Женские бои без правил

ЮЛИЯ ВАНАДИС - http://www.proza.ru/avtor/vanadis  -  ПЕРВОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ «ЛАУРЕАТ 20» МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


      – Я ненавижу свою дочь, – бархатный голос чуть дрогнул.
       София внимательно посмотрела на сидящую напротив молодую женщину:  «Вот оно что». Холеная, элегантная, с обворожительным лицом то ли ангела, то ли демона, эта женщина сразу удивила своим появлением здесь.
       «Теперь не спугнуть бы», – София привыкла к странным посетителям.
       – Как вас зовут?
       – Алика,  – женщина перестала мять в руках ремешок дорогой сумочки и бросила, словно вызов:  – Я ненавижу свою дочь! Нет, не так. Я не люблю свою дочь и за это ненавижу себя.
       «Час от часу не легче…» – София слегка изломила в удивлении бровь – посетителю не показывают эмоции.
       – Сколько вашей дочери?
       – Шесть.      
       «Оптимистичное начало».
       Работа в реабилитационном центре приучила ничему не удивляться. Нередко приходилось сталкиваться с резким неприятием родителями собственных детей, но там или наркотики, или алкоголь, иногда секты, а тут… шесть лет. Чем провинилась такая кроха?
       – Алика, давайте по порядку.
       – Давайте…  – голос холодней льда.
       «Не доверяет мне. Тогда зачем пришла? Очистить совесть?»
       – Вы не любите свою дочь. Так?
       – Да.
       – И не можете себе это простить?
       – Да.
       – За что конкретно вы ее не любите? С ней много хлопот, она вас не воспринимает, хамит?..
       – Настя хамит? Что вы, моя девочка – золотой ребенок, – голос ожил негодованием.
       – Но?.. – София терпеливо ждала ответ.
       – Она некрасива. Понимаете?
      Алика оперлась ладонями о край стола, словно демонстрируя идеальный маникюр,  и слегка нагнулась вперед. София вдохнула:
       – Нет, не понимаю.
       – Сейчас, – женщина полезла в свою сумочку, предоставляя время обдумать дальнейшую тактику.
       – Вот, смотрите!  Я специально взяла…
       На праздничном фото трое: Алика, видимо её муж и девочка. София взяла карточку и внимательно всмотрелась – обычный снимок, который есть в любом семейном альбоме  – счастливые, улыбающиеся лица. Присмотрелась к дочке, тоже ничего особого: чуть грузна, черты лица грубоваты, но очень милы, улыбка просто очаровательна… Что не так?
       – Вы видите? Видите? – в голосе появились истеричные нотки.
       София перевела взгляд с фотографии на оригинал: «Бывают же такие красивые женщины». Сама она была не фотогенична – симпатичная внешность и мягкий взгляд безжалостно превращались камерой в простоватое лицо.   
       «Зайдем с другой стороны», – София кивнула на фото:
       – Это отец Насти?
       – Да.
       – Очень эффектный мужчина.
       Тот и впрямь был хорош, словно с обложки глянца: поджар, ухожен, как барин, но с открытой человечной улыбкой и колючим взглядом.
       – Теперь вы меня понимаете? – Алика достала сигареты. – Можно?
       – Курите. Что мне надо понять?
       – Посмотрите на нас с мужем. У нас должна быть совсем не такая дочь, понимаете! Совсем не такая!
       – У вас прекрасная девочка, – София пыталась сдержать сочащуюся злость. – Пусть и непохожая на вас, но не у всех детей ангельские лица.
       – Вы ничего не понимаете! Мне стыдно идти за руку с дочкой. На нас оборачиваются, шепчутся за спиной, я вижу, как мои знакомые косятся в сторону Насти… Они смеются! Да, они смеются над тем, что моя дочь уродина. Если бы был мальчик – бог с ним, но девочка…
       «Эки у тебя тараканы в голове», – София молча смотрела на дрожащий кончик тонкой сигареты. Она пыталась сдержать себя, чтобы не наговорить лишнего.
