Михаил Леонтьевич Миль

   
   (Окончание статьи)

                ...                ...
       В 1968 году группе конструкторов во главе с М.Л. Милем за создание Ми-6 и       Ми-10  была присуждена Государственная премия.  В числе лауреатов были                В.П. Лаписов,  А.В. Некрасов. М.А. Лейканд, П.А. Соловьев, М.Н. Пивоваров,                В.Т. Мацицкий, Д.М. Чумаченко, Л.Н. Марьин, Г.П. Калашников,  И.П. Эвич,                О.В. Успенский. (14)
                ...               
    В сентябре 1969 г. был осуществлен первый полет Ми-24, при котором присутствовал уже тяжело больной      Михаил Леонтьевич, здоровье его продолжало ухудшаться, он ушел из жизни 31 января 1970 года.

    Гроб с телом Михаила Леонтьевича Миля  был установлен в Панках на бетонной площадке около сборочного цеха вертолетов, откуда начал свой путь в небо  вертолет-великан В-12. Летчики испытатели Юрий Швачко, Борис Земсков, взлетев с экипажами с аэродрома "Люберцы" на вертолетах МИ-8 и МИ-6, и я с экипажем на вертолете   В-12 летали, кружились над площадкой, прощаясь с дорогим нашим сердцам Человеком, Конструктором, Другом.  И плакали наши сердца и души. Мы знали: эта потеря невосполнима."- вспоминал В.П. Колошенко.(15) 
                ...
   Марат Николаевич Тищенко,  возглавивший  Московский вертолетный завод, ученик и сподвижник М.Л. Миля, воспоминал: "Появление Ми-24 не было случайностью.  Михаил Леонтьевич считал, что нужно создать "боевую машину пехоты" - т. е. вертолет,  имеющий мощное вооружение и способный перевозить отделение солдат. Благодаря применению близких к серийным агрегатов вертолет был создан в очень короткие сроки...  Всего было разработано 17 модификаций    Ми-24.

   Эти вертолеты участвовали  в более 15 боевых конфликтах. Некоторые модификации Ми-24  выпускаются до сих пор.  Сейчас эти вертолеты служат в вооруженных силах более 40 государств.  Их поставки помогли заводу в Ростове-на-Дону сохранить коллектив и пережить наиболее трудное время"(16). 

  Вертолеты с буквами "Ми"  снискали славу настоящих тружеников.  Не случайно  они получили десятки ласковых имен. Во Франции  их называли - "Пожирателями огня",  японцы за большую грузоподъемность нарекли "Рабочими буйволами", в Индии, как уже написала раньше, - "Ангелами-спасителями"  и т.д.
                ...

    А  вот  данные из нашей сегодняшней жизни: на прошедшем в Москве 17-19 мая  2012г. международном салоне вертолетной индустрии HeliRussia-2012 был продемонстрирован вертолет Ми-38, который заменит Ми-8 и Ми -17. Скорость  до 320 км/час, дальность полета - 1300 км, потолок - свыше 5000 м. Когда-то поразил своей огневой мощью Ми-24,  а сегодня на выставке вертолет Ми-28, вооруженный 30-мм пушкой, ракетами, бомбами. Боевая нагрузка - 2300 кг. Максимальная скорость  - 305 км/час. 

   И  как же меня  огорчило сообщение (17) о том, что "...в будущем году завод в подмосковных Панках начнет выпускать представительные итальянские "Августа Вестланд 139" В  интервью газете "Факты" 31.05.2012 Бруно Спаньолини, генеральный директор AgustaWestland,  сообщил: "Предприятие в Томилино на начальном этапе будет выпускать по 20 вертолетов AW139 в год..."  Значит, к  громадному сожалению, в  вертолетной промышленности мы тоже сдаем свои позиции передовой державы.
ТОМИЛИНО И ПАНКИ - РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ОАО "МОСКОВСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД ИМ. М.Л. МИЛЯ" (прим. автора)

    В.П. Колошенко в предисловии к  книге (18) написал: " Хочется верить, что наступит, проснется былинная сила российского народа, подарившая человечеству выдающихся покорителей Пятого Океана. Я верю, что идут новые поколения молодых и сильных, умных и талантливых людей, верующих в чистоту человеческих отношений, любящих свою Родину и безграничную высоту нашего неба". Так хочется  в это верить...

                ...

   В заключении хотелось бы сказать о необыкновенных человеческих качествах и всестороннем таланте  Михаила Леонтьевича. Это прозвучало и в воспоминаниях              Ю. Т. Муравьева - зятя Генерального авиаконструктора Александра Георгиевича Ивченко:

   "Как-то дом Ивченко посетил М.Л. Миль. Было это... пожалуй, на рубеже 59-60 годов. Дело в том, что когда гость снял пальто, я обратил внимание на медаль лауреата Ленинской премии. А лауреатом он стал в 58-м, одним из первых авиаконструкторов. Тогда я впервые увидел эту медаль. Был Миль с супругой. Нас с Валей бегло представили, помнится, на первом этаже кроме нас никого не было. Гостей сразу же провели в столовую. Там они вчетвером обедали и достаточно долго беседовали.

