5 декабря

       Наш век -- истинный век критики.
       Религия и законодательство обыкновенно думают ус­кользнуть от критики. Религия -- с помощью своей святости, законодательство -- с помощью своего внешнего величия.
       Но этим самым они возбуждают против себя подозрение и не могут рассчитывать на непритворное уважение, потому что разум относится с уважением только к тому, что в состоя­нии выдержать его свободное и публичное испытание.
      

    Кант
      

    2
      
       Миссионеры старательно распространяют христианство в Индии. Но может ли церковное христианство дать Индии более завидный удел, чем тот, какой она имела в прошлом? Может ли оно дать ей более умственной и духовной силы, чем сколько есть у нее и сколько было со времен незапамятных? Есть ли у церковного христианства более высокое представ­ление о вездесущем, всемогущем и всезнающем божестве, чем у последователей браминского учения? Неужели мысль о боге, который прогуливался по саду с Адамом и Евой и не слыхал того, что говорили они, потому что отошел от них на некоторое расстояние, который испугался нападения на его небесную твердыню со стороны строителей какой-то башни и ел жареных ягнят со стариками, который приходил в ярость из-за разных пустяков, и то и дело проклинал несчастных, созданных им людей за их ошибки, -- может ли мысль о таком боге быть чем-либо высшим сравнительно с представлением о невидимом, всезнающем, всемогущем существе, которое . проявляет свою волю всюду во вселенной? А вера в божественность Христа, в его воплощение, воскресение и искупи­тельную жертву? Разве не есть это кощунство -- впутывать высшее и величайшее существо в дела смертных? Если индусы должны верить в воплощение, то почему им не верить в воплощение Кришны или Рамы: почему они должны верить не в них, а в Христа? Однако бог, как это сказано в истинно священном писании человечества, не имеет тела и не был рожден (Иоан. 4 гл.) и не может воплощаться. Учение о вос­кресении -- не более как сказка: могила никогда не выдавала своих мертвецов, если они точно были мертвецами. Что же касается искупления, то учение это противоречит уже самым первобытным понятиям о справедливости.
      

    Люси Малори
      
      
      

    3
      
       Все исследуй, давай разуму первое место.
      

    Пифагор
      

    4
      
       Жизнь состоит в том, чтобы добывать все более и более истину о своем назначении и жить более и более согласно с этой истиной. Все же ложные религии говорят, что у них в писании или предании находится готовая, полная, совершен­ная истина (Веды, Библия, Коран) и есть средство жить сооб­разно с этой истиной (вера, жертвы, молитва, благодать). Так что ни искать истины не нужно, ни трудиться над улучшени­ем своей жизни. Это ужасно.
      

    5
      
       Не надо бояться тех разрушений, которые совершает ра­зум в установленных людьми преданиях. Разум не может ни­чего уничтожать, не заменяя его истиной. Таково его свойст­во.

Лев Толстой


Рецензии