Неудачник Денисов

- 1 -
  ...Ивану Ивановичу Денисову, пенсионеру шестидесяти трех лет, не хотелось просыпаться. В утреннем сне он видел себя молодым и здоровым, сидящим в КБ за своим кульманом. Искоса поглядывал на полные ножки конструктора 3-й категории Лилечки, а ныне любимой жены Лилии Сергеевны, и даже во сне мучительно искал ответ на вопрос: кого пригласить в кино? Лилечку? Или может Свету, копировальщицу из соседнего бюро?  А Лилечка, словно дразня Ивана Ивановича, уже несколько минут кряду что-то прикалывала кнопками в верхней части доски кульмана, отчего её и без того коротюсенькая юбочка поднялась выше округлых коленей на высоту, равную длине логарифмической линейки...

     Обе девушки нравились Ивану Ивановичу, хотя разница в их внешнем облике была существенной: Лилечка была пышнотелой толстушкой, красящейся под блондинку. А Света, в отличие от своей подруги, была изящной брюнеткой с кучерявыми волосами. Поговаривали, правда, что она еврейка, и многие коллеги недоумевали, каким образом её приняли на работу в их КБ, работающее на оборонку. Бытовало мнение, что она родственница Самого...

    Эх, пригласи он тогда в кино Светку и напросись «на чай» к ней, а не к Лильке, сейчас бы нежился где-нибудь на берегу Средиземного или Мертвого моря, вкушал цитрусовые и наслаждался теплом ласкового солнца!

    Только  Света  сразу же после развала Союза дриснула на землю обетованную и, по слухам, уже поменяла не одного мужа, с одним из них Иван Иванович был даже знаком. Так что неизвестно:взяли бы его на эту самую землю или нет...

     Приезжали эти буржуи позапрошлой зимой: как же, соскучились по русским березкам и по снегу! Загорелые, спортивные, подтянутые, счастливые. У обоих навороченные  сотовые телефоны и цифровые фотоаппараты, у Светки все пальцы в кольцах с брюликами. Лилька чуть соплями из зависти не изошла: кроме обручалки только тещино фамильное колечко у неё и осталось -в кризисный период сдала в скупку весь свой  «золотохлам». Могла бы купить какой-то перстенек, да говорит, что мода прошла и возраст не тот.

     Да и сам Иван Иванович после их отъезда впервые за многие годы  критически оглядел себя: седой, давно не стриженный, вставная нижняя челюсть,  обвисшая и дряблая кожа на груди,  мешки под глазами. И размерчик  брюк уже не 48-4, а  56-й. Скоро в кита превратится, как говорит жена...
     Сама бы на себя посмотрела: как родила Марину, сразу же растолстела- распухла, словно на дрожжах. А то- «в кита, в кита...»  И куда он смотрел? Да, не повезло... Не рассчитал...

    -Вот же гад, не даст нормально поспать!- со злостью подумал Иван Иванович, с неохотой открывая глаза и отталкивая ногой двухлетнего кобелька- йоркширского терьера Йорика. Кобелек, привыкший к ранним утренним прогулкам, вцепившись зубами в одеяло, с рычанием стаскивал его с  хозяина. Взглянул мельком на часы: только начало седьмого.

    Прошлепав босыми ногами до санузла и справив утреннюю нужду, Иван Иванович плеснул в лицо холодной водой и стал одеваться. Йорик, сидя у двери с поводком в зубах, нетерпеливо повизгивал и взглядом преданных глаз торопил хозяина: видать, крепко приспичило...

   -Сейчас, сейчас... Только вот туфли одену...- Иван Иванович шарил взглядом по обувной полке и не находил искомое.

   -Черт, они же в ванной, я  вчера их вымыл!- вспомнил Иван Иванович: вечером, гуляя по дождю с Йориком недалеко от подъезда, он в темноте чуть не влетел в недавно вырытую ремонтниками водоканала яму. Испачкался глиной сам, да и Йорика  пришлось  купать...

                - 2 –

        ... Дверь подъезда захлопнулась с оглушительным лязгом, и Иван Иванович скатился со ступенек, едва успевая за кобельком, натянувшим недлинный поводок до отказа. Нырнув под первое же деревце, посаженное кем-то из жильцов позапрошлой осенью, Йорик застыл с поднятой лапой.

     -Иван Иванович,-окликнула мужчину дворничиха баба Маша,- да ты б хоть подальше отвел своего  ссыкуна... Так и дерево засохнет!
     - Засохнет –листьев не будет, и тебе меньше работы!- раздраженно  огрызнулся Иван Иванович.

    Баба Маша покачала головой и продолжила уборку прилегающей территории: чего с недоумком  лаяться и с раннего утра портить себе настроение?

