8. О превратностях судьбы и фортелях Фортуны
Жизнь иногда выкидывает такие коленца, что диву даешься. Ты живешь и ждешь, что однажды наступит день, миг, час, когда «вдруг, как в сказке …».
И вот тебе кажется, что ты услышал, как тихонечко «скрипнула дверь». Закрыв глаза, затрепыхавшись всем сердцем и затаив дыхание, ты предвкушаешь долгожданную встречу.
Вот она. Тс-с-с. Сейчас – сейчас.
Вот сейчас судьба выдернет тебя из толпы за шкирку, поднимет наверх, и ты зависнешь в её руках на всеобщее обозрение.
А далее по законам жанра свидетелям данного зрелища должно стать ясно, что всё в твоей жизни «не напрасно было»: ни само твоё рождение, ни подаренный природой талант, ни эта встреча, ни содеянное тобой. Гип-гип, ура!
***
Но неожиданно происходит следующее. Сердце ещё трепещет, глаза через мгновение открываются, и ты обнаруживаешь, что из толпы выдернули не тебя, а твоего соседа, который, кажется, не ждал ничего и ни на что не претендовал и даже не надеялся.
Проходит ещё какое-то время, и ты начинаешь потихоньку осознавать, что Фортуна недаром надела на свои глаза повязку и взгромоздилась на крутящийся глобус.
Она без конца в движении и в упор именно тебя видеть не хочет. И даже если на секунду эта божественная женщина повернулась к тебе лицом, то это ещё ничего не значит.
Но, - отмечаешь ты, - ведь она же повернулась! Значит, она помнит о тебе!
Может быть-, далее спрашиваешь ты себя,- это происходит потому, что она задумала хитрую многоходовку?
И прежде, чем «превратить» пешку в дамки, она выкидывает энное число фортелей для того, чтобы, оказавшись в дамках и осмыслив логику своего перемещения по шахматной доске жизни, конкретная пешка смогла извлечь большую пользу или некую мудрость?
***
Когда Анна училась в седьмом классе, её с одноклассниками отправили на финальный этап областной военно-спортивной игры «Зарница». Несколько сотен юных армейцев разместили в палатках в «прифронтовом лесу» на окраине областного центра.
После традиционного смотра строя и песни начались спортивные соревнования и интеллектуальные конкурсы. Команда Аниного класса уверенно занимала передовые позиции по всем фронтам.
В последний день мероприятия в индивидуальных состязаниях разыгрывалась путевка в «Артек». Одноклассники эту честь предоставили Анне.
О путевке Анечка не думала, но согласилась. Она включилась в состязания со всей пионерской ответственностью и, стараясь оправдать доверие коллектива, выполняла конкурсные задания только с одной мыслью: чтобы ребятам за неё стыдно не было.
Она с блеском отвечала на вопросы сложнейшей викторины, потом варила на костре за баллы пшенную кашу, потом на оценку отмывала в холодном ручье голыми руками закоптившийся котелок, потом читала наизусть стихи в микрофон, а потом оказалась единственной из всех финалистов, кто смог исполнить «Солнечный круг» на английском языке.
Три девочки, в том числе и Анна, набрали высший балл. Но путевка-то одна. На закрытии слета под барабанный бой награждали победителей в командных и индивидуальных соревнованиях.
Когда очередь дошла до вручения путевки, все напряглись. Ведущая церемонии награждения каждое слово подавала «весомо, грубо, зримо»:
- Путевкой! Во Всесоюзный! Международный! Пионерский! Лагерь! «Артек»! Награждается! Комова! (Это фамилия Анны, и весь класс поворачивается с восхищенными глазами в её сторону) Надежда!
Глаза одноклассников из восторженных превращаются в вытаращенные.
- Они имя твое перепутали, Анька!!! – шипят они хором.
Но тут же замолкают, потому что на трибуне появляется Надежда.
- Мишкинский район! Село Коровье! – ставит точку ведущая и вручает счастливице конверт с путевкой.
Сердце Анны замерло, помолчало несколько секунд, а потом, словно спохватившись, торопливо застучало молоточками, подгоняя кровь и, выровняв ритм, набрало привычную скорость движения.
Анна не расстроилась. Она очень удивилась, что её фамилия ей одной не принадлежит. Более того, услышав знакомое географическое название, сердцем почувствовала странный своей неожиданностью «привет» от судьбы.
Село Коровье – это родовое гнездо их фамилии, а, значит, получается, что Надежда эта с Анькой не только одной фамилии, но и одной крови.
***
1970 год. В школе к 100-летнему юбилею Ильича объявлена викторина. Победителю обещан дорогущий фотоаппарат «ФЭД».
Анна выигрывает все этапы конкурса. Об этом объявляют на торжественной линейке перед всей школой.
Но награда так и останется в сумке учителя физкультуры, потому что он «забудет» вручить ей ценный подарок, а Анна постесняется ему об этом напомнить.
И три года, вплоть до окончания учебы, физрук на глазах у Анны будет пользоваться её фотоаппаратом, снимая себя любимого, а Анна будет стыдливо прятать глаза.
