   Сотрудники музея создали композицию мемориального кабинета. Из присланных мне   старшим преподавателем  Иркутского университета  Р.Г. Берестеневым фотографий,  видно, каким одухотворенным оказался этот кабинет, создается ощущение присутствия в нем  самого  Михаила Леонтьевича.

    В кабинете - рабочий стол и кресло, настольная лампа, настенные часы, книги,  копии его технических рисунков и художественные работы.
                ...
   Отец  конструктора - Леонтий Самойлович был служащим на железной дороге, мать Мария Ефимовна работала зубным  врачом.  В семье, кроме Миши, была  старшая дочь Катя и младший брат Яша. Семья была очень дружная.  Родители уделяли много времени воспитанию и образованию  детей. Мишу учили играть на фортепиано, а с художником Копыловым он занимался рисованием.  Мальчик ведет дневник и делает зарисовки членов семьи и обстановки дома.  К счастью,  дневник   и детские рисунки сохранились, и Надежда Михайловна показала их в своем выступлении на  упомянутой конференции.

    В зрелом возрасте художественные  увлечения конструктора  вылились в  тонкие акварельные работы и пастели, но об этом направлении  творчества несколько позже.

   Увлечение авиамоделизмом началось в раннем детстве: первая модель самолета сделана в 8 лет, а в 12 лет Миша получает приз за свою модель на конкурсе авиамоделистов в Новосибирске.
   М.Л. Миль учился в Донском политехническом институте, где был сильный преподавательский  коллектив.   Одно время в институте  работал профессор из Варшавы Ботезат -  создатель американского вертолета, построенного в 1923 году. Аэродинамику преподавал профессор Левков, заразивший  своими идеями и авиацией и студентов, и преподавателей, и, по сути, создавший  Новочеркасский  авиационный институт.  Уже в годы учения М.Л. Миля профессор Левков экспериментировал над моделями аппаратов на воздушной подушке,  и в  30-е годы стал создателем первого в мире судна на воздушной подушке.

   В авиационном кружке института Михаил Леонтьевич   строил модели уже как опытный моделист. В этом деле ему помогали навыки рисовальщика, полученные в детстве.
   В  1928 году  произошла  встреча М.Л.  Миля с будущей женой Паной Гурьевной  Руденко, студенткой  Донского политехнического института,  с которой у них уже на третьем курсе сложилась крепкая, дружная семья. Любовь и нежность друг к другу и к своим детям пронесли они через всю жизнь.
 
   Уже в студенческие годы М.Л.  Миль заинтересовался автожирами*. Дипломную практику Михаил Леонтьевич проходил в Москве и  договорился о поступлении на работу в ЦАГИ, где тогда велись работы по проектированию винтокрылых аппаратов - автожиров и геликоптеров**, которые с начала 1950-х годов стали называться вертолетами (название введено Н.И. Камовым).

   Первая научная статья М.Л. Миля "О разбеге автожира"  была опубликована  в 1934 г. в журнале "Техника Воздушного флота", № 5. Правда, до нее была публикация в Технической газете ЦАГИ, 1934, № 4.  Рекомендации М.Л. Миля были учтены при усовершенствовании автожира А-4 ЦАГИ ЭА-2. В довоенное время Михаил Леонтьевич, занимаясь аэродинамикой автожиров и конструированием лопастей,  опубликовал более 30 научных работ. Он был соавтором автожиров А-12 и А-15, построенных в довоенное время.

  Деятельность М.Л. Миля во время войны отмечена пятью правительственными наградами. Михаил Леонтьевич очень гордился орденом Боевого Красного Знамени,  которым был награжден за работу   по усовершенствованию лётных характеристик боевых самолётов, для  этого он разработал устройства – компенсаторы, которые помогали выводить самолёт из штопора.  Он на боевых аэродромах устанавливал эти устройства (их называли «мили»)   на самолёты Ил-2, Ил-4,  Ла-5  (4) .

   Уже в августе 1941 года М.Л. Миль, в качестве инженера-лейтенанта автожирной корректировочной эскадрильи, вылетел на фронт с пятью автожирами А-7                (конструкция Н.И. Камова). На фронте в районе Ельни эскадрилья выполнила около 20 полётов  в тыл врага. В районе Гжатска автожир доставил донесение в штаб фронта о прорыве линии фронта немецкими частями.  Спустя два месяца эскадрилья вернулась в Москву. Этот бесценный военный опыт пригодился  М. Л. Милю много позже при создании боевых вертолётов.
               
   В 1943 году Михаил Леонтьевич возвращается в ЦАГИ, где публикует  ряд работ по установлению устойчивости самолетов и  в августе 1943 г.  по теме: "Критерии управляемости и маневренности самолета" защищает  кандидатскую  диссертацию (5).      
   За работу по боевым самолетам М.Л. Миль удостаивается ордена Отечественной войны II степени.
                (продолжение следует)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.