Письма о живописи 6 и 7

ФРАГМЕНТ ПИСЬМА №6; последние абзацы:

***
Теперь о том, что означает заявленная тема «О хлебе и масле в качестве бутерброда и не только в оном». Вникаем в задание на завтра!
Завтра у нас практическая работа. Её тема – «Сравнение бутербродов».

Необходимые инструменты, материалы, оборудование:

1. мысленный лабораторный стол

2. мысленный набор для бутербродов:
- кусочки мысленного сливочного масла мысленным весом по 20 граммов – 100 штук;
- ломтики мысленного хлеба толщиной от 1 мм до 50 см – 100 штук;
- мысленный ножик для размазывания масла;

3. мысленный штангенциркуль

4. мысленная доска с мысленно расчерченной таблицей для записи результатов измерений

Задание лаборанту:
размазать масло по ломтикам, разложить на лабораторном столе, ножик тщательно облизать.



ПИСЬМО №7:

Здравствуй, Etio! Как там насчет «завтра»? У тебя оно уже наступило?  Если – да, то – с добрым утром и – к делу!

О содержании.
Моя аксиоматика на данный момент сводится к предположению, что искусство есть нечто неведомое, но в равной степени доступное всем землянам, независимо от пола и возраста.
Применительно к нашей лабораторной: масла – всем поровну – 10 гр. Оно – наш аналог, символ общедоступности самой «материи» искусства, его субстанции.

А вот «искусство» как некий «АКТ», требующий особой изощренности (по твоей терминологии – стремления к совершенству), доступен имеющимся на данный конкретный момент времени в нашем распоряжении землянам не в равной степени. Поэтому хлеб, в отличие от масла, мы даем им не в равных количествах, а пропорционально этой самой изощренности (искушенности, профессионализму)… Профи и получит побольше, неискушенный – поменьше.

Приступим?… O*Key! Раздаем!
За результатами пронаблюдаем? … O*key! Следим:

Первый участник – совершенно неискушенный в искусстве – берет самый тоненький прозрачный ломтик хлеба, загруженный чрезмерным слоем масла.
Констатируем: это – скорее масло, слегка разбавленное хлебом (просто масло с хлебом), чем бутерброд. … Штангенциркуль отработал, цифры – без промедления – в таблицу!
У второго участника при том же количестве масла ломтик хлеба не столь прозрачен, как у первого.
Более продвинутый получает уже соотношение масла и хлеба в пропорциях, близких к оптимальным ... Уже похоже на настоящий бутерброд! Отчего ж не проконстатировать! Отмечаем в той же таблице. Штангенциркуль повеселел… приплясывает.

А вот уже подходят «ребята», для которых наш лаборант припас самые безукоризненные бутерброды… Отлично! (Штангенциркуль аж поскрипывает. Заносим в таблицу с чувством глубокого удовлетворения).

Дальше, при подходе все более продвинутых мастеров, ситуация меняется… медленно, но меняется … (Данные таблицы нам что-то подсказывают).

Хлеба становится… ну как-то… многовато… в сравнении с маслом.
Наконец…  Протрём очки!... Наступает момент, когда нашу конструкцию уже невозможно называть бутербродом …  Тонкий слой масла… просто растворился, поглотился 50-сантиметровым слоем хлеба…  Сопоставь: 10 граммов масла на две буханки хлеба!
Цифры в таблице ведут себя как-то уж очень бесцеремонно, просто как-то «быдловато» … Х-ха, ну ваще дают! Да они же нам рожи строят!

Да они что там: совсем уже … или как их понимать?!

Ну, нет! Наше терпение не резиновое! Все, ребята! (При виде такой таблицы лопнет даже ангельское терпение!) Хлеб даем, а масло, если хотите, ищите в нем сами! … А к нам с этим делом больше не лезьте! …Мы вам не мальчики на побегушках – в таких лабораторных участвовать!

Вы уж, пожалуйста не обижайтесь! Мы бы дали вам бутерброды, но тогда соглашайтесь, на более подходящие ломтики хлеба. А то ведь вы прямо за буханками прёте, а хотите, чтобы это, вопреки всем нормам приличия, называлось все тем же бутербродом. Каково?!
Не-е-ет! Правило у нас прежнее: масла – всем поровну! Это не мы придумали … аксиоматика предписывает … а с ней мы не шутим; … так-то, братья!

Тут трудно удержаться от обращения к человечеству…

«Братья и сестры! Теперь вы видите, куда пропадают бутерброды?! И это хорошо еще, что не прямо со стола!…   Да, это вам не Вини-Пух с горшочком меда…»

Теперь переведём вышесказанное на язык нашей конференции.
Etio, теперь я сворачиваю шутейный тон и говорю более серьезно.
Возможно, к мысли, которую я хотел бы высказать, следовало бы подойти как-то потоньше. Но… Что умею, то и могу…

Все вышесказанное имеет целью некое очередное разграничение.

На основании своего опыта (художнического и преподавательского) я свожу твои требования к качествам художественного произведения (да хоть бы и творческого акта) не к чему-то специфически «искусственному», а к научным основам творческой деятельности. Или, в терминах моих предыдущих абзацев,– к толщине хлебного ломтика.

Искусство как «вещь в себе» – масло.
Масла – всем поровну!… Мы же не знаем, кому сколько на самом деле отпущено! Попробуй, разберись в том, о чем ты понятия не имеешь! Раз так, значит, всем поровну.

Искусство как «вещь для нас» – хлеб. Хлеба – каждому по заслугам!
Иначе говоря: чтобы работать с максимальной гарантией успеха, художник (творец), вроде бы, должен усвоить научные основы художественного творчества. Это просто для стабильности результата; дабы не мучиться сомнениями: а вдруг у меня не получится?

В соответствии с традиционным пониманием, этих наук (научных основ) три:

1   Перспектива – наука о достоверном изображении на плоскости объемных тел, наблюдаемых в трехмерном  пространстве.

2 История искусства – наука о том, как эти задачи решались в прошлом.

3 Пластическая анатомия – наука все о том же, но о частном случае. Просто в силу того, что данный частный случай уж очень важен и объемист: приходится выделять в отдельную дисциплину. Её предмет – геометрическая форма «главного героя» (человеческое тело, прежде всего – голова, руки).

В качестве четвертого элемента можно добавить ещё и технологию материалов (используемых в данном деле материалов).

Всё вышесказанное верно примерно до начала ХХ века… Потом началось (!)… началось то, что спутало все карты. Начались все эти вопросы: про реальность объективную и субъективную, про теорию отражения, про исчезновение материи (а что вы удивляетесь?) Третий позитивизм как-никак!

Тут как-то напрашивается вопрос: до каких пределов вообще возможно наращивание этих научных основ? Этой базы? Или – в произвольных терминах: мы ещё долго будем утолщать хлебный ломтик?… Скоро его станет трудно переварить… без масла-то… А того масла, которого – всем поровну, – уже не хватает … Бутерброд превратился в буханку и начал черстветь…

Дорогой Etio, благодарю за внимание и терпение. До новых и радостных!
Jestyango


Рецензии