2. Русичка
На свидание Пашка Анну всё-таки вытащил. Позвонила в один распрекрасный день Любаша Котова и уговорила её в гости заглянуть, а там и Пашка нарисовался. Лысый, хорошо упитанный, с поросячьими глазками, в кожаной тужурке и со связкой ключей на брелоке.
Вежливо обнялись, чаю попили, фотки посмотрели. И Пашка опять быка за рога:
- Встречу на дому организуем в начале января. Говорят, ты стишками балуешься? Напиши уж чего-нибудь к этому событию. Надо, Анечка, надо. Очень.
И по плечу её рученьками гладит.
- Кыш, Пашка, руки не распускай! – дернула плечиком Анна. – Не пойму никак: до 40-летия ещё два года, не рановато ли ты хлопочешь о юбилейных стихах?
- А мы порепетируем нашу будущую встречу! – нашел аргумент Пашка.
- А учителей на репетицию слабо пригласить? – усложнила задачу Анна.
- Найду и привезу всех, кого захочешь увидеть! – воскликнул в организаторском запале Дубов.
- В живых только наша русичка да математичка остались, - подключилась к разговору Любаша.
- А немочка ещё! – возразил ей Пашка. – И физик!
- Ну, ладно, - сдалась Анна. – Русичку привези. Ей уж 80 скоро, она может и не дожить до нашего 40- летия. В этом случае грех не поторопиться и не обмануть время.
- Да чё ей сделается! – вдруг воскликнул Пашка и зло добавил: Я б её ещё 100 лет не видел!
- Ты чё, Дубов, одурел? – толкнула его в бок Любаша.
- Я не забыл, как она мне тюрьмой грозила! – огрызнулся в своё оправдание Дубов.
- Ой, ребята, с Вами не соскучишься, - подвела черту под нерадостным общением Анна и, выйдя из-за стола, напоследок напугала Пашку: Раз Лена сказала, что тюрьма по тебе плачет, значит, тому и быть.
- Да тьфу на тебя! – выругался Пашка. – И ты туда же! Все вы, русички, на голову больные. Всё каркать любите. Чё денег себе тогда не накаркаете, коль умны…
Увидев глаза Аньки, Пашка, осекся и засуетился вокруг неё, подавая в прихожей с вешалки верхнюю одежду.
- Ты это, не пропадай, я ещё позвоню! - мягко заговорил он. – Да, вчера Танечка Гнедых из Польши звонила по скайпу, привет тебе передает!
****
« Какое счастье дожить до пенсии, когда учителя и родители ещё живы и все они пребывают в добром уме и здравии», - думала Анна, возвращаясь со свидания с одноклассниками домой.
И хоть родителей у неё 25 лет как уже не было в живых, она всё равно искренно радовалась мыслям о том, что есть на белом свете ещё немало людей, которые помнят её ребенком.
Ей вдруг очень – очень захотелось увидеться со своей русичкой и превратиться, хотя бы на миг, в юную девочку с косичками, у которой всё ещё впереди.
- Интересно, - думала Анна, - как Елена Леонидовна теперь живет, о чем думает и, главное, как оценивает произошедшие перемены в стране.
Однажды Анна где-то вычитала, что для душевного равновесия человеку нужны три точки опоры: семья, работа и ... секс. Анне край хотелось узнать у любимой учительницы мнение о её собственном недавнем открытии.
Она к старости вдруг обнаружила, что трех оснований для адекватности в современной жизни маловато будет. Есть, на её взгляд, более важное слагаемое в этой жизненной теории – нравственный и культурный стержень человека. Люди, не имеющие этого стержня, быстро ломаются, не выдерживают витальных испытаний.
Права ли?
****
Елена Леонидовна, как бы сейчас сказали, была, без всякого сомнения, для Анны словесником высшей квалификации. Закончив литфак, Анна много лет при подготовке к урокам пользовалась записями из своих школьных тетрадей, продиктованными когда-то русичкой. Никакие вузовские методисты не смогли ей дать того опыта и мастерства, которое она получила от своего главного по жизни педагога.
Елена Леонидовна так преподавала литературу, что она, литература, казалась Анне самым важным для жизни предметом. Многие её мудрые суждения и размышления Анна запомнила на всю жизнь. И чем дольше жила она на белом свете, тем больше удивлялась прозорливости и справедливости оценок окружающего мира своим учителем.
- Лесков поталантливее Льва Толстого будет! Обидно, что он не «вхож» ныне в школьную программу, - сетовала Елена Леонидовна в начале семидесятых ушедшего столетия.
А сейчас, с радостью убеждалась Анна, Лесков занял прочное место в ряду школьных классиков.
- Представляете, дети, Есенин был так наивен, что верил в то, о чем в газетах пишут! – сообщала она, всплеснув от удивления руками.
- На стыке веков с людьми происходят ужасные вещи: волна самоубийств, многие сходят с ума, теряют память и смысл жизни, растет агрессия, рушатся семьи! - предваряя встречу с творчеством поэтов начала 20 века, с чувством материнской тревоги констатировала она выстраданную лично страшную мысль.
Мудро просчитав, что именно на середину жизни сидящих перед ней учеников выпадет фатально и беспощадно именно этот, коварный своим сумасшествием, «стык веков»,Елена Леонидовна, конечно же, ни в коем случае не ставила под сомнение всеобщую веру в скорую победу коммунизма.
