9. Привет из прошлого

Известие о том, что  с визитом  ВВП  в администрации города произошли очень серьезные изменения, Анну очень обрадовало. У неё выпрямилась спина, она за многие годы впервые вздохнула полной грудью.

-  Серого  «ушли»! -  радостно билась сногсшибательная новость в её голове.- Думала, что не доживу до этого счастливого дня! Дожила!
 
- Когда я ушла, дети плакали, - неожиданно  вспомнила Анна Михайловна и,  усмехнувшись, добавила: – Когда ушел Серый,  заплакали тюрьма и денежки.

В сердце  Анны слова  Серого («Они нужны там, откуда вы ушли») были многие годы занозой.

Нужна ли? 

Анна прилегла на диван, забилась в угол. Она сегодня совсем  не  собиралась ни в какое  путешествие  по волнам своей памяти, но  прошлое  её об этом не спрашивало и просто взяло да всплыло.

Целым куском её жизни – трудным и жутким. Конца 90-х. Её конца.

                ****
Анна Михайловна никогда не мечтала ни о званиях, ни о наградах. И это чистая правда. Она просто добросовестно  делала свою работу, потому что  по-другому не умела.

А ещё она любила.  Любила учить и учиться. Русский язык и литература   для её детей всегда  становились  самыми любимыми предметами.

Она  обожала  ребятню, они отвечали ей взаимностью.  И это не нравилось многим  коллегам и особенно начальству.

- Артистка! – шипели завистники после открытого урока Анны, который закончился  шквалом аплодисментов всех присутствующих.  – Строит из себя умную да смелую! Хочет лучше всех быть.  Ужо погоди: на экзаменах мы тебе устроим! Не таким рога обламывали!

- Открытые уроки  запретить! Наградить контролем! – вынесла приговор администрация.

И  началась у Анны Михайловны жизнь такая, что не успевала двери кабинета закрывать. Только одного проверяющего проводит, следом другой идет.

Но Анна была  педагогом опытным и пыталась  от этих проверок не проиграть, а выиграть.

                ***

Когда директор пришла в её пятые классы с одной и той же проверкой  («Выразительное чтение стихов») в четвертый раз, Анна вежливо предложила:

- Может, что-нибудь другое посмотрите?  Навыки анализа произведения, например?

- А ты напиши мне вопросы, и я приду, - соглашается  администратор.

Анна  составила вопросы по сказке Салтыкова - Щедрина  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», детям о них не сообщила, чтоб всё было по-честному. И при контрольном опросе с волнением села за последнюю парту: интересно, чего ребятишки говорить будут.

Но волноваться пришлось не за детей, а за контролера. Обнаружилось, что директор   то ли  забыла,  то ли не знала  ответы на вопросы, которые читала по бумажке.   

Всё переврала, путая    композицию с сюжетом,  а содержание сказки с ног на голову перевернула. 

Ох, и позабавились детки, открывая ей истины. Разгалделись, спорят, цитируют, убеждают – доказывают свою правоту. 

Повеселела  и директриса, удивилась ребячьей активности, знаниями их  восхитилась. 

Ушла с урока доброй-предоброй и больше целый год к Анне  с проверками не приходила.
               
                ****

Дама с фигурой лошади, вставшей на дыбы, явилась на урок Анны в 6 классе с проверкой по теме «Правописание отрицательных и неопределенных местоимений». Диктует:

- Негде, ниоткуда, никогда, нигде, кое-где, где-нибудь, неоткуда, некогда,  невпопад, нипочём, никуда…

- Стоп! – не выдерживает Анна Михайловна, - Это же не местоимения, а наречия!

- А какая разница? – удивляется  фигуристая контролерша. – Правило-то написания одно и то же!

-  Разница есть и большая:  эта часть речи изучается не в 6,  в 7 классе? Вы не хотели бы прийти к нам  через год? - возражает Анна.

