ХР Жизнь неандертальцев и кроманьонцев Часть 4

ХР. 2.7.48.4. Жизнедеятельность неандертальцев и кроманьонцев. Приоритеты (продолжение). Первобытная лечебная помощь.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 48.4. Жизнедеятельность неандертальцев и кроманьонцев. Приоритеты (продолжение). Первобытная лечебная помощь.
 
Иллюстрация из открытой сети Интернет.



Земля. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Места стоянок. Допотопный мир Ойкумены. Жизнедеятельность неандертальцев и кроманьонцев. Приоритеты (продолжение). Первобытная лечебная помощь. 50 000 до н.э.


В течение 10 000 лет многие потомки и поколения первобытных людей, разумных классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000) будут относительно благополучно жить в условиях:

«допотопного» положения земных полюсов;
«допотопного» уровня мирового океана (ниже современного уровня на 60-61 м и неуклонно понижающегося);
продолжающейся стадии древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.);
Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья (50 000-40 000 до н.э.);
продолжения стадии потепления «интергляциал Вюрм II Мурсхофд (Перигор VII)» (51 000-46 500 до н.э.).

За этот период человеческой истории и эволюции они неизбежно, естественно, обязательно и закономерно могли и создали свою непрерывную первобытную цивилизацию с соответствующим уровнем и приоритетами физического, интеллектуального, мифологического, ведического и культурного развития.

Каким был или мог быть уровень и приоритеты такого ведического и культурного развития первобытной неандертальско-кроманьонской мустьерской цивилизации данного времени?

Несомненно, археологические артефакты, следы жизнедеятельности, каменные и иные орудия труда и боя, костные останки животных и людей, их тщательный и скрупулёзный анализ позволяет доказательно обосновать материальную (вещественную) историю древнейших первобытных цивилизаций человечества (человечеств).

Однако, кроме материальных или вещественных следов и останков, первобытные цивилизации неизбежно, естественно и фактически, несомненно, реально и действительно оставили нам в наследство:

генетические и врождённые инстинкты;
расовый и национальный темперамент и нравы;
язык (языки) мышления, речи и общения;
ведический (практический, интуитивный) жизненный опыт и знания;
непрерывную «цепочку» неписаных врождённых интуитивно-инстинктивных правил поведения;
общечеловеческие, расовые и национальные обычаи и традиции;
архетипы и структуры-образы общих и различных мифологий, мировоззрений, картин мира;
передаваемые из поколения в поколение практические навыки и умения физического, нравственного и интеллектуального существования и жизнедеятельности.


Таким общечеловеческим наследством первобытной неандертальско-кроманьонской мустьерской цивилизации данного времени (50 000 до н.э.), несомненно, является технология, практика и культура оказания «доврачебной медицинской помощи» (скорой помощи) и психологической помощи (духовной помощи).


Материальным воплощением «доврачебной медицинской помощи» (скорой помощи) и психологической помощи (духовной помощи) в данное время (50 000 до н.э.) стали старейшины-предки, шаманы, ведуны и ведуньи – то есть будущие жрецы, волхвы, священники, специалисты, учителя, врачи, учёные, поэты и философы.


Несомненно, люди (первобытные и современные) болеют различными болезнями, получают бытовые, производственные и боевые травмы и ранения, имеют генетические, наследственные, врождённые и приобретённые изменения организма и тела, а также смиряются или борются с этими изменениями, ранениями, травмами и болезнями.

Практически все люди (в меру своих возможностей) занимаются самодиагностикой и самолечением.

Очень многие (особенно старейшины и родители) естественно и практически являются (в меру своих возможностей) чуткими и отзывчивыми лекарями и врачевателями для своих детей, родных и близких.

Некоторые люди обладают уникальными экстрасенсорными способностями и становятся гениальными диагностами и чудесными исцелителями человеческих тел, организмов и душ.

История современного человечества знает очень много доказательных примеров самодиагностики и самолечения, родительского целительства, магического, чудесного или божественного исцеления.