       – Зачем же вы так, – вздохнула почти спокойно. – Ваша дочь не уродина. Она обычная девочка. Таких миллионы, они прекрасно живут, обычность никак не мешает им быть счастливыми. Иногда даже помогает.
       – Моя дочь не имеет права быть обычной. У нее прекрасные гены!
       София разозлилась: «Я зря трачу время».
       К ней приходили с глубокими проблемами, приносили боль, страх, непонимание. Она пыталась вывести людей из тупиковых лабиринтов. А здесь просто красивая самовлюбленная дура! Но девочка… Девочка не виновата, что у нее такая мать. У Софии больно екнуло в груди: «Ну почему именно сегодня?»
       – Вам повезло, – в голосе спокойствие и мягкость. – Вам и вашему мужу. Такая внешность, как у вас – подарок, но природа иногда хочет отдохнуть.
       – Но почему на нашей дочери?! – Алика вскочила с места и стала мерить шагами комнату.
       Цокот каблучков звонко отскакивал от кафельного пола. София смотрела на грациозное создание, мечущееся, словно зверь в клетке. Природа, безусловно, отдохнула и здесь. Не на внешней стороне – на внутренней.
       – Этого никто не знает. Может, присядете?
       Женщина нервно затянулась, злобно вдавила бычок в край пепельницы и села.
       – А что ваш муж думает по этому поводу?
       – Ха! Он обожает Настю, – она засмеялась колким, словно битое стекло, смехом. –  Носится с ней, как с принцессой, словно не замечает, что она похожа на гадкого утенка.
       «Хоть один нормальный в семье».
       – Из гадких утят вырастают прекрасные лебеди.
       – Издеваетесь? – Софию прожег злобный взгляд. Алика перешла на шепот: – Я разговаривала с врачами. Они отказываются делать ребенку пластику, говорят – нет показаний. Я в тупике! Я не могу видеть свою дочь, у меня разрывается сердце, когда она неуклюже бежит или спрашивает: «Я, когда вырасту, буду такой же красивой, как ты?» Что я могу ответить? Нет, доченька, ты будешь ни-ка-кой!
       – А вы не пробовали ее просто любить? Как ваш муж.
       Алика вздрогнула и уставилась в стену.
       «В точку!» – София не первый год работала с людьми.
       – Вы ведь не из-за дочери пришли, а из-за него.
       – Из-за нее тоже…
       – Не лгите мне. Я же хочу вам помочь.
       – Поймите, я не монстр. Но у меня нервы не железные. Иногда я не выдерживаю, срываюсь…
       София смотрела на прекрасное лицо собеседницы и думала, что красота – такое же проклятие, как уродство.
       – …могу ударить Настю…
       – И ваш муж случайно узнал об этом?..
       – Да. Он сказал, еще раз увидит – разведется и заберет дочь.
       «Несложно догадаться».
       – И что вы намерены делать?
       – Не знаю… – Алика всхлипнула. Смешно так, по-детски. – Поэтому и пришла сюда.
       – Может, вам завести второго ребенка? Вы будете любить его, а ваш муж – Настю. И все счастливы.
       «Что ты несешь? Ты же профессионал!» – София одернула себя. – «Никаких эмоций, ничего личного». Но эта женщина раздражала её все сильней.
       – Еще одного? – слезы высохли, не успев появиться, Алика вновь вскочила. – Еще одного я не переживу. А вдруг опять… Кто даст гарантию, что второй ребенок будет нормальным?
       «Пора заканчивать».
       – Вы пришли ко мне за советом. Вот он – разводитесь. Пусть девочка живет с отцом.
       – Что вы себе позволяете? С каким отцом? Я не собираюсь рушить свою жизнь ради этого ребенка!
       – Вашего ребенка.      
       – Плевать!
       – Вам на всех плевать,  – София чувствовала, как злость тянет руки к ее горлу, выпускает свои липкие щупальца и готовится к бою.