Проверяющая растерялась, но местоимений нужных разрядов в количестве 20 штук для диктанта в своей голове сию минуту она найти не смогла и  вынуждена была ретироваться  из кабинета не солоно хлебавши.

                ***

Налетели с проверкой  в восьмые классы  всем методическим объединением. Детям рта не дали открыть. Только слышалось:

- Не знают! Не имеют представления!

-  Что это было? – спрашивают у учителя  ученики. – Мы  не  поняли, чего от нас хотели?

Анна догадывалась, но не хотела в такую подлость верить, а детям сказала, чтоб на экзаменах надеялись только на себя: пощады не будет никому.
               

                ***

 1997 год.    На устном экзамене по русскому языку  комиссия  истерзала детей до слез:

- Глянь-ка:   русский  любит, а знать его  не знает!

- Чего ревешь? Скажи спасибо своей любимой учительнице. За то, что не научила тебя.

- Чё ты мне  теорию шпаришь, ты мне практику давай!
               
На экзамене Анна держалась достойно. Хотя и не без валерьянки, конечно.  Как могла, успокаивала  «вздрюченных» детей и улыбалась:

-Не волнуйся, Алла, молодец! Ты это знаешь!

- Сережа,  смотри на меня, я тебя внимательно слушаю. Умница!

         
                ***

Изложения Анькиных  учеников проверяли на три раза, потрясая тетрадками и качая головами:

- Ой,  как слабо дети подготовлены! Ни фига не знают! Кошмар!

Однако двойки ни одной не поставили.
               
                ***               

 Дома, после экзаменов,  с Анной Михайловной случилась истерика. Сутки валялась она  в слезах на диване:

- Боженька! Пять лет каторжного труда псу под хвост! Убить себя мало!

                ***

Анна  рыдала и никак не могла понять, почему никто не увидел результатов её титанического труда.

А ведь результаты были. И они очевидны.

Она вспомнила, какими эти детки пришли к ней в пятом классе: двойка на двойке. 40 ошибок в диктанте –  норма для  половины класса!  Как долго она с ними мучилась, пока появились первые проблески в знаниях.

Очень помогли любимые Анной зрительные диктанты: они школяров не только грамоте учили, но ещё  память  и орфографическую зоркость развивали.

А ноу-хау – проговаривать словарное слово, прежде чем его написать, а диктанты по памяти, а  работа со словарями разными.

- У тебя, Леночка, сегодня опять за диктант «два», но ты, пожалуйста, не расстраивайся: это уже хорошая двойка. И я так рада за тебя! Молодец, всё у тебя получится! Год назад ты делала  20 ошибок, а теперь только десять. Я думаю, что к весне  мы с тобой напишем диктант на первую «три». Обязательно торт испечем и отметим это радостное событие!

И пекли торты, и отмечали!
               
                ***

Анна знала по опыту, что нередко бывает так, что  учащиеся, прекрасно знающие теорию, пишут на практике  неграмотно, потому что до них ещё «не дошло». Нужно время для того, чтобы количество полученных теоретических  знаний перешло в практическое качество.

Но главная причина  махровой  безграмотности, по мнению Анны,  заключалась в слабости начального образования, в  неоправданной погоне  за техникой чтения и в том, что в школе не соблюдались единые требования.

Если на географии, биологии, истории, обществознании, физике и т.д. можно писать, как душеньке угодно (кАнтинент, вАрона, НОпАлИон, грОждОнин), и за это ставят пятерки, то грамоте конец. 

Секрет грамотного письма лежит не в теории, а  в развитии слуховой, зрительной и моторной памяти ребенка. 

Получается, что дети ПРИВЫКАЮТ писать неграмотно на десяти школьных  предметах, и никто их за это не ругает, а  русовед, таким образом,  уже на   своём  уроке  должен  детей   не учить, а  переучивать.

А ведь один, как известно, в поле не воин.
               

                ***

Пять лет Анна  хранила тетради учащихся  для контрольных и творческих работ. На последних уроках, незадолго до  экзаменов,  положила она перед каждым учеником  по  десять персональных  тетрадок с  закладками из цветной бумаги.