Но зерно-то в голову Анны какое посеяла! Из чистого золота!
- Фамусов – замечательный отец! – неожиданно вносила учительница положительный штрих в характеристику отрицательного литературного персонажа.- Он знает, что для женщины удачно выйти замуж важнее всяких заоблачных карьер.
- Удачно выйти замуж? Здорово! – мусолила потом пол-урока услышанную мысль Анна, но вывод делала по-детски наивный: - Это может означать только одно - замуж надо выходить по любви!
****
Анна так крепко держала в памяти житейские «афоризмы» своей русички, что при необходимости вынимала их из своей головы горстями:
- Есенин был таким честным и порядочным человеком, что женился на всех женщинах…
- Эх, если б Катерина внимательно слушала Варвару, то не бросилась бы в Волгу…
- Катерина – цельная натура: сердце и разум в ней не спорят, «в унисон» живут. А надо бы дружить с головой ближе и крепче, чем с сердцем…
- Лев Толстой был несправедлив по отношению к своей жене, обвиняя её в нездоровом интересе к завещанию. Господи! В чем же она виновата? Она же не о себе думала, а о детях: на что их содержать она будет после его смерти…
- Лев Толстой был так к себе беспощаден в своих дневниках, что многие страницы из него до сих пор не опубликованы…
- Дети, обратите внимание, Шолохов подметил и отобразил важную вещь: трагическое и комическое в жизни всегда рядом!
Это была «потрясная» информация к размышлению для девочек и мальчиков, потому что
а) содержала в себе вопрос «почему» (Почему Фамусов замечательный отец, а отец Андрея Болконского тогда какого эпитета достоин?)
б) рожала сомнение (неужели в газетах неправду пишут?);
в) требовала аргументов «за» или «против», т.е. включала мозги.
Таким образом, благодаря таланту Елены Леонидовны, литература для Анны в школьные годы была не столько искусством, сколько учебником жизни.
А потому в выборе ею будущей профессии не было ни толики сомнения – только литфак!
***
Хороша была Елена Леонидовна. Спору нет. Но её, русичку, Анины одноклассники терпеть не могли. Даже те, которые считались умненькими и которых сама русичка обожала до самозабвения.
И причина была до обидного несерьёзная. Елена Леонидовна, как женщина, выглядела немодной, неинтеллигентной.
В 40 лет у неё была откровенно лысеющая голова да ещё и грушевидной формы.
Рыхловатая фигура, осточертевшая повседневностью серая мешковатая юбка со старомодной кофточкой, сморщенные на щиколотке коричневые чулки в резинку делали её портрет достойным только насмешек, которые она мудро не замечала.
А ещё её дурацкая привычка при объяснении нового материала закатывать глаза, разыскивая подходящие слова на потолке. И вечный насморк. И следы от навоза на широкой подошве немодельной обуви.
Елена Леонидовна, увы, держала корову, а это многим казалось не комильфо. Убирать вилами навоз и держать в этих же руках с обломанными ногтями томик Блока было «фи, как некультурно».
Глупые дети, к сожалению, очень часто оценивают учителя по одежке, а не по уму. Но не такой была Анна.
У Анны был талант от природы – видеть глубоко суть людей. Она ценила людей не по одёжке, а по уму с первой же встречи с ними. И потому она без всякого стеснения и с величайшим благоговением черпала в своей любимой русичке, как из бездонного колодца, разумное, доброе и вечное.
****
Закончив вуз, Анна вернулась преподавателем в родную школу. На один из первых уроков к ней в качестве наставника пришла постаревшая на пять лет Елена Леонидовна. Она прослушала весь урок новоиспеченного литератора с необычайным вниманием, а по окончании, уже наедине, задала своей ученице приличную трепку.
- Молодец! – начала она с похвалы. – Говоришь сама прекрасно. Соловьем поёшь. Заслушаешься. Хороша, ой, матушка, хороша! Многому выучилась, много знаешь. Молодец!
Потом Елена Леонидовна замолчала на минуту и закончила свой анализ уже не восклицательными, а вопросительными предложениями:
- А дети, Анна Михайловна, тебе зачем на уроке нужны? Им какая роль отведена? В рот тебе глядеть? Подумай над моими словами, когда к следующему уроку готовиться будешь!
Анна вспыхнула от хлесткого замечания своей литературной «мамки», как от пощечины, но задумалась. Крепко. На всю жизнь.
И с той поры, садясь за конспекты к урокам, она всегда делила мысленно страничку на две части: первая называлась «Я учу», вторая «Дети учатся».
****
-Неужели я её скоро увижу? – ликовала душа Анны. – Ах, как нам будет с ней о чём поговорить! Только не заболейте, милая моя и дорогая Елена Леонидовна. Если б Вы знали, как Вы мне нужны!
(продолжение следует)
http://www.proza.ru/2013/12/02/395
Свидетельство о публикации №213120200376
Ксения Демиденко 11.12.2015 15:08 Заявить о нарушении
Человеческое тепло и знания, которые дает учитель ученикам, должны обогревать путеводным светом всю их дальнейшую жизнь. Счастлив тот, в ком горит лампада, зажженная настоящим Учителем. Нам с Вами повезло. Повезло ли нашим ученикам, покажет время.
Татьяна Ломова 11.12.2015 16:41 Заявить о нарушении
Ксения Демиденко 11.12.2015 16:57 Заявить о нарушении