Интересно девки пляшут! То ли от спешки, то ли от своей незрячести, - думаешь ты, - Богиня удачи бросает дела на полдороге и не всегда доводит свою работу до логического конца.
***
1976 год. На Всероссийской научной конференции студенческая работа Анны занимает 1-е место.
В стенах родного вуза разгорается скандал.
Фортуна в лице Рабиновича получает от ректората нагоняй за то, что не тем, кому надо, фартит, а Анна по итогам зимней сессии остается без стипендии.
***
1980 год. Анна Михайловна, как молодой специалист, отбывает трехлетний срок трудовой повинности у черта на куличках в сельской глубинке.
Школа небольшая, но средняя. Детей на учебу привозят с пяти близлежащих деревень. Не хватает учителей.
Нет биолога, химика, иностранца. Аттестаты выпускники получат с прочерками. О любимых профессиях им можно не мечтать. Страна недополучит медицинских работников, агрономов и зоотехников. Десятки молодых людей всю жизнь будут вынуждены заниматься нелюбимым делом.
Анна Михайловна пишет открытое письмо будущему коллеге под названием «Тебя ждут» в «Комсомольскую правду». Его печатают. Приходит целый мешок с откликами и телеграммами из разных уголков страны, но бесстрашного учителя биологии не нашлось.
Через пару месяцев после публикации в область нагрянули корреспонденты с Центрального телевидения. Передача «Альманах молодых» искала встречи с Анной, чтобы взять у неё интервью.
-Ты, Анна Михайловна, это, - позвонил ей секретарь райкома, - не вздумай ни с кем встречаться! Никому никакого интервью не давай. И вообще исчезни. Дня на три.
Партия сказала: «Надо» - комсомол ответил: «Есть!».
***
1982 год. Анна Михайловна с юными комсомольцами выигрывает городской конкурс гитарной песни. Высокое начальство вручает ей Почетную грамоту и новенькую гитару.
Анна, счастливая, идет за кулисы, а там сюрприз: за дефицитную гитару секретарь райкома ВЛКСМ просит заплатить 15 рублей.
Анна возвращает подарок.
Её Величество Фортуна, оказывается, за успех требует вознаграждения?
***
-Вот почему так? – сетует на судьбу тридцатилетняя Анна. – Только-только приблизится её звездный час, как тут же рядом оказываются те, кто дергает рукоятку колеса фортуны и легко меняет «сценарий» не в её пользу.
***
1984 год. Класс Анны Михайловны занял первое место в городском конкурсе ученических тетрадей по русскому языку.
Ах, как её пятиклассники старательно перышками скрипели. Аккуратно, грамотно целый год писали! Пачку за пачкой проверяет авторитетная комиссия из лучших словесников города. Цокают языками:
-Вот это да! Вот это мастер! Поздравляем!
Смотрят на Анну с нескрываемым восхищением и завистью, голосуют единогласно за присуждение ей первого места и оформляют протокол.
Анна прибежала в школу, расцеловала ребятишек:
-Ура! Победа!
Все обнимаются, смеются и плачут от счастья.
А наутро на школьной линейке директор, вручая классу грамоту, объявил о … в т о р о м месте.
- Как? Не может быть? – бросилась в кабинет директора Анна Михайловна.
-Может! – холодным душем излило на неё свое мнение начальство.- Решение комиссии росчерком пера изменила сегодня утром зав. гороно, сказав, что ты, Анна, выскочка и слишком молода ещё для первых мест!
- А дети? Как я им объясню? – разрыдалась Анна. – Они так старались!
- Придумай что-нибудь, - отмахнулся от неё добрый директор.
Анна выкрутилась:
- Простите меня, ребята, - сказала она на классном часе. – Случилось недоразумение. Тетради из соседней школы прибыли на комиссию с опозданием. Они, увы, действительно, оказались лучше наших. Но мы всё равно молодцы. И школа награждает нас целым килограммом шоколадных конфет!
Анна достает из сумки бумажный кулек, приобретенный на собственные деньги, и объявляет:
-Сегодня вечером собираемся на чаепитие!
-Ура-а-а!
***
1986 год. Анна Михайловна Комова, инспектор – методист областного Института усовершенствования учителей, подготовила материалы для буклета о детском доме. Изучила и обобщила в одиночку опыт работы целого коллектива.
Буклет издали без единой правки.
Но фамилии её, автора, указано не было.
Зато фамилия начальника – красовалась во всей своей красе. И все почести достались ему. Гонорары, естественно, тоже.
***
1987 год. Анна получила диплом журналиста.
- Ваше перо нам не нужно! – сказали редакторы городских газет и захлопнули перед её носом все двери.
***
1988 год.
- Каждый человек сам себе Фортуна! – решила Анна и оформила документы на загранкомандировку.
- Ненадежных людей не выпускаем! – поставил крест на её возмутительных планах Клокочущий Гневом Бюрократ.
Эй, Фортуна, ну, сколько можно?- потеряла терпение Анна и положила партбилет на стол.