Дети заулыбались, узнав свои тетрадки,  и заинтересованно стали их листать. Посыпались реплики со смехом:

-Ой, а я в 5-м классе писал ПАРАВОС!

- А я – Мидветь!
 

- Открываем тетрадку за пятый класс и начинаем делать главную работу над ошибками! -  сказала  учительница. – Стараемся найти  такие слова с ошибками, которые и по сей день  являются проблемными, т.е. вы за пять лет обучения так и не поняли, к примеру, почему соломенный пишется с двумя Н. 

Вот список этих «страшных» слов вы мне сегодня и  должны составить  на оценку. Кто не успеет на уроке, будет заканчивать дома.

- Учтите! – потрясла Анна Михайловна своей тетрадью. – Я все ваши персональные ошибки уже себе выписала и потребую за них полный отчет в виде зачета!

 Анна Михайловна знала, что к  выпускному классу у каждого ученика  появляется   рюкзачок  индивидуальных  хронических ошибок по причине персональной невнимательности, и она  торопилась  провести профилактическую работу и подчистить. 

- Смотри, Андрюшка, - говорит учительница, решившись на  показательную экзекуцию, - пять лет я тебе исправляла  слово труженик, а ты все пять лет упорно пишешь его с двумя Н. И ты ведь знаешь правило-помощник: «Мошенник украл у труженика одну Н». Но пишешь неправильно почему? Подумай!

- Невнимательный, наверное?

- Наверное, - соглашается с ним А.М.-  Но  не кажется ли тебе, Андрей,  что пора бы на себя рассердиться за это?

Вот пятый класс. В тетрадке  три красных закладки. Ровно столько раз я тебе именно это слово в течение года исправила.

А вот седьмой класс – и опять красные закладки. Что мы имеем в связи с  вышесказанным?  Анна Михайловна год за годом  исправляет красной пастой, а Андрюша  внимания на это не обращает и синей ручкой выводит это слово так, как ему нравится?

Может, ты упрямишься? Ты до старости так писать собрался? И  с внуками этим опытом поделишься?
    
Андрюшка  вздыхает, Анна Михайловна мягко треплет его по голове.

- Напиши это слово на листок и прикрепи на той двери дома, которую чаще всего открываешь, - советует Сережка.

- А я в туалете листок приклеил! – кричит Вова.

- А у меня  вся кухня в плакатиках! – докладывает Ира.

- А я даже в холодильнике продукты и посуду  со словарем подписал! – хвастается Игорь.

 - Молодцы! – реагирует Анна Михайловна и пишет Андрюшкино слово на доске крупными буквами.  Потом, словно дирижер,  взмахивает руками и класс дружно четко и громко произносит по слогам: ТРУ - ЖЕ - НИК.


- И ещё скажу,- продолжает учительница, - это касается всех! Помните: признак умного человека – сомнение. Сомневайтесь, когда пишите! Почаще заглядывайте в словарь!

- Хотя, - Анна  Михайловна осеклась. – Случай один из практики очень поучительный  вспомню. Девочка  в изложении написала слово с ошибкой.

Спрашиваю у неё после экзамена: " Почему  ты в словарь не заглянула?"

А она мне отвечает: «Я смотрела, но КОЛИДОРА там не было!»

Класс смеётся, а Анна заканчивает:

- И ЛЕВОРЬВЕРА  вы в словаре не найдете, и  КОМФОРКИ там не будет! И ИХНЕГО  с ЕВОНЫМ! Играть надо со словом! Знакомиться с ним! Думать над ним! Привыкнуть и подружиться!  Все варианты написания, если правило забыли,  просчитывать!
               
                ***

Да  уж! Попотела Анна Михайловна с этими ребятками не один год. «Коня к воде подвести можно, но пить его не заставишь», - это точно не про её учеников.

Они, ученики её,  тоже очень старались. Тщеславные в хорошем смысле были – все в мать свою, Анну. Уж если делать, так только хорошо, а ещё лучше –  на отлично.