Нет сомнений в том, что человечество (человечества) первобытной неандертальско-кроманьонской мустьерской цивилизации данного времени (50 000 до н.э.) также занимается самодиагностикой, самолечением, целительством и исцелением.

Кстати, эти феномены живой природы присущи не только человеку и человечеству, но и человекообразным обезьянам, всем животным и всем живым организмам. Некоторые, например, в случае опасности могут даже освобождаться от своих хвостов и выращивать (регенерировать) их снова…

Все животные в случае недомогания, болезни, травмы или ранения принимают мера самолечения – ищут нужные цветы и травы, минералы и чистую воду, поглаживают ушибы и зализывают раны, чистят свои перья, шкуры, мех, волосы и кожу, купаются в пыли, в грязи или в росе и т.д. и т.п.

То же самое делали гоминиды, архантропы, питекантропы, а также разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (далее – 50 000 до н.э.).

Груминг (очистка шкуры и кожи от паразитов) – это пример биологически обоснованного самолечения, профилактики заболеваний, пример личной гигиены.

Купание в пресной, минеральной и морской воде, загорание на солнце, физически активная жизнь на свежем воздухе, пребывание в окружающей сезонно меняющейся климатической и погодной среде – всё это закаляет, испытывает, эволюционно развивает и изменяет организм человека.

К природным факторам развития и изменения человек добавил свою разумную, сознательную, практическую и интеллектуальную деятельность, приоритетом которой на основе инстинкта самосохранения стало оказание помощи (взаимопомощи), забота о потомстве (родных и близких), ведическое (практическое, интуитивное) лечение, целительство и исцеление.

Автор убеждён, что в основе таких феноменов человеческой культуры и цивилизации, как «доверие и вера» (мифологическая, религиозная, политическая), находится инстинктивное стремление человека к самосохранению, к обеспечению жизни и жизнедеятельности себе, детям, родным, дорогим и близким людям. Недаром структура-образ Мудрости является ипостасью троицы структур-образов – Надежды, Веры и Любви…


Несомненно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы в случае несчастья с человеком пытаются ему помочь.

Сначала они осматриваются вокруг, убеждаясь, что им тоже не грозит опасность. Потом проверяют пострадавшего (заболевшего) – жив он или нет. При этом они почти не прикасаются и не трогают его, пока не убедятся, что им тоже ничего не угрожает.

После этого, они пытаются освободить пострадавшего от каких-либо помех, пытаются привести его в чувство, оказывают ему первую помощь заботливым облегчением (по мере возможности) страданий и организуют его доставку на место стоянки-поселения к людям, более опытным и искусным в лечении.

Несомненно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени пытаются немедленно оказать пострадавшему «доврачебную скорую медицинскую помощь:

если пострадавший дышит, то обеспечивают ему свободное дыхание;

если раны кровоточат, то пытаются остановить кровотечение;

если сломаны конечности, то фиксируют перелом в жёсткой ограждающей позиции;

если не сломан позвоночник, то переворачивают пострадавшего на здоровый бок, чтобы ничто не могло заблокировать ему дыхание;

если нет признаков дыхания и биения сердца (пульса), то делают пострадавшему непрямой массаж сердца и искусственное дыхание (различными способами);

если позволяет травма и ранение, то дают пострадавшему бодрящее тёплое питьё;

если пострадавший из-за страданий находится в шоковом (паническом, беспамятном, бессознательном) состоянии, то успокаивают, ободряют или активно выводят его из этого состояния;

если повреждения незначительные и пострадавший в сознании, но страдает от боли и испуга, то обеспечивают ему безопасный заботливый покой и внимание.


Несомненно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени знакомы и хорошо знают-ведают, что такое царапины, ушибы, травмы, повреждения, растяжение, вывихи, переломы, недомогание, плохое самочувствие, болезнь и смерть.

Им хорошо известны и ведомы признаки клинической смерти – прекращение активного дыхания и сердцебиения. Им известно, что за 4-6 минут такого состояния могут произойти необратимые изменения в организме человека и на его лице и теле образуются знаки (маска) смерти.

