О А. П. Чехове к юбилею

150 лет А.П.Чехову. Кто он для меня, что для меня значит его жизнь, его творчество? Конечно, стыдно признаваться, что я не так уж много читал Чехова. Да, изучали в школе. Нет, конечно, не все так безнадежно. Читал его томики из СС, смотрел спектакли и фильмы по его пьесам, повестям и рассказам. Но у меня нет целостного представления об этом человеке. Получается какая-то мозаика.

Читал достаточно подробно о его жизни. Трудное, трудовое детство, а потом он ещё всю жизнь материально тащил на себе все свое многочисленное семейство. Уважаю.

Пьесы, откровенно говоря, не нравятся. Герои - вечные нытики. Только и слышишь, что - Надо что-то делать, надо работать. Им скучно, им невыносимо в этой жизни. И это поразительно, потому что сам Чехов был настоящим стоиком.

Юмористические рассказы. Многочисленны, грустно-смешны. Герои, как правило, жалки. Как я понимаю, многие рассказы написаны ради зарабатывания денег. Говорят, во времена Чехова жил и творил писатель Боборыкин, который был в то время гораздо популярнее Антон Павловича. Кто сейчас о нем помнит? И что же изменилось с тех пор? Время, люди, миропонимание?

Повести, другое дело. Что-то читал, что-то смотрел на экране. Особенно запомнились фильмы "Черный монах", "Плохой хороший человек", "Дама с собачкой". Конечно, повезло, что фильмы сняты великими режиссерами и играли в них великие актеры. Иначе и не могло быть. Специально читал "Степь", действительно, надо обладать великим талантом, чтобы на многих страницах описать интересно такое скучное место, как степь.

К стыду своему не читал его сахалинские произведения, но, может быть, еще прочту?

Еще одна грань этого человека - он был великим мудрецом. Наверное, таким его сделала профессия медика, лекаря. Достаточно почитать его письма и записные книжки. А письмо к брату о том, кто такой интеллигентный человек, я бы посоветовал повесить на стенку в каждом доме.

Вот такая мозаика.
25-01-2010


Рецензии