  Запомнилась внешность Миля. Среднего роста, полный, с аккуратно зачесанными редкими волосами. А вот глаза и улыбка, с которой он нам поклонился ... Знаете, есть такое расхожее понятие - рафинированный интеллигент.  И еще.  В бледном, я бы сказал, одутловатом лице просматривалась болезненность. Не знаю, отчего ушел из жизни Михаил Леонтьевич, но произошло это, когда ему едва исполнилось 60 лет. Что за возраст! Правда нелишне отметить, что успел он сделать многое. Ведь ему было примерно 35 лет, когда он стал доктором наук, а год спустя возглавил конструкторское бюро" (19).

                ...

    В одном из писем дочкам Михаил Леонтьевич писал: "Человек должен развивать все свои способности, он может и должен и рисовать, и писать, и играть на рояле, и хорошо знать свое основное дело, технику или науку". И сам Михаил Леонтьевич великолепно рисовал, играл на фортепиано, хорошо знал поэзию, был общительным и очень доброжелательным человеком.  Рисование было для него отдохновением души после умственного труда и напряженного рабочего дня.

   Рассказывая о жизни М.Л. Миля, нельзя умолчать о его художественном творчестве,  об акварельных  натюрмортах и пейзажах, которые он писал в Коктебеле на отдыхе, о его знакомстве, а потом и дружбе  с Марией Степановной Волошиной,  вдовой поэта и художника    М.  Волошина.

    М. Волошин  в стихотворении "Дом поэта" писал: "Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом раскрыт навстречу всех дорог... А за окном расплавленное море Горит парчой в лазоревом просторе.... Войди, мой гость, стряхни житейский прах     И плесень дум у моего порога... Со дна веков тебя приветит строго Огромный лик царицы Таиах."  Этот дом был  построен  М. Волошинымв 1903 г., а  в 1913 г. была  пристроена  двухсветная мастерская с летним кабинетом на антресолях и плоской площадкой (вышкой) на крыше.  О встречах у      М. Волошина оставила воспоминания  М. Цветаева и  А.П. Остроумова-Лебедева.

    Дух дома сохранила вдова М. Волошина. В доме так же, как и  при  жизни поэта, собирались творческие люди: Ваншенкин и Евтушенко,   Шагинян и Матусовский,  Б. Полевой. В это общество, как нельзя лучше вписался, общительный, веселый,  творчески одаренный  Михаил Леонтьевич, который приезжал сюда в отпуск. 

    Дверь отперта была для М.Л. Миля.    Мария Степановна даже позволила Михаилу Леонтьевичу рисовать в кабинете Волошина,   и он с любовью рисовал  интерьер комнаты, библиотеку поэта, портрет царицы Таиах.   В живописном  Коктебеле было сделано много  пейзажей  в акварельной и пастельной техниках.

                ...

      Последняя выставка работ М. Волошина была в 1927 году,   его акварели  в  феодосийском музее  видели далеко не все,  и   творчество   этого самого  поэтичного художника и  живописно  выразительного поэта,  в 50-е годы прошлого века  знал ограниченный круг лиц.

      М.Л. Миль, "заболевший" волошинскими прозрачными  акварелями, договорился с Марией Степановной и в 1960 году устроил выставку работ  М. Волошина в Доме культуры  "Радуга" Московского вертолетного завода. На открытии выставки выступил  министр высшего образования Елютин. Выставку посетила творческая интеллигенция. Представители Третьяковки договорились с  Марией Степановной  о приобретении картин для музея. Выставка просуществовала недолго и была закрыта по указанию из райкома партии.  Но такая  выставка все-таки состоялась (21). 

     Выступление на  открытии выставки  В.С. Кеменова было опубликовано в журнале (22). Вот некоторые характерные для того времени особенности этой публикации:  не указывалось, где прошла выставка, а сообщалось - "в клубе одного из московских заводов" и "по инициативе молодых рабочих и коммунистов".

      Работа М.Л. Миля "Нарциссы. Угол кабинета" стала в 1981 г. эмблемой выставки "Ученые рисуют".  Михаил Леонтьевич продолжал рисовать  и после инсульта, так, в 1967 году  был  сделан  рисунок дочери Лены.  При посещении Польши во время строительства Ми-1 и Ми-2 Михаил Леонтьевич сделал превосходный  карандашный рисунок дома Шопена в Желязовой Воле.
                ...
    Посещение, по любезному приглашению Надежды Михайловны, Музея М.Л. Миля в Панках позволило ближе познакомиться  с масштабом работ Фонда  по сохранению памяти этого выдающегося ученого, конструктора, общественного деятеля, всесторонне талантливой личности.