Ещё через 5-10 минут начинается необратимое разрушение мозга человека и жизнедеятельности систем органов и отдельных органов организма. Это уже биологическая смерть, из которой вывести организм практически уже нельзя.

Дальнейшее необратимое разрушение (изменение состояния) тела умершего организма зависит от условий его обработки и хранения (например, мумифицирования и пребывания в состоянии «сомати»).

Иногда пострадавшего или находящегося в шоковом состоянии человека можно вернуть в нормальное состояние, просто сильно дунув ему в лицо. Инстинктивно (ещё с момента своего рождения и вдувания в него духа жизни) человек от этого дуновения невольно вздыхает сам, встряхивается, «очухивается».

Чаще пострадавшему в бессознательном состоянии приходится делать искусственное дыхание, относительно сильно вдувая ему воздух прямо в открытый рот. Как правило делается три-четыре быстрых вдуваний воздуха в лёгкие пострадавшего, после сего проверяется – опускается ли его грудная клетка.

Главное, чтобы грудная клетка пострадавшего при искусственном дыхании совершала дыхательные движения (поднимала-опускалась, расширялась-сжималась).

Искусственное дыхание – это длительный процесс и успех может быть достигнут через много времени (до 15-20 минут). Прекращается искусственное дыхание только с явными признаками (знаками) смерти или после восстановления самостоятельного дыхания пострадавшего.

Непрямой массаж сердца путём ритмичного надавливания на грудную клетку в области нахождения сердца сопровождается искусственным дыханием и массажем рук, ног и тела пострадавшего для скорейшего восстановления кровотока (кровообращения).

Непрямой массаж сердца осуществляется не сильно, но и не слабо, толчками, сверху-вниз, в ритме сердцебиений здорового сердца и проводится до того момента, пока не заработает самостоятельно сердце пострадавшего или не появятся явные признаки (знаки) смерти пострадавшего.

Как правило, пострадавшему делается 15 ритмичных толчков в области сердца, затем два быстрых выдоха искусственного дыхания «рот в рот», затем снова 15 побуждающих толчков в грудную клетку, снова два выдоха и т.д.

Периодически непрямой массаж сердца и искусственное дыхание прекращают для контроля состояния пострадавшего и общего массажа (растирания) его тела. Лучше, если эту работу делают двое или несколько человек, сменяя друг друга.


Несомненно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы хоть один раз в жизни, но переживали случаи, когда кто-то из них чем-то подавился.

Если человек подавился, то он инстинктивно хватается за горло, пытается освободить горло от помехи, не может разговаривать. Издаёт сипящие звуки, не может прочистить горло кашлем, теряет самообладание и сознание.

Опытный сторонний человек знает, что подавившегося нужно наклонить головой ниже его грудной клетки и достаточно сильно стукнуть его четыре-пять раз кулаком в спину между лопаток, выбивая помеху из его горла. Инерция удара и инстинктивное сокращение мышц, как правило, помогает и устраняет помеху.

Тот же эффект достигается путём резкого ритмичного надавливания в область «солнечного сплетения» (между грудиной и талией). Этот приём человек может сделать себе и сам, резко наваливаясь на подходящий пенёк или упор животом.

Возможно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы, которые из-за приоритетного занятия охотой априори являются знатоками анатомии животных и людей, могут делать простую операцию трахеотомии – обеспечение свободного дыхания через глубокий разрез (1,5-2 см) в горле человека между гортанью и щитовидной железой. В качестве дыхательной трубки они использовали свёрнутую в трубку бересту, трубчатые стебли растений.

Несомненно, они умели оказывать помощь пострадавшим при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах.

При этих травмах человек ощущает и чувствует:

сильную боль, неудобство, помеху в движении, хруст в суставах или сломанной кости;
ощущение и звук трения при движении или перемещении части конечности;
деформацию, изменение положения, вида и формы конечности;
мускульные спазмы, сокращение и судороги в мышцах;
внутреннее горячее кровотечение или наоборот ознобное холодное прекращение кровообращения.


При любой травме конечностей обеспечивается быстрая фиксация безопасного и удобного положения сломанной конечности (пока действует болевой шок нечувствительности), а в случае вывиха – вправление кости и сустава в положенное (естественное, нормальное) состояние.