       – Как вы смеете? – Алика вскрикнула, как от пощечины. – Вам не понять моего горя. Вы сидите здесь и копаетесь в чужом грязном белье. Вся такая чистенькая и правильная…
       – Замолчите!
       Крик эхом отскакивал от стен, словно мячик в пинг-понге.
       – Не подумаю, – Алика вскочила и сделала новый выпад: – Вы ведь осуждаете меня, я вижу. Ви-ижу по вашим глазам, как вы презираете меня. Вам не понять, что значит уродливый ребенок!
       – Мне не понять?
       – Да!
       София почувствовала, как внутри лопается тормоз, и она с визгом несется под откос:
       – Сядьте и помолчите! Моему сыну десять. Когда в роддоме мне сказали, что у него тяжелая форма ДЦП, со мной была истерика – не поверила, потом думала написать отказ, потом решила, что справлюсь. Я понимала, что будет тяжело, но я не знала, что впереди меня ждут вот уже десять лет ада…
       Две женщины взглянули друг другу в глаза. Тяжелая, липкая тишина связала их невидимой нитью.
       – Вам больно видеть свою дочь? – на побледневшем лице Софии глаза казались бездонными черными впадинами. – Вы просто не знаете, что такое настоящая боль! Вы не представляете, чего стоит видеть, что твой ребенок живет, словно растение, знать, что он никогда не станет хоть чуть-чуть похож на других и, самое страшное, – надеяться, что он умрет раньше тебя, потому что без тебя он ничего не может и никому не нужен... И вы рассказываете мне, как вам плохо?
       – Простите, я же не знала… – Алика отвела взгляд.
       – Не знали. Да. Каждый видит только свои проблемы… – она вздохнула. – Вы не способны любить свою дочь такой, какая она есть? А вы попробуйте представить, как можно любить беспомощное, уродливое существо, которое даже сказать ничего не может, а лишь мычит и улыбается. А у вас разрывается сердце от страха, отвращения и боли, потому что это ваш ребенок и вы его все равно любите! Каждый день, каждый час, каждую секунду вы наступаете себе на горло, и вам никто не может помочь…
       – А отец?.. Его отец, – в шепоте любопытство и страх.
       – Мужчины ломаются быстрей… – София, не мигая, смотрела в стену. – Он ушел, когда я наотрез отказалась от второго ребенка.
       – А как же вы?
       – А я пришла работать в этот центр, чтобы хоть как-то заглушить свою боль, чтобы видеть, что я не одна такая, чтобы помочь другим и стать от этого сильней.
       – Стали? – Алика проглотила подступивший к горлу комок.
       – Не знаю… Моя жизнь давно принадлежит не мне. – София закрыла ладонями лицо. В голосе металлический хруст:  – У вас есть муж, у вас здоровый, хоть и не похожий на вас, ребенок. И вы смеете жаловаться на жизнь!?
       Алика привстала, стараясь не смотреть на сидящую за столом женщину, подошла к двери и обернулась у самого порога:
       – Спасибо. Спасибо вам за все… Пожалуй, я пойду.
       – Идите, – София убрала ладони с глаз, открыв пустоту, поднялась и медленно подошла к окну.
       «Какого черта ты все это наговорила?! Нельзя срываться, нельзя!.. Знаю. Просто сегодня такой день…» – вздохнула, словно вскрикнула, и замерла. Она привыкла встречаться со своей болью один на один. Ей некому звонить, некого просить о помощи. Этот бой – только её бой. Она разбила небо, в котором над ней посмеялся Бог, разбила… и осколки никак не собрать.
       За окном метель. В день рождения ее сына всегда идет снег…  Слез нет. Их давно не стало. С тех самых пор, как десять лет назад она подписала отказ от собственного ребенка.

(фото Игоря Волошина "Кто, если не я")


Рецензии
Очень тронул Ваш рассказ, Юлия! Удачи!

Светлана Васильевна Волкова   13.01.2014 14:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.