***
Вторая половина 90-х. Сорокалетняя Анна, уцепившись за ветер перемен, смело подпрыгнула и шлепнула по спине Богиню Удачи.
Фортуна обернулась, улыбнулась и подарила Анне счастливый случай аж целых три раза.
Три публикации во Всероссийском научно-методическом журнале за два года – это действительно успех.
-Кто тебя об этом просит? Чё ты их пишешь? – грозно спросили Анну начальство и коллеги. – Нам лично это не надо!
А когда вышла четвертая статья, любимицу фортуны объявили «Чацким в юбке» и пустили слух, что у неё «горе от ума».
И тут же следом, недолго думая, дружно пнули тщеславную строптивицу под задницу и выкинули её на произвол судьбы со словами:
- Умная?! Ну, тогда иди В О Н и стань богатой!
После этой истории закачалась земля под ногами Анны.
Однако, прочитав трижды, как молитву, монолог «А судьи кто?», наша героиня очень скоро обрела душевное равновесие и успокоилась.
Отныне звездные часы человечества её не волновали.
Теперь её голова, словно тротиловая бомба, была начинена тысячей мелких гвоздей- мыслей о хлебе насущном и сотней шурупов-забот о выживаемости.
***
Судьба Анькина поначалу тоже пригорюнилась и бросилась попрекать опекаемую сиротку:
-Эх, дурра ты, Анька: в Москву надо было смолоду ехать! Там, говорят, светлые головы в цене!
- Кака така Москва! – огрызнулась Анна. – ЗДЕСЬ моя земля. На ней предки мои два века жили.
- Ага, где родились – не пригодились. Три поколения бабок по твоей линии до внуков не дожили. Ты четвертой хочешь стать? Выроди-ись-ся!
Однако, осмотревшись и оценив место дислокации Аньки-воина на поле жизненной битвы, Судьба её тоже скоро оправилась и воспрянула духом.
Засучила, что называется, рукава и приступила к решительным действиям. А именно.
Схватив подопечную за шкирку со словами «Твоя, говоришь? Земля, говоришь?», Витальная повелительница ткнула Анну Р Ы Л О М в родную землю и начала ею, словно Р А Л О М , пахать это жизненное поле круг за кругом.
Глубоко и до изнеможения. Через пни и коряги. В топях да болотах.
И сеяла Анна черные зерна горя своего и поливала их солеными слезами.
И не орала. Потому что не одна она на том поле брани была.
И гибли воины-землепашцы на том диком поле тучами. И зарастало оно после их смерти сорной травой разной…
***
А Фортуна тем временем колесила по широтам и долготам их бескрайней страны.
В верхних слоях атмосферы опьяняюще пахло свободой. Воспарив, она стала фартить направо и налево всем, кто подпрыгивал выше и кричал громче.
А потом Богиня Удачи потеряла самостоятельность: попала в сети одного предприимчивого товарища и запуталась в них.
С её глаз новый хозяин сдернул повязку, чтоб глядела только на него, отобрал руль и сделал своей служанкой.
Отныне не она выдергивала своих любимцев из людской толпы, а дергали её саму. За разные части тела. И не было ей покоя.
Когда она выполняла все прихоти одного своего владельца, её, связанную по рукам и ногам, продавали в следующие жадные руки.
Увидела однажды Анна, как нежатся и резвятся на фартовых берегах новоиспеченные фортуньиниы фаворитки и фавориты, вытерла пот кровавый со лба, перекрестилась трижды и возликовала:
-Слава тебе и хвала, Фортуна за то, что всю жизнь задом своим передо мной вертела. А вознесла бы меня ненароком, может, и я сейчас с ними на одном берегу валялась. У руин ... родного Отечества.
***
2013 год.
Президент освободил от коварных сетей Фортуну, а её похитителей, прохиндеев разного калибра и прочих жадных гадов, попутал, запутал и опутал так, что без него им «вжисть» теперь не выпутаться.
Поставил Президент Фортуну на российскую державу – золотой шар с крестом – и велел ей отныне фартить тем подданным, которые никогда раньше фаворитами и фаворитками в ней были.
- Что-то эта элита от народа оторвалась, - сетует Президент. – Пора новую заводить. И чтоб по чести всё было и по совести!
Прилетела Фортуна с Президентом в бывшую Анькину школу, заглянула в кабинет литературы, а Аньки-то там нет.
Но они не расстроились, потому что знали, что Анька, как кошка, всегда гуляет сама по себе.
Нарисовал Президент пальцем кошку задом на новенькой доске, помахал рукой, сел на голубой вертолет и улетел.
(продолжение следует)
http://www.proza.ru/2013/12/03/1418
Свидетельство о публикации №213120201193
Ксения Демиденко 11.12.2015 18:02 Заявить о нарушении
Однако должна Вас, Ксения, предупредить, что между литературным героем и автором знака равенства ставить нельзя. Это не документальное произведение, здесь немало художественного вымысла.
Татьяна Ломова 11.12.2015 19:01 Заявить о нарушении