Чаще всего от травм, вывихов и переломов страдают пальцы рук человека. Эти вывихи и переломы требуется немедленно выправить, вправить и зафиксировать тугой повязкой с жёсткой основой.

Обязательное условие лечения практически всех вправленных переломов, вывихов, растяжений и сильных ушибов – фиксированный покой повреждённой конечности или части тела.

Первобытные охотники подвержены риску травм позвоночника, шейного отдела позвоночника, перелома рёбер, конечностей, а также травм черепа и внутренних органов организма. Все эти травмы, как правило, ударного происхождения.

Проникающего происхождения другие виды травм – ранения и порезы…


Универсальным способом лечения травм и ранений является их изолирование и фиксация повязками-бинтами и наложение лечебных составов (мазей, бальзамов, присыпок).

Вероятно, самыми первыми «бинтами» были обычные листья деревьев и трав, которые прикладывались к ушибам, синякам, царапинам и ранам, чтобы смягчить боль, защитить ранку от грязи, остановить кровотечение.

Кстати, издревле дыхание, дух, чистый естественный запах изо рта и от участков тела (запах феромонов, пота, естественных выделений организма), а также алая, свежая, «живая» кровь воспринимается, осмысливается и осознаётся людьми всех времён, весей и народов, как вместилище жизни, жизненной энергии, духа (души) человека…

Поэтому истекание кровью и неизбежная при этом вялость, сонливость и потеря сознания воспринимается людьми, как потеря жизненных соков, энергии жизни, истекание души. Вот почему при ранениях и кровавых травмах, прежде всего, останавливают кровотечение.

Листья растений бывают разные: гладкие, шероховатые, жёсткие и мягкие, большие и маленькие, широкие и узкие. Все они обладают одним недостатком – они плохо впитывают кровь и только механически могут закупорить ранку.

Поэтому лучше всего перекрывает кровотечение тугая повязка из материала, который пропитывается густеющей кровью. При этом повязка-бинт должны быть относительно гибкими, прочными, мягкими и идеально чистыми.

Какими были или могли быть бинты-повязки первобытных людей, разумных классических неандертальцев и кроманьонцев в данное время?

Неизвестно и достоверно не может быть известно, так как такие материалы неизбежно за долгое время обязательно должны были раствориться в окружающей среде. Скорее всего кровотечение останавливали любым подручным материалом…

Несомненно, первобытным людям, разумным классическим неандертальцам и кроманьонцам известны-ведомы места на теле человека, в которых можно нащупать и ощутить пульс сердца и давление крови в венах и артериях.

Точками проявления пульса и давления крови на теле человека являются:

височная ямка перед ухом;
нижняя часть глазницы;
ямка над ключицами;
внутренний локтевой сгиб;
запястье (среди жил);
паховые складки между ног;
ямка над коленным сгибом%
вены и артерии на подъёме стопы (ноги).

Сильное артериальное или венозное (сосудистое) кровотечение прекращается, если с силой зажать место кровотечения и так держать в течение 5-10 минут. Если этого не сделать, то потеря крови и снижение давления в кровеносной системе может прекратить сердечную деятельность и вызвать смерть.

Поэтому, несомненно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени перетягивают (пережимают) конечности кожаным ремнём, поясом или верёвкой (жгутом), чтобы на время совсем прекратить кровотечение в части руки или ноги. При этом, через 10-15 минут (после появления ощущения онемения), жгут расслабляют, дают возможность крови восстановить работоспособность конечности и снова затягивают жгут.

При сильных ушибах, внутренних травмах и переломах возникает внутреннее кровотечение. Последствия внутренних кровотечений: слабость, потеря сознания, болевой шок, бледность, понижение температуры тела, кровавый кашель и иные естественные выделения организма. Здесь уже требуется профессиональная врачебная медицинская помощь…

Вероятно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени могли справляться с обычными поверхностными травмами и ранениями, так как лечебные действия при этом простые, естественные и почти инстинктивные.