     В скверике стояли лужи после вчерашнего дождя, а Йорик волок своего проводника к  кустам по мокрой траве, устеленной опавшими листьями. Брюки со следами вчерашнего визита к разрытой теплотрассе были уже до колен мокрыми.

     Дойдя до скамейки, чудом уцелевшей в скверике, Иван Иванович огляделся. Кажется, поблизости не видать ни дворняжек, ни породистых собак. Значит, можно отпустить с поводка: пусть Йорик сам побегает-понюхает, если ему это нравится.

    Подстелив под себя ярко-желтый пакет от супермаркета « Billa», Иван Иванович тяжело плюхнулся на мокрую скамью и продолжил наблюдать за кобельком: не дай Бог увяжется за какой-нибудь сукой и сбежит – всё! Смертный приговор от жены обеспечен, а в лучшем случае –«рак головы» на всю оставшуюся жизнь! Но, словно почуяв тревогу хозяина, Йорик вскоре возвратился и уселся у скамейки.

    Затягиваясь дымом первой в это утро сигареты и ещё находясь под впечатлением утреннего сна, Иван Иванович с безразличием взирал на кусты и мокрые деревья, роняющие крупные капли в  лужи.  В одной из луж, разлившейся в метре от скамейки, среди плавающих листьев он разглядел выброшенный кем-то лотерейный билет.
 
    «Да, кому-то не повезло с выигрышем»,- подумал Иван Иванович, и вдруг вспомнил, как повезло его  приятелю Андрею, с которым они вместе работали.

     А дело было в советское время, когда у народа было очень популярным лото «Спринт»: человек в  одно мгновение мог стать обладателем ценного выигрыша.
    ...Иван Иванович, а тогда ещё просто Ваня, вместе с Андреем  возвращался домой с работы. Парни остановились у  киоска «Лото -«Спринт».
     -Может, сыграем?- предложил  Андрей.
    - Я с государством в азартные игры не играю!- буркнул Ваня и отошел в сторону трамвайной остановки.
     Через три-четыре минуты к нему почти подбежал Андрей:
   -Ванюша, давай быстрее сматываться отсюда! – чуть ли не закричал приятель.
    Иван удивленно вытаращился на него, а тот, пригнувшись к  самому ивановому уху, тихонько прошептал:
    - Вань, я «Волгу» в ы и г р а л!

   Эх, ну почему  Иван не сыграл! Ведь  и деньги в кармане были – полсотни  рублей, заначка от премии. Если б знал - на все деньги билеты купил бы! А Андрюха только ОДИН билет и купил!

    И чуть позже Ивану снова не повезло. Зашел как-то в сберкассу, а там бабулька, старенькая такая, покупала целую пачку лотерей, сто штук.
    - Бабуль, а вы что, играете?- не без ехидства спросил Ваня.
    - Играю, внучик, играю...- Бабулька, сдвинув очки на самый краешек носа, подвинулась к Ивану и шепотом произнесла: - И выигрываю...Ре-гу-ляр-но!

    Тут уже и Ивана охватил азарт. Эх, была – не была! Почти дойдя до своего дома, он чуть ли не бегом возвратился в сберкассу и приобрел... аж две пачки лотерейных билетов по тридцати копеек за штуку, всего на сумму в шестьдесят рублей!

   Лиле об этом он, естественно, не сказал – очень уж хотелось сделать сюрприз к Новому году. Но опять не повезло: из двухсот лотерейных билетов выиграли по одному рублю тридцать пять. Пришлось тайком одалживать деньги, иначе Новый год  встречали бы впроголодь...
 
   Несмотря на неудачу, Иван не сдался: на выигранные тридцать пять рублей снова купил лотерей, и снова проиграл. А закончилась это тем, что на выигранные в последний раз семь рублей он купил бутылку водки, кусок колбасы «докторская» и напился с горя. Хорошо, что жена в это время гостила у тещи и  ничего про это не знала...

   Да и вообще, почему ему так не везло по жизни?

   При распределении жилья ему досталась квартира на последнем, девятом этаже. В садовом обществе достался участок на косогоре, пришлось устраивать террасы. Получилось на удивление красиво, но сколько сил и средств было вложено!

   И с работой тоже не повезло: перед развалом страны был кандидатом номер один на должность начальника бюро, и на тебе! Через два года заказов не стало, производство остановилось, завод обанкротили и продали с молотка.  Чуть раньше перестал существовать  конструкторский отдел, и Иван Иванович остался без работы.
 
