Михаил Леонтьевич Миль

               
                (продолжение)
                ...
   В истории Запорожского моторостроительного завода отмечено, что "конструкторы ОКБ совместно с коллективом завода много внимания уделяли усовершенствованию двигателя АШ-62, производству АИ-26ГР для вертолета ЯК-4 конструкции И. Братухина и АИ-26В для вертолета МИ-1 конструкции М. Миля.

     За создание двигателей  А.Г.  Ивченко,  В.А.  Лотарев и А.М.  Анашкин были удостоены Государственной премии СССР" (9). 
 
       В очень короткий срок гарантийный ресурс двигателя АИ-26В был увеличен в шесть раз.  Потребность в этих двигателях все возрастала. Конструкторским бюро Миля создается ряд модификаций вертолета МИ-1: связной, учебно-тренировочный, санитарный, четырехместный (для нужд сельского хозяйства), вариант с поплавковым шасси,  на которых ставились двигатели АИ-26В (10).               
         
                ...

   Вертолет Ми-4. Первый вылет транспортного вертолета  Ми-4  был осуществлен в 1952 г. Впервые в мировой практике загрузка производилась через  открывающиеся створки в задней части грузового отсека.    Ми-4 были выпущены в пассажирском, санитарном и в  сельскохозяйственном  варианте.  Для огневой поддержки сухопутных войск  был   сделан боевой вариант Ми-4 и вариант с поплавковым шасси.

    В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе вертолет Ми-4  был отмечен золотой медалью и стал впервые  экспортироваться за рубеж. В  Индии, закупившей свыше 100 машин,  вертолет показал прекрасные качества при работе в Гималаях и при  высоких температурах, доходящих до 40 градусов. Вертолеты МИ-4 в  Индии  стали называть  "Ангелами спасителями"- за спасение людей в Гималаях.

     На вертолете Ми-4 было установлено  8 мировых рекордов, в том числе:
Скорость на 500-километровом замкнутом маршруте: 26.04.1956, Б.В. Земсков,187 км/час.
Дальность полета по прямой: 02.08.1965, Т.В. Руссиян, 1052 км.
 Высота подъема без груза: 12.01.1965, Т.В. Руссиян,7524 м.
Высота подъема с грузом 1 т: 26.04.1956, В.В. Виницкий, 6056 м.
Высота подъема с грузом 2 т:  25.04. 1956 Р.И. Капрэлян, 6017 м.

                ...

   Вертолет Ми-8.  Первый вылет был осуществлен в 1961 году.  Эти вертолеты пользовались высоким спросом на внутреннем и внешнем рынке. Они служат  в вооруженных силах 74 государств мира.  Их производство продолжается  и сегодня на заводах Казани и Улан-Удэ, выпущено около 13000 машин.

   В 1964 году В.П. Колошенко установил на Ми-8 два мировых рекорда: дальность полета по кругу - 2465 км и скорость на маршруте 2000 км - 201 км/час. (11)
                ...

    Многие   технические разработки  КБ М.Л. Миля  были выполнены на уровне изобретений и  защищены патентами в Англии, Франции, Канаде, США.
     В 1965 году Советский Союз   принял участие в 26 салоне аэронавтики и космоса в Париже.  В Ле Бурже  были представлены сразу три вертолета Ми-8, Ми-6 и Ми -10. 

                ...

     К сожалению, нет возможности написать о всех уникальных  машинах Конструкторского Бюро М.Л. Миля, но  нельзя не сказать  о вертолете  В-12 (Ми-12), на котором установлено семь мировых рекордов и был получен приз  И. Сикорского "За выдающиеся достижения в области проектирования вертолетов".

    Мировой рекорд грузоподъемности В-12, установленный 6 августа 1969 года  - поднят  груз 40,2 т. на высоту 2250 м - не побит до сих пор и  занесен в  Книгу рекордов Гиннеса.
 
     В книге "Вертолеты зовут Ми"  Д. Гай так  описал  сообщение о первом полете                В-12 тяжело больному Михаилу Леонтьевичу: "Экипаж вертолета поехал домой к Михаилу Леонтьевичу с радостной вестью. С Миля словно спало бремя невзгод. Он читал любимые маршаковские переводы Бернса, напевал любимую песню "На безымянной высоте".
- Друзья мои, я вам искренне признателен. Знаете, вы не вертолет вылечили,  вы меня вылечили. Паночка, дай нам коньяку, - сказал он" (12).