Обычные ушибы пальцев рук и даже ног, как правило, просто успокаиваются, очищаются и лечатся путём их помещения в рот и облизывания языком со слюной (по-собачьи). Царапины также зализываются языком.

Языком также удаляются соринки из глаз, зубами вытаскиваются занозы, ртом высасывается кровь и яд из места укуса змеи, пальцами вправляются вывихи, бинтуются раны, прощупывается пульс и т.д. Всё это и ещё очень многое умеют делать первобытные охотники, ведуны, ведуньи и шаманы…

Возможно, они могут ампутировать повреждённые конечности, зашивать обширные и глубокие раны, накладывать повязки и заживлять места ранений и травм различными лекарственными средствами.

Кстати, один из самых распространённых «первобытных» способов промывания и обеззараживания ранок, ссадин и царапин – это обмывание их свежей человеческой мочой. Опять же кстати – наиболее эффективными обеззараживающими и лечебными свойствами обладает моча маленьких детей и беременных женщин…

Несомненно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени могут немедленно после травмы вправлять вывихи, лечить разрывы или растяжения связок, ушибы и синяки. Методы этого лечения не изменились до сих пор, так как ничего другого и придумать невозможно (настолько они естественно уникальны по необходимости).

Костные останки первобытных людей разных мест обитания и разных времён, в том числе костные останки разумных классических неандертальцев и кроманьонцев данного времени (50 000 до н.э.) свидетельствуют о том, что люди всегда болели различными заразными, «профессиональными» и обычными болезнями. Они также простужались, болели гриппом и простудой, страдали от запоров и расстройства желудка и кишечника, чихали и кашляли, боролись с воспалениями и болячками, как и современные люди.

Правда, в отличие от современных людей, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы были гораздо здоровее, не болели многими современными болезнями, в том числе сердечно-сосудистыми заболеваниями, венерическими заболеваниями и раком.

Издревле во всех мифах и мифологиях, в том числе Библии, отмечалось, что жизнь первопредков была долгой, на многие десятки и сотни лет, хотя в современной науке принято считать среднюю продолжительность жизни первобытных людей в Каменном веке равной всего 20-30 годам.


Какими типичными болезнями страдали или могли страдать первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени?

Несомненно, они страдали от кровососущих насекомых – комаров, гнуса, клещей. От этих паразитов страдали все – в том числе животные Мамонтового комплекса.

Возможно, из-за них весной эти животные огромными стадами мигрировали на север, поближе к сочным весенним лугам, пастбищам и болотам приполярной тундры, где в прохладном ветреном воздухе мало комаров и гнуса.

В быту первобытные люди страдали от комаров, вшей, мух, блох, клещей, муравьёв и ос. Эти насекомые могут переносить очень опасные инфекционные заболевания – малярию, тропическую лихорадку, тиф, чуму, холеру, цереброспинальный менингит.

Лучшим средством для борьбы с кровососущими насекомыми, глубоко впившимися в кожу, является смазывание места их внедрения салом, жиром, маслом, соком или древесной смолой для перекрытия им кислорода. Тогда они вылезают наружу…

Укус пчелы или осы лечится удалением из ранки жала и яда острым предметом или ногтями. Выдавливать нельзя, так как это только усилит распространение яда в организме.

Все укусы насекомых лечатся путём обильного промывания места укуса водой или мочой. Зуд, жжение и чесотка облегчаются холодными примочками (холодными компрессами).

Особенно болезненны и опасны укусы ядовитых змей и насекомых. Их яд поражает центральную нервную систему, вызывает паралич мышц, в том числе и сердца. Человек, как правило, гибнет от удушья вызванного параличом мышц лёгких и сердца через несколько часов после укуса ядовитой змеи.