    Восстановлен его рабочий кабинет, в нем - книги, документы, чертежи, фотографии,  рисунки.  Особое место занимают блокноты с   записями   Михаила Леонтьевича как депутата.  При всей своей занятости основной работой, он находил время для общественной деятельности. Обращались  к нему по личным, бытовыми, спорным производственным вопросам. Его сопереживание и необыкновенное стремление помочь человеку отражено в этих блокнотах.
 
   Надежда Михайловна рассказала: "Михаил Леонтьевич   многие годы, начиная с  50-х годов, вел общественную работу в  Сокольническом (Куйбышевском) районном Совете, был членом Сокольнического райкома КПСС, избирался депутатом Моссовета,   был делегатом 23 съезда КПСС. Делегатами этого съезда были выдающиеся деятели нашей науки и техники:  Генеральные конструкторы, такие как Антонов, Люлька, Грушин, космонавты Гагарин, Береговой, Буковский. Это была огромная честь и признание заслуг перед страной".

   На стенах музея  портреты конструктора и его рисунки.   В кабинете  нашлось место и для домашнего  пианино, на котором играл  выдающийся конструктор  вертолетов.
    Надежда Михайловна Миль села за инструмент и сыграла Шопена,  музыку которого любил Михаил  Леонтьевич.   Вот на этой лирической ноте хочу закончить   статью о талантливейшем создателе вертолетной техники в нашей стране. 
*      Автожир - винтокрылый летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого несущий винт вращается от набегающего  потока воздуха, а поступательное движение создается тянущим винтом (как у самолета) при помощи авиационного двигателя; предшественник вертолета.
**    Геликоптер - вертолет. 
***Данные  о технических характеристиках вертолетов и мировых рекордах, установленных на вертолетах конструкции М.Л. Миля взяты из приложений к книге 2.      
--------------------------------------------------
1.   Иркутск: роль города в политической, экономической и культурной жизни России.  К 350-летию основания города 1661-2011. Сборник материалов научной конференции. М. 2011. ч.1. С. 274 -279.
2.  Миль Надежда, Миль Елена.  Неизвестный Миль. М., 2011. 
3.  Советский энциклопедический словарь.  М.,  1985. С. 803.
4. Миль Надежда, Миль Елена.  Указ.соч.  С. 58.
5.  Миль Надежда, Миль Елена.  Указ.соч.  С.  61.
6. Миль Надежда, Миль Елена.  Указ.соч.  С. 249.
7.  Миль Надежда, Миль Елена.  Указ.соч.  С. 80-81.
8. Миль Надежда, Миль Елена.  Указ.соч.  С. 242.
9. Коваль Е.Т.Филон Н.Н. Ровесник октября. Днепропетровск, 1986. С. 54.
10. Коваль Е.Т.Филон Н.Н. Указ. соч.  С. 50.               
11.  Колошенко В.П.   Ангел-спаситель.  1т. М., 2000. С.71.
12. Колошенко В.П.   Ангел-спаситель.  2т. М., 2000. С 126.
13. Миль Надежда, Миль Елена.  Указ.соч.  С. 97.
14. Миль Надежда, Миль Елена.  Указ.соч.  С. 141.
15. Колошенко В.П. Указ.соч.  2т. С. 128.
16. Миль Надежда, Миль Елена.  Указ.соч.  С. 237.
17. Птичкин С. Выкрутасы винтокрылов. // Российская газета. 24.05.2012. С. 10.
18. Колошенко В.П.   Ангел-спаситель.  1т. М., 2000. С.13.
19. Виленский Ю., Муравьев Ю. Александр Ивченко:  Авиация и личность.  Киев,  2003. С.226.
21. Миль Надежда, Миль Елена.  Указ.соч.  С. 162.
22. Кеменов В.С.  Акварели М. Волошина.  // Искусство. 1961. № 5  С. 33-36.
23.Е.М. Миль, Н.М. Миль. Михаил Леонтьевич Миль. Конструктор, инженер, ученый. М., 2009.
24. Авиационные двигатели. Под редакцией И.Г. Шустова.   2007.
25. Кузьменко А.А. Мотор Сич.  История - дорога в будущее.  Киев,  2007.
  Фотографии:
Н.М. Миль во время выступления  на конференции.
Мемориальная доска на доме в Иркутске.
Мемориальный  кабинет   в Музее истории города Иркутска. 
Фотографии отца и материи М.Л. Миля.
Н.М. Миль с женой.
Вертолет Ми-1.
А.Г.  Ивченко,  В.А.  Лотарев и А.М.  Анашкин.
В.П. Колошенко  и  М.Л. Миль.
Вертолет Ми-4.
Вертолет Ми-8. 
В.П. Колошенко, М.Л. Миль, Ю.А.  Гагарин на Международном салоне аэронавтики и космоса в Ле Бурже . Франция, 1965 г.
Современная  фотография Дома культуры  "Радуга".
Рисунок дочери Лены, выполненный М.Л. Милем в 1967 г.
Фотографии акварелей и пастелей М.Л. Миля.
Фотографии, сделанные в музее М.Л. Миля в Панках


Рецензии