Николай Ильич Камов 1902-1973
На конференции в Историческом музее, посвященной 350-летитю Иркутска неожиданно для себя узнала, что Иркутск был колыбелью для двух выдающихся, всемирно известных конструкторов вертолетов, Н.И. Камова и М.Л. Миля, создателей вертолетостроения в нашей стране.
Доклад "Из жизни и творческой биографии конструктора вертолетов Н.И. Камова"(1) сделал на конференции Васин Анатолий Николаевич - почетный авиастроитель, директор Музея истории и трудовой славы ОАО "Камов". Оказывается, жили будущие выдающиеся конструкторы неподалеку друг от друга. Николай Ильич был на семь лет старше М.Л. Миля.
Справка:
Камов Николай Ильич (1902-73), сов. авиаконструктор, д-р технич. наук (1962). Герой соц. труда (1972). Чл. КПСС с 1943. Под руководством Камова создан ряд автожиров и вертолетов (серия Ка), аэросани. Гос. премия СССР (1972) (2).
В память о Николае Ильиче в 1974 г. Ухтомскому вертолетному заводу (так называлось тогда ОКБ, которое он возглавил) было присвоено имя Н.И. Камова, с 1992 г. - ОАО "Камов". Его имя носят улицы в Москве и в Улан-Удэ.
Мемориальные доски установлены в Москве и Иркутске на домах, в которых жил Н.И. Камов, и у входа на завод. В 1977 г. открыт бюст Николаю Ильичу на территории Ухтомского вертолетного завода имени Н.И. Камова.
В Метрической книге Благовещенской церкви записано: «…родители – преподаватель Иркутского промышленного училища Илья Михайлович Камов и его жена Елена Федоровна, оба православные (3).
Отец Николая Ильича, получивший образование в Варшаве, преподавал словесность в Коммерческом училище.
Мать - Елена Теодоровна (Федоровна) Лянглебен, училась на акушерских курсах, когда познакомилась со своим будущим мужем. В 1900 г. Камовы приезжают в Иркутск, где в том же году у них рождается дочь Галина, а в 1902 г. появляется второй ребенок - сын Николай, получивший при родах травму плеча, что в дальнейшем освобождало его от воинской повинности.
Семья Камовых проживала в 1900–1909 гг. по ул. Большой, 18/2, с 1909 г. – по ул. Ланинской, 18 (4).
В Иркутской летописи несколько интересных сведений об отце Н.И.Камова Илье Михайловиче:
"22 февраля 1906 г. постановлением временного генерал-губернатора генерал-лейтенанта К.М. Алексеева из Иркутска на всё время военного положения выслан преподаватель Иркутского промышленного училища И.М. Камов"(5).
"19 августа 1920 г. состоялось открытие рабочего факультета Иркутского университета в составе двух отделений... Руководители отделений (идет перечисление отделений) и общественно-экономического – И.М. Камов"(6).
"1 сентября 1923 г. завершена начавшаяся в марте работа по формированию в новом здании учебных кабинетов и лабораторий рабфака им. Н.Н. Яковлева при Иркутском университете.... Были оборудованы: (идет перечисление кабинетов) и кабинет родного языка с читальным залом, заведующий И.М. Камов.(7)
Закончив с золотой медалью Иркутское коммерческое училище, в 1920 г Николай Камов поступил в Томский технологический институт (ныне политехнический). Фамилия Н. Камова есть на мраморной доске в списке студентов, окончивших институт с отличием. В институте Камов стал активным участником аэрокружка, что и определило всю его дальнейшую судьбу. Здесь он познакомился с молодым преподавателем А.В. Квасниковым, впоследствии проф., д.т.н., преподававшем в МАИ.
В Иркутской летописи есть сведения о работе Н.И. Камова в разные годы в Иркутске, как во время учебы в Томске, так и после переезда в Москву. Хочу сразу привести эти данные, чтобы не возвращаться к этому периоду жизни. Так отмечено, что он:
- "Одно время работал инженером-механиком «Добролета» (8);
- "29 сентября 1925 г. инженер-механик «Добролета» Н.И. Камов сообщил, что воздушную линию на Алдан–Якутск решено провести от Иркутска, а не от станции Невер, как предполагалось ранее" (9);
- "В 1925–1926 гг. принимал участие в ремонте самолётов в иркутском аэропорту в Боково. Принимал участие и в прокладке воздушной трассы Иркутск – Алдан – Якутск";
- "7 августа 1928 г. вышел из ремонта гидросамолет «Моссовет», предназначенный для почтово-пассажирских перевозок на линии Иркутск–Бодайбо и Иркутск–Якутск. В определении состояния самолета и необходимого ему ремонта принимал участие Н.И. Камов"(10).