    Первый экземпляр В-12 остался на вечное хранение на заводе, а второй  в Музее ВВС в Монино.  Несмотря на свои уникальные характеристикам этот вертолет не был запущен в серийное производство.
                ...
    Михаил Леонтьевич Миль остро переживал неудачи и аварии при летных испытаниях и эксплуатации вертолетов, а что говорить, такое тоже бывало.
    При этом, М.Л. Миль говорил: "Вы знаете, почему один талантливый конструктор автожиров так и не стал главным? Потому, что он так и не смог оправиться после катастрофы автожира. ... Самая критическая машина - это первая. За нее человек сражается. Главным конструктором может стать не тот, кто построил машину, а тот, кто способен пережить первую катастрофу, похоронить близкого знакомого ему и дорогого летчика и продолжить строить такую же машину, если он уверен, что все сделал верно" (13).

     Николай Константинович Соболев, один из специалистов предприятия   авиапрома, а сегодня еще и краевед, создавший фотолетопись Таганки со  второй половины 20 века до наших дней, рассказал мне о встрече с  М.Л. Милем при трагических обстоятельствах: "В июле 1967 г. экипаж вертолета  МИ-6 ПЖ, т.е. аппарата, разработанного конструкторским бюро Главного конструктора М.Л. Миля специально для тушения пожаров, прилетел в Париж для участия в 27-ом международном авиасалоне в Ле Бурже.  Командиром экипажа был летчик-асс, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского союза Юрий Александрович Гарнаев.

    После участия в авиасалоне, экипаж улетел на юг Франции, где проводил тушение обширных лесных пожаров под Марселем, Сан-Рафаэлем,  Каннами и Ниццой.
   Были ликвидированы десять очагов. 6 августа 1967 г. экипаж вылетел для тушения большого лесного пожара в гористой местности.  В условиях сильной задымленности и плохой видимости, отворачивая от линии высоковольтной передачи, вертолет ударился хвостовой частью о скалу.  Ю.А. Гарнаев пытался отвести машину на плоскогорье и посадить ее. Однако вертолет, потеряв управление, рухнул на площадку возле ущелья вблизи города Ля Ров, затем скатился в самое ущелье, где горел лес. Только через пять часов американскому противопожарному самолету удалось затушить пожар в районе падения вертолета МИ-6 ПЖ.

    В катастрофе погибли командир экипажа Юрий Гарнаев, второй пилот Юрий Петер, штурман Владимир Иванов, бортинженер Сергей Бугаенко, бортрадист Борис Столяров, инженеры Владимир Молчанов и Арнольд Чулков. Погибли также французские специалисты Ж. Сандоз и    В. Тенеф. Эта прискорбная весть потрясла всех, кто был связан с авиацией, кто работал с членами экипажа в Летно-испытательном институте  (ЛИИ) в городе Жуковском.

   В то время я работал секретарем Центрального Комитета профсоюза рабочих авиационной и оборонной промышленности. Я лично знал Юрия Александровича Гарнаева по встречам в отряде летчиков-испытателей ЛИИ.  Незадолго до его отлета в Париж мы договорились, что он придет в ЦК профсоюза, расскажет об авиасалоне, покажет свои любительские фильмы о Ле Бурже. Однако этому не суждено было случиться...

   Похороны экипажа состоялись 12 или 13 августа 1967 г., если память мне не изменяет. Гарнаева придали земле на Ново-Девичьем кладбище (участок № 6), остальных членов экипажа решено было захоронить на Введенском (Немецком) кладбище (участок № 7). Около часа дня  возле  ворот надвратной часовни (Наличная улица) собрались сотрудники  КБ М.Л. Миля,  ЛИИ, авиационных институтов, заводов, родные и близкие погибших. Стоял тихий, отмеченный печалью природы, день. Прибыли катафалки.

     У входа на кладбище я увидел Михаила Леонтьевича Миля, подошел к нему и представился, т.к. это была первая  и единственная встреча с этим выдающимся конструктом вертолетов.  Первое, наверное, самое точное впечатление от общения с М.Л. Милем - скромный, немногословный человек, с внимательными голубыми глазами, среднего роста плотной подтянутой фигурой. Видно было, как тяжело он переживает эту катастрофу.

   Процессия медленно двинулась влево от центральной площади кладбища, затем   вправо, вдоль южной стены некрополя. Мы шли с Михаилом Леонтьевичем следом за родными и близкими членов экипажа. Вот и участок № 7, где уже все было подготовлено  к траурной церемонии. Начался митинг. Первым выступил Михаил Леонтьевич. Говорил негромко, короткими, емкими  и выразительными фразами о героизме членов экипажа А.А. Гарнаева, их мужестве и высоком профессионализме. Прозвучал салют почетного караула. Гимн.

   С похорон возвращались молча, подавленные глубоким трагизмом происшедшего, искренними и сильными переживаниями, связанными с уходом из жизни мужественных, красивых, полных сил и отваги людей, погибших или от рокового случая, или от чьей-то злой воли. Кто знает? Франция на эти вопросы ответа не дала".
                (окончание следует)


Рецензии