Николай Ильич Камов 1902-1973

                Выдающийся конструктор вертолетов.


На конференции в Историческом музее, посвященной   350-летитю Иркутска неожиданно для себя узнала, что Иркутск был колыбелью для двух выдающихся, всемирно известных конструкторов  вертолетов, Н.И. Камова и М.Л. Миля,    создателей вертолетостроения в нашей стране.

     Доклад "Из жизни и творческой биографии конструктора вертолетов Н.И. Камова"(1)  сделал на конференции Васин Анатолий Николаевич - почетный авиастроитель,  директор Музея истории и трудовой славы ОАО "Камов".  Оказывается, жили будущие выдающиеся  конструкторы неподалеку друг от друга.   Николай Ильич был  на  семь лет старше М.Л. Миля.

                Справка:
Камов Николай Ильич (1902-73), сов. авиаконструктор, д-р технич. наук (1962).  Герой соц. труда (1972). Чл. КПСС с 1943. Под руководством Камова создан ряд автожиров и вертолетов (серия Ка), аэросани. Гос. премия СССР  (1972)  (2).
    В память о Николае Ильиче  в 1974 г. Ухтомскому вертолетному заводу (так называлось тогда ОКБ, которое он возглавил)  было присвоено имя Н.И. Камова,  с 1992 г. - ОАО "Камов". Его имя носят улицы в Москве и  в Улан-Удэ.
Мемориальные доски  установлены в  Москве и Иркутске на домах, в которых жил Н.И. Камов,  и у входа на завод.    В 1977 г. открыт  бюст Николаю Ильичу на территории   Ухтомского вертолетного завода  имени Н.И. Камова.

    В Метрической книге Благовещенской церкви записано: «…родители – преподаватель Иркутского промышленного училища Илья Михайлович Камов и его жена Елена Федоровна, оба православные (3).
   Отец Николая Ильича, получивший образование в Варшаве, преподавал  словесность в    Коммерческом училище.
   Мать - Елена Теодоровна (Федоровна)  Лянглебен, училась на   акушерских курсах, когда познакомилась со своим будущим мужем.  В 1900 г.  Камовы приезжают в Иркутск,  где в том же году у них рождается дочь Галина, а в 1902 г.   появляется второй ребенок  - сын Николай, получивший при родах травму плеча, что в дальнейшем освобождало его от воинской повинности.
         
   Семья Камовых проживала в 1900–1909 гг. по ул. Большой, 18/2, с 1909 г. – по ул. Ланинской, 18  (4).   
   В Иркутской летописи несколько интересных сведений об отце Н.И.Камова Илье Михайловиче:
"22 февраля 1906 г. постановлением временного генерал-губернатора генерал-лейтенанта  К.М. Алексеева из Иркутска на всё время военного положения выслан преподаватель Иркутского промышленного училища И.М. Камов"(5).
    "19 августа 1920 г. состоялось открытие рабочего факультета Иркутского университета в составе двух отделений... Руководители отделений (идет перечисление отделений) и общественно-экономического – И.М. Камов"(6).

    "1 сентября 1923 г. завершена начавшаяся в марте работа по формированию в новом здании учебных кабинетов и лабораторий рабфака им. Н.Н. Яковлева при Иркутском университете.... Были оборудованы: (идет перечисление кабинетов) и  кабинет родного языка с читальным залом, заведующий И.М. Камов.(7)

    Закончив  с золотой медалью  Иркутское коммерческое  училище, в  1920 г  Николай Камов поступил в Томский технологический институт  (ныне политехнический). Фамилия Н. Камова есть на мраморной доске в списке студентов, окончивших институт с отличием.  В институте Камов стал активным участником аэрокружка, что и определило всю его  дальнейшую судьбу. Здесь он познакомился с молодым преподавателем А.В. Квасниковым,    впоследствии проф., д.т.н., преподававшем   в МАИ. 
 
  В  Иркутской летописи есть   сведения о работе   Н.И. Камова в разные годы в Иркутске, как во время учебы в Томске, так и после переезда в Москву.  Хочу сразу привести эти данные, чтобы не возвращаться к этому периоду жизни.   Так отмечено, что он:
      - "Одно время работал инженером-механиком «Добролета» (8);
      -   "29 сентября 1925 г. инженер-механик «Добролета» Н.И. Камов сообщил, что воздушную линию на Алдан–Якутск решено провести от Иркутска, а не от станции Невер, как предполагалось ранее" (9); 
      -  "В 1925–1926 гг. принимал участие в ремонте самолётов в иркутском аэропорту в Боково. Принимал участие и в прокладке воздушной трассы Иркутск – Алдан – Якутск";
      -  "7 августа 1928 г. вышел из ремонта гидросамолет «Моссовет», предназначенный для почтово-пассажирских перевозок на линии Иркутск–Бодайбо и Иркутск–Якутск. В определении состояния самолета и необходимого ему ремонта принимал участие Н.И. Камов"(10). 
    Из этих сведений видно, что Николай Ильич еще долго не терял связи с Иркутском.