Принято считать, что укус змеи можно вылечить путём высасывания из ранки яда и прижиганием места укуса раскалённым угольком…

Вероятно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени так лечат (могут лечить) змеиные укусы:

находят и убивают змею, укусившую человека, чтобы определить её вид;
немедленно прекращают всякое движение и шевеление укушенной конечностью или частью тела;
пытаются успокоить укушенного и обеспечивают ему тепло, покой и заботу;
делают небольшой надрез-ранку (3-6 мм) в месте укуса;
если укус свежий, то отсасывают из ранки кровь и яд и немедленно его выплёвывают;
не используют никаких жгутов-перетяжек, сдавливающих повязок и охлаждающих компрессов;
не дают укушенному есть, только пить небольшими глотками;
применяют противошоковые мероприятия, не давая укушенному впасть в беспамятство;
по необходимости дают укушенному психотропные вещества-галлюциногены.

Известно, что хладнокровный, волевой и здоровый человек, который не впадает в крайние формы истерики и паники, может справиться с факторами поражения змеиным ядом, пережить укусы не только змей, но и скорпионов, ядовитых пауков. Такие случаи известны…

Также, несомненно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени страдают от отравлений и расстройства желудка и кишечника.

Лечение этих недомоганий также естественно, просто, обычно и изначально присутствует практически у всех человекообразных приматов, гоминид, а также у первобытных людей всех времён, весей и народов.

При возникновении ощущений отравления (беспокойство в животе, отрыжка, колики, газоотделение, жжение, тошнота, диарея) немедленно естественным путём или намеренно вызывается рвота.  Затем вещества, вызвавшие отравление, вымываются из организма или с кожи тела обильным количеством свежей питьевой воды (лучше всего кипячёной).

Хорошее заживляющее действие оказывают травные отвары, настои, активированный древесный уголь, который вбирает в себя яды и токсины.


Также, несомненно, первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени страдают от ожогов.

Перегрев от жара костра вызывает простой ожог лишь  верхнего слоя кожи. Такой ожог не опасен и вызывает только раздражение.

При попадании раскалённого угля или кипятка на кожу может быть ожог второй степени – покраснение верхнего и воспаление нижнего слоя кожи, образование водянистых пузырей. Такой ожог очень болит и жжёт в течение двух и более суток.

Ожог третьей степени поражает два слоя кожи и внутренние ткани организма. Место ожога чёрное, обугленное. Этот ожог очень опасен заражением кожи и организма, ожоговой травмой и болевым шоком. Такой ожог долго не заживает.

Ожог любой степени нужно обильно омыть холодной и чистой водой. Вокруг ожога и в его очаге нужно удалить все остатки тканей и чужеродные вещества и предметы.

Очаг ожога крайне подвержен внедрению заразных микроорганизмов и инфекций. Поэтому место ожога должно быть изолировано от вредной среды обитания, но при этом должно хорошо проветриваться.

Повязки, присыпки и мази на ожоге меняются ежедневно. При этом место ожога обмывается чистой прохладной водой и удаляется отмершая лимфа (гной). Только заживающие ожоги можно бинтовать относительно плотной повязкой.


Охота и собирательство в природной среде, населённой множеством различных животных, птиц, пресмыкающихся и насекомых полна случайных и необычных встреч, приключений, событий. Не все из них весёлые, жизнерадостные и безопасные.

Охота на животных, соперничество с другими хищниками, а также борьба или война с врагами неизбежно сопровождается выбросом мощных гормонов инстинктивного страха, возбуждения, напряжения, угнетения.

Сильные физические и нравственные страдания, большая потеря крови, обширные ранения, сильная нестерпимая боль, панический страх – многие факторы и феномены могут вызвать болевой или психологический шок – прекращение ответных реакций организма на катастрофические раздражители (воздействия).

Человек в состоянии шока становится бледным, он «теряет лицо», прекращает владеть собой и контролировать своё состояние и поведение, у него понижается температура тела, выступает липкий холодный пот с «запахом паники», пульс учащается, а сердечная деятельность становится слабовыраженной, дыхание при этом неглубокое, поверхностное, судорожное.

Любое воздействие на человека в состоянии шока может привести к весьма печальным последствиям, поэтому такого человека, прежде всего, обеспечивают теплом, обязательно покоем, безопасным привычным окружением, лёгким приятным питьём и обязательно свежим воздухом для дыхания.