Из этих сведений видно, что Николай Ильич еще долго не терял связи с Иркутском.
Получив образование инженера-механика Николай Камов приехал в Москву и, интересный факт биографии: поступает не инженером (хотя в то время инженеры были на вес золота), а рабочим на Концессионный авиационный завод Юнкерса, где в течение двух лет изучил в совершенстве технологию сборки самолета. Становится руководителем конструкторской бригады на этом заводе, предварительно поработав слесарем, механиком, сборщиком двигателей, испытателем моторов.
Затем он работал начальником бригады в КБ Дмитрия Павловича Григоровича и начальником бригады и ведущим конструктором в КБ у Поля Ришара, приглашенного из Франции, у которого Николай Ильич стал ведущим инженером по летным испытаниям самолета-торпедоносца.
В 1930 г. Николай Ильич женился на Анастасии Владимировне Ставровской, которую он знал еще по Иркутску, ставшей к тому времени инженером-экономистом, и в 1935 г. у них родилась дочь Татьяна.
Многие годы с 1928 по 1943 гг. Н.И.Камов проектировал и строил автожиры (11). К созданию автожиров Н.И. Камов пришел под влиянием сообщения в прессе о перелете через Ла-Манш на автожире, созданном испанцем Хуаном де ла Сиервы, построившим первый в мире автожир в 1920 г.
В ноябре 1948 г. выходит из печати книга Н.И. Камова "Винтовые летательные аппараты".
В дальнейшем Н.И. Камов впервые в мире создает серию вертолетов с соосной (12) схемой Ка-8, Ка-10; Ка-15; Ка-18; Ка-25; Ка-26 и Ка-27, который поднял в воздух Е.И. Ларюшин 24 декабря 1973 г., через месяц после кончины Генерального конструктора.
Вертолет Ка-10 первым выдержал государственные испытания, стал выпускаться малой серией и в 1950 г. положил начало образованию корабельной (палубной) авиации.
В 1956 г. на авиационном заводе в Улан-Удэ приступили к серийному производству Ка-15, на базе которого был создан ряд модификаций. Производство вертолета Ка-25 связано с созданием океанского флота, обеспечения противолодочной обороны и уничтожения атомных подводных лодок. Об использовании Ка-25 для навигации судов в северных широтах будет рассказано далее.
Строчки с перечислением вертолетов, созданных ОКБ под руководством Н.И. Камова, а за ними вся жизнь, посвященная вертолетостроению, громадный труд коллектива, испытания новой техники, трудности создания и радость творческих побед.
Н.И. Камов создал и летательный аппарат нового типа - винтокрыл Ка-22 (комбинация самолета и вертолета), на котором установлено 8 мировых рекордов.
Перечислю основные мировые авиационные рекорды, установленные на вертолетах Н.И. Камова, созданных при жизни конструктора.
Вертолет Ка-15.
Полетный вес от 1000 до 1750 кг. Скорость по замкнутому маршруту в 100 км - 162,7 км/ч (В.В. Виницкий 29.05.58); скорость по замкнутому маршруту в 500 км - 170,445 км/ч (В.В. Виницкий 06.05.59).
Вертолет Ка-26.
Полетный вес от 1750 до 3000 кг. Время подъема на высоту 3000 м-8 мин.51,2 с (А.В. Шерстюк 08.04.1980). Максимальная высота в горизонтальном полете – 5330 м (А.В. Шерстюк 17.06.1980). Максимальная высота – 5626 м (Т.И. Зуева 11.03.1982).
Максимальная высота в горизонтальном полете – 5602 м (подкласс Е-1) (Т.И. Зуева 11.03.1982). Максим. высота в горизонтальном полете – 5602 м (подкласс Е-1d) (Т.И. Зуева 11.03.1982). Время подъема на высоту 3000 м - 8 мин.19,3 с
(Н.И. Еремина 11.03.1982)
Винтокрыл Ка-22.
Скорость полета на базе 15-25 км - 356,3 км/ч (Д.К. Ефремов и В.В. Громов 07.10. 61). Высота подъема 2588 м (Д.К. Ефремов и В.В. Громов 24.11.61) - без груза, с коммерческим грузом 1000 кг, 2000 кг, 5000кг и 10000 кг. Максимальный груз, поднятый на высоту более 2000 м - 16485 кг (Д.К. Ефремов и В.В. Громов 24.11.1961)
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №213120501882