                ***
После истерики и раздумий пришла Анна рано утром в школу, сгребла все журналы за пять лет и стала их листать,  считать да подсчитывать.

И такая неожиданная  картина нарисовалась по итогам этого исследования, что слезы у Анны Михайловны высохли, спина распрямилась, и  ей очень захотелось на педсовет.
               
                ***

На  итоговом   совещании по переводу учащихся  Анна Михайловна попросила слово.

- Дорогие коллеги, - начала она своё выступление, -  прошу Вашего внимания ровно на три минуты. Я хотела бы подвести итоги своей пятилетней работы в 9Д и В классах. 

Посмотрите на эту табличку.

Пять лет назад всего 8 пятиклассников из 56 знало русский язык на «4»  (14 % качества).

В шестом классе  таковых  стало 16!  В седьмом классе – 19! К  восьмому – 21!

На экзамене по русскому языку, который сдавали самые слабые учащиеся,   - 37% качества, на изложении – 63 %. 

Общее число хорошистов по итогам обучения – 24 человека, т.е. 43% качества. Успеваемость – 100%.
   
Для сравнения посмотрим остальные классы на параллели. 

В сильных 5А и Б на начало обучения было 15 ударников, закончили   9-й класс с успешными знаниями по русскому языку 7 человек.
   
На основании вышеизложенного ставлю в известность своих коллег и администрацию, что в новом учебном году  подаю заявление на аттестацию  по высшему разряду.

Печатные труды имеются.  Приглашаю всех желающих на уроки и надеюсь на поддержку умных и нетрусливых коллег.

Таковых  обнаружилось в коллективе человек 10, и они хлопками и репликами поздравили Анну с потрясающими своим успехом результатами.

-Анна, да за такую работу тебе, как минимум, отличника должны были дать! – сказала соседка по кабинету биологичка. – В три раза улучшить первоначальный результат – я такое за 20 лет работы первый раз вижу!

- На самом деле качество – все 50 %,   – вздохнула Анна. – Но деток выпороли из-за меня на устном экзамене.
               
                ***

Как же так случилось, спросите вы, дорогой читатель, что к концу 90-х  в стране      профессионалов перестали  уважать и ценить по достоинству повсеместно? И они начали уходить отовсюду:  с заводов и фабрик, с поликлиник и школ? 

Отвечу: да никогда их у нас в стране не ценили и не берегли  по-настоящему! При Советах  не трогали – да!  Но и шагать вперед не давали. Потому и застой случился.

И как же не рухнуть было  стране в 90-е,  когда  опоры  не стало.  Не может страна идти вперед и развиваться дальше, если в ней не ценят тех, кто умеет свое дело делать хорошо, где умными и толковыми людьми управляет  Её Величество Серость.               


И когда в конце 90-х «ушли» отовсюду  всех «профи» в прямом и переносном смысле,  и остались только те, кто с верностью овчарок, готовых порвать коллег за кусок хлеба,  служил и обслуживал  своих хозяев, мы получили в стране то, что имеем сегодня: коррупцию, преступность, моральную  деградацию, разруху,  вранье  и всеобщее пофигейство.

               
                ***

 Аттестацию Анна Михайловна прошла успешно, хотя препятствий ей опять  чинили немало. А в день присвоения ей  высшей категории случилось такое страшное событие, которое разделит жизнь Анны жирной  черной полосой на  «до» и «после».

 
                (продолжение следует)

  http://www.proza.ru/2013/12/03/1473


Рецензии
Эту главу можно использовать как практикум по преподаванию русского языка. А то сейчас из институтов девочки очень зеленые выходят и научиться негде, да сильно и не хотят. Отработают 3 года, чтобы диплом не пропал и в фирмы уходят, и разве можно их в этом упрекнуть? Насторожилась, что ж там такого черного? Вроде хуже не придумаешь, что было?

Ксения Демиденко   11.12.2015 19:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.