   Многие его коллеги, словно почувствовав  катастрофу, вовремя рассчитались и сменили место работы: некоторые ушли в небольшие конструкторские бюро, хотя там тоже не мёд. Некоторые переквалифицировались из конструкторов в челноков и реализаторов китайского барахла. А Иван Иванович до последнего момента надеялся на чудо и на новую должность. Не повезло!

  Но жена, Лиля, вовремя сориентировалась: окончив курсы, начала оказывать бухгалтерские услуги различным фирмам и фирмочкам. Сначала было тяжело, а потом её заметили, стали приглашать на работу. В результате сейчас Лиля «вела» сразу  пять фирм, и руководство было довольно. Пожалуй, это обстоятельство и спасло семью от катастрофы, ведь Иван Иванович, бывший ведущий конструктор, не мог и представить себя в роли сторожа или продавца секонд-хэнда...

    Перебивался какое-то время случайными заработками: делал студентам курсовые и дипломные проекты, консультировал будущих машиностроителей в Политехе. Даже несколько лет преподавал студентам «Основы взаимозаменяемости» - слава Богу, допуски и посадки знал  досконально и теоретически, и практически. А потом факультет перепрофилировали и начали массово «клепать» юристов и экономистов. Снова не повезло... Правда, это уже случилось после ухода Ивана Ивановича на пенсию.

  Эх, жизнь! Кому-то ты даешь все, а кого-то так держишь за горло, что ни вздохнуть, ни... кашлянуть! Где же справедливость, спрашивается?

                - 3 –

         Иван Иванович взглянул на часы. Пора было двигаться домой, да и мелкий осенний дождик вновь зашуршал по желтым листьям.

       Задумавшись, Иван Иванович  не заметил, что Йорик уже несколько минут облаивает черно-белого кота, которого он же загнал на дерево.

      - Йорик!  Йорик! Ко мне! Йорик! -громким голосом позвал Иван Иванович кобелька.
     -Дедушка, вы меня зовете?- перед ним стоял мальчишка лет десяти, одетый в непромокаемую курточку и с ранцем за спиной.
    - Нет, внучок, я собачку зову...
    - А что, собачку тоже зовут «Юриком»? – не отставал паренёк.
    - Не Юриком, а Йориком.- пояснил Иван Иванович, и взяв собаку на поводок, двинулся к подъезду. Надо же, Лилька придумала кличку –Йорик. Ещё бы Гамлетом назвала!

                - 4 -

         Отчаянно гремящий и воющий лифт доставил Ивана Ивановича и Йорика на девятый этаж.

        - Здр-р-равствуйте, товар-р-рищи!  Пр-ро-ходите, пож-жалуйста!  С пр-р-раздником, товар-р-рищи !  Ур-ра! – послышалось из кухни: это волнистый попугай   Гоша приветствовал вошедших. А действительно, какой сегодня праздник?

       Разувшись и вытерев мокрой тряпкой лапы Йорику, Иван Иванович подошел к кухонному окну, из которого открывался потрясающий вид на городской парк и озеро. Ну, хоть один плюс  квартиры на девятом этаже: даже с восьмого такой панорамы не видно.
      Йорик, попив воды из миски, улегся на коврике и преданными глазами следил за хозяином.

     -Что, небось жрать хочешь? – Иван Иванович извлек из холодильника две сосиски, одну из которых положил перед носом кобелька. Понюхав сосиску, тот равнодушно отвернулся от предложенного угощения и, шумно вздохнув, положил голову на вытянутые лапы.
 
     -Ах, ты, падла, зажрался! Оборзел окончательно! – обругал хозяин Йорика.-Сосиску не жрать!

    Тем не менее взгромоздился на табурет и извлек из недр шкафчика-«скворечника» начатый пакет «Педигри».
    - На, жри! – щедрой рукой Иван Иванович оделил пса, который с аппетитом набросился на любимую еду.
 
    Приготовив себе яичницу с разрезанной на кусочки сосиской, Иван Иванович уселся за стол. Принялся было за завтрак, но какой-то вопрос висел в голове  и не давал сосредоточиться на еде.

    -Какое же сегодня число?- произнес Иван Иванович и включил небольшой телевизор, прикрепленный к стене кухни.
    –Ба! Да сегодня двенадцатое сентября! Сегодня же три года, как я  на пенсии! Надо отметить это событие...

    Рука сама потянулась к холодильнику и извлекла оттуда запотевшую, початую бутылку «натурпродукта» собственного производства, настоянного на коре дуба и перегородках грецкого ореха.

     -«У них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает...»- потирая руки и повеселев, пропел Иван Иванович строчку из песни Высоцкого.

    Налив стопочку и чокнувшись со своим отражением в пузатом никелированном самоваре, стоящим на столе, он пожелал себе здоровья и опрокинул содержимое в рот.