Все попытки агрессивно или динамично вывести человека из состояния шока могут только усугубить его. Однако глубокое погружение человека в состояние шока может быть невозвратным, необратимым. Вот здесь-то и нужен грамотный специалист своего дела – шаман, ведун или ведунья…


Первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы данного времени (50 000 до н.э.), вероятно, лечат больного, раненого или разуверившегося человека, находящегося в состоянии шока, не только приёмами средствами «скорой помощи», лекарственными снадобьями, но, прежде всего, созданием соответствующей «атмосферы и микроклимата» заботы, внимания, взаимопомощи.

Пострадавшему не только оказывают возможную помощь и лечение, но и предлагают ему возможность активного самостоятельного выхода из недуга путём приобщения к силам духов-предков, духов-помощников, духов-болезней и духов-страхов.


Читателей в последующих главах «Хронологии…» ждут поразительные открытия мира шаманских практик, их удивительная органичная связь с современными теориями и практиками психологической помощи и воздействия, их родство с языческими и религиозными культами, ритуалами, обрядами и мистериями.

Характерно положение, состояние и участие больного, раненого или находящегося в состоянии шока человека во время шаманского камлания:

пострадавшего, если он в сознании, кладут на ровную поверхность и подкладывают ему под голову и ноги «подушки» высотой до 15-20 см;

пострадавший должен ощущать и чувствовать вокруг себя присутствие либо шамана и родных-близких, либо одного шамана, но со всех сторон (практически одновременно);

пострадавший без сознания кладётся на ровную поверхность на здоровый бок в позе спящего человека;

пострадавший в состоянии шока должен находиться в позе, удобной для его состояния без насильственного переворачивания и перемещения;

любой пострадавший в процессе камлания должен ощущать приятное обволакивающее тепло – не однобокий жар, не душную парилку и не далёкий тёплый огонёк;

если пострадавший сильно потеет, то его нужно как можно быстрее переодеть в сухую одежду или сменить постельное бельё;

пострадавший не должен чувствовать связи с окружающей неблагоприятной средой обитания (непогодой, влажностью, холодом, распутицей на земле);

поверхность или ложе, на котором лежит пострадавший должно имитировать (моделировать) благополучную земную среду обитания (травы, цветы, мягкое душистое сено, мягкие шкуры, приятные запахи);

пострадавший должен быть обеспечен живым теплом (каменными или водяными грелками), горячей жидкой едой и питьём (лучшая грелка – тело любимого человека или близкого человека);

пострадавший, даже если он без сознания, всё равно инстинктивно прислушивается и нуждается в связи (визуальной, тактильной, слуховой, осязательной и обонятельной) с наиболее авторитетным, родным и близким человеком, с любимым человеком, со своими детьми;

пострадавший может и должен принимать еду и пищу только в состоянии полного сознания, иначе пища может быть не воспринята человеком и навредит ему;

пострадавший должен быть настроен или сам настроиться на доверие шаману и его камланию, слушать звуки, команды и слова шамана, отвечать ему, следовать его словам и призывам;

главное – пострадавший должен сам очень хотеть выздоровления и бороться за него внутри самого себя, побеждая вместе со своим помощником-шаманом свои духи-недуги, духи-страхи и духи-болезни.


Несомненно, эйдетическая память и восприятие окружающей действительности и мира, мифологическое мышление и мировоззрение,
ведические (практические, опытные) знания,
анимистические верования в духов-предков и в духи-тотемы, в чуринги (материальные вместилища душ, «духовные паспорта»), в обереги, амулеты и иные магические ритуалы, обряды, обычаи и традиции
обладают мощнейшим гипнотическим воздействием,
«включают» механизмы генетической, наследственной, врождённой, инстинктивной и благоприобретённой памяти,
механизмы самолечения, восстановления и регенерации (возрождения, «воскресения») организма.


Огромное значение при этом имеют естественные лекарственные средства, которые первобытные люди, разумные классические неандертальцы и кроманьонцы используют в данное время (50 000 до н.э.).

Об этих естественных лекарственных средствах данного времени и о приоритетах в их использовании будет поведано в следующей главе «Хронологии…».


Рецензии