    Получив образование инженера-механика Николай Камов приехал в Москву и, интересный факт биографии:  поступает  не инженером (хотя в то время инженеры были на вес золота), а рабочим на Концессионный авиационный завод Юнкерса, где в течение двух лет изучил  в совершенстве технологию сборки самолета. Становится руководителем конструкторской бригады на этом заводе, предварительно поработав слесарем, механиком, сборщиком двигателей, испытателем моторов.
 
    Затем он работал начальником бригады в КБ   Дмитрия Павловича   Григоровича  и начальником бригады и  ведущим   конструктором в КБ у Поля Ришара, приглашенного из Франции, у которого Николай Ильич  стал ведущим инженером по летным испытаниям самолета-торпедоносца.

    В 1930 г. Николай Ильич  женился на Анастасии Владимировне Ставровской, которую он знал еще по Иркутску, ставшей к тому времени инженером-экономистом,  и в 1935 г. у них родилась дочь Татьяна.

    Многие годы с 1928 по 1943 гг. Н.И.Камов проектировал и строил автожиры (11).   К созданию автожиров Н.И. Камов пришел под влиянием  сообщения в прессе  о перелете   через Ла-Манш  на автожире, созданном испанцем Хуаном де ла Сиервы,  построившим  первый в мире автожир в 1920 г.   

   В ноябре 1948 г. выходит из печати книга Н.И. Камова "Винтовые летательные аппараты".
   В дальнейшем Н.И. Камов впервые в мире создает  серию вертолетов  с соосной (12)  схемой Ка-8, Ка-10; Ка-15; Ка-18; Ка-25; Ка-26 и Ка-27, который поднял в воздух Е.И. Ларюшин 24 декабря 1973 г.,  через месяц после кончины Генерального конструктора.    
Вертолет Ка-10 первым выдержал государственные испытания, стал выпускаться малой серией  и  в 1950 г.   положил начало образованию корабельной  (палубной)  авиации.

   В 1956 г. на авиационном заводе в Улан-Удэ приступили к серийному производству  Ка-15, на базе которого был создан ряд модификаций.   Производство вертолета  Ка-25   связано с созданием океанского флота,   обеспечения противолодочной обороны и уничтожения атомных подводных лодок.  Об использовании  Ка-25  для навигации судов в северных широтах будет рассказано далее.
Строчки  с перечислением вертолетов, созданных ОКБ под руководством Н.И. Камова, а  за ними вся жизнь, посвященная вертолетостроению,  громадный труд  коллектива, испытания новой техники,  трудности  создания  и  радость творческих побед.

   Н.И. Камов  создал и летательный аппарат нового типа - винтокрыл Ка-22  (комбинация самолета и вертолета), на котором установлено 8 мировых рекордов.
 Перечислю основные мировые авиационные рекорды, установленные на вертолетах Н.И. Камова, созданных при жизни  конструктора.

             Вертолет Ка-15.
 Полетный вес от 1000 до 1750 кг. Скорость по замкнутому  маршруту в 100 км - 162,7 км/ч  (В.В. Виницкий 29.05.58); скорость по замкнутому маршруту в 500 км - 170,445 км/ч                (В.В. Виницкий 06.05.59).

            Вертолет Ка-26. 
Полетный вес от 1750 до 3000 кг. Время подъема на высоту 3000 м-8 мин.51,2 с (А.В. Шерстюк 08.04.1980). Максимальная высота в горизонтальном полете – 5330 м (А.В. Шерстюк 17.06.1980). Максимальная высота – 5626 м (Т.И. Зуева 11.03.1982).
Максимальная высота в горизонтальном полете – 5602 м (подкласс Е-1) (Т.И. Зуева 11.03.1982). Максим. высота в горизонтальном полете – 5602 м (подкласс Е-1d) (Т.И. Зуева 11.03.1982). Время подъема на высоту 3000 м - 8 мин.19,3 с
(Н.И. Еремина 11.03.1982)

           Винтокрыл Ка-22.
Скорость полета на базе 15-25 км - 356,3 км/ч   (Д.К. Ефремов и В.В. Громов 07.10. 61). Высота подъема 2588 м    (Д.К. Ефремов и В.В. Громов  24.11.61) - без груза, с коммерческим  грузом 1000 кг,  2000 кг, 5000кг  и 10000 кг.   Максимальный  груз, поднятый на высоту более 2000 м - 16485 кг (Д.К. Ефремов и В.В. Громов 24.11.1961)


         (Продолжение следует)


Рецензии