   -Хороша, чертовка! –крякнул Иван Иванович, закусывая щепоткой квашеной капусты. Отчего же быть ей плохой: пятьдесят градусов, двойная очистка... И вдруг рассмеялся, вспоминая, как он гнал эту самую «чертовку»...Хотя ему и тут не повезло!

                - 5 –
    ...Три недели назад, воспользовавшись отсутствием жены, уехавшей в целях «проведения аудита» к дочери в другой город, Иван Иванович решил выгнать для себя литра два-три самогона. Как-никак экономия, да и стопроцентная гарантия, что  будешь пить не паленку.

      Когда брага выигралась,  Иван Иванович начал «процесс», для чего взял аппарат у соседа по даче. Дождавшись, когда вожделенная жидкость тоненькой струйкой полилась по нитке в пол-литровую банку, он улегся на любимом диване перед телевизором: шла очередная серия фильма "Менты".

     Вдруг до его носа донесся запах горелой браги. Бросился на кухню и обомлел: брага лилась из холодильника аппарата в банку, а из банки на газовую плиту, заливая её поверхность. Ах, чтоб тебя!

     Мигом отключив газ, Иван Иванович попытался разобраться с происшедшим. Причина была простая:  по какой-то причине отключили воду! Потери были приличные: не меньше стакана первача и литра два браги.

     Ближе к вечеру, убедившись в том, что воду включили, Иван Иванович снова приступил к «процессу». И снова –«на те же грабли»: пока он смотрел новости по телевидению, шланг подачи воды к холодильнику сорвало с «гусака» смесителя, и брага вновь полилась и в банку, и на плиту, и под плиту...

      В дальнейшем неудачный самогонщик ни на миг не оставлял аппарат без контроля, но потери оценил не менее, чем в литр. Правда, брагу потом отмывал целый день, для чего даже пришлось отсоединять и отставлять в сторону газовую плиту. Хорошо, что квартира на девятом этаже, иначе весь подъезд был бы в курсе того, что происходит у него на кухне.  И тут невезуха, черт бы её побрал!

     За первой рюмочкой последовала вторая: за молодость!
     Третью рюмку Иван Иванович опрокинул стоя и по-гусарски приподняв локоть: за женщин!

    Прикурив сигарету, подошел к окну и задумался:
   - А что это я  все «не везет» да «не везет»? Крыша над головой есть, дача есть. Машину, правда, продал, да Бог с ней! Маринка институт закончила, семья у неё хорошая. Двух внучек нам родила, умница. И муж у неё парень славный, самостоятельный, держит автосервис, Маринку не обижает... И Лилька моя просто золото: добрая и ласковая. Ну, поругает там иногда, а так, чтобы скандалить –ни-ни! Понимающая... Немножко полненькая, так и возраст уже – пятьдесят пять стукнуло недавно... Пусть не красавица писаная, но симпатичная: мужики до сих пор заглядываются!

   А Светка, что Светка? Пусть кучеряво живет на своей земле обетованной... "Не нужен нам берег турецкий, и Африка нам не нужна"! Её рядом с Лилечкой  и поставить нельзя: высохшая, как вобла, кости выпирают во все стороны, взяться не за что! То ли дело моя  Лилечка! Повезло мне с ней! Не прогадал!

    С этими мыслями Иван Иванович Денисов, пенсионер шестидесяти трех лет от роду, нырнул под одеяло и закрыл глаза в надежде снова уснуть и досмотреть прерванный сон: интересно, кого же он пригласил в кино? Лилечку? Или Свету?

  К  о  н  е  ц
Виталий Алексеев, 03.12.2013г.



   


Рецензии
-Вот, что волшебница-самогонка животворящая делает! - Пессимиста превращает в оптимиста! И с каждой выпитой рюмкой счастья валит и валит!
Спасибо, Виталий, рассказ ненавязчив, читается легко и с удовольствием.

Тамара Петровна Москалёва   04.02.2023 01:56     Заявить о нарушении
Тамара Петровна, спасибо за прочтение и отзыв. В рассказе почти все моменты взяты из жизни: случай с выигрышем "Волги"- с моим другом-сослуживцем (г.Пермь, 1979 год), с лотерейными билетами, квартирой на 9-м этаже и дачным участком на склоне у водохранилища -из моей практики. Неудачливый самогонщик- ныне покойный сослуживец, подполковник В.Ф.С., Вот и решил этим происшествиям дать оболочку такого рассказа.

Виталий Алексеев   04.02.2023 11:02   Заявить о нарушении
-Оно и правильно - воспоминания, штрихи одеваются Автором в словесную оболочку и... получается художественный рассказ!

Тамара Петровна Москалёва   05.02.2023 23:42   Заявить о нарушении