Письма о живописи 8

Jestyango – Etio
“ ….. ” VII 2007, Berlogenburg
……………………………………………………………………………………………

Здравствуй, Etio!

Сначала – итоги лабораторной работы.
Что нам дают ее результаты? Кроме безнадежно испорченного мысленного штангенциркуля – «Таблицу результатов измерения толщин бутербродных ингридиентов».


БУТЕРБРОДЫ – СУМАСБРОДЫ

До нашей лабораторной мы знали только один способ ускользновения бутербродов: драпают, спрыгивая со стола. При этом законопослушные – падают маслом вниз, остальные – уходят врассыпную (булгаковское выражение, по его версии – типично бандитский прием).
Теперь же (см. «Таблицу»… да, в те строчки, где цифры нам рожи строят) обнаружена еще одна лазейка: ускользают в иное качество.
И самим-то им это даром не проходит;  в новом качестве они тонут и растворяются, перестают быть самими собой… Драпанули – утонули.

Отсюда – применительно к нашей теме – вывод: искусство, чересчур перегруженное «искушенностью», изощренностью, мастерством,– по «второму закону бутерброда»,– ускользает в иное качество, перестает быть искусством.
Предлагаю вновь открытый закон назвать законом Бутерброда – Сумасброда.

Моя двухуровневая версия «искусства как вещи в себе», конечно, всего лишь гипотеза.


ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

До сих пор я умышленно избегал каких-либо ссылок на примеры. Дело понятное: примеры воспринимаются каждым зрителем индивидуально, субъективно. У Иван Иваныча от картины Петра Петровича аж крышу сносит, а Сидор Сидорович к тому же полотну «ровно дышит»… Не могу не упомянуть еще и Макар Макарыча, который при виде подобных картин брезгливо плюется и разражается площадной бранью.

Но вот вполне музейный пример, достаточно объективный, как мне кажется, – творчество Анри Матисса.
Ведь с точки зрения изощренности, мастерства, «искушенности», оно вообще ниже всякой критики. Где мастеровитая кисть с её виртуозными полётами, где роскошь валёров, где разнообразие фактур, где глубина лессировок? Ау-у!!! О строгости рисунка вообще молчу.
Искусство на грани деградации и развала.
(Не для таких ли «деградантов» один исторический деятель предусмотрел газовые камеры и другие технические новинки?)
Но вот поди ж ты! Полотна Матисса давно в лучших музеях. Чем еще кроме двухуровневой версии можно объяснить сей факт?
Проводя здесь – в творчестве названного Матисса – границу между «хлебом» и «маслом», приходим к выводу: а потому, что у него "масло" уж больно вкусное.

Etio, тут я опять вынужден прерваться. На службу пора. У меня в плане на ближайшую Емелю «Китайская грамота».
Если утомил, давай красную ракету, если нет – зеленую.
До!


Рецензии
Здравствуйте! С НОВЫМ 2014 ГОДОМ!
С уважением, Виктор Дмитриевич, из Омска

Виктор Перепёлкин   05.01.2014 14:18     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор Дмитриевич! Большое спасибо за внимание, я тронут. Разрешите также поздравить и Вас. Желаю доброго здоровья, счастья, благополучия Вам и Вашим близким.

Андрей Медведев-Берлогин   09.01.2014 23:47   Заявить о нарушении