Изучая библейскую географию. Заметки на полях

      
    

      Любое исследование  всегда начинается с постановки задачи. В данном конкретном случае   все началось с поиска минералогического значении  "камня шоhам", который из страны Хавила, где золото хорошее и бдолах  (подробнее  об этом  см. Книгу  Бэрешит , глава 2, строки 11-12). Одно предложение , в котором все , кроме  термина "золото" -  сплошные загадки.   И страна Хавила (  расхожая фраза  - " все догадки о местонахождении земли Хавила лишены научного  значения"), и  бдолах  (антракс, бделлий, кристалл, жемчуг, олово  и  др. значения)   понятия не расшифрованные.  Одновременно  вышеупомянутое предложение м.б. рассмотрено ,как классическое из учебника  по географии.  Водные ресурсы страны – река Пишон (Фисон), полезные ископаемые золото, бдолах и камень шоhам .  Предположили, что  продолжив  поиск  "страны Хавила",  можно   приблизиться  к искомому камню.
   
     Изучая  литературу о древней истории трех первичных цивилизаций мира: в Месопотамии, Египте и на берегу реки Инд , невозможно отмежеваться от современной действительности , особенно ,  живя в самом центре событий. Сравнивая прошлое и настоящее появляются вопросы , которые выносишь  "на поля", т.к. они непосредственно не связаны  с интересующей нас темой, но не могут быть и обойдены.
 
     Заметка первая.
      " И скончался Авраам, и умер в старости  доброй, престарелый и довольный….И похоронили его  Ицхак и Ишмаэйл, сыновья его… А вот родословная  Ишмаэйла, сына Авраама , которого родила  Аврааму Агар Египтянка, рабыня Сары…сыны Ишмаэйла …. двенадцать князей по их племенам. И  они расселились от Хавилы  до Шура, что перед  Египтом, как идешь к Ашшуру.    Перед  лицом всех братьев своих расположились они." ( Книга  Бырэйшит, глава  25,строки 8-18).( Перевод   Д. Йоcифона).

       Итак , Первая Книга Торы подробно сообщает нам о потомках Ишмаэйля, которые поселились в землях к востоку, юго-востоку  от поселений потомков Ицхака – своих братьев.  "От  Хавилы до Шуры",  это выражение    не имеет однозначной трактовки.  Возможно, следует   понимать ,как "расположились  между вышеупомянутыми  географическими пунктами", в   таком случае  речь  идет об   Аравийском  полуострове, (Хавила  -  Пакистан + Индия,  а  Шура ближе  к побережью  Красного Моря). Или   поселения включают   земли  Хавилы и  Шуры, где Хавила – Аравийский полуостров и  название страны происходит  от слова на иврите  – (холь)- песок. ( версия из обзора литературы о значении   слова  на иврите    -Хавила.).  В комментарии М.Г.Селезнева (1999) написано страна Хавила , видимо , находилась в Южной Аравии или  Эфиопии"( стр.18).  И.Ш.Шифман(1993)  считает, что  Хавила- золотоносная страна на Аравийском полуострове или в Африке, " ...ветхозаветная   традиция знает хушитскую   Хавилу в Африке и семитскую Хавилу в Аравии." (стр.270). Дэвид Рол (1998, 2003) в книге "Генезис  цивилизации" , используя  источники  литературы девятнадцатого века , поместил  Хавилу   в Армении и Азербайджане. У Иосифа Флавия река  Пишон –Ганг, Хавила-Индия.  Есть и другие мнения , так по Саадии Гаону  и  РАШИ  река  Пишон -  Нил в Египте, а в Таргуме Иерушалми  страна Хавила –Индия.

    Следуя за страной Хавила по страницам Танаха,  находим в  Первой Книге Пророка   Шемуэйла  ( Самуила )( глава 15, строка 7)( или Первая Книга Царств в православной литературе) следующее предложение :" И поразил Шаул   Амалэйка  от  Хавилы  до дороги в Шур, что перед Египтом."  Истребление  амалэйкян  было произведено  по приказу  Всевышнего.
 
   (Справка:  Амалэйкяне -  потомки  Амалэйка, правнука Ицхака, внука Эсава , сына Элифаза  и наложницы  Тимны.   Известное  мнение: "Эсав  ненавидит  Якова", и ненависть  к потомкам последнего  достигла  своей вершины в деяниях   Амалэйка. )

    Сравнивая  два вышеприведенных  предложения из Танаха , убеждаешься в  их   сходстве.   Повторение " от Хавилы  " в той же комбинации  с  "Шур, что напротив Египта". Предложения  почти близнецы.  Только население изменилось. Важный вопрос – чьи потомки живут на границах с Израилем ?

    Иммануил  Великовский, изучая записи  древних  египтян в сопоставлении  с текстом Святого Писания ,  дал новую трактовку имени  "гиксосы"-  "аму – амаликитяне".  В его версии царь Шаул способствовал освобождению Египта от их  ига.  После поражения  в битве  "…империя амаликитян от Хавилы в землях Евфрата до "самого Египта" находилась в агонии". ( см. "Эдип и Эхнатон",1996, стр.122). Это еще одна версия расположения страны Хавила.

       Заметка вторая.

   В анонимном  географическом  трактате( IУ век нашей эры)  "Полное описание вселенной и народов" в параграфе   21  читаем нижеследующее :" …..персы, нечестивые и вероломные, не соблюдают соглашений, касайся они войны или чего –нибудь   иного." (см. или " Expositio totius  mundi et gentium").

 В книге армянского историка Аракела  Даврижеци  (XYII  век) "Книга Историй"  34 глава называется "История евреев, проживавших в городе Исфахане, а также и других евреев, которые проживали под владычеством персидских царей ,( о том), по какой причине их вынудили отречься от своей религии и принять веру Магомета."  Глава 54 – это книга о драгоценных камнях.
   Что ждет  весь мир  и нас ? Можно сформулировать вопрос иначе:   чего или  кого  ждет весь мир?
    Оставим заметки на полях и продолжим поиск камня шоhам.


Рецензии